Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика работы над отдельными качествами навыка чтения (правильность, беглость, сознательность, выразительность)




Правильность чтенияозначает чтение без искажений: правильно передается слого-звуковой состав слова, грамматические формы слова, не допускается пропуск и перестановка слов в предложении. Причиной ошибочного чтения является несогласованность процессов чтения: восприятия, произнесения и осмысления. Как показывает практика, чаще всего дети делают ошибки при чтении в тех словах, смысл которых не понимают. Причиной искажений, по мнению М.Р. Львова, может стать так называемое «чтение по догадке», в основе которого лежит такое свойство человека, как АНТИЦИПАЦИЯ – способность предугадывать смысл еще не прочитанного предыдущего отрывка. Наличие повторов на аналитическом этапе явление закономерное и даже положительное – это необходимо маленькому чтецу для осмысления прочитанного. Чрезмерная торопливость учителя, раннее пресечение «повторов» в чтении учащихся затруднять будут переход к синтетическому этапу чтения.

Нарушение норм литературного произношения выражаются в неправильном ударении (самый распространенный вид) или с незнанием лексического значения слов, с незнанием норм произношения – это ошибки орфоэпические.

Имеются ошибки, связанные с так называемым «орфографическим чтением» (оно обязательный период становления навыка).

Интонационные ошибки (неправильное логическое ударение, паузы неоправданные в смысловом отношении) возникают в связи с непониманием читаемого.

К ошибкам приводят такие факторы;

– несовершенство зрительного восприятия

– неразвитость артикуляционного аппарата

– нехватка дыхания

– незнание орфоэпических норм

– незнание лексического значения слова

– «смысловая догадка.

Существуют специальные приемы, направленные на отработку правильности чтения: специальные тренировочные упражнения, совершенствующие зрительное восприятие (лексическое значение слов перед чтением, предварительное послоговое чтение трудных слов, предварительное чтение про себя, методически верное исправление ошибок в зависимости от характера ошибки (минимальное вмешательство в процесс чтения ученика).

Например, ошибка в окончаниях слов – учитель исправляет, не прерывая чтение ученика;

Ошибка, которая влечет за собой искажение смысла предложения – учитель исправляет, прерывая чтение, используя прием повторного чтения, ставит вопрос по содержанию прочитанного, отвечая на который ученик более внимательно повторно читает предложение или прямо указывает на ошибку.

При орфоэпической ошибке учитель прерывает чтение ученика и дает образец правильного прочтения. Все другие ошибки исправляются после завершения чтения.

При чтении художественных произведений применяется принцип многочтения, предложенный М.И. Омороковой и описанный В.Г. Горецким, Л.Ф. Климановой. Этот принцип состоит в том, чтобы при анализе текста постоянно обращать внимание ребенка к перечитыванию отрывков, важных в смысловом отношении, добиваясь правильного чтения (упражнения на тренировку зрительного восприятия, скороговорки и чистоговорки – три темпа, тренировка дыхания, предварительная работа перед чтением сол словами по предупреждению ошибочного чтения.



 

Беглость –это такая скорость чтения, которая предполагает и обеспечивает сознательное восприятие читаемого. Характеризуется определенным количеством слов, произносимых в минуту. (СМ. Программу). Темп чтения растет постепенно в течение обучения и находится в определенной взаимосвязи с чтением правильным и сознательным. Объективным ориентиром беглости чтения считается скорость речи диктора ТВ (120-130 слов в минуту).

Беглость зависит от так называемого поля чтения и длительности остановки при чтении. Поле чтения (или угол чтения) – это такой отрезок текста, который взгляд чтеца схватывает за один прием, после чего следует остановка (фиксация). Во время этой остановки и происходит осознание схваченного взглядом, т.е. осуществляется закрепление воспринимаемого и его осмысление. Опытный чтец делает на строке незнакомого текста 3-5 остановок. Поле неопытного чтеца (первоклассника) иногда равно одной букве, с осмыслением связаны повторы в чтении: если он не сумел удержать в памяти воспринятый отрезок, ему приходится еще раз вернуться к уже озвученному тексту, чтобы осознать то, что прочитано. Тренируя зрительное восприятие, учитель работает не только над правильностью, но и над беглостью чтения. Вообще, все упражнения, направленные на отработку правильности чтения, в то же время совершенствует и беглость.

