КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Характеристика групп подростков, страдающих компьютерной зависимостью
В современной литературе выделяют также следующие формы компьютерной зависимости. Хакерство. Хакерство представляет собой движение, преследующее целью демонополизацию распространения программных продуктов и демократизацию доступа к интернет-ресурсам. Ошибочно отождествление хакерства с софт-пиратством или мошенничеством в сфере электронного бизнеса, поскольку в подавляющем большинстве случаев деятельность хакеров не носит коммерческого характера и не используется для извлечения материальных выгод. Хакеры являются весьма организованной популяцией в рамках интернет-субкультуры, регулярно проводят встречи, конференции, семинары по обмену опытом. Необходимо заметить, что для осуществления полноценной хакерской деятельности необходима весьма высокая профессиональная подготовка программиста [2, c. 3]. Хакерство выполняет ряд положительных функций: своей деятельностью хакеры стимулируют создание систем защиты информации, в частности, от нелегального проникновения и распространения вредоносных программ. Хакеры обнаруживают и способствуют устранению дефектов программного обеспечения, осуществляя тестирование программных продуктов, обеспечивают распространение в Сети программных продуктов, позволяя пользователям безвозмездно их копировать и существенно экономя их средства (в ущерб, разумеется, коммерческому интересу фирм-производителей), обеспечивая тем самым демократизацию доступа к ресурсам, хакерство стимулирует профессиональный рост программистов, хакерами обнаруживаются и делаются достоянием пользователей (включая и создателей ПО) недокументированные возможности программного обеспечения и т.д. С другой стороны, хакерство наносит ущерб интеллектуальной собственности, может вторгаться в коммерческие интересы производителей программного обеспечения (ущерб, наносимый хакерами, трудно оценить как очень значительный в масштабах фирм-производителей ПО), технологии хакеров могут быть использованы в преступных целях.
Геймерство. Современные платформы ПК поддерживают огромное количество компьютерных игр, находящихся в свободном доступе пользователя. Кроме версий, реализуемых в автономном режиме, имеется большое количество сетевых игр от шахмат и карточных игр, реализованных в online-режиме, до специфических, исключительно компьютерных игр - стратегий, квестов, симуляторов и т.д. Геймерство - самая распространенная среди подростков форма зависимости. Преобладание этой формы обусловлено отсутствием необходимости в каких-либо навыках работы с ПК, увлекательностью многих игр и предоставляемой играми возможностью аутоидентификации с самыми различными героями, ПК - игры значительно выигрывают по популярности даже у приключенческой и фантастической литературы, что связано с их динамичностью, и главное - сложным, меняющимся по ходу действия сюжетным алгоритмом. Многие игры сочетают в своем сюжете несколько линий, позволяющих проявить созидательные, деструктивные и поисковые качества пользователя. В большинстве игр существует и система поощрений, стимулирующая геймеров к совершенствованию своего «мастерства». Еще большую возможность в реализации конкурентных отношений дают сетевые игры, рост рейтинга пользователя в которых компенсирует его нереализованные амбиции в окружающем его реальном мире. Значительной проблемой интернет-геймерства является развитие в Сети игорного бизнеса, создании широкой (и не регулируемой) сети интернет-казино. Фактически, этот род деятельности мало отличается от обычных форм игорного бизнеса, за исключением его доступности широким кругам пользователей.
