КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социально-экономические последствия в экономике
Сложность обуздания инфляции в России заключается в том, что даже антиинфляционные решения правительства или меры по стабилизации экономики приводят к росту цен через инфляционные ожидания, монополистическое ценообразование, неэффективную структуру экономики, широко распространенное недобросовестное поведение экономических агентов и т.д., особенность которых в России – реакция на информацию не только о прямых, но и о косвенных факторах инфляции. В цели антиинфляционной политики должен входить комплекс мер, направленных на регулирование трех компонентов инфляции: совокупного спроса, издержек производителей и инфляционных ожиданий. Поэтому необходима координация мер денежно-кредитной политики, государственной политики по стимулированию экономического роста, структурной, антимонопольной и социальной политики. Причем антиинфляционные цели внутри денежно-кредитной политики не должны подавлять стимулирующий эффект. Важнейшим долгосрочным фактором снижения инфляции в России является инновационное развитие. Денежные средства, направленные на модернизацию экономики, не вызовут усиления инфляции при их целевом использовании. Для реализации перечисленных выше мер необходима налаженность работы рыночных институтов и решение других трансформационных проблем. Для реализации перечисленных выше мер необходима налаженность работы рыночных институтов и решение других трансформационных проблем. Условием успешной антиинфляционной политики в России являются продолжение реформ и формирование цивилизованных рыночных отношений. Во-первых, необходима смена целевой ориентации экономической политики с подавления инфляции любой ценой на рост ВВП. Во-вторых, следует принимать меры по развитию финансовых институтов и стимулированию сбережений граждан. Необходимо учитывать, что без подъема национального производства невозможно реальное оздоровление финансовой, денежной, банковской системы. В-третьих, – необходимы повышение конкуренции и борьба с монополиями на отдельных рынках. Целевую функцию антиинфляционной политики следует разделить на временные горизонты. На краткосрочные цели антиинфляционной политики – таргетирование денежной массы или инфляции – необходимо воздействовать монетарным инструментарием. Так как разбалансированная и высокомонополизированная российская экономика остро реагирует на монетарный фактор, приоритет сдерживания следует отдать инструментам кредитно-денежной политики. На среднесрочном горизонте решаются проблемы инфляции издержек посредством бюджетно-налогового инструментария, что совпадет с целями стимулирующей политики. Для достижения долгосрочной цели – устранение разбалансированности экономической системы – необходима помощь государственной политики по стимулированию экономического развития на основе модернизации экономики, политики развития рыночных институтов и дальнейшее совершенствование законодательства. При сдерживании внешних факторов инфляции необходимо более эффективное регулирование внешнеэкономической деятельности, валютного рынка и стабилизация курса рубля, совершенствование экспортного и валютного контроля. Многие страны сконцентрировали внимание в своей экономической стратегии на таком режиме денежно-кредитной политики, который был основан на достижении ценовой стабильности путем прямого регулирования показателей инфляции. Таргетирование инфляции, являясь гибким методом, дает возможность на практике применять постулаты различных теорий инфляции в зависимости от изменяющейся мировой экономической конъюнктуры. Таргетирование инфляции, в сочетании с плавающим валютным курсом, является для центрального банка фактором преодоления конфликтов денежно-кредитной политики, удержания инфляции на определенном уровне с учетом умеренной положительной динамики экономического развития, изменений макроэкономических показателей. Во взглядах зарубежных экономистов достаточно длительное время преобладала точка зрения, согласно которой таргетирование инфляции – представляет собой жесткий режим денежно-кредитной политики с позиций выполнения предпосылок внедрения и условий успешной реализации. Такими условиями являются следующие: институциональная независимость центрального банка, приоритетность цели ценовой стабильности, иерархия целей денежно-кредитной политики, подотчетность центрального банка органам власти и экономическим агентам, информационная прозрачность денежно-кредитной политики, макроэкономическая и финансовая стабильность. Опыт стран с формирующимися рынками демонстрирует, что именно переход к таргетированию инфляции явился стимулом внутреннего экономического и институционально-правового реформирования. В странах с изначально сложными социально-экономическими условиями после внедрения таргетирования инфляции наблюдалось достаточно быстрое улучшение макроэкономических показателей. В 2015 году Центробанк намерен перейти к режиму инфляционного таргетирования и отменить валютный коридор: рубль отпустят в свободное плавание. Однако такие планы озвучивались и ранее. Планируется, что ЦБ с 2015 года перейдет к таргетированию инфляции, отменив валютный коридор. Такой план заложен в проект основных направлений денежно-кредитной политики на 2013–2015 годы. Таким образом, рубль отправится в свободное плавание. Что касается плавающего курса и отмены валютного коридора, то это будет симметрично. Отмена валютного коридора напрямую связана с инфляционным таргетированием. При введении таргетирования необходимо отменить регулирование валютного курса. Это взаимосвязано между собой. Однако разговоры о том, что Центробанк может перейти к таргетированию инфляции велись и ранее: начиная с середины двухтысячных, представители ЦБ регулярно делают подобные заявления. Для отмены валютного коридора у ЦБ должен быть достаточный набор инструментов, чтобы действенно осуществлять механизм передачи своей денежной политики в экономику, в банковскую систему. Имеются определенные сомнения, что когда активы банковской системы составляют примерно 50–60% ВВП, такой механизм передачи будет эффективным. Однако некоторые эксперты считают, что слова по-прежнему останутся словами. Таргетирование инфляции и отмена коридора – вполне возможна. Однако нельзя исключать, что в итоге это может быть отложено на несколько лет. Как можно судить по прошлым заявлениям, ориентиры такого рода из года в год откладывались. И если ожидается вторая волна кризиса, то не исключено, что Центробанк решит повременить с этим, чтобы была возможность вмешаться и несколько увеличить объем валютных интервенций. ЦБ в последние два года достаточно неактивно присутствует на рынке. Рубль уже, по сути, в свободном плавании. Но поскольку цены на нефть колеблются в достаточно узком интервале, от 80 до 120 долларов, это, в общем-то, приводит к колебаниям валютного курса в определенном интервале. Где-то от 29 до 34 рублей за доллар. На данный момент у рынка нет потребности тестировать какие-то обязательства ЦБ по поддержке валютного курса. Но отмена коридора с 2015 года будет означать, что у ЦБ не будет этих обязательств, и в случае какого-то драматичного падения цен на нефть или, наоборот, очень сильного роста цен на нефть, валютный курс должен будет следовать за этим индикатором. И все же, катастрофичный сценарий для рубля рисовать не стоит, потому что развитые страны сейчас крайне заинтересованы в сохранении достаточно слабых курсов своих валют. Тем не менее, у нас остается чувствительность к ценам на нефть, и приблизительно 10 долларов изменение цены на нефть – это порядка полутора рублей к доллару изменения валютного курса. Поэтому здесь эта чувствительность очень значима, и остается надеяться, что цены на нефть останутся в районе 100 долларов за баррель. Первый зампред Центробанка также признал, что рост цен по итогам этого года превысит границу 6%, определенную ранее. Тем временем эксперты опасаются, что инфляционные процессы вышли из-под контроля государства. Однако Центробанк озвучил оптимистичные планы: согласно проекту основных направлений денежно-кредитной политики на следующие три года, ориентир по инфляции на 2014–2015 годы находится в диапазоне от 4 до 5%. Таким образом, к 2014 году предполагается вернуться к показателю, заложенному в действующем документе: в 2014 году уровень инфляции заложен на уровне 4–5%. Стоит отметить, что в 2011 году инфляция в России замедлилась до исторического минимума в 6,1%. Однако многие экономисты считают, что прогноз Центробанка слишком оптимистичен, и инфляция будет расти. Инфляционные процессы вышли из-под контроля. При этом оснований бежать из рубля в иностранную валюту, наверное, нет. Уход