Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практическая работа. Закрепление пройденного материала. (Изучается на двух уроках)




Ход работы

ТЕМА 23. ДЕЛОВАЯ БЕСЕДА

(Изучается на двух уроках)

УРОК1

ЦЕЛЬ. Познакомить учащихся с условиями и приемами эффек­тивного ведения деловой беседы, фазами беседы; проанализировать различные тактики и стили ведения беседы; развить навыки пра­вильного построения делового разговора.

Тема нашего урока — деловое общение или беседа. Мы попробуем выяснить, какие условия должны соблюдать­ся, чтобы беседа или деловой разговор прошел удачно. Постараемся также сформировать некоторые навыки ве­дения эффективной деловой беседы.

1. Деловое общение. По характеру и содержанию общение бы­вает формальным (деловое общение) и неформальным (светское,

обыденное, бытовое).

Деловое общение — это процесс взаимодействия между собесед­никами (партнерами), в котором происходит обмен продуктами де­ятельности, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реа­лизацию определенной цели. В отличие от делового, в обычном дру­жеском общении чаще всего не ставятся конкретные задачи, не пре­следуются определенные цели. Такое общение можно прекратить (по желанию участников) в любой момент.

Деловое общение реализуется в различных формах:

—деловая беседа;

—деловые переговоры;

—деловые совещания;

—публичные выступления.

В нашем курсе мы с вами будем говорить о первой и последней

форме.

2. Функции деловой беседы. Фазы беседы. Деловая беседа яв­ляется наиболее благоприятной, зачастую единственной возмож­ностью убедить собеседника в обоснованности вашей позиции, с тем чтобы он согласился и поддержал ее. Таким образом, одна из глав-

пых задач деловой беседы — убедить собеседника принять конкрет­ные предложения. В жизни, думаю, всем вам придется в той или иной мере вести деловые беседы. Прием на работу, разговор с на­чальником или с другими людьми, от которых зависит выполнение ваших планов, — все это разновидности деловой беседы.

От того, как партнеры (собеседники) могут наладить контакт друг с другом, насколько эффективно смогут общаться, часто зависит исход дела.

Как мы уже знаем, наиболее важным является начало беседы. Искусный собеседник будет применять специальные приемы, что­бы расположить к себе, наладить благоприятную атмосферу, и только затем перейдет к убеждению партнера в правильности своих аргу­ментов.

Деловая беседа состоит из 6 фаз:

1) подготовительная фаза;

2) контактная фаза;

3) ориентировочная фаза;

4) (раза аргументации и контраргументации;

5) завершение;

6) анализ.

3. Подготовительная и контактная фазы. То, как мы начинаем общение с человеком (в данном случае беседу), во многом опреде­ляет характер и результаты нашего взаимодействия.

В некотором смысле общение начинается еще до личной встречи, в процессе предварительной подготовки. Перед началом разговора нужно четко сформулировать для себя, чего необходимо достигнуть в результате.

Как мы уже говорили, очень важной является контактная фаза беседы. И здесь нам нужно вспомнить о приемах располо­жения к себе.

Какие приемы расположения к себе мы с вами уже изу­чали?

Чтобы беседа была продуктивной, с самого начала необходимо постараться выполнить задачи контактной фазы:

• установить контакт с собеседником;

• создать благоприятную атмосферу для беседы;

• привлечь внимание партнера к беседе;

• пробудить интерес к беседе;

• «перехватить» инициативу, если это необходимо.

В налаживании контакта большую роль играют условия беседы — место, время, наличие помех (присутствие посторонних, телефон­ные звонки, шум, беспорядок в комнате, на столе и т. д.). Постарай­тесь обеспечить максимальный комфорт, по возможности предпо­чтите беседу с партнером посторонним телефонным звонкам. Все это подчеркнет его значимость, покажет ваше уважительное отно­шение к нему.

Об установлении контакта и приемах активного слушания мы говорили с вами на предыдущих уроках. Для создания благоприят­ной атмосферы выражайте собеседнику свое одобрение, избегайте критических оценок его поведения и высказываний. Снять напря­женность, которая очень часто присутствует в начале беседы, мож­но, просто сказав несколько теплых приятных фраз личного харак­тера, мягко пошутив. С той же целью можно использовать какое-то небольшое событие, анекдотичный случай, сравнение, увязав его с содержанием беседы.

4. Начало беседы. Существуют такие способы начала беседы, ко­торые закрывают нам путь к успеху или сильно затрудняют его до­стижение (поэтому их называют «самоубийственными»).

1. Проявление признаков неуверенности в себе и в необходимости встречи. Избегайте фраз типа: «Не знаю, даст ли что – нибудь наша беседа...», «Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать...».
Наоборот, полезно, начиная разговор, подчеркнуть, что послужило
поводом для встречи. Обозначьте цель беседы, дайте партнеру по­чувствовать, что готовы ответить на все его вопросы.

2. Проявление неуважения в начале встречи, даже в мягкой фор­ме, например: «Давайте с вами быстренько рассмотрим...», «Я как раз случайно проходил мимо и заскочил к вам...».

3. Возбуждение оборонительной позиции у собеседника первы­ми же вопросами. Это происходит, например, в случаях, когда вы без предварительной подготовки начинаете разговор с трудных
проблемных моментов, по которым могут быть разногласия.

Человек, искушенный в деловых контактах, часто начинает беседу с так называемого «Вы-подхода». Он с самого начала пытается поста­вить себя на место собеседника, представить себе его интересы. Это отражается как на содержании, так и на форме высказываний.

Сравните, например:

—Я бы хотел... и - Вы хотите

—Мне представляется интересным... и - Это должно быть интересным. для вас….

 

—Я пришел к такому выводу... и - Вам будет интересно узнать……

 

 

5. Фаза ориентации. Для успешной ориентации в проблеме и ведении разговора желательно выполнять следующие условия.

1. Заинтересовать собеседника и объяснить ему, чем вызван ваш
интерес к беседе.

2. Подчеркнуть ценность и положительные последствия беседы для партнера.

3. Использовать соответствующие условиям беседы виды слуша­ния (активное нерефлексивное) и правильно выбрать технику слу­шания (раскрашивание, эхо, развитие идеи, резюмирование, отражение чувств и др.).

4. Учитывать интересы, мотивы, чувства, стиль общения собе­седника.

5. Уважать его мнение, стараться по достоинству оценить его мысли и ход рассуждений.

6. Избегать преждевременных выводов и решений в начале бесе­ды, которые могут сделать вас «глухим и слепым» в ходе разговора.

7. Стараться не вынуждать собеседника некорректными вопро­сами или фразами прибегать к защитному поведению; не давать оце­нок и советов.

8. Придерживаться оптимальной интенсивности, тона и темпа
беседы (с учетом стиля собеседника), соблюдать паузы для отдыха
и осмысления сказанного.

9. Следить за ходом беседы и поведением партнера, восстанавли­вать контакт при его нарушении.

Ролевая игра «Прием па работу»

Исходная ситуация: «Вы закончили институт и хотите устроить­ся на работу в престижную фирму. Вы приходите в офис к началь­нику и видите секретаршу...»

Трое желающих разыгрывают ситуацию, используя приемы рас­положения к себе (в общении с секретаршей, в воле которой допус­тить вас к начальнику или нет). Если этот этап пройден, то дальше разыгрывается разговор с начальником. Здесь нужно применить кавыки самопрезентации, расположения к себе, провести фазу ори­ентировки и контакта, если получится — то попробовать убедить начальника в том, что лучшей кандидатуры на должность менедже­ра ему не найти.

Остальные учащиеся наблюдают, как используются изученные приемы. Затем анализируют выполнение упражнения, при жела­нии происходит смена актеров, которые хотят попробовать приме-

нить другие приемы создания благоприятной атмосферы для раз­говора и самопрезентации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 808; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.