Доктор М. Орзак выделила следующие психологические и физические симптомы, характерные для игровых компьютерных аддиктов: Психологические симптомы: · Хорошее самочувствие или эйфория за компьютерной игрой. · Невозможность остановиться. · Увеличение количества времени, проводимого за компьютером. · Пренебрежение семьей и друзьями. · Ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером. · Ложь членам семьи о своей деятельности. · Проблемы с учебой. Физические симптомы: · Синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц). · Сухость в глазах. · Головные боли по типу мигрени. · Боли в спине. · Нерегулярное питание, пропуск приемов пищи. · Пренебрежение личной гигиеной. · Расстройства сна, изменение режима сна [1, c.22]. И. Котовой выделены различные этапы формирования игровой компьютерной зависимости, различающиеся по степени выраженности расстройств. Первая стадия обычно носит характер увлечения «новой игрушкой» и всегда сопровождается трудно преодолимым, желанным влечением к сеансу игры, зачастую в ущерб другим, более важным занятиям. Среди симптомов - появление душевного подъема, радостного возбуждения в предвкушении начала игры, искажение чувства времени в виртуальной реальности(резкое ускорение субъективного темпа времени), причем, как правило, человек старается утаить от близких, что долго «сидел» за компьютером и заигрался так, что, просто не мог остановиться. Вторая стадия - абстинентная, включает в себя: · нарушение внимания, снижение умственной работоспособности; навязчивые мысли, представления и воспоминания, возникающие при продолжительном воздержании от компьютерной игры; · эмоциональную неустойчивость: перепады настроения с эпизодами немотивированной эйфории и раздражительности; · бессонница, снижение аппетита вплоть до полной утраты чувства голода, прием пищи «не отходя от компьютера»; · резкое повышение в таких «естественных» стимуляторах общения, как курение, кофе, алкоголь; · соматовегетативные расстройства, как следствие недосыпания, недоедания, психического и физического переутомления: потливость, тахикардия, колебания артериального давления, головные боли, тошнота, озноб, боли в спине, глазах, запястье.
Третья стадия - стадия социальной дезадаптации. В частности: · появляется постоянная потребность в компьютерной игре при отсутствии ощутимого удовольствия от него; · выраженное депрессивное состояние при непродолжительном воздержании от компьютерной игры; · нарастающая апатия, вялость, сужение круга интересов, резкое снижение активности; · учебный крах, глубокие семейные проблемы, социальная изоляция [5, c.7]. Поклонниками электронных игр в основном являются подростки и люди молодого возраста. Одной из особенностей современных компьютерных игр является развитое звуковое и видео сопровождение, которые могут создать ощущение реальности и на время отстранить пользователя от восприятия окружающего мира. Многие электронные игры подразумевают не только решение логических задач, но и определенную эмоциональную нагрузку, которая, по сути дела, и лежит в основе большинства случаев патологической привязанности к играм. Электронные игры значительно отличаются по жанру и содержанию. Наименее опасны аркадные игры, с простой графикой и звуком. За этими играми, как правило, «убивают время», они не могут вызвать длительной привязанности. Другое дело - ролевые игры, во время которых игрок «перевоплощается» в управляемого им героя и с головой погружается в его мир. В таких играх ощущение реальности может быть очень велико и надолго удерживать внимание играющего. Наибольшую опасность представляют «стрелялки», которые характеризуются весьма примитивным сюжетом, основанном на насилии. Такие игры могут отрицательно сказаться на психике ребенка и стать причиной чрезмерной агрессивности. В большинстве случаев игровая компьютерная зависимость возникает на фоне скрытой или явной неудовлетворенности окружающим миром и невозможности самовыражения, при страхе быть непонятым [6, c. 14]. Как правило, игровая компьютерная зависимость (или ее разновидности) вызывают возмущение и осуждение со стороны окружающих, что еще более углубляет конфликт, а, следовательно, усиливает пристрастие к проведению времени в компьютерной игре.
Наиболее выражено негативное влияние игровой компьютерной зависимости на социальные качества человека: дружелюбие, открытость, желание общения, чувство сострадания. При выраженной игровой компьютерной зависимости наблюдается сильнейшая деградация социальных связей личности и, так называемая, социальная дезадаптация человека. Наиболее часто социальная дезадаптация развивается у детей и подростков, проводящих много времени за компьютерными играми и в Интернете. Деградация социальных связей в этом случае развивается из-за вытеснения объективной реальности виртуальной, созданной при помощи компьютера. На фоне социальной дезадаптации и углубления в мир виртуальной реальности могут появиться избыточная агрессивность и различные виды асоциального поведения. Подросток, страдающий игровой компьютерной зависимостью, как правило, уделяет меньше внимания учебе и исполнению различных социальных функций. Этот факт может стать причиной серьезных проблем на учебном и семейном поприще. Неопрятный вид и очевидная отчужденность «компьютерщиков» делает их непривлекательными для общества, что в свою очередь усугубляет конфликт между обществом и человеком, страдающим игровой компьютерной зависимостью [8, c. 90]. Вот ряд симптомов компьютерной зависимости: · равнодушие к семейным контактам, своему здоровью, успешности в учебе, школьным и внешкольным мероприятиям; · чрезмерно длительное пребывание за компьютером; · быстрый, неряшливый прием пищи, часто перед монитором; · «выпадение» из режима реального времени; · визуально наблюдаемое «перескакивание» с одной компьютерной игры на другую; · неоправданно быстро появляющаяся усталость, раздражительность, перепады настроения; · погружение в игры как средство ухода от проблем, от плохого настроения, чувства потерянности, тревоги, подавленности; · приоритет пребывания в игре над всеми остальными видами деятельности и общения; · нарушение обещания в отсутствие взрослых не играть; · отрицание игровой компьютерной зависимости. В результате продолжительного пребывания за компьютером в ущерб общению с близкими, сверстниками деформируется психика ребенка, а также ухудшается его физическое состояние.[8, c. 91]. Итак, можно сделать следующий вывод, что отличительной особенностью игровой компьютерной зависимости является «уход» подростка в виртуальную реальность. Последствия такого поведения: сильнейшая деградация социальных связей личности, чрезмерная агрессивность и различные виды асоциального поведения, невозможность самовыражения, проблемы в семье и школе.
ГЛАВА II. Технологические аспекты социальной работы в профилактике компьютерной зависимости. Социально-педагогическая деятельность реализуется в виде комплекса диагностических, профилактических, реабилитационных, коррекционных мероприятий, а также путем организации различных сфер жизнедеятельности детей. Необходимо рассмотреть вышеперечисленные направления подробнее. Диагностика включает в себя изучение личностных особенностей, которые могут оказать влияние на формирование аддиктивного поведения, а также получение информации о положении ребенка в семье, о характере семейных взаимоотношений, о составе семьи, о его увлечениях и способностях, о его друзьях и других возможных референтных группах. Диагностика включает в себя использование различных диагностических методик, которые позволяют выявить предрасположенность и наличие зависимости от компьютерных игр. Профилактика - это совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении подростков. Социально-педагогическая профилактика - одна из основных технологий работы с подростками аддиктивного поведения, в том числе и с подростками, подверженными игровой компьютерной зависимости. Профилактика аддиктивного поведения подростков - актуальная проблема общества, стремящегося обеспечить себе здоровое будущее. Профилактика аддиктивного поведения рассматривается как комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению аддиктивного поведения, предупреждения развития и ликвидация негативных личностных, социальных и медицинских последствий такого поведения. Под профилактикой в социальной педагогике понимаются, прежде всего, научно обоснованные и своевременно предпринятые действия, направленные на: · сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья ребенка; · содействие ребенку в достижении социально значимых целей и раскрытие его внутреннего потенциала. Сам термин «профилактика» обычно ассоциируется с запланированным предупреждением какого-то неблагоприятного события, т. е. с устранением причин, способных вызвать нежелательные последствия. Социально-педагогическая профилактика включает создание благоприятных социально-педагогических условий, реализацию воспитательных функций общеобразовательными учреждениями всех типов, обеспечение полноценного развития интересов и способностей у подростков, занятость общественно-полезной деятельностью во внеурочное время, защиту подростков от невнимания родителей, жестокости, насилия и негативного влияния асоциальной среды. Эффективность профилактических мероприятий может быть обеспечена только при условии обязательного включения следующих составляющих: направленности на искоренение источников дискомфорта, как в самом ребенке, так и в социальной и природной среде, и одновременно на создание условий для приобретения несовершеннолетним необходимого опыта для решения возникающих перед ним проблем; обучение ребенка новым навыкам, которые помогают достичь поставленных целей или сохранить здоровье; решение еще не возникших проблем, предупреждение их возникновения. При реализации профилактической работы необходимо соблюдение следующих требований: · содержательность, направленность, непрерывность процесса воспитания; · изучение, с одной стороны, требований общества к несовершеннолетнему, а с другой - индивидуальных особенностей и общих законов развития личности подростка; · поддержка и развитие внутренних, зачастую внешне не проявляющихся, общественно полезных интересов и способностей ребенка; · активность самого подростка, чтобы он понимал оказываемое на него воздействие, проявляя при этом свою инициативу и волевое усилие. Профилактическая работа осуществляется в тесном взаимодействии разнообразных социальных институтов: учебного заведения, семьи, досуговой среды. Можно выделить следующие направления профилактической работы с подростками, подверженными игровой компьютерной зависимости: работа с подростками, работа с родителями, работа школы и учреждений дополнительного образования. В подростковом возрасте, начиная с 11 лет, взрослые утрачивают свое влияние на ребенка, и все большую значимость приобретает общение со сверстниками, причем, чем ниже социальный статус ребенка, тем меньше его влияние на группу, а значит больше действий, с которыми он не согласен и совершает ради групповой нормы. Поэтому основной акцент работы социального педагога с детьми этой категории на уровне различных учреждений - это работа с группой через следующие два главных направления: 1. Профилактика причин и последствий игровой компьютерной аддикции. Это можно осуществить через проведения групповых дискуссий на темы, связанные с различными формами зависимого поведения. Результатом таких занятий должно являться формирование группового мнения, которого будут придерживаться все участники группы. Параллельно с этим, увеличение социально-психологической компетентности личности каждого ребенка в межличностных отношениях, формирование самодостаточности, самоактуализации. 2. Организация свободного времени подростков, поскольку бессодержательный досуг является одним из факторов риска в развитии игровой компьютерной зависимости. Другим направлением работы социального педагога с подростками, страдающими игровой компьютерной зависимостью, является их реабилитация. Она может рассматриваться как система мер, направленная на решение задач достаточно широкого диапазона - от привития элементарных навыков до полной интеграции человека в общество. Следует различать различные виды реабилитации: медицинскую, психологическую, педагогическую, социально-экономическую, бытовую, профессиональную. Медицинская реабилитация направлена на полное или частичное восстановление или компенсацию той или иной утраченной функции организма ребенка или на возможное замедление прогрессирующего заболевания. Психологическая реабилитация направлена на психологическую сферу подростка и имеет своей целью преодоление в сознании подростка с отклоняющимся поведением представления о его ненужности как личности. Профессиональная реабилитация предусматривает обучение или переобучение подростка доступным для него формам труда, поиск для него рабочего места с облегчёнными условиями труда и сокращённым рабочим днём. Бытовая реабилитация имеет ввиду предоставление нормальных условий жизни подростка. Под социально-экономической реабилитацией понимают комплекс мероприятий, нацеленных на обеспечение подростка причитающимися ему денежными выплатами, защиту его законных интересов. Социально-педагогическая реабилитация - это система мер воспитательного характера, направленная на формирование личностных качеств, значимых для жизнедеятельности ребёнка, способствующих интеграции его в общество. Её ведущий метод - создание