Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Опросник 2 страница




Звезды эстрады.

Учащимся класса предлагается заранее выбрать для себя любимую певицу или певца. Певец должен быть одного пола с ребенком. Учащиеся также заранее готовят фонограмму (сами или в этом им поможет педагог). Задача ребенка - выступить перед классом в образе выбранной звезды, используя записи песни. Такая диагностическая методика помогает преодолевать учащимся класса боязнь, неуверенность, формирует положительное отношение учащихся класса друг к другу.

Мои любимые вещи.

Учащимся класса предлагается заполнить анкету, продолжая предложения.

Любимый цвет -:

Любимое имя -:

Любимое дерево -:

Любимый цветок -:

Любимый плод -:

Любимая ягода -:

Любимый праздник -:

Любимый день недели -:

Любимый певец (певица) -:

Любимое животное -:

Любимая книга -:

Самореклама

Учащиеся класса готовят о себе рекламу в газету для участия в конкурсе. В рекламе должны быть описаны внешние данные и внутренние качества, которые позволят победить в конкурсе. Главные требования к саморекламе - искренность.

Сказки

Учащиеся младших классов с удовольствием пишут сочинения, рассказы, сказки. В своих маленьких произведениях они достаточно искренни, рассказывают о своих радостях и горестях, демонстрируют свои проблемы, которые требуют решения. Большим успехом у учащихся пользуется методика написания сказок. В начальной школе (1-2 - е классы) учащимся можно предложить написать сказки на следующие темы:

Сказка о моем портфеле.

Необычная история об обычном дневнике.

Сказочные каникулы.

Необычные приключения обычного школьника.

Сказочная история о том, как...

Учащиеся сами определяют тему "как" (как я учил уроки, как я не хотел идти в школу, как я проспал и т.д.)

Составление сказочных историй помогает учащимся бороться с проявлениями своих негативных эмоций, неуверенностью, страхом, отрицательными качествами характера.

Что у меня на сердце

Учащимся класса раздаются вырезанные из бумаги сердечки. Классный руководитель дает следующее задание: "Ребята, иногда взрослые говорят, что у них "легко на сердце" или " тяжело на сердце". Давайте определим с вами, когда может быть тяжело, а когда легко, и с чем это может быть связано. Для этого на одной стороне сердечка напишите причины, отчего у вас на сердце тяжело и причины, отчего у вас на сердце легко. При этом вы можете раскрасить ваше сердечко в тот цвет, который соответствует вашему настроению.

Градусник

Перед процедурой диагностирования учитель проводит предварительную беседу с учащимися, в ходе которой он предъявляет предмет, который есть в каждом доме. Это - градусник. Педагог объясняет ребятам, что при высокой температуре человеку плохо, тревожно - 38, 40, 41 (цифры записывает на доске). Нормальная температура человека - 36,6. У него нет тревоги, все хорошо, у него все получается, он здоров. Температура у человека может быть и 35. При такой температуре человек испытывает слабость, усталость, отсутствие интереса и желания что - либо делать. После объяснения педагог предлагает учащимся поиграть в игру. Он будет называть учебные предметы, а ребятам предлагается пофантазировать и назвать или написать ту температуру, которая у них условно появляется при назывании этого предмета. Например:

Русский язык - 39

Математика - 36,6

Это позволяет определить степень тревожности младших школьников, которая связана с учебной деятельностью.

Краски

Учащиеся класса получают набор красок или фломастеров, а также листы рисовальной бумаги. На каждом листе нарисовано по 10 кружков, в каждый кружок вписаны следующие предметы, связанные со школой: звонок, книга, учитель, портфель, класс, физкультура, школа, урок, домашнее задание, тетрадь. Задача учащихся - раскрасить кружки в тот или иной цвет. Если ребенок окрашивает предметы в темный или черный цвет, это говорит о том, что он испытывает негативные эмоции по отношению к этому предмету.

Фотография

Эту диагностическую методику уместно использовать в конце обучения учащихся в первом классе. Им предлагается выступить в роли фотографов - сделать снимок своего класса. Для этого каждый ученик получает лист бумаги с квадратиками (по количеству учащихся класса). В этих квадратиках учащиеся должны разместить себя и своих одноклассников, как на групповой фотографии. Каждое "фото" ученик заменяет именем своего одноклассника. Классный руководитель обращает внимание на то, в каком месте на фотографии ученик располагает себя, своих друзей, своих одноклассников, с каким настроением выполняет работу.

Настроение

Учащимся предлагается список учебных предметов, которые они изучают. Рядом с каждым предметом изображены три рожицы (веселая, грустная, нейтральная). Ученику предоставляется право выбрать ту рожицу, которая соответствует чаще всего его настроению при изучении этого предмета и подчеркнуть её на листочке бумаги.

Например:

Математика (улыбающая рожица)

Физкультура (грустная рожица)

Методика позволяет увидеть отношение учащегося как к учению в целом, так и к изучению отдельных предметов.

Школа будущего

Учащимся предлагается определить, что нужно взять в школу будущего из школы сегодняшнего дня, а также, что брать не нужно. Для этого ребятам раздаются листы бумаги, имеющие два столбца: (+) нужно брать, (-) не нужно брать.

Если учащиеся заносят в столбец (-) учителя, урок, то это говорит о том, что эти понятия вызывают у ученика тревожность, что не способствует формированию положительной учебной мотивации.

Волшебник

Учащимся предлагается поиграть в волшебников. Каждый получает волшебную палочку и превращает школьные предметы в различных животных (по своему усмотрению). Например, школьные учебники раскладываются на столе, ученик подходит к столу, касается волшебной палочкой учебника, и тот превращается:В кого? Учащиеся должны объяснить, почему они превращают учебник именно в это животное. Данная методика даёт возможность выразить ребёнку своё эмоциональное переживание, связанное с изучением каждого учебного предмета.

Ранжирование учебных дисциплин

Учащимся класса предлагается проранжировать (расставить по степени значимости для себя) учебные дисциплины, которые изучаются в школе и обосновать значимость каждого предмета одним- двумя словами. Например, математика - интересно и т.д. Это исследование позволяет выявить учебные интересы учащимся, определить, чем объясняются учебные приоритеты учащихся.

Лесная школа

Учащимся предлагается намного пофантазировать и отправиться 1-го сентября в лесную школу. После посещения лесной школы ребята должны рассказывать о том, что они там увидели, ответив на следующие вопросы:

Как выглядит лесная школа?

Какие предметы есть в расписании лесной школы?

Кто учит зверят в лесной школе?

Какой он - учитель лесной школы?

Какие отметки ставят в лесной школе?

Как учатся зверята в лесной школе?

Фантазируя и составляя рассказ о лесной школе, ребята передают свои ощущения и своё восприятие учебного процесса, который сопереживают сами. Если ребёнок описывает лесную школу негативно, он сигнализирует нам о своих проблемах и неудачах реальной школьной жизни.

Сочинение

Учащимся без предварительной подготовки и специального предупреждения предлагается написать сочинение по одной из следующих тем (по выбору):

Что я знаю о русском языке?

Что я знаю о математике?

Мой самый любимый предмет.

Моё самое любимое занятие.

Мой самый грустный день в школе.

Мой самый счастливый день в школе.

Мой выходной день.

Что я думаю о моей учёбе в школе.

Как я хочу закончить учебный год.

Мои школьные трудности.

Сочинения можно анализировать по различным критериям. Одним из критериев анализа является выбор учеником темы сочинения. Если ученик пишет сочинение и выбирает, к примеру, "Мой самый грустный день в школе", значит, эта тема или проблема доминирует у него над всеми остальными, вызывает тревогу, требует немедленного решения.

Содержание сочинения тоже очень много может сказать классному руководителю: об интересах учащегося, его эмоциях и чувствах, переживаниях, поиске решения и т.д.

Самое главное - чтобы сочинения ребят не оставались без внимания взрослого. По результатам работы над сочинением можно организовать внеклассную работу с учащимися: индивидуальную работу с учащимися: индивидуальную консультацию, учебную помощь, взаимопомощь и т.д.

 

 

Приложение 2

Диагностика личностных качеств и учебной мотивации, учащихся 3 класса.

Методика «В школе»

Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы анкеты, выбрав один из вариантов ответа:

1. Тебе нравится в школе или не очень?

· Не очень

· Нравится

· Не нравится

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

· Чаще хочется остаться дома

· Бывает по-разному

· Иду с радостью

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошёл бы в школу или остался бы дома?

· Не знаю

· Остался бы дома

· Пошёл бы в школу

4. Тебе нравится, когда у вас отменяются какие-нибудь уроки?

· Не нравится

· Бывает по-разному

· Нравится

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

· Хотел бы

· Не хотел бы

· Не знаю

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

· Не знаю

· Не хотел бы

· Хотел бы

7. Ты часто рассказываешь о школьной жизни своим родителям?

· Часто

· Редко

· Не рассказываю

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой учитель?

