КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Нормативно – правовое регулирование учета, анализа и аудита продаж товаров
Применительно к функционированию предприятий и организаций торговли законодательство РФ следует подразделить на общее (предусматривающее государственное регулирование отдельных сторон экономики) и специальное (воздействие государства на сферу торговли). К законодательным актам общего регулирования следует отнести, в первую очередь, Гражданский кодекс РФ, который ставит государственное регулирование рыночных отношений в четкие правовые рамки [1]. Специальное нормативно-правовое регулирование торговли содержится в указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, актах федеральных министерств и ведомств, изданных во исполнение федеральных законов, а также постановлениях, нормативно-правовых актах, инструкциях органов государственной власти субъектов РФ. Законодательный уровень регулирования торговли в определенной мере представлен Законами Российской Федерации: «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.91г.[2], «О защите прав потребителей» от 07.01.92г.[3], «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14.06.95г.[4], «О рекламе» от 13.03.2006.[5], Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» от 22.11.95г.[6], «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01.00г. № 29-ФЗ и др. В развитии рыночных механизмов торговой деятельности важную роль сыграли указы Президента РФ. В соответствии с Указом Президента РФ «О коммерциализации деятельности предприятий торговли в РСФСР» от 25.11.91г.[7] предусматривалось органами исполнительной власти субъектов РФ реорганизовать государственные (муниципальные) предприятия розничной торговли путем выделения из их состава структурных единиц (магазинов, мелкорозничной сети и др.). Данные структуры наделялись правами юридического лица, должны были создаваться без изменения форм собственности, с сохранением профиля их деятельности. На основании Указа Президента РФ №65 «О свободе торговли» от 29.01.92г. с изменениями и дополнениями, внесенными Указами Президента РФ №657 от 23.06.92г. и №1851 от 08.11.93г.[8], в условиях существования на тот момент дефицита товаров первой необходимости своевременным было предоставление предприятиям всех форм собственности, а также гражданам права свободно осуществлять торговую, посредническую и закупочную деятельность.”
В целях создания условий для развития торговой отрасли в период становления рыночной экономики и повышения уровня торгового обслуживания населения Правительством РФ принято постановление №936 от 12.08.94г. «О мерах по государственному регулированию торговли и улучшению торгового обслуживания населения». Контроль за обеспечением безопасности товаров осуществляет Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России). Им принято постановление от 02.09.97г. №293 «О принятии и введении в действие правил по стандартизации»[9]. Документ определяет порядок выдачи предписаний и наложения штрафов Госстандартом России и его территориальными органами за нарушения обязательных требований государственных стандартов субъектами хозяйственной деятельности, предусмотренных Законом РФ «О стандартизации», а также за нарушения требований к безопасности и правил обязательной сертификации товаров изготовителями (исполнителями, продавцами), органами по сертификации, испытательными лабораториями (центрами), предусмотренных Федеральным законом «О защите прав потребителей».
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в розничной торговле в настоящее время осуществляется на основании документов регламентирующих организацию и ведение бухгалтерского учета в РФ, которые имеют разный статус. В зависимости от назначения и статуса нормативные документы, регулирующие бухгалтерский учет можно представить в виде четырех уровней. 1-ый уровень - законодательство о бухгалтерском учете и связанные с ним нормы. Основу первого уровня составляет: 1. Закон РФ «О бухгалтерском учете» от 23.11.96 г. №129-ФЗ (в редакции от 28.09.2010). 2. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ. Приказ Минфина РФ от 29.07.98 г. №34н (с изменениями от 30 декабря 1999 г., 24 марта 2000 г., 18 сентября 2006 г., 26 марта 2009 г.). 3. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия и Инструкция по его применению. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 г. №94н. (ред.от 18.09.2006 г.) Закон устанавливает основные задачи бухгалтерского учета, определяет единые правовые и методологические основы бухгалтерского учета, его организацию, составление отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и предоставлять бухгалтерскую отчетность. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности содержит основные правила ведения бухгалтерского учета в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета. План счетов бухгалтерского учета представляет собой систему отражения имущества, принадлежащего организации, и имущества, принадлежащего другим организациям, в бухгалтерском учете, в балансе и на забалансовом учете. 2-ой уровень - национальные стандарты по бухгалтерскому учету и отчетности. Стандарты бухгалтерского учета определяют варианты оценки, основные правила и порядок учета определенных объектов. В настоящее время Минфином РФ утверждено 16 национальных стандартов Положений по бухгалтерскому учету (ПБУ). 3-ий уровень - методические указания, рекомендации, инструкции, которые конкретизируют учетные стандарты в соответствии с отраслевыми особенностями. В них раскрываются методологические подходы к организации учета различных объектов, правила и отдельные элементы техники ведения учета соответствующего объекта. Основными нормативными документами являются:
1. Приказ Минфина РФ от 21.12.98 г. №64н. «О типовых методических рекомендациях по организации бухгалтерского учете для субъектов малого предпринимательства». 2.Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Приказ Минфина РФ от 13.06.95 г. №49. 4-ый уровень - рабочие документы самого предприятия, разрабатываемые организацией при формировании учетной политики. Рабочие документы предприятия определяют особенности организации и ведения учета на данном предприятии и утверждаются руководителем предприятия. Основными из них являются: 1.учетная политика предприятия. 2 формы первичной учетной документации, 3.график документооборота. 4.развернутый План счетов бухгалтерского учета. 5.формы внутренней отчетности На основе перечисленных документов: 1)организации решают вопросы организации и ведения бухгалтерского учета и составления отчетности; 2)организациям предоставляется право выбора вариантов учета соответствующих объектов в соответствии с установленной учетной политикой; право поручать ведение бухгалтерского учета и составление отчетности специализированным предприятиям и специалистам на договорных началах; 3)установлены принципы бухгалтерского учета и правила документирования хозяйственных операций и их отражения, в регистрах бухгалтерского учета; 4)установлены права главного бухгалтера; 5)регламентируется состав затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и порядок формирования финансовых результатов деятельности организации для целей бухгалтерского учета и целей налогообложения; 6)установлены правила оценки имущества и обязательств организации и отражения в учете и отчетности; состав, содержание, сроки представления, формы бухгалтерской отчетности. Бухгалтерский учет на розничном торговом предприятии должен обеспечить[10]: - контроль выполнения плана розничного товарооборота, подготовку информации, необходимой для управления всеми службами предприятия;
- проверку правильности документального оформления, законности и целесообразности товарно-тарных операций, своевременное и полное их отражение в учете; - организацию материальной ответственности за товары и тару; - контроль правильности списания товарных потерь; - контроль соблюдения правил проведения инвентаризаций, своевременное выявление и отражение в учете их результатов. Деятельность бухгалтерии розничной организации осуществляется на основании самых разнообразных документов: организационных, распорядительных, платежных, учетных. В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться первичными учетными документами. Поэтому постановка бухгалтерского учета в узком смысле сводится к разработке правил оформления, приема, выдачи и хранения учетных документов на основании организационных и распорядительных документов, составлению ряда необходимых организационно-распорядительных документов, корректировке специализированных документов - регистров бухгалтерского учета и документов внутренней отчетности. Содержание бухгалтерской работы на данном этапе заключается в разработке выходных отчетных документов на основании полученных учетных документов. Методом бухгалтерского учета является совокупность способов, с помощью которых реализуются функции бухгалтерского учета. Метод включает в себя отдельные элементы, из которых главными являются[10]: 1. Документация – это первичная регистрация хозяйственных операций с помощью документов в момент и в местах их совершения. Документация является одной из основных отличительных особенностей бухгалтерского учета, т.к. позволяет осуществлять сплошное наблюдение за хозяйственными процессами. Обязательным условием отражения хозяйственных операций в системном бухгалтерском учете является оформление их первичными документами, обладающими определенными характеристиками и отвечающими соответствующим предъявляемым к ним требованиям (они должны быть достоверными, ясными, объективными). При организации учета с помощью вычислительных машин роль первичных документов выполняют машинные носители информации (магнитные ленты, диски и др.), удостоверяющие факт выполнения хозяйственной операции. От качества первичных документов в значительной мере зависит качество всего бухгалтерского учета. 2. Инвентаризация позволяет через проверку материальных ценностей, денежных средств и финансовых обязательств выявить их фактическое состояние. При помощи инвентаризации контролируется сохранность материальных ценностей и денежных средств, проверяется полнота и достоверность данных бухгалтерского учёта и отчетности. 3. Счета и двойная запись. Счета предназначены для группировки и текущего учета однородных хозяйственных операций. На каждый вид хозяйственных средств и их источников открывается отдельный счёт. Существуют активные (предназначены для учёта хозяйственных средств по их составу и размещению) и пассивные счета (для учёта хозяйственных средств по их целевому назначению). Левая сторона таблицы счёта - дебет, правая - кредит. Также характерно наличие остатка (сальдо) на начало и конец месяца и оборотов за месяц по дебету и кредиту. Сумма каждой операции записывается на счетах дважды (по дебету одного счёта и по кредиту другого счёта), что и называется двойной записью, которая обеспечивает взаимосвязанное отражение хозяйственной деятельности предприятия в бухгалтерском учёте[10]. Под формой бухгалтерского учёта понимается процесс обработки учётной информации при различном сочетании регистров аналитического и синтетического учёта, их взаимосвязь и последовательность записи в них. Самое широкое применение в настоящее время находят: журнально-ордерная, мемориально-ордерная, автоматизированная и упрощенная форма. Также ведётся Главная книга – регистр синтетического учёта. Из всего сказанного можно сделать вывод, что все предприятия обязаны вести бухгалтерский учёт своего имущества и хозяйственных процессов в обобщенном денежном выражении путём сплошного, непрерывного, документального и взаимосвязанного их отражения. Постановка бухгалтерского учета предприятия предполагает: - разработку организационно-распорядительных документов (положения о бухгалтерии, должностных инструкций работников бухгалтерии, штатного расписания); - составление графика документооборота; - создание номенклатуры дел и организацию хранения документов; - создание технологии обработки получаемой информации (формирование системы регистров бухгалтерского учета и правил внутренней отчетности, разработку порядка проведения инвентаризации и методов оценки видов имущества и обязательств); - формирование кадровой политики бухгалтерии (порядка аттестации бухгалтеров, системы подбора персонала, системы повышения квалификации). Грамотное ведение бухучета помогает предвидеть многие проблемы финансового и управленческого характера, возникающие в процессе работы предприятия. Проведение аудиторской проверки продаж товаров в торговле регламентируются следующими нормативными документами: Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» от 21.11.96 г. № 129-ФЗ (ред.от 28.09.2010). Гражданский кодекс Российской Федерации. Части I и II. Налоговый кодекс Российской Федерации части I и II. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07:98 г. № 34н (в ред. приказа Минфина РФ, от 24.03.2000 г. № 31н). (с изменениями от 30 декабря 1999 г., 24 марта 2000 г., 18 сентября 2006 г., 26 марта 2009 г.) План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации». ПБУ 9/99 Утверждено приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г.№32н. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации». ПБУ 9/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.99 г. № 33н. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации». ПБУ 4/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.07.99 г. № 43н. «О формах бухгалтерской отчетности организаций». Приказ Минфина РФ от 22.07.2003 № 67н
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 2263; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |