Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Верлибризация




ВЕРЛИБР

(франц. vers libre - свободный стих) - форма метрическойкомпозиции, характерная для ХХ в. В целом В. определяют понегативным признакам: у него нет ни размера, ни рифмы, и егостроки никак не упорядочены по длине (см. системастиха). Это означает, что можно взять любой кусок прозы,произвольно разбить его на строки - и в результате долженполучиться верлибр. Формально это так и есть. Но здесьчрезвычайно важно следующее: один и тот же кусок прозы можетбыть разбит на строки по-разному, и это уже момент творчества -сам факт этого разбиения. Второе, что очень важно: в результате этого произвольногоразбиения появляется феномен стихотворной строки, то естьединицы, лишь потенциально присутствующей в нестиховойобыденной речи. Вместе со стихотворной строкой появляется закондвойной сегментации, или двойного кодирования, стихотворнойречи - наложение обыденного синтаксического разбиения наритмическое, которое может противоречить первому. Обычные стихис размером и рифмой можно записать прозой, уничтожив формальнуюстроку, как говорят, in continio - строка в этом случае неуничтожится, ее концы будут показывать рифмы и метрическаясхема. В случае В. это невозможно - это стих, которыйопределяется самим фактом наличия "голой" стихотворвой строкикак "эквивалента метра" (термин Ю.Н. Тынянова). Двойнаясегментация речи проявляется в В. прежде всего в том, чтоокончание синтаксических синтагм может не совпадать сокончанием строк, то есть возникает эффект интонационногопереноса, enjambement. И совсем неуважительной к занятиям Болтовней. (А. Блок. "Она пришла с мороза...") В возможностях вариантов разбиения: И совсем неуважительной К занятиям болтовней или И совсем неуважительной к занятиям болтовней - и кроется стиховая суть В. Свободный стих выражал в самой своей форме нечточрезвычайно важное для ХХ в. Недаром католик Г. К. Честертоннаписал, что "свободный стих, как свободная любовь, -противоречие в терминах", а всемирно известный культуролог Вяч.Вс. Иванов назвал В. "способом видеть мир". Может быть, сутьзаключалась в его раскованности, в тотальной эмансипированностиего формы. Недаром в России верлибром активно писали лишь до1920-х гг., а потом вновь перешли на обычные 5-стопные ямбы и3-стопные амфибрахии (дело изменилось после "оттепели" 1950-хгг., что тоже характерно). Между тем в Европе и во всем мире В.стал господствующей системой стиха. На Западе им стали дажепереводить обыкновенный, метрически организованный стих. Однако именно образцы русского В., в особенности те шестьтекстов, написанных В., которые оставил Блок, представляютогромный интерес, причем не только для теоретика стиха, но идля философа и лингвиста. В. - не отсутствие системы, а, напротив, чрезвычайносложная система, можно сказать, метасистема. Для того чтобыпонять это, проанализируем один из самых известных В. Блока.Чтобы было понятно и наглядно, приводим его полностью,пронумеровав строки: 1. Она пришла с мороза, 2. Раскрасневшаяся, 3. Наполнила комнату 4. Ароматом воздуха и духов, 5. Звонким голосом 6. И совсем неуважительной к занятиям 7. Болтовней. 8. Она немедленно уронила на пол 9. Толстый том художественного журнала, 10. И сейчас же стало казаться, 11. Что в моей большой комнате 12. Очень мало места. 13. Все это было немножко досадно 14. И довольно нелепо. 15. Впрочем, она захотела, 16. Чтобы я читал ей вслух "Макбета". 17. Едва дойдя до пузырей земли, 18. О которых я не могу говорить без волнения, 19. Я заметил, что она тоже волнуется 20. И внимательно смотрит в окно. 21. Оказалось, что большой пестрый кот 22. С трудом лепится по краю крыши, 23. Подстерегая целующихся голубей. 24. Я рассердился больше всего на то, 25. Что целовались не мы, а голуби, 26. И что прошли времена Паоло и Франчески. Посмотрим: строка 1 - чистейший 3-стопный ямб. Более того,это метрическая автоцитата из стихов "второго тома": Она пришла с заката. Был плащ ее заколот Цветком нездешних стран. Звала меня куда-то В бесцельный зимний холод И в северный туман. Разбираемое стихотворение находится в начале "третьеготома". Поэт как бы издевается над своими прошлыми идеалами, надПрекрасной Дамой; строки 16 и 17 написаны соответственно5-стопным хореем и 5-стопным ямбом. Первый размер имеет врусской поэзии устойчивую смысловую традицию, идущую отстихотворения Лермонтова "Выхожу один я на дорогу..." -"динамический мотив пути, противопоставленный статическомумотиву жизни" (формулировка профессора К. Ф. Тарановского,которому принадлежит это открытие). Теперь сравним строку 16 слермонтовскими стихами: Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея, Про любовь мне сладкий голос пел. Вновь метрическая цитата (кстати, следует оговорить тотфакт, что ни в коем случае нельзя фамилию Макбет, произносить сударением на первом слоге, в этом случае разрушается размер:вспомним ирландские и шотландские фамилии - МакТаггарт,МакКинси, МакКартни, МакАртур - везде ударение на втором слоге.Что касается строки 17, то белым (то есть нерифмованным)5-стопным ямбом написаны трагедии Шекспира, среди них "Макбет",разумеется: Земля, как и вода, имеет пары. И это были пузыри земли. Мы привели лишь наиболее очевидные случаи. Всестихотворение Блока и любой В. состоит из строк,соответствующих, "омонимичных" различным стихотворным размерам,- в этом суть В. как системы систем. У Борхеса в рассказе "Утопия усталого человека" естьследующий пассаж: "- Это цитата? - спросил я его. - Разумеется. Кроме цитат, нам уже ничего не осталось. Наш язык - система цитат". Система цитат - интертекст, определяющее понятиепоэтики модернизма и постмодернизма. Вот почемуВ. стал символом поэзии ХХ в. Лит.: Тарановский К.Ф. О взаимоотношении стихотворного ритма итематики // Аmеriсаn соntribution to 6-th InternationalСоngress of Slavists. Russian Cоntributions. Аn Аrbor, 1963. Руднев В.П. Стих и культура // Тыняновский сб.: Вторыетыняноаские чтения. - Рига, 1986. Тынянов Ю.Н. Проблема стихотворного языка. - М., 1965. Антология русского верлибра / Сост. Орлицкий Ю. Б. - М.,1989. Руднев П.А Введение в науку о русском стихе - Тарту,1988ХХ век четко сформулировал идею необходимостисемиотического билингвизма в культуре. В наиболее общем видеэта идея выражена в принципе дополнительности Нильса Бора, азатем переформулирована применительно к семиотическим системамЮ. М. Лотманом, писавшим, что неполнота нашего знания о миредолжна компенсироваться стереоскопичностью тех точек зрения,при помощи которых мы смотрим на мир. Сущность В. в стихотворении начала ХХ в. заключается втом, что метр в рамках неомифологического сознания возвращаетсяк своим праистокам, к архаическому "первобытному синкретизму",по выражению А. Н. Веселовского, создателя историческойпоэтики. Метр (см. система стиха) в архаическом обществе былчастью синкретического ритуального действа, в котором нетразделения на авторов и зрителей, в котором все - участники,все в равной степени вовлечены в ритуал. Аналогом архаического ритуала была средневековаякарнавальная культура (см. карнавализация), где всепереворачивалось с ног на голову и все отсылало ко всему. Возврат интереса к архаическому сознанию на новом витке вутонченной форме неомифологической культуры ХХ века иактуализировал такой стих, который отсылает ко всем другимсистемам стиха (см. верлибр). Однако В. пронизывала всю культуру начала ХХ в., наряду спротивоположным явлением - логаэдизацией (см.). Суть В.в культуре ХХ в. заключалась в том, что система, любая -музыкальная, живописная, кинематографическая, философская,поэтическая, прозаическая, даже архитектурная, - строилась каксистема цитат-реминисценций к более ранним текстам. Практически весь кинематограф как специфическое искусствоХХ в. есть аналог В. (см. кино, интертекст). Музыкальныйверлибризм - это прежде всего неоклассицизм, где первую скрипкуиграл И. Ф. Стравинский. Так, его знаменитая сюита-действо"История солдата" построена как инкорпорирование ивзаимодействие самых различных музыкальных систем, а всепроизведение строится как система цитат и реминисценций кширокому кругу музыкальных форм и жанров (см. верлибр):"В "Истории солдата", - писал музыковед М. С. Друскин, -виртуозно варьируются народные мотивы скоморошьего склада,отзвуки бытовых напевов, предвестия джаза (танго, регтайм),помпезные военные марши и протестантский хорал". В изобразительном искусстве аналог В. - сюрреализм (см.) с его идеологией сочетания несочетаемых элементов в одномизобразительном поле. В архитектуре это стиль "югенд" началавека. В философии - такие явления, как морфология истории О.Шпенглера, культурологические идеи М. М. Бахтина (см. полифонический роман, карнавализации, диалог), концепцияигры Й. Хейзинги, историософия А. Дж. Тойнби, этногенетическиеконцепции Л. Н. Гумилева - в целом те философские построения,которые относятся к междисциплинарным исследованиям. Апофеоз В. - постмодернизм Жака Деррида и ЖанаБодрийара, на русской почве - его вариант, мотивныйанализ Бориса М. Гаспава. Лит.: Лотман Ю. М. Феномен культуры // Лотман Ю. М. Избр. статьив 3 т. - Таллинн, 1992. - Т. 1. Руднев В. П. Стих и культура // Тыняновский сб.: ВторыеТыняновские чтения. - Рига, 1986. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. - М., 1996. Ямпольский М.Б. Память Тиресия: Интертекстуальность икинематограф. - М., 1993.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 258; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.