Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика групп подростков, страдающих компьютерной зависимостью




В современной литературе выделяют также следующие формы компьютерной зависимости.

Хакерство. Хакерство представляет собой движение, преследующее целью демонополизацию распространения программных продуктов и демократизацию доступа к интернет-ресурсам. Ошибочно отождествление хакерства с софт-пиратством или мошенничеством в сфере электронного бизнеса, поскольку в подавляющем большинстве случаев деятельность хакеров не носит коммерческого характера и не используется для извлечения материальных выгод. Хакеры являются весьма организованной популяцией в рамках интернет-субкультуры, регулярно проводят встречи, конференции, семинары по обмену опытом. Необходимо заметить, что для осуществления полноценной хакерской деятельности необходима весьма высокая профессиональная подготовка программиста [2, c. 3].

Хакерство выполняет ряд положительных функций: своей деятельностью хакеры стимулируют создание систем защиты информации, в частности, от нелегального проникновения и распространения вредоносных программ. Хакеры обнаруживают и способствуют устранению дефектов программного обеспечения, осуществляя тестирование программных продуктов, обеспечивают распространение в Сети программных продуктов, позволяя пользователям безвозмездно их копировать и существенно экономя их средства (в ущерб, разумеется, коммерческому интересу фирм-производителей), обеспечивая тем самым демократизацию доступа к ресурсам, хакерство стимулирует профессиональный рост программистов, хакерами обнаруживаются и делаются достоянием пользователей (включая и создателей ПО) недокументированные возможности программного обеспечения и т.д. С другой стороны, хакерство наносит ущерб интеллектуальной собственности, может вторгаться в коммерческие интересы производителей программного обеспечения (ущерб, наносимый хакерами, трудно оценить как очень значительный в масштабах фирм-производителей ПО), технологии хакеров могут быть использованы в преступных целях.

Геймерство. Современные платформы ПК поддерживают огромное количество компьютерных игр, находящихся в свободном доступе пользователя. Кроме версий, реализуемых в автономном режиме, имеется большое количество сетевых игр от шахмат и карточных игр, реализованных в online-режиме, до специфических, исключительно компьютерных игр - стратегий, квестов, симуляторов и т.д. Геймерство - самая распространенная среди подростков форма зависимости. Преобладание этой формы обусловлено отсутствием необходимости в каких-либо навыках работы с ПК, увлекательностью многих игр и предоставляемой играми возможностью аутоидентификации с самыми различными героями, ПК - игры значительно выигрывают по популярности даже у приключенческой и фантастической литературы, что связано с их динамичностью, и главное - сложным, меняющимся по ходу действия сюжетным алгоритмом.

Многие игры сочетают в своем сюжете несколько линий, позволяющих проявить созидательные, деструктивные и поисковые качества пользователя. В большинстве игр существует и система поощрений, стимулирующая геймеров к совершенствованию своего «мастерства». Еще большую возможность в реализации конкурентных отношений дают сетевые игры, рост рейтинга пользователя в которых компенсирует его нереализованные амбиции в окружающем его реальном мире. Значительной проблемой интернет-геймерства является развитие в Сети игорного бизнеса, создании широкой (и не регулируемой) сети интернет-казино. Фактически, этот род деятельности мало отличается от обычных форм игорного бизнеса, за исключением его доступности широким кругам пользователей.

Доктор М. Орзак выделила следующие психологические и физические симптомы, характерные для игровых компьютерных аддиктов:

Психологические симптомы:

· Хорошее самочувствие или эйфория за компьютерной игрой.

· Невозможность остановиться.

· Увеличение количества времени, проводимого за компьютером.

· Пренебрежение семьей и друзьями.

· Ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером.

· Ложь членам семьи о своей деятельности.

· Проблемы с учебой.

Физические симптомы:

· Синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц).

· Сухость в глазах.

· Головные боли по типу мигрени.

· Боли в спине.

· Нерегулярное питание, пропуск приемов пищи.

· Пренебрежение личной гигиеной.