ситуации успеха и уменьшение социальной значимости конфликта. Традиционные направления социально-педагогической реабилитации: · организация социального контроля за условиями воспитания и поведения ребёнка; · социальная поддержка тех, кто испытывает затруднения из-за неблагоприятной обстановки в ближайшем окружении; · помощь в преодолении внутриличностного конфликта, связанного с расстройствами средовой адаптации; · предупреждение и пресечение разного рода отклонений поведения, когда социальная неприспособленность несовершеннолетнего требует использования определённых санкций к нему самому или к лицам, занятым его воспитанием; · координация отношений ребёнка с первичным коллективом; · оздоровление; · психопрофилактика. Задачи реабилитации: · выявление причин возникновения зависимости у подростков; · поиск средств и способов устранения игровой компьютерной зависимости; · оптимизация условий жизни, воспитания, обучения; · построение адекватного педагогического процесса, способствующего развитию нормальной личности; · своевременное выявление детей, подверженных зависимости; · оздоровление их внутреннего мира, преодоление психологических кризисов. Коррекция предполагает работу с конкретными отклонениями, в данном случае, зависимого поведения от компьютерных игр, и направлена, прежде всего, на самого ребенка, Коррекция имеет следующие функции: · восстановительную, предполагающую восстановление социальных норм поведения; · компенсирующую, заключающуюся в формировании у подростка стремления компенсировать тот или иной недостаток успехом в увлекающей его деятельности (спорт, труд); · стимулирующую, направленную на активизацию положительной общественно-полезной деятельности подростка, она осуществляется посредством небезразличного отношения к личности подростка, к его поступкам; · исправительную, связанную с исправлением аддиктивного поведения путем применения различных методов коррекции поведения (поощрение, убеждение, пример). Коррекция аддиктивного поведения предполагает, прежде всего, выявление неблагополучия в системе отношений подростка со взрослыми и сверстниками и корректировку педагогических позиций учителей, которая должна способствовать разрешению внутренних конфликтных ситуаций ребенка, неблагоприятно сказывающихся на его социальном развитии, кроме того, чрезвычайно важным представляется анализ статуса подростка в коллективе класса, в среде сверстников, определение места, которое он занимает в системе межличностных отношений, выяснение того, насколько оправдываются его ожидания, имеет ли место психологическая «изоляция» и, если она имеется, то поиск ее корней, причин и путей преодоления. Как показывают многочисленные исследования, дети и подростки с зависимостью от компьютерных игр имеют много свободного времени, ничем не заполненного. Поэтому, на наш взгляд, следующим направлением работы с подростками данной категории является организация различных сфер жизнедеятельности подростка. Сюда можно отнести организацию их досуга. В понятие «досуг» входит широкое пространство и время жизнедеятельности ребенка за пределами учебной деятельности. Досуговая сфера жизнедеятельности подростка может выполнять следующие функции: восстановление физических и духовных сил детей и подростков, развитие их способностей и интересов и свободное общение со значимыми для ребенка людьми. Большую роль в организации досуга детей и подростков на сегодняшний день могут сыграть учреждения дополнительного образования. Эти учреждения предоставляют ребенку возможности для разнообразной деятельности в различных образовательных областях, детских объединениях, в группах. Профилактика игровой компьютерной зависимости через включение ребенка в деятельность учреждений дополнительного образования подкрепляется возможностью создания ситуации самореализации, самовыражения и самоутверждения для каждого конкретного ребенка. Цель дополнительного образования в решении проблем занятости детей - органическое сочетание видов организации досуга с различными формами образовательной деятельности. Дополнительное образование традиционно широко взаимодействует с организациями и учреждениями иных предметных и творческих сфер. Это и учреждения культуры, научные учреждения и организации, сфера профессионально-технического образования, промышленные предприятия. Непрерывность образовательных связей с другими учреждениями создает возможность своевременного самоутверждения ребенка, получение профессиональной и начальной профессиональной подготовки, создания условий для формирования каждым ребенком собственных представлений о самом себе и окружающем мире.
