Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Технология проблемного (эвристического) обучения




Самостоятельная работа.

1 вариант

Годы рождения студентов 2-6 группы (2012 г)

1989, 1993, 1994, 1993, 1993, 1994,1994, 1993, 1991, 1994, 1993, 1993, 1993, 1993, 1994.

1) Постройте частотную таблицу годов рождений студентов 2-6 группы.

2) Постройте гистограмму распределения дней рождения студенток 2-6 по годам.

3) Определите моду распределения дней рождений по годам.

4) Определите медиану распределения дней рождений по годам.

Не забудьте для нахождения медианы расположить все данные по порядку.

 

2 вариант

Месяцы, в которые отмечают дни рождения студентки 2-6 группы.

Январь, июнь, февраль, декабрь, апрель, март, июнь, март, ноябрь, июнь, март, сентябрь, сентябрь, август, март.

1) Постройте частотную таблицу месяцев рождений студентов 2-6 группы.

2) Постройте гистограмму распределения дней рождения студенток 2-6 по месяцам.

3) Определите моду распределения дней рождений по месяцам.

4) Определите медиану распределения дней рождений по месяцам.

 

Не забудьте для нахождения медианы расположить все данные по порядку.

 

 

Эвристическое обучение - обучение, ставящее целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания (А.В.Хуторской).

Прообразом эвристического обучения является метод Сократа, который вместе с собеседником путем особых вопросов и рассуждений приходил к рождению знаний.

Суть: Перед учениками ставится проблема, познавательная задача, и ученики (при непосредственном участии учителя или самостоятельно) исследуют пути и способы ее решения. Они строят гипотезу, намечают и обсуждают способы проверки ее истинности, аргументируют, проводят эксперименты, наблюдения, анализируют их результаты, рассуждают, доказывают. Сюда относятся, например, задачи на самостоятельное «открытие» правил, законов, формул, теорем (самостоятельное выведение закона физики, правила правописания, математической формулы, открытие способа доказательства геометрической теоремы и т. д.).

Проблемное обучение включает несколько этапов:

1. осознание общей проблемной ситуации;

2. ее анализ, формулировка конкретной проблемы;

3. решение проблемы (выдвижение, обоснование гипотез, последовательная проверка их);

4. проверка правильности решения проблемы.

СООБЩАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ
1. Материал дается в готовом виде, учитель обращает внимание прежде всего на программу 1. Новую информацию учащиеся получают в ходе решения теоретических и практических проблем
2. В устной подаче материала или через учебник возникают пробелы, преграды и трудности, вызванные временным выключением учащегося из дидактического процесса 2. В ходе решения проблемы учащийся преодолевает все трудности, его активность и самостоятельность достигают здесь высокого уровня
3. Темп передачи информации ориентирован на более сильных, средних или слабых учащихся 3. Темп передачи сведений зависит от учащегося или группы учащихся
4. Контроль школьных достижений только частично связан с процессом обучения; он не является его органической частью 4. Повышенная активность учащихся способствует развитию позитивных мотивов и уменьшает необходимость формальной проверки результатов
5. Отсутствует возможность обеспечения всем учащимся стопроцентных результатов; наибольшую трудность представляет применение информации в практике 5. Результаты преподавания относительно высокие и устойчивые. Учащиеся легче применяют полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения и творческие способности

Проблема - поисковая задача, для решения кот необходимы новые знания(Противоречие)
Проблемная сит - состояние интеллектуального затруднения. Желание решить и невозможность ее решения
Проблемное обучение- тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность с усвоением ими готовых научных выводов.

 

Дидактические цели проблемного обучения:

А) привлечь внимание ученика к вопросу/материалу, возбудить познавательный интерес
Б)поставить перед таким посильным познавательным затруднением, которое активизировало бы мыслительную деятельность
В)обнажить перед учеником противоречия между возникнувшей у него познавательной потребностью и невозможностью ее удовлетворения посредством наличного запаса ЗУНов
Г)помочь определить в познавательной задаче основную проблему. Наметить план поиска выхода из возникшего затруднения, побудить к познавательной деятельности.

