Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие истины. Концепции истины




Истина - адекватное отражение действительности субъектом, воспроизведение ее такой какая она есть вне и независимо от сознания. Категория истины характеризует результаты познавательной деятельности с т. з. их объективного содержания. Объективная истина исторически развивается, с каждым новым открытием ее полнота возрастает. Форму выражения объективной истины, зависящую от конкретных исторических условий, характеризующую степень ее точности, строгости и полноты, которая достигнута на данном этапе познания, называют относительной истиной. Совершенно полное и точное знание о каком либо явлении называют абсолютной истиной. Каждая относительная истина содержит в себе долю абсолютной

Заблуждение - неадекватное отражение действительности, обусловленное в каждый данный момент ограниченностью общественно - исторической практики и знания, а также абсолютизацией наличных взглядов, приемов, подходов. Понятие З фиксирует состояние значения качественно отличное как от истины так и от лжи. В противоположность истине З. Есть одностороннее, иллюзорное воспроизведение действительности. В отличии от лжи З. Есть непреднамеренное искажение действительности. Заблуждение может быть следствием как необдуманных, поспешных выводов, предубеждений, так и необоснованных экстраполяций истины за пределы ее применимости. Ложь – преднамеренное искажение действительности.

3 концепции истины:

1) Корреспондентная - соответствие теории экспериментальным данным. Теория проверяется верифицируется экспериментом. Либо она проходит проверку, либо нет. Поппер нашел здесь пробел: т. к. теории рано или поздно опровергаются, фальсифицируются, то он считает. Что соответствия эксперименту не являются проверками.

2) Когерентная – все научные утверждения образуют единое целое. Новые теории и эксперименты д - е проходят проверку на соответствие с уже известными доказательствами.

3) Прагматическая – практика – критерий истины.

Критерии научности: 1) Последовательность, обоснованность и желательность доказуемости результатов. 2) Логический – отсутствие противоречий 3) Воспроизводимость результата 4) Отсутствие чего - либо сверхъестественного в соответствии с существующей картиной мира. 5) Простота (эстетический критерий) 6) Соц - психологический (авторитет, когда нет информации).

Непосредственная цель познания – постижение истины, т. е. действительного знания о мире и человеке.

Автор классической концепции истины – Аристотель. Ее суть: истина – соответствие знания об объекте объективному содержанию этого объекта. Именно с Аристотеля истина понимается как отношение, а не как самостоятельная сущность.

Классическая концепция истины хорошо согласуется с исходным гносеологическим тезисом диалектического материализма: познание есть отражение действительности в сознании человека. Истина с этих позиций – адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он существует сам по себе, вне и независимо от человека, его сознания.

Существует ряд форм истины: обыденная или житейская, научная истина, художественная истина и истина нравственная, научная истина и т. д. Истина также бывает абсолютной и относительной, объективной и субъективной.

Классически истина может быть только одна. Истина – понятие однозначное. Истина объективно может быть разнообразна. Впервые удар был нанесен естественными науками, убравшими грань между объектом и субъектом. Знание может быть разнообразно, т. к. субъект в процессе познания получает субъективные знания. При познании объекта мы не просто должны включать знание субъекта, мы не можем исключить субъекта из результата знания.

Сам факт многообразия истины подводит нас к многомерности истины: одна истина может иметь множество измерений (толкований). Но истина должна быть однозначной. Истина не определяется фиксированным набором познавательных актов. Истина – не результат, а процесс. Очень близко к пониманию истины примыкает понимание плюрализма (множественности) истины. Именно плюрализм позволяет ввести в научный оборот мнение как содержательный компонент истинного знания.

Проблема критерия истины до конца не разрешена.

Истина сама по себе может являться сущностью. С точки зрения философской концепции истины: истина – то, чем предмет должен стать (а не то, что есть).

Истина – это адекватная информация об объекте, получаемая посредством его чувственного или интеллектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности. Т. о., истина существует как субъективная реальность в ее информативном и ценностном аспектах. Ценность знания определяется мерой его истинности. Истина есть свойство знания, а не объекта познания. Знание есть отражение и существование в виде чувственного или понятийного образа. Образ может быть отражением и наличного бытия, и прошлого.

Т. о. истина – адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящей реальность такой, какая она есть сама по себе, вне и независимо от сознания. Истина есть адекватное отражение реальности в динамике ее развития. Это придает ей особую ценность, связанную с прогностическим измерением.

Но человечество редко достигает истины иначе, как через крайности и заблуждения. Заблуждение – это содержание сознания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. Заблуждения тоже отражают, правда односторонне, объективную действительность. Заблуждения обусловлены и относительной свободой выбора путей познания, сложностью решаемых проблем, стремлением к реализации замыслов в ситуации неполной информации.

Т. е. заблуждения имеют гносеологические, психологические, социальные основания, они отличны от лжи как нравственно - психологического феномена. Ложь – искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого - то в обман. Ложь – измышление о том, чего не было, или сознательное сокрытие того, что было. Источником лжи может быть логически неправильное мышление.

Правда – не ложь, но правда не есть истина. Это точка видения, понимание какого - либо субъекта. В правде доля истины может быть больше или меньше.

Научное познание по своей сути невозможно без столкновения различных мнений, убеждений, так же, как невозможно и без ошибок. Ошибки нередко совершаются в ходе наблюдения, измерения, расчетов, суждений, оценок.

Истина исторична. Понятие конечной или неизменной истины – всего лишь призрак. Любой объект познания неисчерпаем, он меняется, обладает множеством свойств и связан бесконечным числом связей с окружающим миром. Каждая ступень познания ограничена уровнем развития общества, науки

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 395; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.