· Расстройства сна, изменение режима сна [1, c.22].

И. Котовой выделены различные этапы формирования игровой компьютерной зависимости, различающиеся по степени выраженности расстройств.

Первая стадия обычно носит характер увлечения «новой игрушкой» и всегда сопровождается трудно преодолимым, желанным влечением к сеансу игры, зачастую в ущерб другим, более важным занятиям. Среди симптомов - появление душевного подъема, радостного возбуждения в предвкушении начала игры, искажение чувства времени в виртуальной реальности(резкое ускорение субъективного темпа времени), причем, как правило, человек старается утаить от близких, что долго «сидел» за компьютером и заигрался так, что, просто не мог остановиться.

Вторая стадия - абстинентная, включает в себя:

· нарушение внимания, снижение умственной работоспособности; навязчивые мысли, представления и воспоминания, возникающие при продолжительном воздержании от компьютерной игры;

· эмоциональную неустойчивость: перепады настроения с эпизодами немотивированной эйфории и раздражительности;

· бессонница, снижение аппетита вплоть до полной утраты чувства голода, прием пищи «не отходя от компьютера»;

· резкое повышение в таких «естественных» стимуляторах общения, как курение, кофе, алкоголь;

· соматовегетативные расстройства, как следствие недосыпания, недоедания, психического и физического переутомления: потливость, тахикардия, колебания артериального давления, головные боли, тошнота, озноб, боли в спине, глазах, запястье.

Третья стадия - стадия социальной дезадаптации. В частности:

· появляется постоянная потребность в компьютерной игре при отсутствии ощутимого удовольствия от него;

· выраженное депрессивное состояние при непродолжительном воздержании от компьютерной игры;

· нарастающая апатия, вялость, сужение круга интересов, резкое снижение активности;

· учебный крах, глубокие семейные проблемы, социальная изоляция [5, c.7].

Поклонниками электронных игр в основном являются подростки и люди молодого возраста. Одной из особенностей современных компьютерных игр является развитое звуковое и видео сопровождение, которые могут создать ощущение реальности и на время отстранить пользователя от восприятия окружающего мира. Многие электронные игры подразумевают не только решение логических задач, но и определенную эмоциональную нагрузку, которая, по сути дела, и лежит в основе большинства случаев патологической привязанности к играм. Электронные игры значительно отличаются по жанру и содержанию. Наименее опасны аркадные игры, с простой графикой и звуком. За этими играми, как правило, «убивают время», они не могут вызвать длительной привязанности. Другое дело - ролевые игры, во время которых игрок «перевоплощается» в управляемого им героя и с головой погружается в его мир. В таких играх ощущение реальности может быть очень велико и надолго удерживать внимание играющего.

Наибольшую опасность представляют «стрелялки», которые характеризуются весьма примитивным сюжетом, основанном на насилии. Такие игры могут отрицательно сказаться на психике ребенка и стать причиной чрезмерной агрессивности.

В большинстве случаев игровая компьютерная зависимость возникает на фоне скрытой или явной неудовлетворенности окружающим миром и невозможности самовыражения, при страхе быть непонятым [6, c. 14].

Как правило, игровая компьютерная зависимость (или ее разновидности) вызывают возмущение и осуждение со стороны окружающих, что еще более углубляет конфликт, а, следовательно, усиливает пристрастие к проведению времени в компьютерной игре.

Наиболее выражено негативное влияние игровой компьютерной зависимости на социальные качества человека: дружелюбие, открытость, желание общения, чувство сострадания. При выраженной игровой компьютерной зависимости наблюдается сильнейшая деградация социальных связей личности и, так называемая, социальная дезадаптация человека. Наиболее часто социальная дезадаптация развивается у детей и подростков, проводящих много времени за компьютерными играми и в Интернете. Деградация социальных связей в этом случае развивается из-за вытеснения объективной реальности виртуальной, созданной при помощи компьютера. На фоне социальной дезадаптации и углубления в мир виртуальной реальности могут появиться избыточная агрессивность и различные виды асоциального поведения.