Учебная проблема — явление субъективное и существует в сознании ученика в идеальной форме, в мысли. Задача — явление объективное, для ученика она существует с самого начала в материальной форме (в звуках или знаках), и превращается задача в субъективное явление лишь после ее восприятия и осознания.

Типы проблемных ситуации ( (примеры в христоматии)
1) не знают как решать
2) использование ранее усвоенных знаний в новых практических условиях
3) не соотношение теории и практики
4) практически достигнутый рез-т не соответствует теории

1)побуждение к теоретическому объяснению явлений,фактов
2)использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении
3)постановка учебных проблемных заданий на объяснение явления или поиск путей его практического применения
4)побуждение к анализу фактов\явлений, порождающему противоречия между житейскими представлениями и научными
5) выдвижение гипотез
6) побуждение к сопоставлению, сравнению
7)побуждение к предварительному обобщению новых фактов
8) ознакомление с фактами носящими необъяснимых характер
9) использование др наук
10) варьирование задачи(переформулировка вопроса)

«Какой город является столицей Турции?», «Как звали Гоголя?» — не являются проблемами с психолого-дидактической точки зрения, так как ответ можно получить из справочника, энциклопедии без какого-либо участия мыслительного процесса. Не является проблемой и такая задача, которая не представляет трудности для ученика (например, вычислить площадь треугольника, если он знает, как это делать). Источник активности мыслительной деятельности учащихся заключается в противоречиях между имеющимся у них опытом (знаниями, умениями, навыками) и проблемами, возникающими при решении познавательных учебных задач.

Существуют четыре уровня проблемности в обучении:

1. Учитель сам ставит проблему (задачу) и сам решает ее при активном слушании и обсуждении учениками.

2. Учитель ставит проблему, ученики самостоятельно или под его руководством находят решение. Учитель направляет ученика на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод). Здесь наблюдается отрыв от образца, открывается простор для размышлений.

3. Ученик ставит проблему, преподаватель помогает ее решить. У ученика воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.(исслед метод)

4. Ученик сам ставит проблему и сам ее решает. Учитель даже не указывает на проблему: ученик должен увидеть ее самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы ее решения.(исслед метод)

Итог - способность самостоятельно увидеть проблему, самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ.

Е. В. Ковалевской были разработаны «ступенчатые» ситуации, в которых цель моделируемого действия осложнена не одним, а цепочкой препятствий, выстроенных в определенной логической последовательности.

Например: «Вам нужно быть в институте вовремя, но:

1. Вы не можете уйти, потому что ждете важный телефонный звонок…

2. Вы просите соседа отвезти вас на работу, но он отказывается, потому что…

3. Вы едете автобусом, но не успеваете взять билет, входит контролер…

4. Автобус уходит, вы останавливаете такси, но появляется человек, который опаздывает на самолет…

5. Вы останавливаете машину, но по дороге водитель нарушает правила дорожного движения…

6. Вы приезжаете в институт, но у вас нет кошелька (денег), чтобы оплатить проезд…

7. Вам удается оплатить проезд, но вы опоздали на лекцию… и т.д.». На основе ступенчатых ситуаций, предъявляемых в устной форме на иностранном языке, преподаватель поддерживает общение, предлагая все новые и новые проблемы для решения.

 

 

Требования к созданию проблемных ситуаций:

1) система должна охватывать основные типы доступных для усвоения студентами аспектных проблем каждой науки и смежных с ней областей;

2) отражать важные в образовательном отношении и доступные для овладения учениками методы науки;

3) предусматривать формирование важнейших черт творческой деятельности обучающихся;

4) охватывать разные уровни сложности проблемных задач, оптимальных для общего среднего образования;

5) учитывать требования к усложнению проблемных задач по содержанию, структуре, последовательности решения в процессе обучения.

требует от учеников ряд умений:

1) анализировать условие задачи в соответствии с ее вопросом;

2) преобразовывать основную проблему в ряд частных проблем, подчиненных главной;

3) проектировать план и этапы решения проблемы;

4) формулировать гипотезу;

5) синтезировать различные направления поисков;

6) проверять решение и др. Частично-поисковый (эвристический метод)

функции проблемного обучения

1. развитие творческих потенций и формирование структур творческой деятельности;

2. творческое усвоение знаний и способов деятельности;

3. творческое овладение методами современной науки.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 601; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.