Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация и методика работы по формированию артикуляции у детей раннего возраста с отклонениями речевого развития




Диагностический этап позволил нам выявить некоторые отклонения в развитии ар­тикуляционного аппарата у детей раннего возраста. Нами было уста­новлено, что подвижность органов артикуляции недостаточно развита, на­блюдалась дистония мышц языка, губ, выявлены трудности в удержании артикуляционного уклада и в переключении движения.

На основе полученных результатов мы предлагаем комплекс заданий и упражнений коррекционно – предупредительного воздействия.

Для эффективности коррекционной работы нами выделены следую­щие виды работ:

- работа с детьми, включающая проведение логопедического мас­сажа, артикуляционной гимнастики, упражнений на релаксацию;

- работа с родителями, которая включала обучение приемам проведения массажа, артикуляционной гимнастики, коррекции пищевого поведе­ния.

Опишем направления работы.

При коррекции речедвигательных расстройств основной задачей является уменьшение степени проявления двигательных дефектов артикуляционного аппарата, а в более легких случаях - нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата.

Логопедическую работу мы начинали с ослабления проявления расстройств иннервации мышц речевого аппарата. Расширяя возможности движения речевых мышц, можно рассчитывать на их лучшее спонтанное включение в артикуляционный процесс.

При проведении коррекционно-логопедической работы нами использовались следующие методы логопедического воздействия, предложенные О. Г Приходько [52]:

· дифференцированный логопедический массаж (расслабляющий или стимулирующий);

· зондовый, точечный, мануальный, щеточный массаж;

· пассивную и активную артикуляционную гимнастику.

Дифференцированный логопедический массаж является необходимым условием эффективности логопедического воздействия. Логопедический массаж — это одна из логопедических технологий — применяется в тех случаях, когда имеют место нарушения тонуса артикуляционных мышц. Изменяя состояние мышц периферического речевого аппарата, мы тем самым опосредованно способствовали улучшению произносительной стороны речи.

Дифференцированный логопедический массаж осуществлялся логопедом. Мы по возможности обучили родителей некоторых детей элементарным приемам массажа и пассивной артикуляционной гимнастики, предварительно объяснив им их необходимость и эффективность на специально организованном занятии.

Основными задачами логопедического массажа являлись:

1) нормализация тонуса мышц артикуляционного аппарата;

2) активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, в которых была недостаточная сократительная способность (или включение в процесс артикулирования новых групп мышц, до этого бездействующих);

3) стимуляция проприоцептивных ощущений;

4) подготовка условий к формированию произвольных, координированных движений органов артикуляции;

5) уменьшение гиперсаливации;

6) укрепление глоточного рефлекса;

7) афферентация в речевые зоны коры головного мозга (для стимуляции ре­чевого развития при задержке формирования речи) [53].

Логопедический массаж оказывал общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в мышечной и нервной системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе.

Под влиянием массажа повышались эластичность мышечных волокон, сила и объем их сократительной функции, работоспособность мышц.

Сущность массажа состояла в нанесении механических раздражений в виде поглаживания, пощипывания, растирании, разминании, поколачивании, вибрации. При легком, медленном поглаживании снижалась возбудимость массируемых тканей, что оказывало успокаивающее, расслабляющее воздействие. Энергичные и быстрые движения при массаже повышали раздражимость массируемых тканей, сокращали мышцы.

Применение различных приемов массажа позволяло понизить мышечный тонус при спастичности мышц и, напротив, повысить его при гипотонии артикуляционной мускулатуры. Дифференцированный массаж помогал в дальнейшем формированию к осуществлению произвольных (активных), координированных движений органов артикуляции.

Логопедический массаж выполнялся нами в области мышц головы, шеи, а также верхнего плечевого пояса. Особое внимание уделялось мышцам периферического речевого аппарата, к которым относятся, прежде всего, мышцы языка и губ, а также щек и мягкого нёба [7].

Логопедический массаж применялся по рекомендации врача, который проводил медицинскую диагностику. Медицинское заключение содержало указание о наличии неврологической симптоматики в артикуляционной мускулатуре, а также форму и степень проявления неврологического синдрома (спастический парез, гиперкинез, атаксия, дистония, гипертонус).

Известно, что часто у детей с неврологической патологией отмечается смешанный вариативный характер на рушении мышечного тонуса, т.е. в одних группах мышц может отмечаться спастичность, а в других — гипотония. В связи с этим в одних случаях мы посчитали необходимым делать расслабляющий массаж, а в других — стимулирующий.

Противопоказаниями для проведения массажа являлись инфекционные заболевания (в том числе ОРВИ, грипп), заболевания кожи, герпес на губе, стоматит, конъюнктивит. С большой осторожностью нужно применять массаж у детей с эписиндромом (судорогами), особенно, если ребенок плачет, кричит, вырывается из рук, у него синеет носогубный «треугольник» или отмечается тремор подбородка.

Логопедический массаж проводился нами в теплом, хорошо проветренном кабинете логопеда, циклом в 15 сеансов каждый день.

Длительность одной процедуры варьировалась в зависимости от тяжести речедвигательного нарушения, индивидуальных особенностей и т. д. Начальная длительность первых сеансов составляла от 1-2 до 4-5 минут, а конечная — до 10 минут. В раннем возрасте массаж не должен превышать 10 минут.

Во время массажа ребенок не должен испытывать боли и насилия. Однако у некоторых детей отмечалась повышенная чувствительность всех или отдельных артикуляционных мышц. Но малыши достаточно быстро привыкли к процедуре массажа, неприятные ощущения при этом постепенно прошли.

Руки логопеда во время проведения массажа были чистыми, теплыми, без воспалительных процессов, с коротко остриженными ногтями; без украшений (колец и браслетов), мешающих проведению массажа. Кожа лица и губ ребенка также была чистой, а рот — свободный от крошек или остатков пищи. Массаж проводился не раньше, чем через 2 часа после последнего приема пищи.

Мы использовали следующие позиции тела при логопедическом массаже [20], так как правильная поза способствует нормализации мышечного тонуса (обычно расслаблен), делает более свободным дыхание и облегчает работу логопеда:

1) в положении лежа на спине под шею ребенка подкладывался небольшой валик, позволяющий несколько приподнять плечи и откинуть назад голову; руки вытянуты вдоль тела; ноги при таком положении лежат свободно или несколько согнуты в коленях (под колени ребенка также можно положить валик);

2) ребенок — в положении полусидя в кресле с высоким подголовником;

3) ребенок — в положении полусидя в откидывающемся детском стульчике;

4) для детей, которые на первых сеансах побоялись массажа или очень привязаны к маме, мы использовали положение сидя на коленях у взрослого.

При массаже лицевой и губной мускулатуры логопед занимал положение сидя за головой ребенка или справа от него. При массаже языка нам удобнее было сидеть справа от ребенка.

Расслабляющий массаж артикуляционной мускулатуры применялся в случае повышения мышечного тонуса в речевых мышцах (в лицевой, губной, язычной мускулатуре). При расслабляющем массаже очень важен выбор позы для занятий с ребенком. Ребенку придавалось положение, в котором патологические тонические рефлексы проявлялись минимально или не проявились вовсе. Тонус мышц лица, шеи, языка при этом несколько понизился.

Расслабление мышц шеи (пассивные движения головы).

Перед началом расслабляющего массажа артикуляционной мускулатуры, особенно в случае значительного повышения мышечного тонуса верхнего плечевого пояса и шеи, необходимо было добиться расслабления этих мышц. Мы совершали пассивные движения головой ребенка [53].

Положение ребенка - на спине или полусидя, голова несколько свешивается назад:

а) одной рукой логопед поддерживал шею ребенка сзади, другой производил
круговые движения головой сначала по часовой, затем против часовой
стрелки;

б) медленными, плавными движениями логопед поворачивал голову ребенка
в одну и в другую сторону, покачивал вперед (3-5 раз).

Расслабление шейной мускулатуры вызывало некоторое расслабление корня языка.

Расслабление оральной мускулатуры достигалось легким поглаживанием, похлопыванием мышц лица, губ, шеи, языка. Движения проводились двумя руками в направлении от периферии к центру. Движения были легкими, скользящими, слегка прижимающими, но не растягивающими кожу. Каждое движение повторялось 5-8 раз. Расслабление лицевой мускулатуры:

- поглаживание от середины лба к вискам;

- поглаживание от бровей к волосистой части головы;

- поглаживание от линии лба вокруг глаз;

- поглаживание бровей от переносицы в стороны до края волос, продолжая линию бровей;

- поглаживание от линии лба вниз через все лицо по щекам, подбородку и шее;

- поглаживание от нижнего края ушной раковины (от мочек уха) по щекам к крыльям носа;

- легкие пощипывающие движения по краю нижней челюсти;

- надавливающий массаж лица от корней волос вниз.

Расслабление губной мускулатуры:

- поглаживание верхней губы от углов рта к центру;

- поглаживание нижней губы от углов рта к центру;

- поглаживание верхней губы (движение сверху вниз);

- поглаживание нижней губы (движение снизу вверх);

- поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам губ;

- точечный массаж губ (легкие вращательные движения по часовой стрелке);

- легкое постукивание губ пальцами [7].

При асимметрии лицевой мускулатуры артикуляционный массаж проводился с гиперкоррекцией пораженной стороны, то есть на ней осуществлялось большее число массажных движений.

Стимулирующий массаж артикуляционной мускулатуры осуществлялся при гипотонии мышц (с целью укрепления мышечного тонуса). Массажные движения проводились от центра к периферии. Укрепление лицевой мускулатуры осуществлялось путем поглаживания, растирания, разминания, пощипывания, вибрации. После 1-5 легких движений сила их нарастала. Движения повторялись 8-10 раз.

Укрепление лицевой мускулатуры:

- поглаживание лба от середины к вискам;

- поглаживание лба от бровей к волосам;

- поглаживание бровей;

- поглаживание по векам от внутренних к внешним углам глаз и в стороны;

- поглаживание щек от носа к ушам и от подбородка к ушам;

- сжимание подбородка ритмичными движениями;

- разминание скуловой и щечной мышцы (спиралевидные движения по скуловой и щечной мышцам);

- перетирание щечной мышцы (указательный палец во рту, снаружи);

пощипывание щек.

Укрепление губной мускулатуры:

- поглаживание от середины верхней губы к углам;

- поглаживание от середины нижней губы к углам;

- поглаживание носогубных складок от углов губ к крыльям носа;

- пощипывание губ;

- легкое покалывание губ [53].

Массаж язычной мускулатуры.

При спастичности языка производился расслабляющий массаж, при гипотонии языка — укрепляющий массаж. Спастичность язычной мускулатуры отмечлась значительно чаще, чем гипотония языка. При гипотонии приемы массажа более активные, интенсивные, чем при спастичности. Массаж языка осуществлялся различными способами:

• зондовый массаж;

• пальцевый массаж (в напальчнике или через марлевую салфетку);

· массаж деревянным или металлическим шпателем;

• массаж зубными щетками (различными по материалу, форме, жесткости
щетины, размеру); при массаже используются как щетина, так и палочка
щетки.

Во время массажа языка рот ребенка был открыт. Мы сначала делали массаж в полости рта, затем, вне полости рта (попросив высунуть язык) и, наконец, удерживая язык марлевой салфеткой. Приемы массажа языка (направление массажных движений):

- поглаживание языка в различных направлениях:

- от корня языка к кончику (воздействие на продольные мышцы);

- от центра языка к боковым краям;

- круговые; спиралевидные движения;

- похлопывание языка, начиная с кончика, продвигаясь постепенно к корню и обратно (ритмичные надавливания воздействуют на вертикальные мышцы);

- «прокачивание» — легкие вибрирующие движения, передаваемые языку через зонд (шпатель или щетку);

- массаж верхнего подъема языка, растягивая уздечку (движение снизу вверх под языком);

- легкое покалывание языка;

- «перетирание» языка марлевой салфеткой или чистым носовым платком (в случае повышенной чувствительности ребенка к марле);

- распластывание языка маленькой спринцовкой (сложенная в два раза большая часть спринцовки — во рту; кончик — снаружи).

После проведения дифференцированного логопедического массажа мы проводили артикуляционную гимнастику. Артикуляционная гимнастика проводилась сначала в пассивной форме, затем — в пассивно-активной и, наконец, в активной форме.

Пассивная артикуляционная гимнастика проводилась после массажа. Мы выполняли пассивные движения органов артикуляции. Их целью являлось включение в процесс артикулирования новых групп мышц, до этого бездействующих, или увеличение интенсивности мышц, ранее включенных. Это создавало условия для формирования произвольных движе­ний речевой мускулатуры. Направление, объем и траектория пассивных движений те же, что и активных. Они отличались от активных движений тем, что время включения и выключения из движения, фиксация не зависела от ребенка. Ребенок производил артикуляционное движение только при помощи механического воздействия — под нажимом рук логопеда или шпателя, зонда. Пассивные движения производились плавно, медленно, с постепенным увеличением нагрузки.

Логопед оформлял схему артикуляционного движения. Пассивные упражнения осуществлялись сериями по 2-3 движения. Когда пассивные движения становились более свободными, механическая помощь сокращалась: таким образом, происходил переход к пассивно-активным упражнениям. Постепенно, когда ребенок самостоятельно смог выполнить необходимые артикуляционные движения, удерживать определенные положения языка и губ, произвольно менять их, мы перешли к активной артикуляционной гимнастике.

Пассивная гимнастика языка представляла собой следующие упражнения:

- выведение языка из ротовой полости вперед, втягивание языка назад;

- опускание языка вниз (к нижней губе);

- поднимание языка вверх (к верхней губе);

- боковые отведения языка (влево и вправо);

- придавливание кончика языка ко дну ротон он полости;

- приподнимание кончика языка к твердому небу;

- легкие плавные покачивающие движения языка в стороны.

Пассивная гимнастика губ включала в себя:

- собирание верхней губы (поместив указательные пальцы обеих рук в углы
губ, проводились движение к средней линии);

- собирание нижней губы (тем же приемом); собирание губ в трубочку (в
«хоботок»), производя движение к средней линии;

- растягивание губ в «улыбку», фиксируя пальцами в углах рта;

- поднимание верхней губы;

- опускание нижней губы;

- смыкание губ для выработки кинестетического ощущения закрытого рта;

- создание различных укладов губ, необходимых для произнесения гласных звуков (а, о, у, и, ы, э).

Дифференцированный логопедический массаж и пассивная артикуляционная гимнастика проводились на всех этапах коррекционно-логопедического воздействия. Но особенно значимо их использование было на начальных этапах работы, когда у ребенка еще отсутствовала возможность выполнить определенные артикуляционные движения или ограничен их объем.

Логопедическая работа с детьми была организована как в групповой форме, проводимой ежедневно, так и в индивидуальной, направленной на улучшение подвижности и укрепления мышц языка, губ­ных мышц, челюстных мышц, активизации мягкого неба (приложение 1), упражнения для ра­звития четкой, координированной работы всех частей артикуляционного ап­парата с одновременной тренировкой речевого дыхания (приложение 3).

Также нами осуществлялась работа с родителями, целью которой было обучение приемам массажа в домашних условиях (приложение 5). Нами были составлены комплексы артикуляционных упражнений, а также общие рекомендации по коррекции пищевого поведения (приложение 4).

Таким образом, проводимая работа по формированию артикуляции у детей раннего возраста с отклонениями речевого развития вклю­чала в себя два направления работы: работа с детьми, родителями. При работе с детьми мы использовали проведение логопедического масса­жа, артикуляционной гимнастики, были организованы как групповые, так и индивидуальные занятия с детьми. При работе с родителями мы организовывали консультации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1129; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.