· Точно не знаю

· Хотел бы

· Не хотел бы

9. У тебя много друзей в твоём классе?

· Мало

· Много

· Нет друзей

10. Тебе нравится твой класс?

· Нравится

· Не очень

· Не нравится

Ключ к анкете.

Вопросы Оценка за 1 ответ Оценка за 2 ответ Оценка за 3 ответ
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

 

Анализ анкетирования

25 – 30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, познавательной активности. Учащиеся чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, очень переживают, если получают неудовлетворительные отметки или замечания.

20 – 24 балла – хорошая школьная мотивация. Такой мотивацией обладает большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью.

15 – 19 баллов – положительное отношение к школе, которая интересна учащимся внеучебной деятельностью. Это учащиеся, которым в школе интересно общаться со сверстниками, с педагогом. Познавательные интересы у них развиты мало.

10 – 14 баллов – низкая школьная мотивация.

Учащиеся ходят в школу без желания, иногда пропускают занятия. Такие учащиеся испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности, им трудно адаптироваться к школьному обучению.

Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие учащиеся испытывают серьёзные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Иногда дети проявляют агрессивные реакции, отказываются идти на контакт, выполнять задания учителя.

Методика «Номинация».

Методика «Номинация» позволяет изучить учебные приоритеты учащихся, определить преимущества учебных предметов для учащихся.45

Учащимся предлагается принять участие в чествовании школьных предметов. Для этого предлагается распределить школьные предметы по следующим номинациям:

1. Самый интересный учебный предмет;

2. Самый полезный учебный предмет;

3. Самый ненужный учебный предмет;

4. Самый трудный учебный предмет;

5. Самый лёгкий учебный предмет;

6. Самый весёлый учебный предмет.

 

Данная методика позволяет изучить учебные приоритеты учащихся, определить преимущества учебных предметов для учащихся.

Работа с коллективом класса.

Диагностика «Аукцион».

Учащимся класса раздаются листы бумаги, на которых написаны группы слов. Из этих слов ребята должны выбрать такие, которые лучше всего характеризуют их класс.

 

Список слов: дружный, недружный, хороший плохой, добрый, злой, весёлый, грустный, организованный, неорганизованный, ответственный, безответственный, активный, неактивный.

Если ребята класса не до конца понимают значение какого-либо слова, учитель должен разъяснить его. Опыт подсказывает, что ребята вполне понимают каждое слово и адекватно их применяют в своих ответах.

Если многие учащиеся выбирают для характеристики класса слова, характеризующие класс с отрицательной стороны, то это говорит о том, что классному руководителю есть над, чем поработать.

 

Опросник «Что зависит от меня»

Я думаю, каждый из вас понимает, насколько важно в процессе взросления прийти к ответственной позиции за свою жизнь. Каждый человек сам делает свою судьбу, никакие ссылки на обстоятельства не должны мешать зрелому взрослому человеку идти к намеченной цели.

Каждый получит текст опросника уровня субъективного контроля.

Запишите название методики. Читайте утверждение, ставьте его номер и рядом свой ответ:

«+» - да, согласен;

«-» - нет, не согласен.

1. Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от способностей и усилий человека.

2. Большинство разводов происходит от того, что люди не захотели приспособиться друг к другу.

3. Болезнь - дело случая: если суждено заболеть, то ничего не поделаешь.

4. Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим.

5. Осуществление моих желаний часто зависит от везения.

6. Бесполезно предпринимать усилия для того, чтобы завоевать симпатию других людей.

7. Внешние обстоятельства (родители, благосостояние) влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов.

8. Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной.

9. Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда полностью контролирует действия подчиненных, а не полагается на их самостоятельность.

10. Мои отметки в школе чаще зависели от случайных обстоятельств (например, настроения учителя), чем от моих собственных усилий.

11. Когда я строю планы, то знаю, что смогу их осуществить.

12. То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий.

13. Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи и лекарства.

14. Если люди не подходят друг другу, то как бы они ни старались наладить семейную жизнь, они все равно не смогут.

15. То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими.

16. Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители.

17. Я стараюсь планировать далеко вперед, потому что много зависит от того, как сложатся обстоятельства.

18. Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни.

19. Мои отметки в школе более всего зависели от моих усилий и степени подготовленности.

20. В семейных конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем за

противоположной стороной.

21. Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств.

22. Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определять, что и как делать.

23. Думаю, что мой образ жизни ни в какой мере не является причиной моих болезней.

24. Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своем деле.

25. В конце концов за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают.

26. Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся взаимоотношениях в семье.

27. Если я очень захочу, то смогу расположить к себе почти любого.

