КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 14. Метаморфизм. Формы залегания метаморфических пород. Структурные этажи и эпохи складчатости13.30 – 15.30 13.30 – 15.30 13.30 – 15.30 13.30 – 15.30 13.30 – 15.30 13.30 – 15.30 Г. Энгельса Г. Вольска Г. Саратова 13.30 – 15.30 13.30 – 15.30 Г. Вольска 13.30 – 15.30 Молоканова Е.Ю., руководитель РМО по ОПК Вольского района Епифанова М.А., министр образования Саратовской области Приветственное слово Высокопреосвященнейшего ЛОНГИНА, Митрополита Саратовского и Вольского
Возрождение традиций православной культуры Саратовского региона: достижения, перспективы
Янушкявичене О.Л., профессор кафедры социальной педагогики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, доктор педагогических наук Православные традиции и воспитание личности современного ребенка Александрова Е.А., доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой методологии образования (СГУ) 1917 год как водораздел в школьном образовании России Реализация курса «Основы православной культуры» в образовательных организациях Вольского района
Секция 1 Аксиологические приоритеты русской школы
Председатель: кандидат философских наук, заслуженный учитель РФ, руководитель научно-образовательного центра ООО «Межрегиональный институт развития образования» Н.Н. Рыхлова ЧОУ «Православная гимназия г. Саратова», каб. 210 (г. Саратов, ул. Горького А.М., 83)
· Слесарева И.Н., отличник народного образования, заместитель директора ЧОУ «Православная гимназия г.Саратова» Аксиологические основы русской школы · Федулаева Е.В., учитель иностранного языка ЧОУ «Православная гимназия г.Саратова» Педагогические идеи христианского образования святого праведного Иоанна Кронштадтского (в трудах и в воспоминаниях современников и учеников) · Касимова Т.А., учитель начальных классов МОУ «СОШ № 6» Православное учение о человеке (мастер-класс) · Давыдова Ю.Ю., учитель истории МОУ«СОШ № 55» г.Саратова, отличник народного просвещения Продвижение православных традиций в условиях современной общеобразовательной школы · Соколова Д.М., старший преподаватель (СПДС), руководитель образовательного проекта «Молодежь. Общество. Будущее» Презентация образовательного проекта Саратовской православной духовной семинарии «Молодежь. Общество. Будущее» [3] · Попова Н.А., учитель информатики и ОРКСЭ МОУ «СОШ № 1» г. Ртищево Первые святые Руси (мастер-класс)
· Мелкова О.В., учитель истории и обществознания ЧОУ «Православная гимназия г. Саратова» Ценности истинные и мнимые (мастер-класс по обществознанию в 10 классе. Раздел «Духовная культура общества») · Корниенко Т.Г., учитель музыки ЧОУ «Православная гимназия г.Саратова» Православная культура на уроках музыки (мастер-класс)
Секция 2 Христианские смыслы русской словесности в педагогической перспективе
Председатель: доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой начального языкового и литературного образования ФГБОУ ВО «Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского» Л.И. Черемисинова ЧОУ «Православная гимназия г. Саратова», каб. 309 (г. Саратов, ул. Горького А.М., 83) · Черемисинова Л.И., доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой начального языкового и литературного образования ФГБОУ ВО «Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского» Чтение или литература? Учебники для начальной школы в историческом аспекте · Смирнова В.В., кандидат филологических наук, доцент ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского» Православный смысл образов Макара Долгорукова и старца Зосимы в романах Ф.М. Достоевского «Подросток» и «Братья Карамазовы» · Фирсова Т.Г., кандидат филологических наук, доцент ФГБОУ ВО «Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского» Формирование духовных ценностей у младших школьников в процессе чтения сказок С.Г. Козлова · Священник Ярослав Коздринь, кандидат филологических наук, ЧОУ «Православная гимназия г. Саратова» Стандарт православного компонента общего образования и внеурочная деятельность по литературе: возможности интеграции · Каширина Н.