ЦБ с валютного рынка вовсе не означает, что страну ждет девальвация, и рубль сразу станет резко нестабильным. Глава 3. Пути снижения инфляции современной экономики РФ В современных условиях выработка антиинфляционных мер должна базироваться на трактовке инфляции как многофакторного процесса. Успешно решить проблему роста потребительских цен удастся при условии разработки и реализации комплекса антиинфляционных мероприятий, тесно увязанных со структурной политикой. Приоритетной задачей регуляторов должно быть поддержание сбалансированного роста экономики, занятости и доходов населения. Следует быть готовыми к тому, что рост экономики и тем более его ускорение будут сопряжены с неизбежным повышением уровня цен. Другое дело, что необходимо использовать весь набор экономических рычагов, которые обеспечивали бы торможение указанного роста инфляции. Комплекс антиинфляционных мер правительства при их правильной балансировке может привести к положительному результату. В этой связи необходимо отметить, что заслуживают внимания следующие наиболее важные меры: – ограничение роста тарифов естественных монополий; – контроль над бюджетными расходами; – стимулирование производства (в том числе сельскохозяйственного), а также формирование стабильных правил регулирования импорта; – поддержка инвестиционной активности и конкуренции; – прочие меры. Антиинфляционная политика, как и любая политика, должна постоянно развиваться. Анализ современного состояния проводимой антиинфляционной политики, а также исследование влияющих на нее факторов, позволили сформулировать направления совершенствования антиинфляционной политики в современной России. Каждое из перечисленных направлений антиинфляционной политики включает в себя комплекс мер, реализация которых даст возможность обеспечить устойчивость функционирования и дальнейшее развитие экономики, а также достижение поставленных целей «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». Представленные направления совершенствования антиинфляционной политики и меры по их реализации говорят о том, что данная политика отличается значительным потенциалом развития, максимальное применение которого в наибольшей степени определяется своевременностью и точностью государственного регулирования экономики. В современных условиях отрицательное влияние ряда факторов требует от государства усиленных мер по эффективному проведению антиинфляционной политики. Перед экономикой Российской Федерации в полной мере стоят задачи обеспечения устойчивого развития и минимизации внешних рисков. А для этого необходимо адекватное поступление финансовых ресурсов в российскую экономику, которые при этом должны в первую очередь формироваться на основе внутренних, а не внешних источников монетизации, при ведущей роли национальных монетарных властей (как это происходит в зрелых финансовых системах). Оно должно носить целевой характер (т.е. обеспечивать экономические приоритеты развития). Инфляционный риск при этом должен сдерживаться как невысоким уровнем нашей монетизации, так и снижением монетарной составляющей инфляционных процессов, а формируемый в результате потенциал роста экономики заложит основы ее развития на многие годы. Заключение Подводя итоги работы, можно сделать следующие выводы. Во-первых, в настоящее время инфляция – один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций. Во-вторых, по своему характеру, интенсивности, проявлениям инфляция бывает весьма различной, хотя и обозначается одним термином. Инфляционные процессы не могут рассматриваться как прямой результат только определенной политики, политики расширения денежной эмиссии или дефицитного регулирования производства, так как рост цен оказывается не только следствием непродуманных акций государственных чиновников, но и неизбежным результатом глубинных процессов в экономике, объективным следствием нарастания диспропорций между спросом и предложением, производства предметов потребления и средств производства, накоплением и потреблением и т.д. В итоге процесс инфляции – в различных его проявлениях – носит не случайный характер, а весьма устойчивый и практически неизбежный. В-третьих, в странах с развитой рыночной экономикой инфляция может рассматриваться в качестве неотъемлемого элемента хозяйственного механизма. Однако не представляет серьезной угрозы, поскольку там отработаны и достаточно широко используются методы ограничения и регулирования инфляционных процессов. В-четвертых, в отличие от Запада в России и других странах, осуществляющих преобразование хозяйственного механизма, инфляционный процесс развертывается, как правило, в возрастающих темпах. Это весьма необычный, специфический тип инфляции, плохо поддающийся сдерживанию и регулированию. Инфляцию поддерживают инфляционные ожидания, нарушения народнохозяйственной сбалансированности (дефицит госбюджета, отрицательное сальдо внешнеторгового баланса, растущая внешняя задолженность, излишняя денежная масса в обращении). В-пятых, управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно- кредитной и в целом экономической политики. Необходимо учитывать при этом многосложный, многофакторный характер инфляции. В ее основе лежат не только монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них – стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, изменение обменного курса рубля, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов. Нормализация денежного обращения и противодействие инфляции требует выверенных, гибких решений, настойчиво и целеустремленно проводимых в жизнь. Список использованной литературы 1. Александрова М.М. Страхование: Учебное пособие. - М., 2013 2. Артюр Т. М. Страховые услуги: Учебно-метод. пособие для вузов. - М.: Финансы, 2014. 3. Базилевич В.Д., Базилевич М.С. Страхова справа. - Общество «Знание», КОО, 2013. 4. Внукова Н. Н. Практика страхового бизнеса. - М.: Либра, 2013. 5. Временко Л. В. Страхование: теория и практика: Учебное пособие /; Под общей редакцией проф.. Внуково Н. М. - М.: Бурун Книга, 2013. 6. Гвозденко А. А. Финансово-экономические методы страхования: УчебниМ. - М.: Финансы и статистика, 2014. 7. Гомелля В.Б. Основы страхового дела - М., 2013 8. Гребельник А.П. Основы внешнеэкономической деятельности / 3-е издание переработанное и дополненное: Учебник-центр учебной литературы – М., 2014. 9. Данилов А. М. Основы внешнеэкономической деятельности / Опорный конспект лекций для студентов по направлению «Менеджмент» профессионального направления «Менеджмент внешнеэкономической деятельности» для студентов дневной и заочной формы. – М, 2014. 10. Дедовский О.В. Внешнеэкономическая деятельность / Киев: Знание /; 2013 11. Деева Н. Н., Дедиков А. И. Финансовый анализ. Учебное пособие. - М.: Центр учебной литературы, 2013. 12. Евтух А.А. Недвижимость как объект оценки: сущность и классификация / / Актуальные проблемы экономики. - 2014. - № 3. 13. Залетов А.Н. Государственная политика на страховом рынке / / Финансы России. - 2013 № 11. 14. Замков О. Страхование: Учебное пособие / под редакцией д.э.н. А.А. Слюсаренко - М.: Международное агентство «Bee Zonc», 2014 15. Заруба А. Д. Основы страхования. - М.: Русско-финский институт менеджмента и бизнеса, 2014. 16. Заруба А. Д. Страховое дело: Учебник. - М.: «Знание», КОО, 2014. 17. Кашенко О. Л., Борисова В. А. Социально-экономические основы страхования. Учебное пособие. М.: Университетская книга, 2013. 18. Котик С. А. Недвижимое имущество и методы его оценки. - М.: Каменщик, 2014. 19. Кривошпик Т.Д. Страхование имущества граждан.: М., КНЕУ, 2014. 20. Ларионова Л. Страховой рынок в России: Каким ему быть? / / Финансы России. - 2014. - № 8. 21. Марчук Е.М. О развитии страхового рынка / / Россия-Business. - № 34. - 2014. 22. Мендаций Н. В. Страхование: Учебное пособие. - М.: ГУ «ЗИГМУ», 2013. 23. Мортиков В. Риски на рынке труда и их страхования / / Финансы России. - 2013. - № 9. 24. Мортиков В. Риски на рынке труда и их страхования / / Финансы России. - 2013. - № 9. 25. О состоянии и тенденциях развития страхового рынка России в 2013 году. Россия-Business, № 18 от 13.10.98 г. с.3. Обзор Росстрахнадзора. 26. Осадец С.С., Харченко Н.В. Проблемы и перспективы развития страхового дела / / Финансы России. - 2013. - № 3. 27. Пазуха М.Д. внешнеэкономическая деятельность. (Общие положения).-М., 2013 28. Скамай Л.Г. Страховое дело: учебное пособие - М: Инфа-М., 2014 29. Страхование от А до Я. Книга для страхователей / Под рэп Л. И. Корчевской, М. Е. турбиной. - М: Инфра-М, 2014. 30. finuni.ru/sovremennaya-antiinflyacionnaya-politika-rossii/
Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 291; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |