Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблемы социально-экономического развития Брянской области




 

Однако существуют системные проблемы, сдерживающие развитие экономики области.
Объем валового регионального продукта на душу населения остается значительно ниже среднероссийского показателя (14 место в Центральном федеральном округе).
Низкий уровень валового регионального продукта на душу населения объясняется отраслевой структурой производства. В структуре ВРП основную долю занимают низкозатратные виды экономической деятельности (сельское хозяйство, оптовая и розничная торговля, транспорт, бюджетная сфера). На долю обрабатывающих производств приходится 21,5 процента. Сдерживает развитие промышленного производства высокий уровень физического и морального износа производственного оборудования, средняя величина износа которого в ряде отраслей превышает 70 процентов. В сфере жилищно-коммунального комплекса износ инженерных сетей составляет более 80 процентов. Их модернизация возможна только при условии привлечения частного капитала на базе государственно-частного партнерства. С этой целью принят Закон Брянской области "Об участии Брянской области в государственно-частном партнерстве.
Негативным фактором в экономическом развитии является отсутствие в области значительного объема собственных генерирующих мощностей (предприятия электроэнергетической отрасли обеспечивают потребности области в электроэнергии менее 10 процентов).
Вложение существенных инвестиционных ресурсов в энергетику на протяжении десятков лет сдерживалось применением механизмов тарифного регулирования, которые, в свою очередь, были ограничены социальной составляющей, в частности, необходимостью соблюдения предельных индексов роста платы за жилищно-коммунальные услуги населением.
Вместе с тем существуют факторы, ослабляющие стимулирующую роль государственной поддержки инвестиционной деятельности. К ним относятся:
-отсутствие поддержки в прохождении согласительных процедур при выборе земельного участка под объект, слабо осуществляемая поддержка мероприятий (разработка бизнес-планов) по коммерциализации инициатив;
-отсутствие комплексности в решении проблемы инвестиционной привлекательности. Значительные средства, направляемые на реализацию других бюджетных целевых программ, в основном служат только узковедомственным интересам и не решают задач инвестиционной привлекательности области в целом.
К сожалению, пока не столь значительна доля инвестиций, направленных на развитие обрабатывающих производств. Еще одна важная проблема – концентрация инвестиций в областном центре и крупных муниципальных образованиях, что не позволяет малым городам и отдаленным от центра территориям создавать собственные источники социально­экономического развития. Одной из наиболее актуальных на сегодняшний день является также проблема дефицита высококвалифицированных кадров. К решению этих проблем необходимо приблизиться уже в самом ближайшем будущем
Отсутствие более полной информации о предприятиях-товаропроизводителях и потенциальных инвесторах также влияет на ход инвестиционных процессов в регионе и создает определенные сложности в осуществлении эффективного поиска для сотрудничества.

Основные проблемы социально-экономического развития Брянской области

1. Низкий уровень ВРП на душу населения.

2. Низкий уровень инвестиций на душу населения.
3. По уровню привлечения иностранных инвестиций Брянская область также находится на последних местах среди других субъектов страны.

4. Низкий уровень среднедушевых доходов.

5. Значительный износ основных фондов в промышленности, сельском хозяйстве, энергетике, дорожном хозяйстве, жилищно-коммунальном хозяйстве.
6. Низкий уровень инновационной активности. В регионе нет достаточного количества научных центров, лабораторий, внедренческих организаций и прочих объектов интеллектуальной инфраструктуры, однако существующие могут стать точками роста данного направления. Отсутствуют достаточно эффективные связи между наукой и производством и, как следствие, уровень использования научных достижений и инноваций на промышленных предприятиях области невысокий, что не позволяет эффективно конкурировать в высокотехнологичных видах деятельности.
7. Энергозависимость региона от поставок электричества извне, а также отсутствие собственных месторождений нефти, газа, угля. Кроме того, отмечается невысокая активность в разведке, разработке и развитии минерально-сырьевой базы области.
8. Недостаточный уровень использования конкурентных преимуществ региона как пограничной территории. Отсутствие транспортно-логистического кластера, незначительность таможенной обработки грузов на территории области. Недостаточная пропускная способность автомобильных дорог и их низкое качество.
9. Территориальная асимметрия пространственного развития, дифференциация экономического развития муниципальных образований. Производство на 70 процентов сконцентрировано в городах Брянск, Новозыбков и Клинцы.
10. Негативное влияние последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Радиационному заражению подверглось 40 процентов сельскохозяйственных угодий, значительный ущерб нанесен лесному фонду, сократили или прекратили свою деятельность многие предприятия, расположенные в шести юго-западных районах, городах Клинцы, Новозыбков, Злынка, пгт Климово.
11. Недостаточно высокий уровень развития сельского хозяйства, слабая взаимосвязь между производителями продукции и пищевой промышленностью. Тенденция сокращения поголовья КРС и свиней.
12. Нехватка квалифицированных кадров в промышленности (особенно квалифицированных рабочих) и в АПК.
13. Старение и значительная естественная убыль населения. Общий коэффициент рождаемости в Брянской области остается на протяжении всего постсоветского периода ниже, чем в целом по России.
14. Миграционный отток трудоспособного населения в соседние регионы ЦФО, в том числе в московскую агломерацию.
15. В области отмечается ухудшение состояния здоровья населения, обусловленное последствиями аварии на Чернобыльской АЭС и социально-экономической нестабильностью региона. Ежегодно в области регистрируется более 1,6 млн. случаев заболеваний населения острыми и хроническими болезнями, из которых 1 миллион - впервые с установленным диагнозом.
16. Низкий уровень финансирования отраслей социальной сферы. Из-за дефицита бюджетных средств процесс развития объектов социальной инфраструктуры в 90-е годы практически был приостановлен. Уровень развития материально-технической базы отраслей социальной сферы не соответствует состоянию здоровья населения области и не позволяет в полной мере решать задачи повышения его образовательно-культурного уровня, совершенствования социальной помощи социально незащищенным гражданам.

Существует необходимость решения следующих задач:
-анализ потребности региональной экономики и определение перспективных научно-технических направлений, программ и проектов;
-обеспечение роста объемов и эффективности внешнеэкономических связей области;
-повышение эффективности экспортной деятельности на основе расширения ассортимента и улучшения качества экспортируемой продукции;
-оптимизация товарной структуры экспортно-импортных операций;
-совершенствование и развитие географической структуры внешнеэкономических связей области;
-развитие современных форм международного торгово-экономического сотрудничества.
Достижение поставленных задач предполагает активное участие законодательных и исполнительных органов области в развитии внешнеэкономических связей, координацию усилий всех заинтересованных сторон в этом направлении, формирование долгосрочных партнерских отношений властных структур и деловых кругов в обеспечении экономических интересов региона за рубежом.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 5964; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.