М., учитель «Основ православной культуры» МБОУ «СОШ № 1 р. п. Степное» Советского района Духовное значение богатырских доспехов (мастер- класс) · Щедрова И.В., учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей» г. Балашов «Судьбы скрещенье» (Художник М.В. Нестеров и писатель Б.Н. Ширяев) (мастер-класс) · Иванова Н.Н., учитель начальных классов ЧОУ «Православная гимназия г. Саратова» «Язык наш – это великое духовное достояние, святыня нашего народа»: игумен Петр (Пиголь) (мастер-класс по уроку русского языка в 3 классе на тему «Тема и основная мысль текста») · Пименова Н.А., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ им. Героя Советского Союза Н.Г. Маркелова с. Красная Звезда Ртищевского района» Возможность использования краеведческого материала для интеграции «Основ православной культуры» в урочную и внеурочную деятельность (мастер-класс «Подготовка к сочинению»)
Секция 3 Ребенок и лето: создаем воспитательную среду Председатель: священник Александр Чеботарев, директор Православного детского оздоровительного лагеря «Солнечный» Саратовской епархии ЧОУ «Православная гимназия г. Саратова», каб. 306 (г. Саратов, ул. Горького А.М., 83)
· Жирова И.Н., старший методист кафедры теории и методики обучения и воспитания ГАУ ДПО «СОИРО» Современные требования к программам дополнительного образования; государственный социальный заказ на организацию летнего оздоровительного отдыха детей и подростков · Бурмистрова М.Н., доцент кафедры методологии образования ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского», кандидат педагогических наук Система подготовки педагогических кадров детского оздоровительного лагеря: проблемы и модели развития · Бударина Н.Л., помощник благочинного Балаковского округа Покровской епархии по религиозному образованию и катехизации Методы и формы организации летнего православного отдыха · Фролов С.Н., есаул, заместитель атамана окружного казачьего общества Саратовской области Волжское казачье войско Организация казачьего лагеря для казаков-кадетов г. Саратова на территории лагеря «Маяк» · Шмелева М.Е., руководитель информационно-издательского отдела Покровской епархии Опыт организации летнего отдыха детей в православно-ориентированном лагере «Гардарика» Покровской епархии · Мальцева А.Ю., соискатель кафедры методологии образования ФГБОУ ВО «Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского», педагог-психолог ЧОУ «Православная гимназия г. Саратова» Педагогические условия формирования воспитательной среды в системе организации летнего оздоровительного отдыха · Щуркина Н.Н., учитель начальных классов ЧОУ «Прогимназия "Д.А.Р."» Нравственные ориентиры педагога ПДОЛ «Солнечный» в процессе создания благоприятной среды для духовного, интеллектуального и патриотического развития детей · Прыгина К.С., учитель начальных классов МОУ «СОШ № 53» Опыт организации отрядной работы с воспитанниками младшего школьного возраста в ПДОЛ «Солнечный» · Карташова Е.Н., учитель математики ЧОУ «Православная гимназия г. Саратова» Православный компонент в системе воспитательной работы лагеря с дневным пребыванием детей «Радуга» ЧОУ «Православная гимназия г. Саратова» · Ефремова О.А., учитель географии и ОРКСЭ МОУ «СОШ № 6» Формирование социально-психологических педагогических условий для духовно-нравственного воспитания ребенка на основах православной культуры во время летнего отдыха · Сливина А.В., заместитель директора по УВР МБОУ «ООШ № 2» Формирование духовных ценностей и нравственных идеалов у обучающихся на летней оздоровительной площадке «Покровский лучик»
Секция 4 Духовно-нравственное воспитание в современной школе: соотнесение теории и практики (для руководителей РМО) Председатель: старший преподаватель кафедры гуманитарного и эстетического направления ГАУ ДПО «СОИРО» Е.В. Аристархова ЧОУ «Православная гимназия г. Саратова», каб. 208 (г. Саратов, ул. Горького А.М., 83)
· Кацуба Т.Н., учитель начальных классов и ОРКСЭ МОУ «СОШ с. Звонарёвка Марксовского района» Роль УМК по предмету «ОРКСЭ» в формировании личностных результатов · Дугина Т.В., учитель истории, обществознания и ОРКСЭ МОУ «ООШ с. Римско-Корсаковка Краснопартизанского района» Работа с родителями при изучении предмета «ОРКСЭ» · Галичкина И.В., учитель русского языка, литературы и ОРКСЭ МБОУ «СОШ № 32 г. Энгельса» Домашние задания по предмету «ОРКСЭ» в развитии творческих способностей и формировании духовно-нравственных ценностей у обучающихся (мастер-класс) · Молоканова Е.Ю., учитель ИЗО, Быкова Е.В., учитель музыки, Бычкова И.В., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 6» г. Вольска Презентация программы «Русь колокольная» (мастер-класс)
Секция 5 ТРАДИЦИЯ И ТВОРЧЕСТВО: ПЕДАГОГИКА НАРОДНОГО УКЛАДА
Председатель: свящ. Кирилл Петрович, руководитель отдела по делам молодежи Саратовской епархии ЧОУ «Православная гимназия г. Саратова», Актовый зал (г. Саратов, ул. Горького А.М., 83)
· Священник Кирилл Петрович, руководитель отдела по делам молодежи Саратовской епархии Современное православное содержание ассимилированных древнерусских языческих праздников · Минаева Г.А., заместитель директора по учебной работе ЧОУ «Православная гимназия г. Саратова» Культурно-исторический опыт и православные традиции комплексной образовательно-воспитательной системы центра дополнительного образования «Отрада» Презентация проекта «Создание ЦДО “Отрада”»[4] · Обревко Е.Ю., заслуженная артистка России, руководитель театральной студии, руководитель творческого театрального объединения ЦДО «Отрада» Православная театрализованная постановка на празднике «Масленица» · Белоногова С.В., педагог дополнительного образования ЧОУ «Православная гимназия г. Саратова» «Без пояса как без креста» опыт реконструкции традиционных поясов с детьми младшего школьного возраста (мастер-класс) · Иванова Е.В., руководитель фольклорного кружка «Покровские колокольчики» ЧОУ «Православная гимназия г. Саратова» Продолжение фольклорных традиций в условиях современной воспитательной системы (мастер-класс) Секция 6 Православные ценности в содержании уроков искусства
Председатель: старший преподаватель кафедры гуманитарного и эстетического направления ГАУ ДПО «СОИРО» Е.В. Колесова МОУ «Русская православная классическая гимназия имени преподобного Сергия Радонежского» (г. Саратов, ул. Челюскинцев, 12) · Скалкина Ж.Ю., учитель музыки МБОУ «СОШ № 23» г.Энгельса Формирование духовно-нравственных качеств обучающихся на уроке и внеурочной деятельности · Тарасенко М.Н., учитель музыки МБОУ «СОШ № 30 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Энгельс, Прокудина Л.Н., учитель изобразительного искусства МБОУ «СОШ № 30 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Энгельса Использование православного компонента духовно-нравственного воспитания школьников в рамках предметов искусства · Межпредметный педагогический проект по духовно-нравственному развитию учащихся: «Русь Православная» Руководители и организаторы: учитель музыки и ОРКСЭ МОУ «СОШ № 4» г. Маркс Е.М. Ерузина учитель истории МОУ«СОШ №4» г. Маркс Л.А. Обломова · Яшина Н.К, МОУ «Александровская СОШ им. С.В. Васильева» Ртищевского района «Колокола России» (интегрированный урок музыки и ОПК с элементами театрализации)
Секция 7 Роль школьного музея в духовно-нравственном воспитании обучающихся
Председатель: старший преподаватель кафедры гуманитарного и эстетического направления ГАУ ДПО «СОИРО» Г.Н. Гаврилова МОУ «Русская православная классическая гимназия имени преподобного Сергия Радонежского» (г. Саратов, ул. Челюскинцев, 12)
· Гаврилова Г.Н., старший преподаватель кафедры гуманитарного и эстетического направления ГАУ ДПО «СОИРО» Роль музея педагогической славы Саратовской области как отражение духовных традиций региона · Фокин А.В., учитель истории и обществознания МОУ «РПКГ» Школьный музей как средство формирования исторического мировоззрения · Черепанова Н.М., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ с. Терновка» Балашовского района Храм разрушенный… · Абрамова Т.В., директор МОУ «СОШ № 43 г. Саратова», Афанасьева Л.Е., заместитель директора по УВР МОУ «СОШ № 43 г. Саратова» Формирование духовно-нравственного идеала личности средствами музейной педагогики · Сорокина Е.С., учитель истории, обществознания и вероучительных дисциплин ЧОУ «Хвалынская православная классическая гимназия во имя святого мученика Александра Медема» Хранитель святой жизни: музей новомученика Александра Медема
Посещение музея Свято-Троицкого кафедрального Собора, выступление хора Свято-Троицкого кафедрального Собора Секция 8 Основы православной культуры
Председатель: доцент кафедры гуманитарного и эстетического направления ГАУ ДПО «СОИРО» С.И. Самсонов МОУ «Русская православная классическая гимназия имени преподобного Сергия Радонежского» (г. Саратов, ул. Челюскинцев, 12)
· Священник Александр Станотин, клирик Свято-Троицкого кафедрального собора, преподаватель ОПК МОУ «РПКГ» г. Саратова Открытый урок в 5 б классе: «Проповедь» · Васяева О.В., учитель русского языка и литературы МОУ «РПКГ» г. Саратова Мастер-класс: «Преподобный Сергий Радонежский» · Аникина И.А., МОУ «СОШ № 6» г. Вольска Император Константин I Великий: человек – язычник – император - христианин · Кондратьева И.В., МОУ «СОШ с. Питерка» Использование краеведческого материала в системе обучения «Основам православной культуры» на материале темы: «Россия – наша Родина» Семинар-совещание по апробации православного компонента в учреждениях дошкольного образования Саратовской области
Председатель: протоиерей Алексий Абрамов, директор АНО социальных услуг детский развивающий центр «Колосок» Детский развивающий центр «Колосок» (г. Саратов, ул. Садовая 2-я, 23 А) · Драчева С.С., заместитель заведующего по воспитательной и методической работе МДОУ «Детский сад № 1 комбинированного вида» ЗАТО Шиханы Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста как одно из условий обеспечения качества современного дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДОО · Андрианова Е.Т., заведующая МДОУ «Золотой ключик г. Балашова» Реализация программы духовно-нравственного воспитания дошкольников на основе православных традиций Хоперского казачества в МДОУ д/с «Золотой ключик» г.Балашова · Еричева Л.И., методист МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 196» г. Саратова Особенности введения православного компонента в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида · Корнилова Н.П., заместитель заведующего по воспитательной и методической работе МДОУ детский сад № 5 г. Хвалынска Саратовской области Культурологический подход в реализации православного компонента в дошкольной образовательной организации · Абрамова У.В., заместитель директора АНО Детский развивающий центр «Колосок» Презентация проекта « Семья-основа России » [5]
11 ДЕКАБРЯ 2016 ГОДА (ВОСКРЕСЕНЬЕ)
18.00 – концерт духовной музыки «Русь святая! Храни веру православную!» в исполнении Архиерейского мужского хора Саратовской митрополии в большом зале Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова (презентация проекта «Благовест») [6]
[1] При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Союзом женщин России. [2] При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации №68-рп от 05.04.2016 и на основании конкурса, проведенного Фондом поддержки гражданской активности в малых городах и сельских территориях «Перспектива». [3] При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 №68-рп и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи» [4] При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 №68-рп и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи». [5] При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Союзом женщин России [6] При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Союзом женщин России. Метаморфизм (греч. metamorphoómai – подвергаюсь превращению, преображаюсь) — процесс твердофазного минерального и структурного изменения горных пород под воздействием температуры и давления в присутствии флюида. Выделяют изохимический метаморфизм — при котором химический состав породы меняется несущественно, и не