Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория речевых актов




ТЕЛО.

ТЕЛЕФОН.

Несмотря на то что Т. был изобретен еще в 1876 г.(Александром Беллом), он несомненно является яркой приметой исимволом ХХ в., который просто немыслим без телефонныхразговоров, распоряжений, ссор - без телефонной коммуникации. Т. очень многое изменил в жизни людей, многое упростил, номногое и усложнил - привнес проблемы, которых не было раньшеКроме того, возникла особая поэтика и риторика телефонногоразговора. Что прежде всего изменилось, когда Т. стал массовымявлением? Изменилась прагматика (см.) пространства (см.). Прагмапространство описывается двумяпонятиями - "здесь" и "там". Т. нарушил привычные логическиесвязи между "здесь" и "там". Если человек находится вНью-Йорке, то он очень далеко - Там по отношению к Москве.Телефонный разговор между Москвой и Нью-Йорком сближает этипространства. "Там" с большой буквы меняется на "там" смаленькой буквы. Как будто люди разговаривают из-за перегородки- не видят друг друга, но слышат голоса. Т. прагматизировал (то есть сделал актуальными) такиевопросы, как: "Кто это говорит?"; "Где ты сейчас находишься?";"Откуда ты говоришь?". Все эти фразы раньше или вообще неупотреблялись в речевой деятельности (ср. теория речевыхактов), или находились на самой дальней ее периферии. Т. резко поднял цену человеческого голоса,аудивиализировал культуру, но понизил ценность культурыписьменной. По-видимому, только люди старой закалки вродеТомаса Манна (или английского писателя Ивлина Во, который, какговорят, вообще никогда не пользовался Т.) еще могли оставитьсобрание своих писем. Что же останется от великих людейнастоящего и будущего, кроме их произведений, - факсы? Распространение Т. сделало возможным разговор с человеком,который находится в данную минуту далеко-Там; ему не надописать письмо, ему можно позвонить. Однако сам тип телефоннойкоммуникации совершенно другая форма общения. Пользуясь Т.,можно говорить далеко не обо всем (ср. формулу "Это нетелефонный разговор"). И не только из-за боязни прослушивания.Устная речь по Т. - это неполноценная устная речь (ср. лингвистика устной речи) - отключаютсяпаралингвистические механизмы: бесполезно кивать в знаксогласия, энергично крутить головой в знак отрицания, выражатьизумление, разевая рот, или пожимать плечами. Т. поначалудеинтимизировал общение, сделал его усредненным (ср. интимизация). Конечно, это не значит, что не существует особых жанров(языковых игр) телефонных разговоров, - наоборот, их сталомножество: короткий и длинный разговор, служебный или интимный. В теории информации существует закон (сформулированныйКлодом Шенноном), в соответствии с которым чем уже каналинформации, тем ценнее эта информация. Нечто подобноепроисходит в поэзии под влиянием ритма, сужающего каналинформации. Поэтому сам по себе телефонный звонок - это большаяценность. Он может быть неожиданным, долгожданным, роковым и т.д. Человек очень быстро раскусил возможности телефоннойкоммуникации и сумел реинтимизировать ее. Более того, всю первую половину ХХ в. Т. был одним изсамых устойчивых символов любви, но именно любви ХХ в.,символом любовного текста, любовного дискурса. В 1958 г. яркий представитель французского музыкальногомодернизма, композитор Франсис Пуленк написал монооперу"Человеческий голос", в которой заняты только певица и Т. исюжет которой заключается в том, что героиня сидит в комнате иговорит по Т. со своим возлюбленным, решившим ее бросить,причем, как это обычно и бывает, слышится только ее голос.Опера Пуленка длилась более сорока минут. Разговор обрывался,связь то и дело разъединялась, героиня обращалась с мольбами ктелефонистке. В музыкальном языке оперы обыгрывались телефонныезвонки. Таким образом, Т. стал в ХХ в. не просто символом любви, асимволом несчастной любви или разлуки, ведь если влюбленныеговорят по Т., значит, они не рядом. Кино в ХХ в.