Подросток, страдающий игровой компьютерной зависимостью, как правило, уделяет меньше внимания учебе и исполнению различных социальных функций. Этот факт может стать причиной серьезных проблем на учебном и семейном поприще. Неопрятный вид и очевидная отчужденность «компьютерщиков» делает их непривлекательными для общества, что в свою очередь усугубляет конфликт между обществом и человеком, страдающим игровой компьютерной зависимостью [8, c. 90].

Вот ряд симптомов компьютерной зависимости:

· равнодушие к семейным контактам, своему здоровью, успешности в учебе, школьным и внешкольным мероприятиям;

· чрезмерно длительное пребывание за компьютером;

· быстрый, неряшливый прием пищи, часто перед монитором;

· «выпадение» из режима реального времени;

· визуально наблюдаемое «перескакивание» с одной компьютерной игры на другую;

· неоправданно быстро появляющаяся усталость, раздражительность, перепады настроения;

· погружение в игры как средство ухода от проблем, от плохого настроения, чувства потерянности, тревоги, подавленности;

· приоритет пребывания в игре над всеми остальными видами деятельности и общения;

· нарушение обещания в отсутствие взрослых не играть;

· отрицание игровой компьютерной зависимости.

В результате продолжительного пребывания за компьютером в ущерб общению с близкими, сверстниками деформируется психика ребенка, а также ухудшается его физическое состояние.[8, c. 91].

Итак, можно сделать следующий вывод, что отличительной особенностью игровой компьютерной зависимости является «уход» подростка в виртуальную реальность. Последствия такого поведения: сильнейшая деградация социальных связей личности, чрезмерная агрессивность и различные виды асоциального поведения, невозможность самовыражения, проблемы в семье и школе.

 

 

ГЛАВА II. Технологические аспекты социальной работы в профилактике компьютерной зависимости.
Для решения данной проблемы социальный работник должен применить навыки социального педагога. Социально-педагогическая деятельность - это деятельность, направленная на конкретного ребенка, способствующая решению его индивидуальных проблем посредством изучения личности ребенка и его окружающего социума; поиска адекватных способов общения с ребенком; выявление средств, помогающих ребенку самостоятельно решить свою проблему.

Социально-педагогическая деятельность реализуется в виде комплекса диагностических, профилактических, реабилитационных, коррекционных мероприятий, а также путем организации различных сфер жизнедеятельности детей.

Необходимо рассмотреть вышеперечисленные направления подробнее.

Диагностика включает в себя изучение личностных особенностей, которые могут оказать влияние на формирование аддиктивного поведения, а также получение информации о положении ребенка в семье, о характере семейных взаимоотношений, о составе семьи, о его увлечениях и способностях, о его друзьях и других возможных референтных группах.

Диагностика включает в себя использование различных диагностических методик, которые позволяют выявить предрасположенность и наличие зависимости от компьютерных игр.

Профилактика - это совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении подростков.

Социально-педагогическая профилактика - одна из основных технологий работы с подростками аддиктивного поведения, в том числе и с подростками, подверженными игровой компьютерной зависимости.

Профилактика аддиктивного поведения подростков - актуальная проблема общества, стремящегося обеспечить себе здоровое будущее. Профилактика аддиктивного поведения рассматривается как комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению аддиктивного поведения, предупреждения развития и ликвидация негативных личностных, социальных и медицинских последствий такого поведения.

Под профилактикой в социальной педагогике понимаются, прежде всего, научно обоснованные и своевременно предпринятые действия, направленные на:

· сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья ребенка;

· содействие ребенку в достижении социально значимых целей и раскрытие его внутреннего потенциала.

Сам термин «профилактика» обычно ассоциируется с запланированным предупреждением какого-то неблагоприятного события, т. е. с устранением причин, способных вызвать нежелательные последствия.

Социально-педагогическая профилактика включает создание благоприятных социально-педагогических условий, реализацию воспитательных функций общеобразовательными учреждениями всех типов, обеспечение полноценного развития интересов и способностей у подростков, занятость общественно-полезной деятельностью во внеурочное время, защиту подростков от невнимания родителей, жестокости, насилия и негативного влияния асоциальной среды.

Эффективность профилактических мероприятий может быть обеспечена только при условии обязательного включения следующих составляющих:

направленности на искоренение источников дискомфорта, как в самом ребенке, так и в социальной и природной среде, и одновременно на создание условий для приобретения несовершеннолетним необходимого опыта для решения возникающих перед ним проблем;

обучение ребенка новым навыкам, которые помогают достичь поставленных целей или сохранить здоровье;

решение еще не возникших проблем, предупреждение их возникновения.

При реализации профилактической работы необходимо соблюдение следующих требований:

· содержательность, направленность, непрерывность процесса воспитания;

· изучение, с одной стороны, требований общества к несовершеннолетнему, а с другой - индивидуальных особенностей и общих законов развития личности подростка;

· поддержка и развитие внутренних, зачастую внешне не проявляющихся, общественно полезных интересов и способностей ребенка;

· активность самого подростка, чтобы он понимал оказываемое на него воздействие, проявляя при этом свою инициативу и волевое усилие.

Профилактическая работа осуществляется в тесном взаимодействии разнообразных социальных институтов: учебного заведения, семьи, досуговой среды. Можно выделить следующие направления профилактической работы с подростками, подверженными игровой компьютерной зависимости: работа с подростками, работа с родителями, работа школы и учреждений дополнительного образования.

В подростковом возрасте, начиная с 11 лет, взрослые утрачивают свое влияние на ребенка, и все большую значимость приобретает общение со сверстниками, причем, чем ниже социальный статус ребенка, тем меньше его влияние на группу, а значит больше действий, с которыми он не согласен и совершает ради групповой нормы.

Поэтому основной акцент работы социального педагога с детьми этой категории на уровне различных учреждений - это работа с группой через следующие два главных направления:

1. Профилактика причин и последствий игровой компьютерной аддикции. Это можно осуществить через проведения групповых дискуссий на темы, связанные с различными формами зависимого поведения. Результатом таких занятий должно являться формирование группового мнения, которого будут придерживаться все участники группы. Параллельно с этим, увеличение социально-психологической компетентности личности каждого ребенка в межличностных отношениях, формирование самодостаточности, самоактуализации.

2. Организация свободного времени подростков, поскольку бессодержательный досуг является одним из факторов риска в развитии игровой компьютерной зависимости.

Другим направлением работы социального педагога с подростками, страдающими игровой компьютерной зависимостью, является их реабилитация. Она может рассматриваться как система мер, направленная на решение задач достаточно широкого диапазона - от привития элементарных навыков до полной интеграции человека в общество.

Следует различать различные виды реабилитации: медицинскую, психологическую, педагогическую, социально-экономическую, бытовую, профессиональную.

Медицинская реабилитация направлена на полное или частичное восстановление или компенсацию той или иной утраченной функции организма ребенка или на возможное замедление прогрессирующего заболевания.

Психологическая реабилитация направлена на психологическую сферу подростка и имеет своей целью преодоление в сознании подростка с отклоняющимся поведением представления о его ненужности как личности.

Профессиональная реабилитация предусматривает обучение или переобучение подростка доступным для него формам труда, поиск для него рабочего места с облегчёнными условиями труда и сокращённым рабочим днём.

Бытовая реабилитация имеет ввиду предоставление нормальных условий жизни подростка.

Под социально-экономической реабилитацией понимают комплекс мероприятий, нацеленных на обеспечение подростка причитающимися ему денежными выплатами, защиту его законных интересов.

Социально-педагогическая реабилитация - это система мер воспитательного характера, направленная на формирование личностных качеств, значимых для жизнедеятельности ребёнка, способствующих интеграции его в общество. Её ведущий метод - создание ситуации успеха и уменьшение социальной значимости конфликта.

Традиционные направления социально-педагогической реабилитации:

· организация социального контроля за условиями воспитания и поведения ребёнка;

· социальная поддержка тех, кто испытывает затруднения из-за неблагоприятной обстановки в ближайшем окружении;

· помощь в преодолении внутриличностного конфликта, связанного с расстройствами средовой адаптации;

· предупреждение и пресечение разного рода отклонений поведения, когда социальная неприспособленность несовершеннолетнего требует использования определённых санкций к нему самому или к лицам, занятым его воспитанием;

· координация отношений ребёнка с первичным коллективом;

· оздоровление;

· психопрофилактика.

Задачи реабилитации:

· выявление причин возникновения зависимости у подростков;

· поиск средств и способов устранения игровой компьютерной зависимости;

· оптимизация условий жизни, воспитания, обучения;

· построение адекватного педагогического процесса, способствующего развитию нормальной личности;

· своевременное выявление детей, подверженных зависимости;

· оздоровление их внутреннего мира, преодоление психологических кризисов.

Коррекция предполагает работу с конкретными отклонениями, в данном случае, зависимого поведения от компьютерных игр, и направлена, прежде всего, на самого ребенка,

Коррекция имеет следующие функции:

· восстановительную, предполагающую восстановление социальных норм поведения;

· компенсирующую, заключающуюся в формировании у подростка стремления компенсировать тот или иной недостаток успехом в увлекающей его деятельности (спорт, труд);

· стимулирующую, направленную на активизацию положительной общественно-полезной деятельности подростка, она осуществляется посредством небезразличного отношения к личности подростка, к его поступкам;

· исправительную, связанную с исправлением аддиктивного поведения путем применения различных методов коррекции поведения (поощрение, убеждение, пример).

Коррекция аддиктивного поведения предполагает, прежде всего, выявление неблагополучия в системе отношений подростка со взрослыми и сверстниками и корректировку педагогических позиций учителей, которая должна способствовать разрешению внутренних конфликтных ситуаций ребенка, неблагоприятно сказывающихся на его социальном развитии, кроме того, чрезвычайно важным представляется анализ статуса подростка в коллективе класса, в среде сверстников, определение места, которое он занимает в системе межличностных отношений, выяснение того, насколько оправдываются его ожидания, имеет ли место психологическая «изоляция» и, если она имеется, то поиск ее корней, причин и путей преодоления.

Как показывают многочисленные исследования, дети и подростки с зависимостью от компьютерных игр имеют много свободного времени, ничем не заполненного. Поэтому, на наш взгляд, следующим направлением работы с подростками данной категории является организация различных сфер жизнедеятельности подростка. Сюда можно отнести организацию их досуга.

В понятие «досуг» входит широкое пространство и время жизнедеятельности ребенка за пределами учебной деятельности. Досуговая сфера жизнедеятельности подростка может выполнять следующие функции: восстановление физических и духовных сил детей и подростков, развитие их способностей и интересов и свободное общение со значимыми для ребенка людьми.

Большую роль в организации досуга детей и подростков на сегодняшний день могут сыграть учреждения дополнительного образования. Эти учреждения предоставляют ребенку возможности для разнообразной деятельности в различных образовательных областях, детских объединениях, в группах. Профилактика игровой компьютерной зависимости через включение ребенка в деятельность учреждений дополнительного образования подкрепляется возможностью создания ситуации самореализации, самовыражения и самоутверждения для каждого конкретного ребенка. Цель дополнительного образования в решении проблем занятости детей - органическое сочетание видов организации досуга с различными формами образовательной деятельности.

Дополнительное образование традиционно широко взаимодействует с организациями и учреждениями иных предметных и творческих сфер. Это и учреждения культуры, научные учреждения и организации, сфера профессионально-технического образования, промышленные предприятия. Непрерывность образовательных связей с другими учреждениями создает возможность своевременного самоутверждения ребенка, получение профессиональной и начальной профессиональной подготовки, создания условий для формирования каждым ребенком собственных представлений о самом себе и окружающем мире.

 

Заключение

Проблемы подростковой наркомании, алкоголизма, табакокурения, пристрастия к азартным играм, Интернету и компьютерным играм, а также коррекции и профилактики отклоняющегося поведения, являются d современном обществе очень актуальными. Проведенный анализ педагогической, философской и психологической литературы, рассматривающей изменение формы сознания, мировоззрения и отклоняющегося поведения, показывает, что данная проблема довольно остро отражает более общие проблемы современного общества. Поведение и мировоззрение современных людей неразрывно связаны с их социальным и психологическим положением в обществе, особенно подростков, психика и физиология которых до конца не сформировалась и полна противоречий.

Синдром игровой компьютерной зависимости мало описан в научной литературе нашей страны. В основном исследования по данному вопросу ведутся за рубежом. Таким образом, изучение проблемы «игровой компьютерной зависимости» пока еще не закончено, и нам предстоит узнать много неизвестного сегодня о Виртуальном мире в реке нашей жизни.

Анализ существующих направлений, форм и методов работы с детьми данной категории показал, что социально-педагогическая деятельность должна быть направлена на то, чтобы поставить зависимое поведение под социальный контроль, включающий в себя: во-первых, замещение, вытеснение наиболее опасных форм зависимого поведения общественно-полезными или нейтральными; во-вторых, направление социальной активности ребенка в общественно-одобряемое либо нейтральное русло; в-третьих, создание специальных служб социальной помощи.

Заканчивая свою работу, мы сделали следующие выводы:

· У детей среднего и старшего школьного возраста существуют предпосылки к игровой компьютерной зависимости.

· Компьютерные технологии оказывают глубокое воздействие на психику и сознание подростка.

· Компьютерные игры выступают своеобразным фактором социализации подрастающего поколения.

· Хотя на сегодняшний момент игровую компьютерную зависимость еще нельзя признать заболеванием в полной мере, уже сейчас можно говорить о выраженной симптоматике этой патологии, а также о множественных причинах ее возникновения в подростковой среде.

· На наш взгляд, негативное влияние Компьютерных игр находится в прямой зависимости от личности пользователя.

· Феномен игровая компьютерная зависимость постоянно видоизменяется вместе со стремительным развитием новейших компьютерных технологий и Интернета, и заслуживает досконального изучения.

· Воспитание компьютерной культуры, самовоспитание пользователей - вот противоядие игровой компьютерной зависимости.

 

Литература

 

1. Алексютина, Н. Суррогатная жизнь, или чем опасен Интернет/ Н. Алексютина// Учительская газета. - 11 марта. - 2008. - №11. - С. 18-22.

2. Андреев, В. Куда нас тащит Игра?/ В.Андреев// Наука и религия. - 2008. -№5. - С. 2-4.

3. Ахрямкина, Т.А. Зависимое поведение: теория и практика/ Т.А. Ахрямкина. - Самара: СФ МГПУ, 2008. - 96 с.

4. Баловсяк, Н. Мягкая полиция/ Н. Баловсяк// Chip. - 2009. - №4. - С. 118-121.

5. Баша, В. Виртуальная игра как среда обитания/ В. Баша// Наука и религия. - 2007. -№2. - С. 7-10.

6. Бурова, В.А. Социально-психологические аспекты Игровой компьютерной зависимости / В.А. Бурова// Психологический журнал. - 2002. - №4. - С. 14.

7. Васильев, А. Н. Игровая компьютерная зависимостб: сродни наркомании и алкоголизму/ А.Н. Васильев// ОБЖ. - 2008. - №9. - С. 27-28.

8. Войскунский, А.Е. Актуальные проблемы зависимости от Компьютерных игр/ А.Е. Войскунский// Психологический журнал. - 2004. - №1. - С. 90-100.

9. Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы

социального педагога.- М.: АCADEMA, 2002.

10. Антон Платов. Дети, Сеть и родители. Мир компьютеров. - № 3. - 2004.

11. Гордеева А. В. Увлеченность компьютерными играми: психологический аспект. - К. - 2004.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 1457; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.1 сек.