изохимический метаморфизм (метасоматоз) для которого характерно заметное изменение химического состава породы, в результате переноса компонентов флюидом. По размеру ареалов распространения метаморфических пород, их структурному положению и причинам метаморфизма выделяются: Региональный метаморфизм который затрагивает значительные объемы земной коры, и распространен на больших площадях. Контактовый метаморфизм приурочен к магматическим интрузия, и происходит от тепла остывающей магмы. Динамометаморфизм происходит в зонах разломов, связан со значительной деформацией пород. Импактный метаморфизм происходит при резком ударе метеорита о поверхность планеты. Основные факторы метаморфизма. Основными факторами метаморфизма являются температура, давление и флюид. С ростом температуры происходят метаморфические реакции с разложением водосодержащих фаз (хлориты, слюды, амфиболы). С ростом давления происходят реакции с уменьшением объема фаз. При температурах более 600 С начинается частичное плавление некоторых пород, образуются расплавы, которые уходят на верхние горизонты, оставляя тугоплавкий остаток – рестит. Флюидом называются летучие компоненты метаморфических систем. Это первую очередь вода и углекислый газ. Реже роль могут играть кислород, водород, углеводороды, соединения галогенов и некоторые другие. В присутствии флюида область устойчивости многих фаз (особенно содержащих эти летучие компоненты) изменяются. В их присутствии плавление горных пород начинается при значительно более низких температурах. Текстурные и структурные признаки метаморфических пород. К типичным признакам метаморфических пород относятся вторичная (наложенная) сланцеватость в осадочных и эффузивных породах и гнейсовидность в интрузивах (рисунок 33). Сланцеватость может совпадать с первичной слоистостью или пересекать ее. Образование этих текстур связано с движениями земной коры, избыточным давлением по одному из направлений, повышением температуры с глубиной и воздействием глубинных растворов и газов. Изменению подвергаются и структурные особенности пород. Происходит перекристаллизация пород главным образом за счет высокой температуры и высокого давления и может иметь как местное, так и региональное развитие. Местное (локальное) развитие метаморфизма происходит при воздействии внедрившейся магмы на вмещающие породы, а также в зонах крупных разрывов. Породы, возникшие при региональном метаморфизме, имеют широкое распространение. Метаморфические породы обычно обладают слоистостью, как и у осадочных пород, и отражают различие в составе исходных пород и может быть параллельной, косой, линзовидной и т.п. Свойства текстур метаморфических пород выражается в ясной ориентировке в одном направлении линейных и пластинчатых минералов, таких, как слюда хлорит, амфиболы, кварц и др. Это явление носит название кристаллизационной сланцеватости, а в гнейсах и метаморфизованных интрузивных породах – гнейсовидности. В метаморфических породах часто развиты складки течения довольно сложные по форме, нередко небольшие по размерам. Стратиграфическое расчленение. Большие затруднения в расшифровке стратиграфии и структуры метаморфических толщ возникают в тех случаях, когда они неоднократно вовлекаются в складчатость, причем ориентировка давления в различное время может быть неодинаковой. При стратиграфическом расчленении в них выделяются крупные комплексы-серии, а в сериях в свою очередь отдельные свиты и горизонты. В основу выделения серий должны быть положены различия в степени метаморфизма, несогласия и интрузивная деятельность. Наиболее достоверно перерывы в метаморфических толщах устанавливаются по угловым несогласиям и базальным образованиям. Время внедрения интрузий может явиться опорной вехой в истории формирования метаморфических толщ. При разделении серии на свиты, прежде всего, принимаются во внимание родственный петрографический состав и общность происхождения пород. Чрезвычайно важно выделить внутри свит опорные маркирующие горизонты, которыми могут служить мраморы, кварциты и др.