сформировало особый жанр "телефонной любви", когда героизнакомятся по Т. или на протяжении многих дней общаются толькопо Т. (как, например, в фильме Марлена Хуциева "Июльскийдождь"). При этом вошедшие в обиход молодых людей устойчивые фразыили строки из популярных песен ("Позвони мне, позвони" илипросто обыденное "Девушка, напишите ваш телефончик") не мешаютиграть "телефонной любви" большую роль и в высокой поэзии.Достаточно вспомнить стихотворение Николая Заболоцкого "Голос втелефоне" (1957), вошедшее в цикл "Последняя любовь": Раньше был он звонкий, точно птица, Как родник струился и звенел, Точно весь в сиянии излиться По стальному проводу хотел. А потом, как дальнее рыданье, Как прощанье с радостью души, Стал звучать он, полный покаянья, И пропал в неведомой глуши. Сгинул он в каком-то диком поле, Беспощадной вьюгой занесен... И кричит душа моя от боли, И молчит мой черный телефон. Второй жанр, с которым связан Т. в ХХ в., - мистический.Вспомним, какую роль Т. играет в "Мастере и Маргарите";например, когда звонят по Т. в квартиру No 50, слышат тамкакие-то звуки и голос, поющий: "...скалы, мой приют...", а вквартире пусто. Или фильм ужасов "Кошмар на улице Вязов", гдеТ. манипулирует мертвец-убийца Фредди Крюгер. Наиболеевыразительный пример мистической роли Т. - эпизод в "Сталкере"Андрея Тарковского, когда в заброшенной комнате, в самом центрезоны, вдруг звонит Т. и спрашивает поликлинику. Т. вообще очень тесно связан с сюжетом -литературным и кинематографическим - у него для этого многовозможностей: ведь он изменяет пространственную модальность "Там" - на "здесь" или "там" и этим даетвозможность развитию классического сюжета qui pro quo ("одновместо другого"). Так, например, в известной комедии "Разиня"Бурвиль звонит из Италии в Париж Фюнесу, который на самом делев этот момент находится на одной с ним автозаправочной станции.Секретарша Фюнеса переводит звонок в автомобиль своего патрона,за чем следует комическая сцена разговора по Т. между двумястоящими рядом машинами, владелец одной из которых думает, чтоговорит с Парижем, а владелец второй старается укрепить его вэтом заблуждении. Другой пример - комедия "Волга-Волга".Бывалов звонит по телефону в гараж и надменно говорит: "Алло,это гараж? Заложите кобылу!". Между тем гараж находится рядомво дворе и если крикнуть из окна конторы, то слышно будетгораздо лучше. Вот пример игры с Т. в триллере "Три дня Кондора". Когда героя спрашивают по Т., где он находится, он отвечает:"Здесь". Потом, чтобы ЦРУ не могло определить егоместонахождение, он проникает на АТС и путает всесоединительные провода. Телефонные розыгрыши, анонимные звонки, телефоннаянеразбериха - все это тоже очень хорошее подспорье для сюжетовмассовой литературы и кино. Когда-то в журнале "Юность" былопубликован рассказ, фамилию автора которого память, ксожалению, не удержала. Назывался он "Стеснительные люди". Всяновелла была виртуозно построена вокруг лишь одного элементателефонной прагматики - молчания в трубку. Схема сюжета такова. От молодого преподавателя ушла жена и переехала жить ксвоему отцу. Расстроенный этим, он поставил на экзамене двойкухорошему студенту. Студент понял, что преподаватель чем-торасстроен, и набрал номер, но, когда преподаватель взял трубку,от стеснения стал молчать. Преподаватель же подумал, что этозвонит его жена, но не решается начать разговор первой. Тогдаон решается позвонить ей сам, попадает на ее отца и молчит втрубку. Тесть думает, что это грабители проверяют квартиру, иговорит в трубку, что напрасно они полагают, что здесь живетодин беспомощный старик, - к нему переехала дочь смужем-спортсменом. Тем временем студент еще раз решаетсяпозвонить преподавателю и опять-таки молчит в трубку.