Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дипломная работа 3 страница




На основании анализа работ Ж.Бодрийяра, Г. Зиммеля, Т. Веблена и В.И. Ильина нами была разработана система идеалов общества потребления, состоящая из пяти элементов.

Первый идеал, который мы рассмотрим, называется «Деньги как высшая ценность». Как и в целом в работе, мы не будем делать акцент на экономическом аспекте и, рассматривая феномен денег, сосредоточимся на аксиологическом аспекте. Первым исследователем, рассмотревшим природу, роль и сущность денег с этой точки зрения, был Георг Зиммель. В своей работе «Философия денег» он отмечал, что «деньги несут изменения не только в «мир вещей» и не только в «мир людей», они играют определенную роль в изменении внутреннего мира человека, его интересов, устремлений и нравственных критериев.

Деньги изменяют систему человеческих ценностей, ставят себя в центр социально-исторической системы ценностей и благодаря этому могут выступать и средством, и целью обмена. Их ценность происходит не из их вещественной формы, а из содержания того общественного процесса, который они опосредуют своим движением и делают его возможным» [18, с.14].

Согласно Г. Зиммелю, деньги являются инструментом, но легко превращаются в самоцель, низводя подлинные ценности до уровня средств. В. Королев отмечает, что деньги не просто являются одной из важнейших ценностей в современном обществе, но и позволяют сравнивать, выражать все другие ценности, вплоть до ценности человеческой жизни: если человек является мерой всех вещей, то деньги – мерой самого человека [18, с.15].

Таким образом, желание денег, как главной ценности, показателя успешности и значимости человека в обществе – первое желание, провоцируемое обществом потребления. Необходимо, чтобы человек осознавал их первостепенную важность в своей жизни и стремился ими обладать, потому что без этого невозможно его активное участие в потреблении. Благодаря коммерциализации таких сфер, как образование, медицина и спорт, деньги становятся единственным проводником в лучшую жизнь, создают возможность получать достойное образование, поддерживать здоровье и молодость. Если денег становится не достаточно, общество потребления готово предложить широко развитую систему кредитования. Наличие большого числа банковских карт, кредитов, дорожных чеков является характерной чертой современности.

На данный момент практически любой товар широкого потребления можно купить в кредит, оформив его непосредственно в магазине, что приводит к сокращению времени на раздумья о покупке. А оформление кредитной карты позволяет клиенту банка при покупке понравившейся вещи не волноваться, что при оплате на кассе ему не хватит средств.

Таким образом, осознание ценности денег ведет к формированию некритичного отношения к кредитам, как средству для быстрого их получения. При этом большое количество предлагаемых товаров и услуг, которые можно приобрести с помощью электронных кредитных денег, способствует активному участию в потреблении и приводит к незаметным тратам.

Клиент банка, воодушевленный красивой рекламой платежной системы, может оформить себе золотую банковскую карту, получая зарплату 15 тысяч рублей и совсем не пользуясь всеми преимуществами держателя. Однако банковская карта скрывает, сколько средств находится на счете у клиента, она имеет красивый дизайн и статус Gold – символ определенного престижного стиля жизни, и для многих потребителей банковских услуг это имеет определяющее значение, чтобы приобрести именно этот тип карты [22, с. 100].

В связи с этим, рассмотрим следующий идеал общества потребления, который мы назвали «Символы обладания материальным богатством». Прежде всего, он подразумевает демонстративное потребление товаров и услуг. Демонстративное потребление – это «использование потребления для доказательства обладания богатством», потребление «как средство поддержания репутации». Торстейн Веблен, американский экономист и социальный теоретик ввел в оборот понятие Conspicuous Consumption: «показное (демонстративное) потребление», а также «показной (демонстративный) досуг», «показные траты» [27, с. 40].

В целом, демонстративное потребление можно разделить на два вида – престижное и статусное. Социолог Логунов А.В. трактует престижное потребление, как потребление товаров и услуг, доступ к которым ограничен в силу дефицита, высокой цены или институциональных установлений, и которые используются субъектом не утилитарно, а в качестве символов особого положения, стиля жизни или иных личностных качеств. Иными словами это демонстрация уже имеющегося статуса.

Статусное потребление напротив, является стремлением улучшить свою социальную позицию в обществе при помощи демонстративного потребления товаров. Такое определение принадлежит американскому маркетологу Ж. Истману. Проявлением статусного потребления является пример с золотой банковской картой. Исходя из сущности этого вида потребления, можно сделать вывод, что оно характерно для представителей нижней части социально-экономической иерархии. Как правило, предметы статусного потребления – это товары из категории, которая в комплексе доступна только следующему, более высокому слою. Материальные возможности не позволяют полностью скопировать потребительский комплекс другого слоя, но всегда есть возможность купить одну-две видимые окружающими вещи из символизирующих высокий статус. Этот вид потребления выстраивается таким образом, что первоочередным становится показное потребление, а более насущные, но малозаметные для постороннего глаза его формы ограничиваются. Несмотря на то, что мы рассматриваем статусное потребление, прежде всего как реализацию идеала «Символы обладания материальным богатством», стоит отметить, что эта форма тесно связана и с другими идеалами. Так, желание повысить свой статус возникает не только в связи с активно пропагандируемой идеей важности социального успеха, но и желанием получить доступ к деньгам, развлечениям, следовать моде и приобретать материальные ценности.

Если демонстративное потребление это способ следования идеалу, то непосредственно символами являются бренды. По своей сути бренд – продукт массовой культуры, являющийся ее стратегическим ресурсом и капиталом, позволяющим получать экономические выгоды от внеэкономических благ – символических атрибутов и преимуществ, осязаемых и неосязаемых элементов репутации, легенд и мифов, культурных традиций. Истинная природа бренда раскрывается в символической наполненности. Выражением бренда является товарный знак – символическое «имя» вещи, способствующее ее индивидуализации [42]. Бренды характеризуют стиль жизни, систему ценностей индивидуума или группы, отражая и воздействуя на общественные процессы. Бренды, как современные символы потребительской культуры, становятся важным средством демонстрации идентичности, маркерами социального пространства. В современном обществе появилось такое явление как «брендизм», когда узнаваемые марки считаются более привлекательными, чем неизвестные, и это основано исключительно на их символической сущности [34, с. 129].

Бренды как таковые тесно связаны с индустрией моды и нашим следующим идеалом «Обновление». Индустрия моды теперь производит не только одежду и аксессуары и не столько образы, становящиеся образцами стиля жизни, сколько собственно моду, то есть главный продукт этой индустрии – тренды. Создание трендов как моментов повального увлечения основывается на ценности для потребителей не вещей или имиджей самих по себе, а их «актуальности», которая может транслироваться и одеждой, и аксессуарами, и косметикой, и гастрономией, и развлечениями, и продуктами «высокой моды», и продуктами «высоких» технологий [12, с. 325]. Самое важное в системе «актуальности» – это своевременное обновление. Сезонные изменения моды приводят к тому, что вещи обесцениваются быстрее, чем физически изнашиваются.

Эти виртуальные образы «актуального» и «нового» формируются в сознании потребителя через СМИ, иллюстрации в печатной продукции, телевизионную и интернет-рекламу. Посредниками в данной коммуникации выступают «пионеры» модного потребления, то есть потребители, которые первыми перенимают предлагаемый модный образец. Как подчеркивает Ж. Бодрийяр, «в обществе всегда имелось привилегированное меньшинство, служившее экспериментальным полигоном для сменявших друг друга стилей, а уже в дальнейшем эти стилевые решения, методы и ухищрения повсеместно тиражировались ремесленниками» [40].

Еще одним важным аспектом обновления является то, что ускоряются темпы общественного развития, создаются новые технологии, расширяются функциональные возможности, вследствие чего товары устаревают. Таким образом, идеал «Обновление» включает в себя как следование модным тенденциям, так и техническому прогрессу.

Следующий, рассматриваемый нами идеал называется «Приоритет материальных ценностей над духовными». Он призывает к накоплению материальных ценностей.

В некоторой степени это свойственно человеку – безотчетный страх перед временем заставляет создавать вокруг себя мир вещей, которые всегда будут с ним, которые обеспечат ему постоянную связь между потребностями и объектами, обладающими необходимыми свойствами. Это позволяет снять тревогу, страх и приобрести спокойствие, уверенность [22, с. 100].

Все это провоцирует неумеренное потребительство, бесконечное приобретение все новых и новых вещей. В идеале, после удовлетворения базовых потребностей во всем самом необходимом, человек должен стремиться к духовным ценностям, но на практике этого не происходит.

Другой идеал, так же связанный с сущностью человека, обобщенно назван нами «Гедонизм». Британский социолог З. Бауман считает, что рост гедонистических настроений является знаковым для нашего времени. Результатом этих перемен стало появление нового типа человека с повышенным вниманием к самому себе и своему телу, заботящегося о собственном благополучии, следующего императиву «живи для себя и наслаждайся жизнью», стремящегося к максимальному комфорту.

Мощная индустрия удовольствий и развлечений, созданная в современном обществе это своеобразный индикатор популярности гедонистических ценностей. Культ гедонизма и чувственных наслаждений – характерная черта современной массовой культуры. Переживаемое удовольствие перемещается в сферу обыденного, повседневного, ценностный порядок общества потребления обязывает индивида испытывать и репрезентировать это переживание постоянно, а не только в особенных случаях (например, в контексте праздника) [8. с. 198].

Как пишет в своей «Социально-исторической антропологии» Н.Козлова, «человек потребляющий» считает своим долгом испытывать удовольствие. Он сам становится предприятием по получению удовольствия и удовлетворения. Человек обязан быть счастливым, влюбленным, льстящим и льстимым, соблазняющим и соблазняемым, участвующим, динамичным, пребывающим в эйфории. Он должен быть в постоянной готовности актуализировать весь свой потенциал, всю свою способность к потреблению. Если он забывается, то ему мягко напомнят, что он не имеет права не быть счастливым. Удовольствие является стилеобразующей ценностью эпохи постмодерна, в апелляции к нему (доставлению, испытанию удовольствия) строятся многочисленные стратегии – потребительские, рыночные, рекламные, творческие [8, с. 198].

Для современного общества характерен такой феномен как гипергедония, который означает патологически повышенное стремление человека к удовольствиям и наслаждениям.

Дискурс гедонизма находит свое отражения в таких явлениях, как комфорт – комфорт труда, комфорт быта, комфорт природного, искусственного и социального окружения, комфорт становится сверхценностью.

Еще одно проявление – это забота. В нашем сознании сформирован «оберегающий, предусмотрительный и заботливый облик общества потребления» [4], предлагающего услуги по устранению множества проблем с помощью глобальной системы услуг.

Следующая отличительная черта гедонизма – культ тела. Развиваются технологии с целью приведения человека в надлежащую форму, внедряются щадящая медицина, диетические режимы, средства для релаксации, появляется множество средств по уходу за собой [38].

Шоппинг становится популярным способом получения удовольствия, при этом важным является не результат, а сам процесс. Если рассмотреть этот вопрос глубже, то оказывается, что потребитель получает наслаждение не от самого товара, а от определенного потребительского стиля, с ним связанного, например возможности приобретать все желаемое.

А так же представленный идеал связан с символами богатства, власти, успеха: в них всегда присутствуют и подразумеваются гедонистические моменты – наслаждение богатством, удовольствие от власти.

Таким образом, все элементы представленной системы идеалов являются тесно взаимосвязанными между собой. Каждый из них и все они вместе направлены на укрепление и расширение позиций современного общества потребления.

В рамках данной дипломной работы мы рассматриваем влияние данных идеалов на социокультурную идентичность. Опишем механизмы этого влияния.

Особенности социокультурной динамики современности придают свое-образие процессам идентификации. Ситуация постмодерна порождает разрыв с традиционной культурой, стилем и укладом жизни. Социализирующие функции в значительной степени переходят к информационным средствам, институтам массовой культуры [31, с. 255]. С их помощью данная система идеалов интериоризируется в ценностную систему индивидов. Механизмы социализации обеспечивают усвоение шаблонов поведения, соответствующих данным идеалам, а также обучение типичным ролевым моделям – брать кредиты, следовать моде и т.п.

Механизм социальной стереотипизации – отвечает за создание формы стандартизированного (иллюзорного и мифологизированного) представления об обществе и его группах. Создаются идеальные референтные группы, призванные служить эталоном субъективных оценок и жизненных идеалов человека.

С помощью механизма отождествления человек получает возможность идентифицировать себя с той общностью, с которой он бы этого хотел. Под влиянием идеалов общества потребления, как правило, выбираются социально более успешные и высокостатусные группы. Они могут быть как реально существующими, так и конструируемыми символическими общностями.

Все это актуализирует механизм сигнификации, когда установленные стандарты потребления и «идеализированный» образ жизни индивид старается воплотить в жизнь, зачастую с помощью статусного потребления, его символической сущности путем создания «текста».

Так под влиянием идеалов общества потребления, с помощью статусного потребления создается номинальная форма социокультурной идентичности, для которой характерно то, что иллюзорная принадлежность к социальной группе демонстрируется за счет внешних символов.

В целом, для людей, разделяющих идеалы общества потребления, потребительские практики становятся одним из определяющих векторов в конструировании идентичности. Код потребления одновременно служит и кодом идентификации. Возникает феномен социального конструирования чувства идентичности, принадлежности к той или иной группе с помощью потребления.

Такое конструирование представляет собой, непосредственно, процесс использования таких предметов потребления как одежда, обувь, популярная музыка или занятия определенным видом спорта для обозначения себя как члена той или иной группы. Или же наоборот – для подчеркивания своего пребывания вне ее [14, с. 321]. Если идеалы становятся основой культурного компонента социокультурной идентичности, то потребление – частью социального, как способ показать свою социально-статусную принадлежность.

В теоретической части работы мы рассмотрели феномен идентичности, и социокультурную идентичность, изучили особенности современного общества потребления и описали систему его идеалов. Полученная информация послужила базой для разработки программы и проведения социологического исследования, результаты которого представлены в следующей главе.


2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ИДЕАЛОВ ОБЩЕСТВА

ПОТРЕБЛЕНИЯ НА СОЦИОКУЛЬТУРНУЮ ИДЕНТИЧНОСТЬ

В рамках данной дипломной работы нами проведено исследование, целью которого являлось изучение отношения жителей города к идеалам общества потребления и определение формы их социокультурной идентичности.

Для достижения поставленной цели было необходимо решение следующих задач:

- определение популярных среди жителей города идеалов общества потребления;

- описание основных и отличительных черт социальных групп разделяющих и не разделяющих представленные идеалы;

- изучение включенности жителей в современное общество потребления;

- рассмотрение основных типов социокультурной идентичности и системы ценностей;

- выявление проявлений статусного потребления, как номинальной формы социокультурной идентичности.

Объектом эмпирического исследования выступило взрослое население города Кургана в возрасте от 15 до 54 лет. Несмотря на то, что формирование идентичности является непрерывным процессом на протяжении всей жизни человека, мы ограничиваем возрастной период рамками активного участия в потреблении в соответствии с целью и задачами исследования.

Для соблюдения репрезентативности, нами была использована половозрастная квотно-пропорциональная выборка (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

Для проведения исследования было выбрано два торгово-развлекательных центра города Кургана – «ГиперСити» и «Пушкинский». Эти центры являются подходящими площадками для исследования, так как концентрирует большое количество людей, благодаря своему универсализму, торговому предложению и дополнительным услугам, которые позволяют реализовать широкий спектр потребительских и социокультурных практик представителей различных социальных групп. Пространство торговых центров позволяет, как совершать покупки, так и проводить свободное время, что предоставило нам возможность провести опрос. Чтобы избежать смещения выборки опрос проводился в утреннее и вечернее время. Так же было применено ограничение – не опрашивать членов одной семьи.

Таким образом, нами было опрошено 196 человек, из них доля мужчин составляет 47,4%, женщин 52,6%. Распределение по возрастам соответствует аналогичному распределению в генеральной совокупности и выглядит следующим образом: респондентов в возрасте от 15 до 24 лет – 24%, от 25 до 34 лет – 28,1%, от 35 до 44 лет – 22,4% и от 45 до 54 лет – 25,5% (ПРИЛОЖЕНИЕ 3, таблицы 1, 2).

В рамках исследования социокультурной идентичности важной переменной является социальный статус – положение человека в обществе, которое является сочетанием таких позиций как профессиональная принадлежность, образование и уровень дохода

(ПРИЛОЖЕНИЕ 3, таблицы 3–5).

Мы попросили респондентов оценить себя по трем представленным шкалам, а затем в программе Vortex10 с помощью формулы создали новую переменную – социальный статус. С учетом сочетания трех этих факторов мы получили 4 группы, представленные на диаграмме 1.

Высокий социальный статус характеризуется руководящей должностью, высшим образованием и высоким уровнем обеспеченности, средний – это руководители среднего звена и служащие, обладающие высокой и хорошей обеспеченностью, высшим образованием. Ниже среднего – рабочие, хорошо и средне обеспеченные, служащие со средне-специальным образованием, низкий социальный статус – те, кто отметили свое материальное положение как «крайне экономное», временно безработные и рабочие со средним образованием. Студенты и школьники распределялись в зависимости от материального положения семьи, домохозяйки – от материального положения и образования.

Диаграмма 1

Распределение респондентов по социальному статусу

Рассмотрев демографические и социальные характеристики респондентов, перейдем к решению первых двух задач нашего исследования, касающихся идеалов общества потребления.

Отношение к идеалам определялось посредством таблицы, содержащей суждения, ярко характеризующие различные идеалы общества потребления. Респонденту предлагалось выразить свое отношение, отметив соответствующую позицию – от абсолютного согласия, до абсолютного несогласия с суждением (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

Первый идеал, который мы рассмотрим, называется «Деньги как высшая ценность». Мнения относительно него разделились приблизительно поровну, 48,2% респондентов при этом разделяют этот идеал, 51,8% – не разделяют его (ПРИЛОЖЕНИЕ 3, таблица 6).

В данном случае предлагалось выразить отношение к двум суждениям, первое из которых «Деньги правят миром», что характеризует идеологию современного общества потребления. С эти суждением выразили абсолютное согласие 57% респондентов и охарактеризовали свое отношение как «скорее согласен» еще 34,2%, что в общей сложности представляет абсолютное большинство от числа опрошенных (ПРИЛОЖЕНИЕ 3, таблица 7).

Распространение идеалов общества потребления часто называют «вестернизацией» и установкой западного типа мышления. Поэтому отметим характерную черту западного общества – широкое использование кредитных практик. Часто берутся ипотечные, потребительские и автокредиты, а большинство покупок совершается посредством безналичного расчета. В последние годы это направление является актуальным и в нашей стране. Поэтому нам важно было выяснить отношение к суждению «Если необходимы деньги – нужно взять кредит». Отношение к этому высказыванию противоречивое – оценки разделились поровну (ПРИЛОЖЕНИЕ 3, таблица 7).

Проанализируем влияние на позицию респондента непосредственного опыта обращения к кредитам. Между этими переменными существует статистически значимая слабая прямая связь, что означает, что среди тех, кто брал кредит доля разделяющих это убеждение несколько больше (ПРИЛОЖЕНИЕ 3, таблица 8).

Что касается влияния материального положения респондентов, то здесь можно сказать следующее – абсолютное большинство (70%) согласны с этим утверждением среди описавших свое материальное положение как «Живем крайне экономно, на ежедневные расходы хватает, а покупка одежды представляет трудность», а так же значительная часть респондентов (63,1%) с высоким материальным статусом, которые «достаточно легко могут позволить себе покупку автомобиля».


 

Диаграмма 2

Влияние материального положения на отношение к суждению о кредитах

 

При этом большинство респондентов с низким материальным статусом имеют кредитные практики (ПРИЛОЖЕНИЕ 3, таблица 39).

В рамках представленной нами теории для определения влияния идеалов нам важно сочетание двух данных позиций, поэтому мы относим респондентов к разделяющим данный идеал, если они согласны с каждым из представленных суждений.

Опишем социальную группу респондентов, разделяющих идеал «Деньги как высшая ценность». Основной чертой этой группы является идентификация с семьей, друзьями, близкими. Среди разделяющих этот идеал таких абсолютное большинство – 90,3%. А так же 69,9% отмечают, что потребление вещей и услуг помогает им обозначить себя членом желаемой группы. Отличительными чертами группы является большое количество женщин (64,5%, что на 12% больше чем в целом по массиву). Так же среди разделяющих этот идеал примерно половина людей является читателями глянцевых журналов. А 44,1% считают важной для себя такую ценность как «социальная справедливость». Заметим, что респонденты, отметившие такую ценность как «богатство», напротив, встречаются в этой группе реже, чем в целом по массиву (на 5,6%) и их доля в группе составляет только пятую часть (ПРИЛОЖЕНИЕ 3, таблицы 9, 10).

Опишем социальную группу не разделяющих этот идеал. Основной чертой, характеризующей эту группу, является «в целом обеспеченное» материальное положение ее членов (65%) Среди представителей этой группы больше мужчин, а так же людей, обновляющих гардероб согласно модным тенденциям, которые здесь встречаются на 7,3% чаще, чем в целом по массиву

(ПРИЛОЖЕНИЕ 3, таблицы 11, 12).

Следующий идеал, который мы рассмотрим, обобщенно назван «Гедонизм» Его разделяет абсолютное большинство опрошенных (ПРИЛОЖЕНИЕ 3, таблица 13).

Первое суждение, которое было представлено респондентам: «Ваш девиз «Живи и наслаждайся жизнью». Оно является достаточно общим, так как под наслаждением каждый может понимать что-то свое, однако отражает главную идею общества потребления – не отказывать себе в удовольствиях, баловать себя. С этим высказыванием согласилось абсолютное большинство респондентов (ПРИЛОЖЕНИЕ 3, таблица 7).

При этом в категории «абсолютно согласен» 65% мужчин, и столько же женщин «скорее согласны» с этим высказыванием. Если посмотреть взаимосвязь с возрастом, то можно увидеть, что наибольшее число абсолютно не согласных составляют респонденты в возрасте от 45 до 54 лет, а группа респондентов от 25 до 34 лет, напротив, в этой позиции не представлена (ПРИЛОЖЕНИЕ 3, таблицы 14, 15).

Другое суждение «Комфорт во всем – вот что важно» так же разделяют абсолютное большинство респондентов. Среди них треть занимают служащие

(ПРИЛОЖЕНИЕ 3, таблица 7, диаграмма 3).

«Нужно ухаживать за своей внешностью, пользуясь широким ассортиментом специализированных средств». Посыл, заложенный в этой фразе, предполагает не просто уход за собой и поддержание опрятного внешнего вида, но так же активное задействование в этот процесс различных потребительских практик. В современном мире каждый продукт ухода за собой призван решать определенные проблемы – реально существующие или мнимые. И главная задача общества потребления сделать так, чтобы без этого ассортимента средств и услуг нельзя было обойтись, а так же важно, чтобы по этому вопросу не возникало гендерных различий. Однако, доля женщин разделяющих эту позицию все же значительно больше (61,2% против 38,8% мужчин). В целом, большинство согласны с этим высказыванием (ПРИЛОЖЕНИЕ 3, таблицы 7, 16).

Так как группа разделяющих идеал «Гедонизм» достаточно объемная, включает в себя большое число представителей различных социальных групп и в ней сложно выделить обобщающие черты, то мы постараемся описать группу респондентов, не разделяющих этот идеал.

Среди них, чаще, чем в остальном массиве встречаются мужчины (на 19,2%), люди в возрасте 45–54 лет, а так же те кто никогда не идентифицирует себя с успешными людьми и людьми того же уровня дохода. Стоит отметить, что люди отрицающие жизнь ради удовольствия реже ходят в кино (на 10,9% по отношению к основному массиву), в парки аттракционов и аквапарки (на 12,3%), ночные клубы (на 14,9%) (ПРИЛОЖЕНИЕ 3, таблица 17).

Следующий идеал, который мы рассмотрим – «Обновление». Он является непопулярным, абсолютное большинство респондентов его не разделяют. Среди разделяющих 66% женщин (ПРИЛОЖЕНИЕ 3, таблицы 18, 19).

Первое суждение «Если вещь вышла из моды, ее следует заменить». Большинство респондентов не согласны с этим утверждением (ПРИЛОЖЕНИЕ 3, таблица 7).

Однако, среди тех, кому дорогие вещи позволяют ощущать более высокий социальный статус – большинство готовы к сезонным обновлениям. А также выше процент соглашающихся с данным суждением среди хорошо обеспеченных респондентов (57,9% против приблизительно 40% в остальных группах) (ПРИЛОЖЕНИЕ 3, таблица 20, 21).

Отметим, что данный идеал нашел отражение в потребительской практике «обновление гардероба согласно модным тенденциям», которую осуществляют 38% от общего числа респондентов и большинство из них согласны с представленным утверждением (ПРИЛОЖЕНИЕ 3, таблицы 22, 23).

Второе суждение «Следует заменить устаревшую, но работающую технику на современную» разделило мнения поровну

(ПРИЛОЖЕНИЕ 3, таблица 7). Можно предположить, что это связано с большими изменениями, вносимыми техническим прогрессом в нашу жизнь, которые приходится учитывать независимо от наших желаний.

Потребительской практикой, связанной с этим суждением, является «замена устаревшей модели телефона/телевизора/компьютера на новую», что за последние пару лет делали больше половины опрошенных респондентов, и среди них большинство согласны с представленным суждением

(ПРИЛОЖЕНИЕ 3, таблица 24, 25).

Охарактеризуем группу респондентов разделяющих идеал «Обновление». Большинство людей разделяющих этот идеал читают глянцевые журналы, обновляют свой гардероб согласно моде, чуть меньше половины идентифицируют себя с успешными людьми и людьми того же уровня дохода. Стоит отметить так же, что 54,7% отметили удовольствие, как наиболее важную для них ценность (ПРИЛОЖЕНИЕ 3, таблица 26).

Еще один идеал, который мы рассматривали – это «Символы обладания материальным богатством». Он так же оказался непопулярным, абсолютное большинство не разделяет его. Мы делали на него акцент в теоретической и программной части нашего исследования, так как в современном постмодерном обществе главное значение потребления заключается не в утилитарных, а символических значениях, которые позволяют обозначать себя членом определенной группы – реальной или желаемой. Что в свою очередь формирует номинальную идентичность, если человек имеет склонность к статусному потреблению. Различные исследования говорят о большой подверженности молодежи влиянию феномена «брендизм» и демонстративного потребления. Чтобы проверить это основание рассмотрим предложенные суждения.

«Вещи узнаваемых брендов привлекательнее, чем неизвестные марки» Мнения респондентов в этом вопросе распределились поровну (ПРИЛОЖЕНИЕ 3, таблица 7).

Популярность брендов пропагандируются в основном за счет средств массовой информации, поэтому закономерна следующая взаимосвязь – среди тех на чьи жизненные установки оказывают влияние средства массовой информации большинство (61,9%) согласны с этим утверждением.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 288; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.