Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика проведения рождественского театрализованного представления




Особое место в театрализованном празднично-обрядовом действии занимают народные традиции и фольклор, которые являются богатством, выработанным поколениями и передающими в эмоционально-образной форме исторический опыт, культурное наследие. В культурно-творческой сознательной деятельности широких масс сливаются в едином русле народные традиции, фольклор и художественная современность. Эта деятельность становится неотъемлемым компонентом образа жизни людей, развития празднично-обрядовой культуры в России.

Как известно, образ жизни отражает не только определённый способ общественного производства, специфические черты той или иной общественно-экономической формации, но и культурно-этническое наследие каждого народа, социальное содержание жизни людей, формы их поведения, обычаи, нравы, которые соответствуют господствующему типу общественных отношений. Именно поэтому так актуален сегодня воспитательный потенциал народных традиций и фольклора. Они позволяют избавить празднично-обрядовое действие от пассивной зрелищности, превратить театрализованные формы художественно-массовой работы в социально-культурную самодеятельность людей, ограниченно связанную с их трудом, бытом, всей жизнедеятельностью.

Для более чёткого осмысления методики использования народных традиций и фольклора в празднично-обрядовом действии следует обратиться к пониманию художественной специфики русского фольклорного театра, как одного из видов народного искусства, изложенному учёным фольклористом В.Е. Гусевым. Автор в первую очередь подчёркивает коллективность творческого процесса, опирающуюся на всеобщую импровизацию как основу такого театра[18, c. 87].

Таким образом, рассматривая возможности использования народных традиций и фольклора в праздничном действии, мы должны чётко понимать, что в сценарно-режиссёрском замысле они представляют для нас особый инструментарий, который может существовать, и развиваться самостоятельно, вне произведений коллективного народного творчества. Такой подход позволяет нам программировать активное включение аудитории в театрализованное действо на основе оригинальной, современной, сюжетно-образной трактовки народных традиций и фольклора [18, с. 89].

Можно выделить следующие типы активной деятельности, характерные для театрализованного фольклорного действия, основанного на сложившихся народных традициях:

1. Костюмирование участников, стимулирующее их активность, выступающее своеобразной движущей силой театрализованного фольклорного действа. Костюм, маска, реквизит в сочетании с мимикой и жестом становятся определенной знаковой системой, языковым кодом, под воздействием которых происходит слияние практически-реального и условно-идеального поведения.

2. Коллективная импровизация, представляющая собой спонтанную художественную реакцию человека на отмечаемое событие и выражающаяся в хоровом пении, массовых танцах. Для народного творчества традиционного характера хоровая и танцевальная импровизация. Оно всегда окрашено эмоционально и поэтому может служить для передачи чувств, отношения к тому или иному событию. Все это делает хоровую или танцевальную импровизацию важнейшим структурным элементом фольклорного действия.

3. Художественно-творческое, спортивное, состязание в форме игрового конкурса, серии показательных выступлений, театрализованной схватки характерно для структуры любого фольклорного действия, носит соревновательный, порой шуточный характер.

4. Ритуальное действии, являющееся обязательным структурным элементом, специфической особенностью любого театрализованного празднично действия, опирающегося на народные традиции и фольклор. Использование ритуального действия связано как с календарными праздниками, такими, как встреча весны, приход лета, проводы зимы, так и с выполнением определенных обрядовых действий трудового цикла: вспашка первой борозды, окончание уборки урожая, выгон скота на полянину и прочее[18, с 101].

Обобщая сказанное, следует выделить следующие методические особенности использования народных традиций и фольклора в театрализованном праздничном действии.

1. Они могут служить глубокой, серьёзной основой "оживления" исторических событий, быта, обычаев, опираясь при этом на психологические потребности, жизненные интересы, художественно-эстетические запросы празднующей общности[19, с. 58].

2. Народные традиции и фольклор могут стать базой для создания праздничной атмосферы, в которой необходимо постоянное их сочетание с современностью, что наполняет театрализованное действие образной формой, патриотическим содержанием.

Использование народных традиций и фольклора в органичном единстве с выбором места и времени театрализованного действия усиливает их эмоциональное воздействие, создаёт необходимый настрой участников, расширяет круг их общения, стимулирует каналы проявления активности, раздвигая границы праздника.

Праздник нашими предками всегда мыслился одушевленным и одухотворенным: он «заходил» и «уходил», его встречали (канун) и провожали (сжигали, закапывали, бросали в воду). Его олицетворяли различные вещные символы и персонификация: чучело масленицы или Русалки, Коляда (девушка или юноша), мужик Кострома.

 

Чтобы подготовить и провести рождественское театрализованное представление, нужно изучить историю Рождества. 25 декабря начинался один из значимых праздников славянского народного календаря — Коляда. Зимние Святки являются самым веселым из славянских празднеств. Позднее праздник Коляды был замещен великим праздником Рождества Христова. Однако у славянских народов Рождество до сих пор сочетается с Колядой. И у всех восточных славян сохранилось колядование как комплекс святочных обрядов. Практически все эти обряды пришли к нам из глубокой древности, когда колядовщики выступали в роли духов предков, проведывающих своих потомков и приносящих залог урожайного года, достатка, благополучия. На Рождество ходили с детьми, носили с собой вертеп, показывая представления на евангельские сюжеты.

Обряд колядования проходил весело, со смехом, плясками и полными чарками, хорошими подарками и настоящим чувством праздника. Участники забавы должны были уметь танцевать, водить хороводы-мостики, петь песни. Приготовления к театрализованной игре начинались еще осенью, когда все участники с нетерпением ждали этих зимних колядных ночей, чтобы всласть посмеяться и потанцевать.

Слово «колядка» - является корнем латинского слова. «Календа» - первый месяц или первый в году, отсюда и появилось слова «календарь». С рождением Христа связано понятие об установлении новой эры, которую уже давно исчисляют «до и после Рождения Христова».

Колядка – это общехристианская песня, появившаяся в дни зарождения христианства. Колядовать – значит петь колядки. Но есть еще и васильевские колядки, то есть это песня в честь наступившего нового года. Первый день Старого нового года – это Васильев день. Колядки в честь Васильевого дня поется под окнами.

Колядование на Рождество – это целый спектакль со своим сценарием и костюмами. Одеяния для рождественских колядок могут быть самыми разными, но традиционно используются костюмы зверей и библейских персонажей. Одежда должна быть яркой. Главный герой в рождественском спектакле – Звездарь. Именно он поет больше всего колядок и общается с хозяином дома. Атрибутом Звездаря служит звезда, она должна быть восьмиугольной, напоминающая Вифлеемскую.

Второй герой после Звездаря – Мехоноша. Этот герой отвечает за мешок, в который складывались подарки и деньги. Мешок имеет особое значение в колядование, поскольку по старинному обычаю, колядующие не могут принимать дары и подношения из рук в руки от хозяев дома, поэтому сами должны положить в мешок свои подношения.

Коза также является символом Коляды. В костюм козы переодевали молодого парня, который танцевал перед хозяевами дома. Этот символ обозначает плодородие, богатый урожай, оберегал дом от злых сил.

Само колядование происходит в несколько этапов. Первоначально, приближаясь к хозяйскому дому, колядующие исполняют песни – присказки, смысл которых заключается в обращении к жителям дома с просьбой поколядовать у них. Второй этап вступает в силу, если повезло, и всю компанию впустили в дом. Колядующие исполняют песни – обращенные к хозяевам дома с наилучшими пожеланиями всем членам этой семьи. Заключительная стадия – короткие благожелательные куплеты, а также прошение даров за свое творчество в песенной шутливой форме. Например,

Коляд, коляд, коляда, весела да богата.

Сейся, родился, жито и пшеничка,

Ячмень, овес, гречка, горох, чечевичка.

Будьте здоровы, счастливы будьте.

Живите без бед много-много лет.

Коляд, коляд, коляда, весела да богата

 

 

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1831; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.