Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Локализация ВПФ в головном мозге человека и эволюция взглядов на данную проблему




Тема 2. Проблема мозговой организации высших психических функций

Значение нейропсихологических исследований для общей психологии

Нейропсихология как самостоятельная психологическая дисциплина имеет большое значение для решения проблем общей психологии. Нейроп­сихология предоставляет возможность для изучения структуры высших пси­хических функций (в патологии обнажается то, что скрыто в норме). Нейропсихология позволяет изучать системный характер строения высших психических функций и их уровневую (произвольную и непроизвольную) организацию, структуру межсистемных связей, особенности пластичности высших психических функций, их перестройки под влиянием специального обучения и т.д. Связь нейропсихологии с общей психологией двусторонняя: 1) понятийный аппарат нейропсихологии сформирован на базе общепсихологиче­ских теорий и является «приложением» общепсихологических представле­ний к анализу работы мозга; 2) на патологическом материале может быть проверена почти любая из общепсихологических гипотез.

 

 

1. Локализация ВПФ в головном мозге человека и эволюция взглядов на данную проблему.

2. Теория системной динамической локализации ВПФ А.Р. Лурия.

3. Пересмотр понятия «функция» и «локализация».

4. Принципы локализации ВПФ в головном мозге.

 

Структура ВПФ и их локализация в коре головного мозга составляют одну из центральных проблем современной психологической науки.

Существенный вклад в их рассмотрение внесен отечественным психоло­гом Л.С. Выготским, который еще в 20-х годах высказал мысль, что к анали­зу специфически человеческих форм психической деятельности нужно при­менять метод расчленения поведения не на элементы, а на единицы, сохра­няющие все специфические черты психической деятельности человека. Ос­новной единицей, сохраняющей свойства целого, являются сложнейшие формы рефлекторной деятельности - применение орудий или средств, кото­рые позволяют человеку овладеть условиями внешней среды, а затем и регу­лировать собственное поведение, делая человека «системой, высочайшей по саморегулированию». «Ни голая рука, ни интеллект сам по себе не стоят многого: дело выполняется орудиями и средствами» - это изречение Бэкона Выготский поставил в качестве эпиграфа к одной из своих ранних ра­бот.

Замечательна и едва ли не уникальна в истории науки дискуссия живого Пиаже с давно умершим Выготским (она напечатана в виде приложения к американскому изданию книги Выготского «Мышление и речь») ясно пока­зывает, что корни ВПФ человека лежат вне его биологического организма - в объективных условиях его общественного существования, а их развитие яв­ляется процессом их общественного формирования.



Прошло много лет, начиная с работ Л.С. Выготского, опытов А.Н. Леон­тьева по развитию сложных форм памяти, исследований А.Р. Лурия и А.В. Запорожца по формированию произвольных движений и речевой регуляции действий и кончая работами П.Я. Гальперина и Д.Б. Эльконина, чтобы уче­ние о формировании ВПФ и управление ими, составляющее сердцевину оте­чественной общей психологии, свои современные формы.

Проблема локализации ВПФ в больших полушариях головного мозга переживала в 20-х годах состояние глубокого кризиса, отражавшего кризис всей психологической науки. С одной стороны, в неврологии еще сохраня­лись представления о локализации сложных психических функций в ограни­ченных участках головного мозга. Неврологи высказывали предположение, что наряду с корковыми центрами чувствительности и движений могут быть найдены аналогичные центры более сложных психических процессов: «центр восприятия», «центр счета», «центр понятий» (работы Лиссауэра, Геншена, Клейста, Буйо, Брока, Вернике, Галля, Бродбента, Шарко). Эти представле­ния узкого локализационизма встретили существенные сомнения. Понимая всю сложность ВПФ человека и учитывая хорошо известный факт, что их нарушения могут проявляться в результате самых разных по локализации поражений, многие неврологи высказали предположение, что сложные формы психических процессов являются результатом деятельности всего мозга как целого. Одни из этих авторов (Монаков, Грюмбаум) воздержива­лись от всяких попыток ближе подойти к рассмотрению тех аппаратов го­ловного мозга, которые связаны с высшими формами психической деятель­ности. Другие, примыкавшие к представлениям гештальтпсихологии (Гольдштейн), пытались создать представление о структуре возбуждения, равномерно распространявшегося по всей коре головного мозга, и видеть в этих безликих «структурных» процессах основу сложных форм психической деятельности человека. Т.е., они практически отказывались от конкретного анализа тех корковых зон, которые принимали участие в реализации сложных форм пси­хической деятельности человека (антилоколизационизм). Те представления о ВПФ, социальных по своему происхождению, системных по своему строению, динамических по своему развитию, из которых исходил Выготский, не могли укладываться в выше описанные схемы и нуждались в новых подходах к их мозговой локализации.

 





Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 77; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:





studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.167.250.64
Генерация страницы за: 0.014 сек.