Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Состояние артикуляции у детей раннего возраста с отклонениями речевого развития




Организация и содержание диагностики состояния артикуляции у детей раннего возраста с отклонениями речевого развития

Главным при оказании логопедической помощи является своевременная диагностика и коррекция отклонений речевого развития.

Обследование речи детей проводилось в рамках подготовительного периода логопедической работы индивидуально. Учитывая возрастные и психофизиологические особенности детей данной группы, мы имели в виду кратковременность (не более 10 – 15 минут) ежедневного специально организованного взаимодействия логопеда с ребенком с целью обследования его речи. В процессе обследования мы максимально использовали возможности совместной с ребенком предметной и игровой деятельности.

Важным моментом для начала проведения обследования являлось установление прочного эмоционального контакта с ребенком. Результаты специального логопедического обследования речи детей дополнялись наблюдениями за характером общения (вербального и невербального) детей в процессе их пребывания в условиях группы (вне занятия).

Исследование проводилось на базе МДОУ № 37 г. Копейска Челябинской области. В нем принимали участие дети второй младшей группы в возрасте 2,2 – 2,5 года в количестве 5 человек. Данные дети были выбраны на основе результатов невролога.

Считаем, что диагностическая работа с данными детьми будет способствовать предупреждению возникновения тяжелых речевых нарушений в дальнейшем.

Для изучения двигательной основы артикуляции нами вы­делены такие параметры и показатели параметров, предложенные Е.В. Ше­реметьевой:

1) пищевое поведение: характер пищи, предпочитаемой ребенком; время выполнения жевательных движений (тщательно пережевывает твердую пищу, быстро устает при жевании твердой пищи);

2) участие нижнечелюстных мышц в акте жевания; объем движений: незначительное опускание нижней челюсти (только пьет, не откусывает твердую пищу), значительное опускание нижней челюсти (хорошо откусывает); тонус (нормальный (рот закрыт), сниженный (постоянно или в течение продолжительного времени держит рот открытым);

3) участие мышц языка в акте жевания: рефлекторные движения в процессе приема пищи (поднимает кончик языка вверх, опускает вниз (облизывает верхнюю/нижнюю губы)), круговые движения языка (круговые облизывающие движения), поднимает кончик языка до уровня угла губ (облизывает только уголки губ справа/слева), не поднимает кончик языка вверх (неудачные попытки облизать верхнюю губу спинкой языка с невыраженным кончиком);

4) участие губных мышц в акте жевания: захватывание жидкого
пищевого комка (захватывает губами край ложки/чашки (жидкая пища/питье не проливается), затруднения в захватывании края ложки/кружки жидкая пища/питье проливается)); твердого пищевого комка (губы принимают участие в захватывании твердого пищевого комка, не принимают участие (отделяет твердый пищевой комок зубами без участия губных мышц)); участие в удержании пищевого комка в полости рта(в процессе пережевывания губы сомкнуты, в процессе пережевывания губы разомкнуты (удерживает пищевой комок в полости рта пальцем)); состояние носогубной
складки (парная, односторонняя, отсутствует) [67].

Данные показатели оценивались во время завтрака, обеда.

Для изучения анатомического строения артикуляции нами использовалась методика Ю.А. Разенковой [56].

Опишем направления обследования.

1. Изучение анатомического строения артикуляционного аппарата (губы, язык, зубы, твердое нёбо, прикус (верхняя и нижняя челюсти)).

2. Изучение произвольных движений по показу и слову взрослого. Процедура обследования. Инструкция: «Повтори за мной». Детям показываются движения:

- умение открыть рот;

- умение закрыть рот;

- умение закусить нижнюю губу;

- умение закусить верхнюю губу.

Оцениваются:

- координированность движений;

- объем движений;

- удержание позы;

- переход от движения к движению;

- индивидуальные особенности движений.

3. Изучение подвижности губ по показу и слову взрослого:
Процедура обследования. Инструкция: «Покажи, как ты целуешь ма­му, улыбаешься».

Оцениваются:

- координированность движений;

- объем движений;

- удержание позы;

- переход от движения к движению.

4. Изучение подвижности языка по показу и слову взрослого.
Процедура обследования. Инструкция: «Повтори за мной». Детям демонстрируются движения языком:

- высовывание языка;

- убирание его назад;

- поднимание на верхнюю губу;

- высовывание на нижнюю губу;

- «часики»;

- пощелкивание языком.

Оцениваются:

- координированность движений;

- объем движений;

- удержа­ние позы;

- переход от движения к движению.

Итак, нами определены методики изучения артикуляции детей раннего возраста и критерии оценивания. Данные методики соответствуют возрасту детей и позволят выявить состояние артикуляци­и.

 

На основании выбранных методик нами было проведено обследование со­стояния артикуляции у детей раннего возраста с отклоне­ниями речевого развития.

В нем принимали участие дети второй младшей группы в возрасте 2,2 – 2,5 года в количестве 5 человек. Данные дети были выбраны на основе результатов обследования невролога.

Мы обследовали у детей раннего возраста, участвующих в экспериментальной работе, строение и подвижность артикуляционного аппарата, а именно: строение и подвижность губ, языка, строение зубов, состояние прикуса, строение твердого нёба.

Также нами было проведено обследование пищевого поведения каждого из детей, отмечены некоторые его особенности.

Опишем состояние речевого развития каждого из детей, участвующих в констатирующем этапе эксперимента.

В таблице 1 отражены результаты обследования анатомического строения и подвижности артикуляционного аппарата.

 

 

Таблица 1

Результаты обследования строения и подвижности артикуляционного аппарата

Фамилия, имя Строение/подвижность
губы язык зубы состояние прикуса твердое нёбо
Амина З. Естественной толщины, подвижность не нарушена Норма, подвижность ограничена Ровные, здоровые Норма Норма
Кирилл Щ. Естественной толщины, подвижность не нарушена Укороченная подъязычная уздечка, подвижность ограничена Ровные, здоровые Норма Норма
Диана М. Естественной толщины, подвижность ограничена Норма, подвижность ограничена Ровные, здоровые Норма Норма
Андрей Н. Естественной толщины, подвижность не нарушена Норма, подвижность ограничена Ровные, здоровые Норма Норма
Иван Г. Тонкие, подвижность ограничена Норма, подвижность ограничена Кариозные Норма Норма

 

Таким образом, исследование показало, что у 1 ребенка имеется нарушение в строении артикуляционного аппарата (у Кирилла Щ. укороченная подъязычная уздечка), что может быть одной из причин нарушений речи.

100 % детей показали недостаточную подвижность органов артикуляции, поэтому с данными детьми необходимо проводить коррекционную работу.

В таблице 2 отражены результаты обследования пищевого поведения.

Таблица 2

Результаты обследования пищевого поведения

(состояние нижнечелюстных мышц)

Фамилия, имя Откусывает твердую пищу (да, нет, редко) Тщательно пережевывает (да, нет, редко) Рот закрыт (да, нет, редко)
Амина З. нет нет да
Кирилл Щ. нет редко редко
Диана М. редко нет редко
Андрей Н. нет нет да
Иван Г. да редко да

 

На основании результатов обследования, приведенных в таблице 1 и таблице 2, опишем состояние подвижности артикуляционного аппарата каждого из детей, участвующих в обследовании.

Амина З. Обследование показало, что Амина З. способна открыть и закрыть рот, однако, открывание рта недостаточно широкое. Ребенок затруднялся в переключении движения. Закусить нижнюю губу ребенку удалось, но не удалось закусить верхнюю. Удержать позу Амина не смогла. Во время выполнения движений у девочки отмечалась гиперсаливация, напряженность.

Подвижность губ Амины З. в норме. Ребенок смог продемонстрировать «поцелуй», «улыбку».

Изучение пищевого поведения показало, что Амина предпочитает жидкую пищу. Процесс жевания твердой пищи (яблоко) непродол­жителен. Ребенок во время откусывания недостаточно опускает нижнюю челюсть, наблюдается гипертонус нижнечелюстных мышц.

Язык принимает участие в акте жевания, однако, его подвижность недостаточная. Ребенок не выполняет круговых движений языком, не облизывает рот, губы, не поднимает кончик языка наверх.

Участие губных мышц в акте жевания также недостаточно. Так, во время приема жидкой пищи девочка испытывает трудности: часть жидкости проливается. Отмечается недостаточная подвижность губ при откусывании твердого пищевого комка.

Итак, изучение артикуляции у Амины З. позволило выявить некоторые трудности в подвижности мышц языка, губ, нижней челюсти.

Кирилл Щ. Изучение произвольных движений показало, что у мальчика есть трудности в удержании рта в открытом положении, Кирилл проявил затруднения в прикусывании нижней и верхней губы.

При выполнении данных движений у Кирилла Щ. отмечен недостаточный их объем, трудности при переходе от движения к движению, гиперсалива­ция.

Изучение двигательной основы артикуляции при наблю­дении за пищевым поведением позволило выявить следующие особенно­сти:

- предпочтение жидкой пищи;

- объем жевания ограничен;

- усталость при пережевывании твердой пищи;

- участие нижнечелюстных мышц в акте жевания слабо трудности при откусывании твердой пищи, тонус снижен (в течение продолжительного времени держит рот открытым);

- участие мышц языка в акте жевания: не поднимает кончик языка вверх (неудачные попытки облизать верхнюю губу спинкой языка с невыраженным кончиком);

- участие губных мышц в акте жевания: затруднения в захватывании края ложки/кружки (жидкая пища/питье проливается).

Итак, исследование артикуляции у Кирилла Щ. выявило ряд трудностей, которые проявились в ограничении подвижности мышц языка, губ, нижней челюсти.

Диана М. Изучение произвольных движений показало, что Диана М. затрудняется в переключении движений, ей не удается удержать позу при закусы­вании губы как нижней, так и верхней.

Изучение подвижности губ показало, что у Дианы М. подвижность губ ограничена. Она не смогла показать движения, предъявляемые для повтора. Изучение двигательной основы артикуляционного праксиса при пищевом поведении позволило выявить следующие особенности:

- предпочтение жидкой пищи;

- усталость при пережевывании твердой пищи;

- участие нижнечелюстных мышц в акте жевания достаточное;

- не поднимает кончик языка вверх в акте жевания;

- участие губных мышц в акте жевания в норме: захватывание жидкого
пищевого комка (захватывает губами край ложки/чашки (жидкая пища/питье
не проливается)), губы принимают участие в захватывании твердого пищевого комка.

Итак, обследование показало, что у Дианы М. подвижность мышц языка и губ ограничена.

Андрей Н. В ходе обследования было выявлено, что у мальчика недостаточно развиты нижнечелюстные мышцы, также отмечается гиперсаливация.

Изучение подвижности губных мышц не выявило нарушений. Ребенок выполнил все движения свободно.

Изучение подвижности мышц языка выявило трудности в переключаемости движений, в удержании позы. Язык у мальчика не поднимается наверх, отмечается гипертонус, гиперсаливация.

Изучения двигательной основы артикуляции в ходе на­блюдения за пищевым поведением выявило следующие особенности:

- предпочтение жидкой пищи;

- усталость при пережевывании твердой пищи;

- незначительное опускание нижней челюсти (только пьет, не откусывает твердую пищу);

- не поднимает кончик языка вверх в акте жевания;

- участие губных мышц в акте жевания в норме: захватывание жидкого
пищевого комка (захватывает губами край ложки/чашки (жидкая пища/питье
не проливается), губы принимают участие в захватывании твердого пищевого комка;

- захватывает губами край ложки/чашки (жидкая пища/питье не пролива­ется);

губы принимают участие в захватывании твердого пищевого комка;

- в процессе пережевывания губы сомкнуты.

Итак, обследование показало, что у Андрея Н. ограничена подвижность мышц языка.

Иван Г. Изучение работы нижнечелюстных мышц не выявило ника­ких затруднений. Иван Г. смог открыть широко и удержать в таком поло­жении, переключаемость движений нормальная.

Изучение подвижности губ не выявило трудностей. Мальчик выполнил все движения, объем движений, координированность, удержание позы, переход от движения к движению достаточны.

Итак, подвижность мышц языка у Ивана Г. недостаточная.

Изучение пищевого поведения выявило следующие особенности:

- мальчик чаще предпочитает жидкую пищу, но употребляет и твердую;

- нижнечелюстные мышцы в акте жевания принимают недостаточное

участие;

- участие мышц языка в акте жевания: не поднимает кончик языка вверх (неудачные попытки облизать верхнюю губу спинкой языка с невыраженным кончиком);

- участие губных мышц в акте жевания: захватывание жидкого пищевого комка: захватывает губами край ложки/чашки (жидкая пища/питье не проли­вается; губы принимают участие в захватывании твердого пищевого комка).

Итак, исследование состояния артикуляции Ивана Г. позволило выявить некоторые затруднения в подвижности языка, губных мышц.

Таким образом, изучение артикуляции у детей раннего возраста с отклонениями речевого развития позволило выявить ряд осо­бенностей артикуляционного праксиса. Нами было отмечено недостаточное развитие нижнечелюстных мышц, мышц языка, губных мышц, проявляющееся в недостаточном объеме движений.

 

 

Выводы по II главе

В современной логопедии существует несколько методик диагностики состояния артикуляционного праксиса у детей раннего возраста, на оценке возможностей ребенка к выполнению артикуляционных укладов. Эффек­тивно наблюдение за пищевым поведением ребенка, в ходе которого оцени­вается его способность к выполнению ряда действий по захватыва­нию твердого и жидкого пищевого комка, а также оценивается в целом подвижность мышц языка, губ, нижней челюсти.

В процессе проведенного исследования с применением комплекса мето­дик Ю.А. Разенковой и Е.В. Шереметьевой нами были выявлены следую­щие особенности артикуляции у детей раннего возраста:

- трудности в переключаемости движений, в удержании позы;

- недостаточная подвижность языка, что проявлялось в трудностях при поднятии языка, от­ведении в стороны, пощелкивании;

- предпочтение жидкой пищи;

- усталость при пережевывании твердой пищи;

- недостаточное участие нижнечелюстных мышц в акте жевания;

- недостаточное участие губных мышц в акте жевания.

Итак, в целом, подводя итог проведенному обследованию детей раннего возраста, мы видим, что данные дети имеют нарушения двигательных предпосылок артикуляции и нуждаются в проведении логопедической работы.

 

Глава III. Формирование артикуляционных навыков у детей раннего возраста с отклонениями речевого развития




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1167; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.