Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В. В. Малащенко




МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОГО ЦИКЛА

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ДИСЦИПЛИН

УО «Мозырский государственный педагогический университет
имени И. П. Шамякина», г. Мозырь, [email protected]

 

Введение. В современных общественных условиях повышение воспитательного потенциала образовательного процесса и обеспечение условий его эффективной реализации в образовательном учреждении является одной из основных задач реформирования структуры и содержания образования.

Будущий специалист XXI века должен в совершенстве владеть профессиональной деятельностью, быть духовно развитым интеллигентом, обладать эрудицией, высокими моральными качествами, творчески и высокопрофессионально,
а также на современном научном и техническом уровне и с пользой для общества решать задачи в избранной сфере деятельности и развивать эту сферу. Многие из этих качеств закладываются именно в процессе обучения в школе [1].

Здоровье человека является одним из существенных условий творческой деятельности современного человека. Оно является фундаментальной основой социальной активности и всех аспектов благополучия человека. Только здоровье обусловливает гармоничное развитие человека и возможность достижения высокого профессионализма. В условиях социально-экономических, политических и других изменений в Беларуси здоровье людей является ведущим условием сохранения государственности.

Переломить сложившуюся ситуацию можно только с помощью «здоровьесозидающей педагогики», а именно – путем формирования у будущего учителя, а, следовательно, и у подрастающего поколения устойчивой мотивации на здоровый образ жизни. У будущих педагогов необходимо формировать отношение к здоровью как к высшей жизненной ценности, бесценному дару природы, профессиональной ценности, заслуживающей особой заботы.

Изучение предметов медико-биологического цикла является важной частью профессиональной подготовки будущих учителей и формирования здорового образа жизни. Первое, что должен знать педагог, – писала Н.К. Крупская – это строение и жизнь человеческого тела – анатомию и физиологию человеческого тела, и его развитие. Без этого нельзя быть хорошим педагогом, правильно растить ребенка.

Цель работы – заключалась в выявлении потенциальных возможностей дисциплин медико-биологического цикла для формирования ценностного отношения студентов к здоровью.

Материалы и методика исследований. В медико-биологический блок включены следующие учебные дисциплины: «Анатомия»; «Физиология»; «Гигиена»; «Генетика»; «Основы медицинских знаний»; «Физиология спорта»; «Спортивная медицина»; «Основы здорового образа жизни»; «Возрастная физиология и школьная гигиена»; «Основы валеологии»; «Основы анатомии, физиологии, санитарии
и гигиены»; «Защита населения и объектов от чрезвычайных ситуаций. Радиационная безопасность» и др.

Дисциплины МБЦ изучаются студентами различных курсов практически всех специальностей. Каждая дисциплина МБЦ характеризуется своей спецификой
и потенциальными возможностями для реализации ценностного подхода в обучении студентов.

Более подробно рассмотрим некоторые из них.

«Гигиена» – учебно-научная дисциплина, изучающая влияние факторов окружающей среды на здоровье человека, разрабатывающая гигиенические нормативы и мероприятия по оздоровлению человека и окружающей среды.

Преподавание этой дисциплины должно иметь профессиональную направленность и строиться с учетом задач обучения, воспитания, охраны и укрепления здоровья учащихся. В процессе изучения курса студенты, наряду с теоретическими знаниями, приобретают навыки и умения, необходимые им для работы в школе. Поэтому в программу курса, кроме лекций, включены семинарские, практические и лабораторные занятия. Курс имеет не только практическую направленность, он является основой для изучения психологии, педагогики и медицины.

Таким образом, дисциплина «Гигиена» содержит разнообразный учебный материал, который может быть использован не только для гигиенического, физического, полового, но и для нравственного воспитания (гражданственность, гуманизм, милосердие). Перспектива, без сомнения, существует для формирования бережного отношения студентов к своему здоровью как общественной и личностной ценности.

Программа дисциплины «Физиология» знакомит студентов с особенностями строения и жизнедеятельности человеческого организма. Студенты получают систему научных знаний о строении, функциях и регуляции организма, что дает представление о его единстве и целостности за счет нервной и гуморальной систем и его связи с окружающей средой.

Преподавание физиологии в педагогическом вузе должно быть связано с внедрением в учебный процесс методик, направленных на формирование здорового образа жизни у студентов. Задача этого процесса – раскрытие содержания и проявления здорового образа жизни (Е. А. Югова, Т. Ф. Турова, 2004). Для того чтобы изучать взаимовлияние, взаимодействие, связи различных элементов ЗОЖ, необходимо проводить комплексные исследования, направленные на выявление воздействий условий жизни (труда, быта, образования, культуры, питания, бюджета и т.д.)
и учитывать данные проведенных исследований при составлении лекционного курса медико-биологических дисциплин, а также при проведении лабораторных
и практических занятий [2].

Дисциплина «Физиология спорта» дает знания о физиологических механизмах жизнедеятельности организма в состоянии покоя и при мышечной деятельности
в зависимости от возраста и пола, понимания процессов адаптации, протекающих при занятиях физической культурой и спортом.

Знание физиологических процессов и механизмов жизнедеятельности целостного организма дает возможность студенту как будущему тренеру лучше понять причины, условия возникновения сложных функциональных состояний организма, характерных для мышечной деятельности. Это позволит ему рационально распределять физическую нагрузку и отдых на уроке физической культуры или на тренировочном занятии, предвидеть ближайшие и отдельные результаты воздействия физической нагрузки, прогнозировать спортивные успехи.

Содержание данной дисциплины позволяет раскрыть феномен человеческого организма, показать его уникальность, физические способности, красоту тела человека, его целесообразность и т. п. И в то же время заострить внимание на хрупкости человеческой жизни, на пагубности последствий разрушительного, не бережного отношения к своему организму.

Результаты исследований и их обсуждение. Богатый воспитательный потенциал перечисленных дисциплин необходим для того, чтобы осуществлять целенаправленные действия в отношении изменения статуса здоровья как личностно-ценностной категории, использовать в процессе обучения студентов.

При проектировании содержания и структуры учебного предмета следует обращать особое внимание на такую форму содержания, которая будет способствовать целенаправленному решению воспитательных и развивающих творческое мышление задач, связанных с формированием научных убеждений и других профессионально-значимых качеств личности специалиста.

Содержание обучения является важнейшим источником развития, в первую очередь, познавательного интереса, так как оно обращено к познанию предметов, процессов действительности.

Существуют некоторые специальные приемы, направленные на повышение стимулирующего влияния содержания обучения. К ним следует, в первую очередь, отнести создание ситуации новизны, актуальности, приближения содержания к самым важным новым открытиям в науке. С этой целью педагог подбирает примеры, факты, иллюстрации, которые в данный момент вызывают особый интерес у всей общественности, используя данные о достижениях российской медицины, информацию из газет и журналов («Здоровье», «Биология в школе», «Наука и жизнь», «Вестник ЗОЖ» и др.). В этом случае, благодаря психологическому эффекту новизны, учащиеся значительно ярче и лучше осознают важность, значимость изучаемых вопросов и относятся к ним с большим интересом.

Важным стимулирующим воздействием, связанным с содержанием обучения, является исторический аспект знаний, сообщение сведений из истории изучаемой науки, истории научных открытий. При этом, с одной стороны, интерес
к валеологическим вопросам опирается на менее известный, иногда совсем новый материал, овладевая которым студенты еще в большей мере осознают то, что им дают высшая школа, предмет, преподаватель. С другой стороны, исторический подход
в изучении предмета в какой-то мере приближает процесс обучения к научному познанию. Ознакомление с историей науки и ее открытиями способствует осознанию огромных трудностей научных поисков, поднимает престиж биологии как науки в глазах студентов, формирует уважение к установленным научным фактам и понятиям, помогает оценивать нравственные поступки ученых, врачей (нравственный аспект).

Значительный интерес у молодых людей вызывает использование на занятиях выдержек из литературных произведений, и особенно краеведческий подход
к подбору материала.

Рассмотрим, как, наряду с содержанием, возможно использование воспитательных возможностей организации учебного процесса.

В последние десятилетия педагоги уделяют большое внимание разработке проблемы коллективной творческой деятельности на учебном занятии (Дьяченко В. К., Лийметс Х. Й., Первин И. Б. и др.). Так, И. Б. Первин в практике об учении выделяет фронтальные, коллективные (групповые), индивидуальные формы учебных занятий [3].

Фронтальная работа (ФР) подразумевает выполнение общего задания при занятости всех учащихся группы. Позитивный аспект в проведении такой работы состоит в том, что преподаватель обеспечивает одновременное руководство всеми студентами, активно управляя восприятием информации, систематическим повторением и закреплением знаний. А негативной стороной является недостаточный учет индивидуальных особенностей, темпа деятельности, уровня предшествующей подготовленности студентов.

Индивидуальной работой (ИР) называется выполнение учебного задания каждым студентом самостоятельно, на уровне его учебных возможностей и без взаимодействия с другими обучающимися. Такая работа в наибольшей мере помогает учесть особенности темпа работы каждого учащегося, его подготовленность, обеспечивает дифференцированную постановку задач, контроль и оценку результатов. При индивидуальной работе отсутствует непосредственный контакт с преподавателем.

Групповая форма работы (ГФР) заключается в том, что группе студентов ставится единая учебно-познавательная задача, для решения которой необходимо объединение усилий всех членов группы, тесное взаимодействие обучающихся. Преподаватель не имеет постоянного контакта с отдельными группами. Он следит за процессом всей работы и при необходимости отдельным группам оказывает помощь. Контакт, возникающий при этом у педагога в группе, может быть более личностным, чем это возможно при фронтальной работе.

Созданию непринужденной и доброжелательной обстановки, общей заинтересованности в решении познавательной задачи способствует продуманное введение игры в учебно-познавательный процесс.

В ходе учебных занятий дисциплин МБЦ можно использовать различные игровые формы познавательной деятельности: игры-упражнения, игры-загадки, игры- соревнования, сюжетно-ролевые игры, игры-путешествия и др.

Оптимальная организация дидактической игры предполагает, что в ходе ее студенты не только приобретают и закрепляют необходимые профессиональные умения и навыки, но и учатся видеть себя со стороны, анализировать свою деятельность, оценивать соответствие результатов своего труда и общения требованиям и ожиданиям значимых для них людей, представлять и понимать коллективную деятельность группы, ее цели, распределение ролей в совместной деятельности и свою роль в ней. Наконец, в игре формируются определенные отношения между членами микроколлектива, приобретаются ценные нравственные качества и т.д.

Заключение. Таким образом, дисциплины медико-биологического цикла раскрывают и расширяют представление о здоровье человека, способах его сохранения, укрепления и факторах, разрушающих здоровье, на основе знаний о строении и жизнедеятельности организма; формируют у молодежи ответственность за здоровье не только своё, но и других людей, в том числе и будущих воспитанников.

Воспитание, осуществляемое в процессе обучения студентов при изучении дисциплин МБЦ, должно опираться на возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и основываться на знании педагогом возможностей учебной дисциплины.

Мы осознаем, что главное достоинство преподавателя в том, чтобы он умел воспитывать учеников своим предметом!

Литература

1. Рябов, В. В. Студенчество на рубеже веков: историческое сознание
и гражданское становление / В. В. Рябов. – М.: Жизнь и мысль, 2005. – 175 с.

2. Югова, Е..А.Физиологическое сопровождение процесса здоровьесбережения
в курсе преподавания медико-биологических дисциплин [Текст] / Е. А. Югова, Т. Ф. Турова // Валеопедагогические аспекты здоровьеформирования в образовательных учреждениях: состояние, проблемы, перспективы: материалы II рос. науч.-практ. конф. - Екатеринбург,
14 апреля 2004 г., Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2004. – С. 204.

3. Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников [Текст]
/ под ред. И. Б. Первина. – М.: Педагогика, 1985. – 234 с.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 302; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.