Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конституционное регулирование социальных и духовно-культурных отношений




Социальная политика. Конституция КНР и доку­менты КПК оперируют крупными социально-структурными общностями как наиболее значимыми для китайского общества и для управления им: используются такие привычные для со­циалистического "конституционализма" понятия, как классы, рабочие, крестьяне, интеллигенция, народы. Так, во введе­нии к Конституции записано, что "в деле социалистического строительства необходимо опираться на рабочих, крестьян и интеллигенцию...". Действительно, в период господства идеа­лов "большого котла" и "железной плошки", нивелировки по­требностей населения и искусственного поддержания однород­ности их интересов классы выступали как наиболее социально значимые структуры китайского общества.

Экономическая реформа стимулировала осознание специ­фичности интересов различных слоев и групп. Исследования социологов показывают, что представители различных слоев населения все чаще идентифицируют себя не с каким-либо классом (а следовательно, не поддерживают его политические и социальные установки и программы), а с иными социокультурными общностями (по национальности, образованию, воз­расту и т. д.): все отчетливее осознает свои специфические интересы молодежь, формируются этноконфессиональные общности, кадровые специалисты, служащие государственно­го аппарата, преподаватели все чаще пишут о превращении интеллигенции в самую прогрессивную общественную силу*. Вследствие огромной численности населения КНР каждая из таких общностей бывает равна по своей численности населе­нию крупного европейского государства. В КНР, например, проживает свыше 120 млн. человек в возрасте свыше 60 лет, имеющих в силу этого общие интересы прежде всего в сфе­ре здравоохранения и социального обеспечения***.

* Подробнее см.: Зотов В. Е. Реформа в Китае глазами китайцев: опро­сы общественного мнения в КНР // Народы Азии и Африки. 1989. № 6.

** По китайским данным, 60% из них содержатся за счет детей, около 25% — за счет собственных доходов, 15% — за счет пенсий (см.: Кокарев К. Традиционная политическая культура Китая и современность // Проблемы Дальнего Востока. 1997. № 2. С. 59—60).

 

Реальную и острую социальную проблему представляет собой в КНР безработица, которая, по оценкам специалис­тов, должна была охватить в 2000 г. 268 млн. человек*. И хотя согласно частям второй и четвертой ст. 42 Конституции "госу­дарство различными путями создает условия для трудоуст­ройства, улучшает охрану и условия труда, а также на основе развития производства повышает оплату труда и материальное благосостояние трудящихся", а кроме того, "осуществляет не­обходимое трудовое обучение граждан до устройства их на ра­боту", выполнение государством этих конституционных обя­занностей в Китае (как, впрочем, и во многих других странах) еще весьма далеко от завершения.

* Там же. С. 66.

 

Согласно ст. 43 Конституции, государство улучшает усло­вия для отдыха и укрепления здоровья трудящихся, устанав­ливает для рабочих и служащих рабочее время и систему от­пусков. В трудовом законодательстве КНР рабочее время и система отпусков действительно урегулированы, а улучшение условий для отдыха и укрепления здоровья — задача, которая вряд ли когда-нибудь может считаться завершенной. Это ти­пичная "материальная гарантия", за результаты которой ник­то ни с кого спросить не может.

В ст. 44 и 45 Конституции сформулированы задачи госу­дарства, а подчас и общества в области социального обеспече­ния. Так, государство в соответствии с законом устанавливает порядок ухода на пенсию рабочих и служащих (только!), при­том что "государство и общество обеспечивают пенсионеров". На государство возложена задача развивать социальное стра­хование, общественное вспомоществование и медико-санитар­ное обслуживание, государство и общество должны обеспе­чивать инвалидов из числа военнослужащих, оказывать мате­риальную помощь семьям павших героев, предоставлять льготы семьям военнослужащих, помогать слепым, глухим, немым и другим гражданам-инвалидам в устройстве на работу, полу­чении средств на жизнь, получении образования.

Несмотря на громадное преобладание в населении Китая основного этноса хань (так себя называют китайцы), страна все же относится к числу многонациональных, тем более что подчас при относительно низком проценте в населении числен­ность отдельных народов составляет многие миллионы людей, которые порой проживают на обширных территориях. В обла­сти межнациональных отношений, особенно в период "куль­турной революции", было совершено немало преступлений, связанных с насильственной китаизацией. Поэтому Конститу­ция не могла оставить без внимания эту проблему. В ст. 4 сформулированы основные принципы национальной политики государства:

— равноправие национальностей, запрещение националь­ной дискриминации и угнетения, действий, подрывающих спло­ченность национальностей, свобода употребления и развития национального языка и письменности, сохранения и изменения нравов и обычаев;

— государственная гарантия законных прав и интересов малочисленных национальностей, помощь районам их прожи­вания в ускорении темпов экономического и культурного раз­вития, районная автономия в районах их компактного прожи­вания.

Часть первая ст. 49 обязывает государство охранять брак, семью, материнство и детство, а часть вторая ст. 46 — обес­печивать всестороннее нравственное, умственное и физичес­кое развитие молодежи, подростков и детей. В ст. 48 указано, что женщины пользуются равными с мужчинами правами во всех областях политической, экономической, культурной, об­щественной и семейной жизни, а государство охраняет права и интересы женщин, обеспечивает им равную с мужчинами плату за равный труд, воспитывает и выдвигает кадровых работников из числа женщин. В какой мере это реализуется, можно видеть хотя бы из того факта, что в руководстве стра­ны за полвека после победы коммунистов в гражданской вой­не не было и нет женщин, за исключением Цзян Цин, кото­рая выдвинулась во время "культурной революции" благода­ря тому, что была супругой руководителя КНР Мао Цзэдуна.

В ст. 9 (часть вторая) и 26 особое внимание уделено при­родоохранной деятельности государства и его деятельности по оздоровлению окружающей среды.

Духовно-культурные отношения — одна из сфер, которые КПК стремится наиболее жестко контролиро­вать, и поэтому на конституционном уровне им уделено боль­шое внимание. Статьи 19, 20, 22, 23, 24, 26 регулируют раз­личные аспекты духовно-культурных отношений: просвещение и образование, распространение китайского языка, развитие науки, литературы и искусства, печати, радио, телевидения, издательского дела, библиотек, музеев, домов культуры и дру­гих культурных учреждений, охрану исторических достоприме­чательностей, ценных памятников культуры и другого важного исторического и культурного наследия, подготовку специалис­тов и др. В Конституции зафиксирована широкомасштабная программа деятельности государства в этой области, причем ни о какой частной инициативе, в отличие от экономики, не упоминается. Очевидно, что сфера, находящаяся полностью в руках социалистического государства, может развиваться толь­ко как социалистическая, тем не менее в некоторых, видимо, наиболее важных, по мнению законодателя, статьях Консти­туции на это указывается дополнительно.

Во введении к Конституции сказано, что народы всех на­циональностей Китая, руководимые КПК и "вооруженные марксизмом-ленинизмом, идеями Мао Цзэдуна и теорией Дэн Сяопина" (редакция 1999 г.), будут и впредь, в частности, от­стаивать демократическую диктатуру народа и социалистиче­ский путь, сохранять курс на реформы и открытость. В духов­но-культурной области, как видно из Конституции и тем бо­лее из практики, господствует пока что диктатура, монополия одной, хотя и противоречивой, идеологии, безапелляционным толкователем которой выступает руководство КПК.

Так, в ст. 19 Конституции говорится о том, что государ­ство развивает дело социалистического образования. Создавая учебные заведения, оно осуществляет всеобщее начальное образование, развивает среднее, профессиональное и высшее образование, дошкольное воспитание. Расширяя сеть просве­тительных учреждений, оно ликвидирует неграмотность, про­водит политическое (в первую очередь!), общеобразовательное, научно-техническое, профессиональное обучение трудящихся, поощряет самообразование. Государство поощряет коллектив­ные хозяйственные организации, государственные предприя­тия, учреждения и другие общественные силы на создание в соответствии с законом различных учебных заведений, а так­же обеспечивает распространение по всей стране современ­ного литературного китайского языка (путунхуа). Очевидно, что ни о каком плюрализме образования, ни о какой акаде­мической свободе нет и речи.

Согласно ст. 23 государство готовит специалистов, "слу­жащих делу социализма", "расширяет ряды интеллигенции, создает условия для полного проявления ее роли в деле соци­алистической модернизации", но наиболее детально этот подход раскрыт в ст. 24, которую стоит процитировать целиком:

"Государство усиливает строительство социалистической духовной культуры путем широкого распространения высоких идеалов, нравственного и культурного воспитания, воспитания в духе соблюдения дисциплины и законности, путем разработ­ки и осуществления всевозможных правил и памяток для раз­ных категорий населения города и деревни.

Государство выступает за общественную мораль, для ко­торой характерна любовь к Родине, народу, труду, науке, социализму, проводит в народе воспитание в духе патриотиз­ма, коллективизма и интернационализма, коммунизма, воспи­тание на основе диалектического и исторического материализ­ма, ведет борьбу против буржуазной, феодальной и прочей тлетворной идеологии".

Комментировать этот текст, видимо, излишне. В таком контексте сама идея свободы мысли выглядит неуместной.

Примечательна и ст. 22, согласно которой государство развивает литературу и искусство, печать, радио и телевиде­ние, издательское дело, сеть библиотек, музеев, домов куль­туры и других учреждений культуры, "служащих делу народа и социализма".

В ст. 47, провозгласившей, как отмечалось, свободу науч­но-исследовательской деятельности, литературно-художе­ственного творчества и деятельности в других областях куль­туры, далее сказано: "Государство поощряет и поддержива­ет творческую работу граждан... отвечающую интересам народа" (курсив наш. — Авт.). Однако эту прогрессивную нор­му следует понимать в контексте всей Конституции и особенно норм о роли государства в духовно-культурной сфере. Крите­рием оценки соответствия интересам народа выступает степень соответствия линии КПК на строительство социализма.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 375; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.