Преподаватель вновь уверен, что это жена, и говорит: "Наташа, явсе знаю, какая же ты дрянь!". Затем студент звонитотцуследователю в милицию, чтобы признаться, что получилдвойку, и, естественно, молчит в трубку, а следовательполагает, что это бандит Рыло хочет сдаваться, но не знает, какначать разговор. И следователь подбадривает его: "Рыло, приходисдаваться". Тем временем грабитель Рыло не знает, что ему предпринять:грабить очередной киоск или идти сдаваться. Он решает позвонитьпо Т. наудачу, набрав первый попавшийся номер: что ему скажут,то он и сделает. Он попадает к преподавателю, который, взявтрубку, сразу кричит: "Наташа, возвращайся, я все прощаю". Рылоидет сдаваться. Поэтику телефонного разговора во многом изменили различныеприспособления и ухищрения: автоответчик, определитель номера,сотовая связь. Электронная почта начинает вытеснять Т.Парадоксально, но классический реализм ХХ в.практически не замечал человеческого тела, егофункциональности. Герой говорил и ел, был тостый или худой. Всеэто скорее являлось идеологическими характеристиками.Характерно, что первый писатель ХХ в. Чехов впервые четкопроартикулировал свое отношение к Т.; говоря о том, что все вчеловеке должно быть прекрасно, он подчеркнул, что это нетолько душа, но и одежда. Характерно также, что "толстый"Чехову приятней "тонкого", потому что толстый более здоровый,более эстетичный, нежели тонкий в его униженнойантиэстетической позе. В этом Чехов порывает с классическойтрадицией ХIХ в., которая жалела "тонкого" маленького человекаи обличала "толстого". Впервые научное обоснование связи телосложения и характерачеловека дал немецкий психиатр Эрнст Кречмер (см. также характерология, аутистическое мышление). При помощистатистики он связал добродушных толстяков с толстой шеей(пикнический тип телосложения) с сангвиническим характером;тонких и худых - с шизотимическим типом характера (см. аутистическое мышление); атлетический тип телосложенияКречмер рассматривал как смешанный. Позже атлетикам присвоилиэпилептоидный, авторитарно-напряженный тип характера, характервоина и политика. ХIХ в. не замечал ни того, как люди любят, ни того, какони отправляют свои ежедневные потребности, - это находилось запределами искусства, а стало быть, и за пределами жизни.Полностью культурную значимость человеческого тела и егофункций раскрыл Зигмунд Фрейд. Он показал, что бессознательныеимпульсы и неврозы вызваны травмами раннего детства(позднее его ученик Отто Ранк объяснял их самой тяжелойтелесной травмой - травмой рождения (см.) -особенностями сосания груди, дефекацией, детской мастурбацией ит. п. Тело и телесные практики стали играть большую роль в авангардном искусстве ХХ в., но подлинное философскоеосмысление Т. дали французские философы второй половины ХХ в.,прежде всего Жиль Делез и Жан Бодрийар. Прежде всего, человеческое тело значимым образомотличается от Т. животного. Первое отличие - это способностьговорить, приспособленность полости рта и гортани дляпроизводства речи. Второе отличие - высвобождение человеческихрук вследствие прямохождения, руки становятся созидателямичеловеческой культуры, и поэтому человеческое обществоразвивается экстракорпорально (внетелесно). Т. тесно связано с политикой и властью. Объясним это напримере рассказа "Муму" И. С. Тургенева, проанализированного вдухе французской философии (см. деконструкция)современным русским философом Сергеем Зимовцом. Герой рассказаГерасим хочет жениться на прачке Татьяне, но он глух, у негоотсутствует телесная функция, что мешает ему быть полноценнымчеловеком, и поэтому Власть в лице барыни отказывает ему. Тогдаон заводит собачку, которая становится чем-то вродеортопедического устройства, посредником между полузверемГерасимом и миром людей. С этим "костылем" Герасим пытаетсявторично проникнуть в жизнь людей, но Власть вновь отталкиваетего. Тогда Герасим топит свой "протез" и уходит в деревню;теперь он совсем стал зверем и Власть в лице барыни ему нестрашна. Политика - это переделка не только души, но и Т. Этоотлично понял Булгаков и показал в замечательной повести"Собачье сердце". Т. собаки Шарика более человечно, чемчеловекоподобное Т. Шарикова. Эксперимент не удался. НедаромШарикову ближе полузверь Швондер, чем его создатель, гуманистпрофессор Преображенский. Руки тоже не только создают орудия, все более тонкие исложные, руки манипулируют в политике, и манипулируют ими.Руками голосуют "за". "Рабочие руки", "руки пианиста","интеллигентские изнеженные руки" - все это стереотипы политикиХХ в. В романе современного русского писателя ВладимираСорокина (см. концептуализм) "Тридцатая любовь Марины"героиня не может испытать оргазм с мужчинами и становитсялесбиянкой. Только встретившись с секретарем парткома завода ипережив слияние со станком, она испытывает оргазм в объятияхтого же секретаря. Характерно, что она смотрит на свои руки:"Она посмотрела на свои руки. "Значит, и эти руки чего-томогут. Не только теребить клитор, опрокидывать рюмки и вороватьмасло?". Однако, как показала еще в 1910 г. ученица Фрейда и Юнгарусский психоаналитик Сабина Николаевна Шпильрейн, тяготение ксозиданию является не более фундаментальным в культуре, чемтяготение к разрушению (соответственно, тяготение не только кжизни, но и к смерти). И здесь первую роль начинают игратьноги, которые прежде всего могут разрушать. Исключение - парад,балет, спорт. Ноги в культуре - субститут, замена половых органов исимвол тяготения к смерти. Ноги - это также символ плотскойлюбви. Андерсеновская Русалочка, для того чтобы завоеватьлюбовь принца, идет на то, что ей создают ноги - без этогочеловеческий секс невозможен. Ценой страданий она обретает ногии любовь, но принц в конце концов предпочитает другую, иРусалочка погибает. Так же погибают в огне любви стойкийоловянный солдатик и бумажная балерина, застывшие в напряженнойсексуальной позе на одной ноге. В вопросе о ногах свое веское слово сказал социалистический реализм, показав советского мутантаАлексея Мересьева, отплясывающего на искусственных ногах исливающегося в одно целое с самолетом, несущим разрушение. Чрезвычайно любопытно недавнее обсуждение в прессефеномена Майкла Джексона в связи с проблемой телесности. Дело втом, что его обвинили в растлении малолетних, потому что онлюбит проводить время с животными и детьми. Противоположнаяточка зрения, отклонявшая эти обвинения, заключалась в том, чтоТ. Майкла Джексона - это не простое человеческое Т., что МайклДжексон - это киборг, невинный мутант будущего, состоящийнаполовину из человеческого тела, а наполовину из компьютерныхустройств. Вообще, компьютерная революция постепенно корректируеттелесность человека. Раньше руки создавали орудия. Но когда онисоздали компьютер, они перестали быть нужны, теперь нужнытолько пальцы, чтобы набирать информацию (вот символпостиндустриального общества - общества информации). Но скоро ипальцы не понадобятся, останется только человеческий голос,записывающий в компьютер свою тоску по утраченной телесности. Но часть ноги - стопа - навсегда останется следомчеловеческого тела в культуре. Стопой мерили расстояние. Стопойс античных времен мерят стихотворный размер. В конце концовкультура преодолеет и кризис антителесности. Лит.: Кречмер Э. Строение тела и характер. - М., 1994. Зимовец С. Молчание Герасима: Психоаналитические ифилософские эссе о русской культуре. - М., 1996. Эткинд А. Эрос невозможного: История психоанализа в России.- М., 1994. Мейлик З. Плоть и невинность Майкла Джексона // Художественныйжурнал, 1996. - М 10. Руднев В. П. Тема ног в культуре // Сборник статей памятиП. А. Руднева. - СПб, 1997 (в печати).- одно из направлений аналитической философии,созданное в конце 1940-х гг. оксфордским аналитиком Дж.Остином. Т. р. а. учит тому, как действовать при помощи слов,"как манипулировать вещами при помощи слов" (это дословныйперевод основополагающей книги Остина "How to do things withwords" - в советском переводе "Слово как действие"). Прежде всего, Остин заметил, что в языке существуютглаголы, которые, если поставить их в позицию 1-го лица ед.числа, аннулируют значение истинности всего предложения (тоесть предложение перестает быть истинным или ложным), а вместоэтого сами совершают действие. Например, председатель говорит: (1) Объявляю заседание открытым; или священник говорит жениху и невесте: (2) Объявляю вас мужем и женой; или я встречаю на улице пожилого профессора и говорю: (3) Приветствую вас, господин профессор; или провинившийся школьник говорит учителю: (4) Обещаю, что это никогда не повторится. Во всех этих предложениях нет описания реальности,но есть сама реальность, сама жизнь. Объявляя заседаниеоткрытым, председатель самими этими словами объявляет заседаниеоткрытым. И я, произнося предложение (3), самим фактомпроизнесения его приветствую профессора. Такие глаголы Остин назвал перформативными (от англ.performance - действие, поступок, исполнение). Предложения стакими глаголами были названы перформативными, или просторечевыми актами, чтобы отличить их от обычных предложений,описывающих реальность: (5) Мальчик пошел в школу. Оказалось, что перформативных глаголов в языке довольномного: клянусь, верю, умоляю, сомневаюсь, подчеркиваю,настаиваю, полагаю, расцениваю, назначаю, прощаю, аннулирую,рекомендую, намереваюсь, отрицаю, имею в виду. Открытие речевых актов переворачивало классическуюпозитивистскую картину соотношения языка и реальности, всоответствии с которой языку предписывалось описыватьреальность, констатировать положение дел при помощи такихпредложений, как (5). Т. р. а. же учит, что язык связан среальностью не проективно, а по касательной, что он хотя быодной своей точкой соприкасается с реальностью и тем самымявляется ее частью. Эта картина не вызвала шока, поскольку к тому времени былоуже известно учение Витгенштейна о языковых играх (см.),а речевые акты являются частью языковых игр. Понятие истинности и ложности для речевых актов заменяетсяпонятиями успешности и неуспешности. Так, если в результатеречевого акта (1) заседание открылось, в результате речевогоакта (2) состоялось бракосочетание в церкви, профессор ответилна мое приветствие (3) и школьник действительно хотя бы нанекоторое время перестал шалить (4), то эти речевые акты можноназвать успешными. Но если я говорю: "Я приветствую вас, господин профессор!"- а профессор, вместо того чтобы ответить на приветствие,переходит на другую сторону улицы, если мальчик, пообещав, чтоон "больше не будет", тут же начинает опять, если у священникак моменту бракосочетания был отнят сан и если собраниеосвистало председателя - эти речевые акты неуспешны. Речевой акт может быть как прямым, так и косвенным.Забавные примеры косвенных речевых актов приводит американскийаналитик Дж. Серль: (6)Должны ли вы продолжать так барабанить? Здесь под видом вопроса говорящий совершает речевой актпросьбы не барабанить. (7) Если бы вы сейчас ушли, это никого не обидело бы. Здесь говорящий смягчает речевой акт, который в прямомварианте звучал бы как "Немедленно уходите!".(8) Если вы замолчите, от этого может быть только польза. Было бы лучше, если бы вы дали мне сейчас деньги. Нам всем было бы лучше, если бы вы немедленно сбавили тон. В 1960-е гг. было высказано предположение - так называемаяперформативная гипотеза, - в соответствии с которым все глаголыявляются потенциально перформативными и все предложенияпредставляют собой потенциальные речевые акты. Согласно этойгипотезе "невинное" предложение (5) имеет молчаливый глубинный"зачин", подразумеваемые, но непроизносимые вслух слова(пресуппозицию): (5а) Я вижу мальчика, идущего в школу, и, зная, что тебеэто интересно, сообщаю тебе: "Мальчик пошел в школу". Если перформативная гипотеза верна, то это равносильнотому, что вся реальность поглощается языком и деление напредложение и описываемое им положение дел вообще не имеетникакого смысла (ср. философия вымысла). Этосоответствует представлениям о возможных мирах и виртуальныхреальностях, согласно которым действительный мир - это лишьодин из возможных, а реальность - одна из виртуальныхреальностей. Лит.: Остин Дж. Слово как действие // Новое в зарубежнойлингвистике. Вып. 17. Теория речевых актов. - М., 1986. Серль Дж. Р. Косвенные речевые акты // Там же. Вежбицка А. Речевые акты // Там же. Вып. 16.Лингвистическая прагматика, 1985.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 276; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.