Заключение Проблемы подростковой наркомании, алкоголизма, табакокурения, пристрастия к азартным играм, Интернету и компьютерным играм, а также коррекции и профилактики отклоняющегося поведения, являются d современном обществе очень актуальными. Проведенный анализ педагогической, философской и психологической литературы, рассматривающей изменение формы сознания, мировоззрения и отклоняющегося поведения, показывает, что данная проблема довольно остро отражает более общие проблемы современного общества. Поведение и мировоззрение современных людей неразрывно связаны с их социальным и психологическим положением в обществе, особенно подростков, психика и физиология которых до конца не сформировалась и полна противоречий. Синдром игровой компьютерной зависимости мало описан в научной литературе нашей страны. В основном исследования по данному вопросу ведутся за рубежом. Таким образом, изучение проблемы «игровой компьютерной зависимости» пока еще не закончено, и нам предстоит узнать много неизвестного сегодня о Виртуальном мире в реке нашей жизни. Анализ существующих направлений, форм и методов работы с детьми данной категории показал, что социально-педагогическая деятельность должна быть направлена на то, чтобы поставить зависимое поведение под социальный контроль, включающий в себя: во-первых, замещение, вытеснение наиболее опасных форм зависимого поведения общественно-полезными или нейтральными; во-вторых, направление социальной активности ребенка в общественно-одобряемое либо нейтральное русло; в-третьих, создание специальных служб социальной помощи. Заканчивая свою работу, мы сделали следующие выводы: · У детей среднего и старшего школьного возраста существуют предпосылки к игровой компьютерной зависимости. · Компьютерные технологии оказывают глубокое воздействие на психику и сознание подростка. · Компьютерные игры выступают своеобразным фактором социализации подрастающего поколения. · Хотя на сегодняшний момент игровую компьютерную зависимость еще нельзя признать заболеванием в полной мере, уже сейчас можно говорить о выраженной симптоматике этой патологии, а также о множественных причинах ее возникновения в подростковой среде. · На наш взгляд, негативное влияние Компьютерных игр находится в прямой зависимости от личности пользователя. · Феномен игровая компьютерная зависимость постоянно видоизменяется вместе со стремительным развитием новейших компьютерных технологий и Интернета, и заслуживает досконального изучения. · Воспитание компьютерной культуры, самовоспитание пользователей - вот противоядие игровой компьютерной зависимости.
Литература
1. Алексютина, Н. Суррогатная жизнь, или чем опасен Интернет/ Н. Алексютина// Учительская газета. - 11 марта. - 2008. - №11. - С. 18-22. 2. Андреев, В. Куда нас тащит Игра?/ В.Андреев// Наука и религия. - 2008. -№5. - С. 2-4. 3. Ахрямкина, Т.А. Зависимое поведение: теория и практика/ Т.А. Ахрямкина. - Самара: СФ МГПУ, 2008. - 96 с. 4. Баловсяк, Н. Мягкая полиция/ Н. Баловсяк// Chip. - 2009. - №4. - С. 118-121. 5. Баша, В. Виртуальная игра как среда обитания/ В. Баша// Наука и религия. - 2007. -№2. - С. 7-10. 6. Бурова, В.А. Социально-психологические аспекты Игровой компьютерной зависимости / В.А. Бурова// Психологический журнал. - 2002. - №4. - С. 14. 7. Васильев, А. Н. Игровая компьютерная зависимостб: сродни наркомании и алкоголизму/ А.Н. Васильев// ОБЖ. - 2008. - №9. - С. 27-28. 8. Войскунский, А.Е. Актуальные проблемы зависимости от Компьютерных игр/ А.Е. Войскунский// Психологический журнал. - 2004. - №1. - С. 90-100. 9. Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога.- М.: АCADEMA, 2002. 10. Антон Платов. Дети, Сеть и родители. Мир компьютеров. - № 3. - 2004. 11. Гордеева А. В. Увлеченность компьютерными играми: психологический аспект. - К. - 2004.
Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 1457; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |