Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оценка эффекта от предложенных рекомендаций




Для эффективного управления дебиторской задолженностью необходимо всех должников распределить по степени значимости, воспользовавшись методом АВС анализа. В основе этого метода лежит закон, открытый итальянским экономистом В. Парето, который говорит, что «…за большинство возможных результатов отвечает относительно небольшое число причин».

Относительно дебиторской за­долженности возможна следующая интерпретация правила Парето. Дебиторы группы А – наиболее важные дебиторы, те 20% на которых приходятся 80% дебиторской задолженности; они заслуживают повышенного контроля, поскольку здесь усилия будут оправданными. Группа В – дебиторы средней важности, на которых в сумме приходится 15% дебиторской задолженности; они требу­ют внимания лишь изредка. Группа С – маловажные дебиторы, на которых прихо­дится 5% всей дебиторской задолженности предприятия. Управлению дебиторами этой группы не стоит уделять слишком многих сил и времени.

Данный метод дает возможность сформировать целевые аудитории должников, к которым применяемые методы взыскания долга будут отличаться, что позволит выби­рать наиболее эффективные именно для этой категории способы взыскания.

Предварительно разобьем всех дебиторов на группы по методу АВС (табл. 3.8).

Таблица 3.8

Распределение дебиторов на группы по методу АВС

Наименование дебитора Дебиторская задолженность, тыс.руб. Доля, % Накоплен-ный % Группа
Сеть ГП "Ашан" г. СПБ 34 294 22,6 22,6 А
Сеть ГП "Перекресток" г. СПБ 23 520 15,5 38,1 А
Сеть ГП "Ашан" Ленинградская обл. 20 637 13,6 51,7 А
Сеть ГП "Ашан" другие области 12 898 8,5 60,2 А
Сеть ГП "Перекресток" Ленинградская обл. 10 774 7,1 67,3 А
Сеть ГП "Перекресток" другие области 9 863 6,5 73,8 А
ООО "Чистюля" 5 918 3,9 77,7 А
ООО "Биолоджистик" 5 463 3,6 81,3 А
ООО "Мир чистоты" 5 159 3,4 84,7 В
Республика Казахстан ОАО "Майрам" 4 856 3,2 87,9 В
Прочие дебиторы 18 361 12,1   С
Итого, тыс.руб. 151 743   -  

Видно, что на первые восемь покупателей приходится более 80% всей дебиторской задолженности, причем имеется и безнадежная задолженность, которую придется списать на убытки. Этим дебиторам необходимо уделить более пристальное внимание, и применить более агрессивные методы взыскания дебиторской задолженности, такие как: подача иска в суд; приостановка поставок; вмешательство официальных и контролирующих органов; факторинг (перепродажа счетов дебиторов 3-м лицам); штрафы, пеня, неустойки; обязательство предоставления залога; взаимозачет.

С целью максимизации притока денежных средств предприятию следует разработать гибкие условия сроков и формы оплаты:

- если полная предоплата невозможная, то следует попытаться получить частичную предоплату;

- ввести систему скидок;

- оценить влияние скидок на финансовые результаты деятельности предприятия;

- установить вознаграждение персонала отдела сбыта в зависимости от эффективности мер по продажам и получению платежей.

При этом предприятие получает возможность сократить не только дебиторскую задолженность, увеличить ее оборачиваемость, но и сократить объем финансирования, иначе говоря, объем необходимого капитала.

В связи с тем, что расчеты за отгруженную продукцию носят длительный характер, предприятие реально получает лишь часть стоимости проданной продукции, т.к. в условиях инфляции покупательная способность денежных средств снижается. Поэтому возникает необходимость оценить возможность предоставления покупателю скидки при досрочной оплате отгруженной продукции.

При выборе конкретной политики расчетов с покупателями и заказчиками необходимо учитывать последствия реализации того или иного варианта. Так, основной целью предоставления покупателям более льготных условий расчетов является увеличение продаж. В то же время рост продаж сопровождается увеличением остатков дебиторской задолженности. Кроме того, увеличение дебиторской задолженности оказывает непосредственное влияние на денежные потоки организации. При этом прибыль, отражаемая в отчете о прибылях и убытках, может создать ложное впечатление благополучия и устойчивости. Вместе с тем и при значительной прибыли, у организации может не хватать денежных средств даже для текущих платежей. В результате предприятие будет вынуждено воспользоваться, например, краткосрочным кредитом для того, чтобы исполнить текущие платежи.