28. На подрастающее поколение влияет так много разных обстоятельств, что усилия родителей по его воспитанию часто оказываются бесполезными.

29. То, что со мной случается, - это дело моих собственных рук.

30. Трудно бывает понять, почему руководители поступают именно так, а не иначе.

31. Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего, не проявил достаточно усилий.

32.Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи того, что я захочу.

33. В неприятностях и неудачах, которые были в моей жизни, чаще были виноваты другие люди, чем я сам.

34. Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно его одевать.

35. В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы разрешатся сами собой.

36. Успех является результатом упорной работы и не зависит от случая или везения.

37. Я чувствую, что от меня больше, чем от кого-либо, зависит счастье моей семьи.

38. Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим.

39. Я всегда предпочитаю принять решение и действовать самостоятельно, а не надеяться на помощь других людей или судьбу.

40. К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все его старания.

41. В семейной жизни бывают такие ситуации, которые невозможно разрешить даже при сильном желании.

42. Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только самих себя.

43. Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи других людей.

44. Большинство неудач в моей жизни произошло от неумения или лени и мало зависело от везения или невезения.

Ключ

1 балл начисляется, если даны ответы «+» на утверждения. 2,4,11, 12,13,15,16,17, 19,20,22,25,27,29, 31, 32, 34, 36, 39,42,44.

1 балл начисляется, если дан ответ «-» на утверждения: 1, 3, 5, 7, 8,9,10, 14,18,21, 23,24,26,28, 30, 33, 35, 38,40,41,43.

Учащиеся подсчитывают количество набранных баллов. Ведущий объясняет, что они означают.

Ведущий. Полученный результат показывает уровень контроля над любыми значимыми ситуациями. Чем выше показатель, тем выше уровень данного контроля. Как это можно расшифровать? О каких особенностях характера и поведения это говорит?

Набрано от 1 до 22 баллов. Попавшие в эту группу полагают, что большинство происходящих событий является результатом действия внешних сил - случая, вмешательства других людей. Они обладают низким уровнем субъективного контроля. Эти люди не видят связи между своими действиями и значимыми событиями в жизни, не считают себя способными контролировать их развитие. Свои успехи, достижения.

 

Приложение 3

Диагностика доброжелательности

Инструкция.

Внимательно прочитайте (прослушайте) пары суждений опросника.

Если вы считаете, что какое-либо суждение из пары верно и соответствует вашему

представлению о себе и других людях, то в банке ответов напротив номера

суждения отметьте степень вашего согласия с ним, используя предложенную шкалу.

Если у вас возникли какие-нибудь вопросы, задайте их, прежде чем начнете

 

Бланк ответов

Ф.И.О._____________________ Возраст__________________________

Пол___________________________________

Варианты ответов: А или В.

Опросник

1. А}. Человек чаще всего может быть уверен в других людях.

В), Доверять другому небезопасно, так как он может использовать это в

своих целях.

2. А). Люди скорее будут помогать друг другу, чем оскорблять друг друга.

В). В наше время вряд ли найдется такой человек, которому можно было

бы полностью довериться.

3. А). Ситуация, когда человек работает для других, полна опасности.

В). Друзья и сотрудники выступают лучшим гарантом безопасности.

4. А). Вера в других является основой выживания в наше время.

В}, Доверять другим равнозначно поиску неприятностей.

5. А). Если знакомый просит в займы, лучше найти способ отказать ему.

В). Способность помочь другому составляет одну из лучших сторон нашей

жизни.

6. А). «Договор дороже денег» - все еще лучшее правило в наше время.

В). В наше время необходимо стремиться угрожать всем независимо от

собственных принципов.

7. А), Невозможно перепрыгнуть через себя.

В), Там, где есть воля, есть и результат.

8. А). В деловых отношениях не место дружбе.

В). Основная функция деловых отношений состоит в возможности помочь

другому.

Выборы, отражающие доброжелательное отношение к другим людям, обозначены

звездочкой)*).

 

Обработка и интерпретация результатов

Ключ

При совпадении ответа испытуемого с ключом он оценивается в 1 балл, при

несовпадении - в 0 баллов.

Кээшбелл

№ Варианты ответа

I А*

2 А*

3 В*

4 А*

5 В*

6 А*

7 В*

8 В* Баллы суммируются.

4 балла и меньше - низкий показатель доброжелательного отношения к другим;

4 -8 баллов - средний показатель доброжелательного отношения к другим;

5 баллов и выше - высокий показатель доброжелательного отношения к другим.

 

 

Приложение 4




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 2903; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.