В методике мы находим упражнения, направленные на отработку правильности чтения, в тоже время совершенствуют и беглость. В то же время существуют современные технологии, обеспечивающие беглость чтения (М.И. Оморокова, И.А. Рапопорт, И.З Постоловский. Книга для учителя «Преодоление трудностей» М. 1990г.):

– совместные групповые чтения небольших отрезков текста, когда темп задает учитель

– чтение небольших отрывков в разных темпах (медленно, плавно, протяжно, в разговорном темпе, в скороговорном)

– чтение отрывков «на время»

– чтение на определенное время с последующей проверкой понимания прочитанного.

М.И. Оморокова в пособии «Совершенствование чтения мл. шк.» (М., 1997) предлагаются ежедневные практические разминки на уроках чтения:

– чтение сочетаний СГ в слогах, сочетания гласных, чтение слов и предложений, диалогов, цепочки слов с одним корнем, с разными корнями. В последнее время стали проникать в методику работы над беглостью чтения приемы скорочтения (Техника быстрого чтения Кузнецов и Хромов). Однако надо помнить, что использовать следует их чтецу, накопившему определенный читательский опыт. М.М. Безруких считает, что данная направленность на скорочтение в начальных классах может привести к перегрузке и снижению мотивации к учению. Среди приемов, перенесенных в начальную школу, могут быть такие:

– чтение с помехами (метроном или под счет)

– быстро найди слово

– чтение через решетку (линейка).

Успешно используются учителями и таблицы, составленные профессором Ф.И. Федоренко (Харьковская лаборатория). Это 18 наборов по 6 предложений, в котором увеличиваются кол-во буквенных знаков (типа зрительного диктанта письменно и устно). Известны упражнения, в текст которых вставляются слова, буквы, что развивает способность к антиципации, тренирует правильность и беглость чтения.

В теории и практике начальной школы известен подход В.Н. Зайцева, способствующий формированию оптимального темпа чтения. Автор считает, что важна не длительность тренировочных упражнений, а их частота. Жужжащее чтение (еще В.А. Сухомлинский применял), ежеурочные пятиминутки чтения (этот резерв заимствован в школах МНР), в истории семейного чтения применялось чтение перед сном, для не желающих читать – режим щадящего чтения (1-2 строки – и кратковременный отдых), упражнение известное по имени авторов Федоренко – Пальченко (многократное чтение, чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста).

Существуют правила текста для подготовки беглости и правильности чтения: если текст читается не по хрестоматии, а по детской книге, то текст должен быть напечатан на белой бумаге № 1, размер полей, длину строки (на аналитическом этапе чтения не предлагать детям книги, где строка более 126 мм), соотношение текста и иллюстрации (60% : 40%).

Сознательность чтения – иначе говоря – понимание прочитанного.

Однако в методике этот термин употребляется в двух значениях: 1) применительно в овладению самим процессом чтения (техникой чтения), т.е. насколько сознательно ребенок выполняет необходимые операции, из которых складывается озвучивание печатных знаков; 2) применительно к чтению в более широком смысле (Т.Г. Рамзаева) данный термин в методике действует на разных уровнях протекания самого процесса чтения. Первый уровень, часто совпадающий с аналитическим этапом становления навыка чтения, предполагает понимание большей части слов, отдельных предложений, отдельных частей текста и понимание общего смысла всего текста.

Второй уровень сознательного восприятия текста базируется на первом и предполагает осмысление подтекста произведения, т.е. уяснение его идейной направленности, художественных средств, а также позиции автора и своего собственного отношения к читаемому.

Можно говорить и о третьем уровне сознательного чтения, когда чтец сознательно определяет круг чтения, ориентируясь на свои возможности (М.Р. Львов). Таким образом, в современной методике утвердилась точка зрения, что сознательность чтения предполагает:

– осмысление значения каждой языковой единицы текста;

– понимание идейной направленности произведения, его образной системы, изобразительно-выразительных средств, т.е. позиции автора и своего собственного отношения к прочитанному;

– осознание себя как читателя (Требования к анализу художественного произведения будем рассматривать позднее.).

 

Начиная с 30-х годов 19 века выразительно чтение стало преподаваться в учебных заведениях России. Выразительность чтения – способность средствами устной речи передать слушателям свое отношение к идее произведения. Т.Г. Рамзаева отмечает выразительность как качество, которое формируется в процессе анализа произведения. Как видно из определения, выразительность связана с сознательностью чтения.

ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ – одна из сторон навыка чтения. Признаки Б.ч.: 1) хорошая дикция, ясное, четкое произношение звуков, их сочетаний, слов, достаточная громкость, темп, умение их регулировать; 2) умение соблюдать паузы и логические ударения, передающие замысел автора; 3) умение соблюдать интонации вопроса, утверждения, отрицания, а также придавать голосу нужную эмоциональную окраску.

В практике работы школы выразительность – показатель сознательности. Однако следует помнить, что ученикам начальных классов свойственна так называемая «подражательная выразительность», когда дети с хорошим фонематическим слухом точно копируют интонационный рисунок, который используют взрослые. И наоборот, ребенок, хорошо понявший текст читает монотонно, тихо, не пользуясь интонацией средством выразительности. Это происходит или по причине излишней робости, застенчивости ребенка, или просто по причине его необученности.

Средствами устной речи – интонацией, мимикой, жестом, мезансценой – нужно учить пользоваться. Интонация – совокупность совместно действующих элементов звучащей речи, главнейшими из которых – ударение, темп и ритм речи, пауза, повышение и понижение голоса находятся во взаимосвязи и все вместе обусловливаются содержанием произведения. Большая часть работы над выразительностью чтения есть работа над интонацией как главным ее средством.

Главной целью обучения детей выразительному чтению является формирование умения определять задачу чтения вслух: передать слушателям свое понимание произведения при помощи правильно выбранных средств устной речи. Такое сложное умение возникает как результат кропотливой работы учителя над выработкой умений, помогающих проникнуть в смысл произведения, умений целесообразно пользоваться своим голосом. Подготовку к выразительному чтению условно делят на три этапа:

1) выяснение конкретного содержания произведения, анализ мотивов поведения действующих лиц, иначе говоря: осмысление идейно-тематической основы произведения, его образов в единстве с художественными средствами

2) разметка текста: проставление пауз, логических ударений, определение темпа чтения

3) упражнение в чтении.

Обучение выразительному чтению присутствует на всех этапах урока. Овладение навыками выразительного чтения – профессиональная задача каждого учителя. Выразительное чтение строится на тех же принципах, что и профессиональное искусство художественного слова (чтения), в основе которого лежит система К.С. Станиславского (Е.Д. Дмитриева). Различие между выразительным и профессиональным художественным чтением состоит в степени мастерства, в глубине, полноте и яркости передачи произведения. Для школьного выразительного чтения обязательно выполнение таких требований, как соблюдение знаков препинания (элементарный навык, который начинает формироваться еще в период обучения грамоте), соблюдение логических и психологических пауз, логического ударения. умение менять темп и ритм чтения. В курсе выразительного чтения института перед студентами ставятся две задачи: научиться самостоятельно готовиться к чтению художественного произведения, с тем, чтобы выразительно прочитать его детям, и овладеть методикой обучения детей выразительному чтению.

Итак, работа над выразительностью представляет собой соединение несколько направлений:

– технического – включающего тренировку дыхания, совершенствование артикуляционного аппарата;

– интонационного – предполагающего специальную работу над компонентами интонации;

– смыслового – реализующего всю систему работы по осмыслению идеи произведения;

– тренировочного – имеющего целью упражнять детей в выразительном прочтении произведения после анализа. Сочетание этих направлений в конкретном уроке зависит от очень многих факторов: от степени обученности учащихся, от объема произведения, от его формы, от задач урока и т.п.





Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 148; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:





studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.198.58.62
Генерация страницы за: 0.008 сек.