В связи с тем, что расчеты за отгруженную продукцию носят длительный характер, предприятие реально получает лишь часть стоимости проданной продукции, т.к. в условиях инфляции покупательная способность денежных средств снижается. Поэтому возникает необходимость оценить возможность предоставления покупателю скидки при досрочной оплате отгруженной продукции.

Возьмем следующие исходные данные:

- инфляционный рост цен – в среднем 1 % в месяц, т.е. индекс цен I ц = 0,01.

- договорной срок оплаты – 1 месяц и 3 месяца;

- при оплате по факту отгрузки в начале месяца предоставляется скидка 3,5 % от стоимости закупаемой продукции;

- банковский процент по краткосрочному кредиту 15 % годовых.

Расчет результата от предоставления скидки с цены при сокращении срока оплаты представлен в табл. 3.9:

Таблица 3.9

Расчет результата от предоставления скидки с цены при сокращении срока оплаты расчета за продукцию

Показатели Усл. обозн. Срок оплаты 30 дней Срок оплаты 90 дней Отклонения
Индекс цен I ц 1,01 1,01*1,01*1,01= = 1,030 0,020
Коэффициент падения покупательной способности денег Кi 0,990 0,971 -0,02
Потери от инфляции с каждой 1000 руб. договорной цены, руб. Пинфл 9,901 29,410 19,51
Потери от уплаты % за пользование кредитом на каждую 1000 руб., руб. Пкр 25,00 25,00
Потери от предоставления 3,5% скидки с каждой 1000 руб. договорной цены, руб. Пск 34,65 -34,65
Результат предоставления скидки с каждых 1000 руб. цены при сокращении срока оплаты, руб.   44,55 54,41 9,86

 

Падение покупательной способности денег за период характеризуется коэффициентом покупательной способности Кi, обратным индексу цен Iц.

Потери от инфляции (Пинфл) с каждой 1000 руб. договорной цены рассчитываются по формуле:

 

Пинфл. = (Кi × 1 000 руб.) – 1 000 руб. (3.2)

 

Потери от уплаты процентов за пользование кредитами при ставке 15% рассчитываются следующим образом:

 

Пкр = 1 000 × (90 – 30) × 0,15 / 365. (3.3)

 

Экономическая интерпретация формулы 3.3 состоит в том, что если расчеты за отгруженную продукцию осуществляются через 90 дней, а не через 30 дней, то предприятие под обеспечение своей текущей деятельности (уплата налогов, оплата труда, закупка материалов и пр.) вынуждено пользоваться краткосрочным кредитом. Тогда потери организации составят величину уплаченного кредита (15% годовых).

Потери от предоставления 3,5% скидки рассчитываются по формуле:

 

Пск = 1 000 × 0,035 × Кi. (3.4)

 

Из представленного расчета следует, что предоставление 3,5% скидки с договорной цены при условии уменьшения срока оплаты с 90 дней до 30 дней позволяет предприятию сократить потери от инфляции, а так же расходы, связанные с привлечением финансовых ресурсов, в частности 9,86 руб. с каждой 1000 руб. договорной цены. С одной стороны, предприятие при предоставлении скидки несет определенные потери, но в то же время скидка позволит предприятию в наиболее короткие сроки вернуть денежные средства, хоть и в неполном объеме.

Рассчитаем экономический эффект от предоставления скидки.

Среднегодовая величина дебиторской задолженности по покупателям и заказчикам составляет 118 млн. руб. Пусть скидкой воспользуется 40% покупателей, и оплатят продукцию в течение первого месяца. Тогда можно предположить, что задолженность сократиться также на 40%, и общий выигрыш предприятия составит:

 

118 млн. руб. × 0,4 × 9,86 / 1000 = 465,4 тыс. руб.

 

Рассчитаем эффект от предложенных рекомендаций. Допустим, что мероприятия по сокращению дебиторской задолженности (применение факторинга, предоставление скидок покупателям), а также более точный учет и нормирование запасов материальных ресурсов на складе, позволили сократить величину оборотного капитала на 5%. Кроме этого, сократится период оборота текущих активов (что равносильно росту коэффициента оборачиваемости), допустим, на 10%. Покажем, как это отразится на изменении выручки от реализации продукции. Результаты расчета приведены в табл. 3.10.

Таблица 3.10

Изменение выручки в результате оптимизации текущих активов

Показатель 2013 г. изменение прогноз
абсолютное %
Выручка от реализации, тыс.руб. 506 363 22 786 4,5 529 149
Средняя величина оборотных активов, тыс.руб. 266 336 -13 317 0,95 253 019
К-т оборачиваемости 1,90 0,19 1,10 2,09

Расчеты показали, что выручка вырастит на 22 786 тыс.руб., или на 4,5%, в том числе:

а) за счет сокращения средней величине текущих активов она уменьшится на:

 

ΔВР (ТАср) = ΔТАср. × Коб 0 = (-13 317) × 1,19 = - 25 318 тыс.руб.

 

б) за счет сокращения оборачиваемости выручка вырастит на:

 

ΔВР (Коб) = ΔКоб × ТАср пр = 0,19 × 253 019 = 48 104 тыс.руб.

 

Общее увеличение выручки прогнозируется в размере:

 

ΔВР = 48 104 – 25 318 = 22 786 тыс.руб. или 4,5%.

 

Следовательно, совершенствование работы по управлению оборотным капиталом (сокращение периода оборачиваемости оборотных активов, прежде всего запасов и дебиторской задолженности), позволит предприятию увеличить выручку от реализации продукции и прибыль. В результате это возрастет доля собственных источников финансирования предприятия, повысится его ликвидность, платежеспособность и финансовая устойчивость.

 

 

Заключение

Оборотный капитал составляет значительную часть всего имущества (активов) предприятия. Он является неотъемлемой частью непрерывного потока хозяйственных операций и его задачей является обеспечение непрерывности процесса производства. Механизм определения потребностей, состава, структуры, источников формирования, регулирования, управления и использования оборотного капитала оказывает активное влияние на ход производства, выполнение текущих производственных и финансовых планов, и является важным критерием в определении прибыли предприятия.

При определении политики управления оборотным капиталом предприятия руководству необходимо помнить, что отсутствие контроля за уровнем текущей платежеспособности может привести к финансовой неустойчивости, к недостатку денежных средств для финансирования операционной и инвестиционной деятельности, а при усугублении финансового состояния – к банкротству.

Предметом исследования в дипломной работе выступил оборотный капитал предприятия и методы управления им, объектом – ООО «Эс Си Эй Хайджин Продактс Раша» Светогорский филиал, производящий средства личной гигиены и бумажные изделия.

В первой главе дипломной работы были раскрыты сущность и содержание оборотного капитала, дана его классификация; изучены методы анализа и основные показатели эффективности использования оборотного капитала на предприятии, и показано влияние на финансовое состояние предприятия; раскрыты методические подходы к управлению оборотным капиталом предприятия.

Во второй главе дипломной работы проведен анализ финансового состояния ООО «Эс Си Эй Хайджин Продактс Раша» Светогорский филиал за 2012-13 годы, а также состояния и эффективности использования его оборотного капитала.

По результатам анализа сделаны следующие выводы.

В 2013 году по сравнению с предыдущим годом ресурсный потенциал предприятия вырос:

Среднегодовая стоимость основных средств выросла на 29 856 тыс.руб., или на 13,5%, что связано с модернизацией устаревшего оборудования. Среднегодовая стоимость оборотных средств выросла на 76 904 тыс.руб., или на 40,6%, что обусловлено большой долей в оборотных активах запасов сырья для производства продукции и дебиторской задолженности и их значительным ростом. Среднесписочная численность работников предприятия увеличилась на 8 человек.

2. Предприятие финансировало свою деятельность в основном за счет заемных источников, при этом, поскольку долгосрочные заемные источники отсутствуют, основной источник – краткосрочные обязательства, среднегодовая стоимость которых за год выросла на 57 533 тыс.руб. (13%).

В 2013 году выручка от реализации продукции выросла на 62 667 тыс.руб., или 14,1%, что обусловлено как увеличением объемов произведенной продукции, так и ростом цен на нее. Однако себестоимость росла более быстрыми темпами (17,9%) из-за более быстрого роста цен на закупаемое сырье и повышения оплаты труда работников предприятия. В результате этого величина валовой прибыли выросла лишь на 8,5% и ее доля в выручке сократилась с 39,7% до 37,7%. Существенный рост коммерческих расходов на 5 710 тыс.руб., и необходимость уплачивать проценты за использование краткосрочного кредита, который предприятие брало под обслуживание дебиторской задолженности и растущих запасов, привели к сокращению прибыли до налогообложения, в результате чистая прибыль также снизилась на 6 315 тыс.руб., или 14,2%.

Показатель эффективности использования произведенного потенциала предприятия снизился, поскольку рост ресурсного потенциала сопровождался более медленным ростом (на 14,1%) выручки от реализации продукции. Особенно это касается среднегодовой стоимости оборотных средств, которая выросла на 40,6%. По этой же причине имело место снижение и других показателей эффективности – использования трудовых и финансовых ресурсов. В результате интегральный показатель экономической эффективности хозяйственной деятельности предприятия сократился.

Валюта баланса за год выросла на 106 421 тыс.руб. что составляет 21,6%. Актив и пассив баланса распределены равномерно. За год наибольший рост показали оборотные активы – на 85 070 тыс.руб., или 38%. В их структуре наибольший удельный вес занимает дебиторская задолженность (49,1% на конец года). Ее величина существенно выросла к концу года – почти на 60% – и составила 151 743 тыс.руб. Это свидетельствует о неэффективной работе с покупателями и заказчиками. Следующими по значимости является запасы (48,4% на конец года), которые также выросли за год на 21,3%, составив 149 588 тыс.руб.

В пассивах предприятия собственный капитал и так будучи очень незначительным – 9,8% на начало года, еще и сократился на 10,1%, составив 43 237 тыс.руб. Его основная статья – «Нераспределенная прибыль» – более 98%. Уставный капитал общества составляет допустимый законодательно минимум 10 тыс.руб.

Следовательно, предприятие финансировало свою деятельность за счет заемных источников, при этом, долгосрочные кредиты и займы отсутствуют. В краткосрочных обязательствах более значимой статьей на протяжении всего года была кредиторская задолженность, которая выросла за год на 38 399 тыс.руб. (на 17,3%), и составила на конец 2013 г. 259 911 тыс.руб. В ней наиболее значимая статья – задолженность перед поставщиками и подрядчиками (93,9%). Предприятие пользуется краткосрочными кредитами и займами, размер которых к концу года составил 201 160 тыс.руб., или 36,2% в краткосрочных обязательствах.

Анализ оборачиваемости оборотного капитала показал, что за 2013 год коэффициент оборачиваемости текущих активов сократился на 17,3%, поскольку величина текущих активов росла быстрее, чем выручка от реализации продукции (соответственно на 38% и 14,1%). Коэффициент оборачиваемости запасов снизился на 2,8%, поскольку запасы росли быстрее, чем себестоимость продукции (соответственно на 21,3% и 17,9%). В результате период оборота запасов и отдельных его составляющих (кроме запасов готовой продукции) вырос.

Не смотря на то, что в течение года на предприятии проводилась планомерная работа по сокращению дебиторской задолженности, проводимые мероприятия не смогли повлиять кардинальным образом на улучшение ситуации – дебиторская задолженность увеличилась в 2013 году на 56,8 млн.руб., или более чем наполовину, и составила 151,7 млн.руб. И поскольку выручка от реализации росла более медленными темпами, то в целом период оборота дебиторской задолженности увеличился на 30 дней.

От скорости оборачиваемости текущих активов (дебиторской задолженности и запасов) зависит уровень платежеспособности и финансовой устойчивости организации. Анализ показал, что предприятие имеет низкую ликвидность и платежеспособность, высокую вероятность банкротства. С точки зрения кредиторов это означает отсутствие гарантированности предприятием своих обязательств.

В связи с этим, в третьей главе дипломной работы были предложены мероприятия по совершенствованию управления оборотным капиталом предприятия.

В части дебиторской задолженности ООО «Эс Си Эй Хайджин Продактс Раша» может воспользоваться традиционными способами: зачет взаимных требований, страхование, факторинг, предоставление скидки при срочной оплате, и, в конечном счете, списание на убытки дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности.

В части управления запасами предлагается оптимизировать их величину, используя, прежде всего, методов АВС и ХYZ анализа. Это позволит выявить наиболее значимые группы запасов по стоимости и по частоте потребления, и применить к ним адекватные способы управления: учета, нормирования, контроля, хранения и пр.

Расчеты показали, что использование предложенных рекомендаций позволит предприятию увеличить оборачиваемость текущих активов, что приведет к росту выручки на 4,5%.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 4769; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.