Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обзор существующих методик коррекции и формирования артикуляции у детей раннего возраста с отклонениями речевого развития




В ходе констатирующего этапа исследования нами были отмечены особенности артикуляции у детей раннего возраста с от­клонениями речевого развития. На основании проведенного обследования мы пришли к выводу, что данным детям необходима логопедическая помощь. Поэтому следующим шагом исследования стало изучение существующих методик коррекции артикуляции у детей раннего возраста с отклонениями в развитии речи.

Е.Ф. Архипова предлагает работу с детьми раннего возраста, страдающими церебральным параличом, проводимой в комплексе с медицин­скими мероприятиями, и которая должна быть направлена на развитие всех нарушен­ных функций [3].

Коррекционно-логопедическая работа с детьми строится поэтапно и включает постепенно усложняющиеся упражнения. Организация такой работы предусматривает активное участие родителей ребенка в своевременном и правильном развитии, воспитании и лечении больных детей.

Комплексная коррекционно-логопедическая работа предусматривает развитие всех сторон: эмоциональной, сенсорной, познавательной, голосовой активности, манипулятивной функции рук, развитие артикуляционного аппарата; то есть создает необходимую сенсомоторную базу для развития рече­вой, психической и двигательной деятельности ребенка.

Коррекционно-логопедическая работа строится исходя из структуры дефекта с использованием сохранных функций.

Основной задачей коррекционно-логопедической работы является стимуляция лепета, лепетных слов, однословного предложения. Основными на­правлениями коррекционно-логопедической работы являются: нормализация мышечного тонуса и моторики артикуляционного аппарата; выработка рит­мичности дыхания и движений ребенка; стимуляция лепета, общения; вызов положительного эмоционального отношения к занятиям; выработка зритель­ных дифференцировок; развитие правильных кинестетических ощущений и на их основе пальцевого осязания; выработка акустической установки на звуки и голос, развитие слуховых дифференцировок, формирование понима­ния речи.

Логопедические занятия проводятся индивидуально, ежедневно. Длительность занятий не превышает 20 минут. В занятия с детьми по развитию артикуляционного праксиса входят:

1) логопедический массаж, целями которого являются: раз­витие афферентаций оральной мускулатуры, нормализация тонуса мышц языка, губ, подавление гиперкинезов и оральных синкинезий;

2) артикуляционная гимнастика (цель; развитие кинестетических ощущений, усиление ак­тивности губ, языка и развитие их подвижности);

3) развитие слухового воспри­ятия (цель:развитие акустической установки на звуки и голос человека, раз­витие слуховых дифференцировок, формирование подготовительных этапов понимания речи).

О.Г. Приходько разработаны комплексы занятий для детей с ДЦП для коррекции артикуляционного праксиса. Она отмечает, что важным ус­ловием комплексного воздействия является согласованность действий лого­педа, невропатолога, врача ЛФК. Цель логопедической работы - развитие и облегчение речевого общения, улучшение разборчивости речевого высказывания ребёнка для того, чтобы обеспечить ему большее понимание его речи окружающими [52].

Выделены следующие задачи логопедической работы:

1) уменьшение степени проявления двигательных дефектов речевого аппарата - спастического пареза, гиперкинезов, атаксии (в более лёгких случаях - нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата);

2) развитие речевого дыхания и голоса;

3) нормализация просодической сис­темы речи;

4) формирование артикуляционного праксиса на этапе постанов­ки, автоматизации и дифференциации звуков;

5) формирование фонематиче­ского восприятия;

6) развитие функции рук;

7) нормализация лексико-грамматических навыков экспрессивной речи [53].

Е.В. Шереметьевой предлагается комплексная работа по формированию артикуляционного праксиса у детей раннего возраста.

В соответствии с выявленными нарушениями речестановления в раннем возрасте, обозначенными как отклонения речевого развития, Е.В. Шереметьева разработала комплексное коррекционно-предупредительное воздействие.

Основная цель коррекционно-предупредительного воздействия – «включить» ребенка раннего возраста с отклонениями речевого развития в коммуникативное взаимодействие с близкими взрослыми, педагогами группы и ровесниками, уже владеющими вербальными средствами коммуникации.

Такое «включение», по заключению Е.В. Шереметьевой, это комплексный коррекционно-предупредительный процесс для детей и дидактический процесс для родителей и воспитателей. На первом этапе всесторонне изучается коммуникативный профиль ребенка с отклонениями в развитии [67]. Прежде всего, обследуется биологическая основа взаимодействия - психофизиологические компоненты. Потом изучается доступные ребенку средства коммуникации, т.е. языковые, собственно лингвистические, компоненты речи ребенка. И в комплексе исследования изучается коммуникативная среда ребенка. В частности, средства коммуникации взрослого окружения, и, как результат, реагирование ребенка на обращенную речь и игровые действия самого ребенка, в которых ярко проявляется обратный процесс коммуникации взрослый-ребенок. В результате глубокого обследования психоречевых процессов, проводимого на первом этапе, выводится логопедическое заключение отклонение речевого развития или задержка речевого развития, определяется тип отклонения речевого развития.

На втором этапе вовлекаются дети с отклонениями в овладении речью, их родители и педагоги групп раннего возраста в процесс коррекционно-предупредительного воздействия, осевым организующим средством которого являются музыкально-логопедические занятия. Целевая установка разработанной Е.В. Шереметьевой системы музыкально-логопедических занятий - овладение детьми первоначальными коммуникативными и языковыми компетенциями. Достижение данной цели возможно при последовательном решении ряда задач: моделирование коммуникативных ситуаций; стимуляция коммуникативных актов через создание мотивов деятельности на занятии; отработка коммуникативных контуров, как целостных интонационно-ритмических конструктов вербального общения; введение невербальных и доступных ребенку вербальных языковых средств коммуникации.

Для каждого из типов отклонений в овладении речью определен коррекционно-предупредительный маршрут, реализуемый на индивидуальных занятиях с детьми, с детьми и их родителями, только с родителями.

Основные организационные формы проведения логопедических занятий: индивидуальные, фронтальные (музыкально-логопедические) с детьми и консультационные с их родителями. Периодичность индивидуальных занятий определяется степенью выраженности отклонений речевого развития, не реже двух раз в неделю; музыкально-логопедических – один раз в неделю в музыкальном зале по сетке занятий детского сада; со всей группой родителей мы встречались один раз в неделю, а индивидуально консультировали родителей по мере необходимости.

Оральную двигательную основу артикуляции рекомендуется укреплять и тренировать на индивидуальных занятиях и привлекать семью для работы дома. На индивидуальных занятиях учитель логопед проводит логопедический массаж. Семье рекомендуется постепенно вводить в меню ребенка: сырые, не перетертые овощи и фрукты твердых сортов в такой последовательности: огурец-морковь, груша-яблоко, стимулировать не только откусывание, но тщательное пережевывание; зернистый творог; орехи и сухофрукты; не перетертое и не рубленное сначала куриное мясо, потом телятину, а затем – говядину. Также родители (после консультационного занятия) должны проводить дома массаж языка зубной щеткой, стимулировали губной захват соломинок, постепенно уменьшая их диаметр, стимулировали движение языка вперед, вверх, в сторону специальными приемами [68].

Параллельно на музыкально-логопедических занятиях Е.В. Шереметьева предлагает переводить предметный уровень произвольных движений в символический уровень через артикулирование доступных детям звуков, полагаясь на базовые компоненты речевого развития интонацию и ритм. Поэтому основным средством перехода стало пропевание (как акт чистого интонирования) звуков, артикуляторно доступных ребенку, с уточнением их артикуляции и произвольным голосовым модулированием. Поскольку исследование автора методики показало, что у детей с отклонениями в речевом развитии интонация и ритм к этому возрасту еще не сформированы на достаточном уровне, предлагается стимулировать произвольность голосовых модуляций внешними опорами:

- создание эмоциональной ситуации необходимости пропевания звука в рамках сюжета занятия. При этом подразумевантся, что если дети пропоют звук, то кому-то (сказочному герою, девочке и т.п.) станет лучше, веселее, радостнее;

- учителем-логопедом дается образец положения органов артикуляции при произнесении звука (на данном этапе гласного звука раннего онтогенеза), подчеркивая положение артикуляторов ладонью руки;

- сопровождение голосовым модулированием (пением), музыкальной мелодией или мелодичными аккордами, тем самым, создавая внешнюю опору повышения или понижения тона, плавного или отрывистого пения;

- сопровождение повышения или понижения тона плавным или отрывистым движением ведущей руки вверх, вниз или на одном уровне.

Такое постепенное укрепление предметной оральной основы и перевод в символические акты артикулирования речевых звуков при помощи внешних опор позволяют перейти к развитию артикуляционной моторики: вызыванию звуковых комплексов, уточнению артикуляции согласных звуков раннего онтогенеза.

Е.В. Шереметьева также предлагает упражнения для улучшения подвижно­сти и укрепления мышц языка, губных мышц, челюстных мышц, упражне­ния для активизации мягкого неба [67].

Таким образом, анализ существующих методик коррекции артикуляции, позволил нам выделить следующие формы и направления работы: индивиду­альная и групповая работа с детьми, консультации с родителями, использование музыкальных занятий, коррекция пищевого поведения, ук­репление мышц артикуляционного аппарата путем использования игр и уп­ражнений, применение массажа и артикуляционной гимнастики.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1689; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.