Рисунок 23. Текстуры метаморфических пород: а - плоско-параллельные; б - линейно-плоскостная; в - линейно-параллельная или линейная (по А.Е.Михайлову)
Изучение внутренней структуры метаморфических пород. Складчатость, развитая в метаморфических толщах, весьма различна по своей форме и размерам. Характерны очень сложные и непостоянные по форме складки течения и очень мелкая складчатость, переходящая в плойчатость. Нередко кристаллические сланцы и гнейсы имеют крутое и вертикальное залегание, сопровождаемое сложными местными смятиями, плойчатостью и кливажом. Очень важно в метаморфических толщах выявлять ориентировку сланцеватости, возникающей при кристаллизации и различать полосчатые и линейные текстуры. При образовании складок нередко пласты, обладающие достаточной пластичностью, разрываются на отдельные части, образуя цилиндрические или четкообразные тела, заключенные в измененную массу более податливых пластических слоев. Эти структуры носят название будинаж-структур. В докембрийских метаморфических толщах широко распространены образования, состоящие из пород с включенными в них жилами пегматита, аплита и гранитоидов. Такие образования называются мигматитами. Среди древнейших метаморфических пород нередко встречаются куполовидные поднятия, сложенные гранитами и гнейсами которые называют гранито-гнейсовыми куполами. При дислокационном метаморфизме образуются породы называемые тектонитами, в их составе различают: тектонические брекчии, катаклазиты и милониты. Катаклазиты возникают в условиях сдавливания и дробления и образуют брекчиевидную массу, а милониты представляют собой перетертую порошкообразную массу в зонах раздавливания и раздробления пород. При истирании пород до тончайшего состояния возникают ультрамилониты, напоминающие флюидное строение магматических пород. Структуры дислокационного метаморфизма возникают в областях, имеющих складчатое строение. Они представляют собой зоны, характеризующиеся концентрацией в их пределах интенсивной складчатости и трещиноватости, дробления или разрывов. Нередко эти явления сопровождаются общим окварцеванием пород или иным изменением их первоначального состава, возникновением сланцеватости, кливажа, насыщенностью жилами кварца, кальцита, рудных минералов и интрузивных пород. В длину эти зоны вытянуты от сотен метров до десятков, а нередко и сотен километров, ширина зон также самая различная. Образование зон связано с дислокациями горных пород под воздействием тектонических движений. Особенно благоприятны для их развития участки, на которых сопрягаются вертикальные тектонические движения с различными знаками. Глубина зон нередко оказывается настолько большой, что по ним проникают к поверхности гидротермальные растворы, магма и сопровождающие ее пары и газы. В зависимости от строения зоны могут быть подразделены на зоны трещиноватости, дробления, разрывов и смятий. Зоны трещиноватости имеют вид полос, обладающих густой сетью тектонических трещин, значительно более частых, чем в окружающих породах. Эти зоны возникают в условиях растяжения горных пород и поэтому для них типично широкое развитие трещин отрыва. Трещины располагаются параллельно или под углом к простиранию зоны. Часто они имеют кулисообразное расположение и заключают жилы, выполненные нерудными и рудными минералами. Породы, заключенные между трещинами, также нередко содержат рассеянную вкрапленность тех или иных минералов. Зоны дробления характеризуются интенсивной трещиноватостью и раздробленностью пород, возникающими при сжатии. При этом образуются главным образом трещины скалывания, ориентированные под углом или параллельно и перпендикулярно к простиранию зоны. Породы, заключенные между отдельными трещинами, подвергаются интенсивному раздавливанию и раздроблению, а местами превращаются в перетертую порошкообразную (милониты) или брекчиевидную (катаклазиты) массу. В зонах дробления часто концентрируются жилы, и отмечается вкрапленность нерудных и рудных минералов. Зоны разрывов представляют собой структуры, вытянутые на многие десятки, даже сотни километров, характеризующиеся исключительно высокой активностью тектонических движений. Зоны разрывов выражены локализацией в их пределах разрывных нарушений одного направления, ветвящихся и соединяющихся друг с другом. В зависимости от динамической обстановки образования зон разрывов в них преобладает определенный тип нарушений: при растяжении - сбросы, при сжатии - взбросы, при сдвиге - сдвиги, сочетающиеся с подчиненными им диагональными сбросами. Сбросы и сдвиги образуют вертикальные или крутые зоны; при взбросах зоны разрывов обычно обладают общим наклоном 45-70° к поверхности Земли. В зонах разрывов широко развиты тектонические брекчии и катаклазиты; блоки пород, ограниченные разрывами, обладают трещиноватостью, кливажем, сильно раздроблены или смяты. Характерно присутствие в них флексур, возникающих над слепыми сместителями. Часто в зонах располагаются массивы гипербазитов и гранитоидов, многочисленные жилы интрузивных пород и минералов. Необходимо отметить, что нередко в одну и ту же зону разрыва магма интрудирует неоднократно, через большие промежутки времени, что свидетельствует о длительности развития этих зон. Зоны смятия по строению близки к зонам разлома, однако для них характерно преимущественное развитие смятий. В этих структурах, имеющих обычно большую протяженность, но несколько расплывчатые очертания, развиваются сжатые сложные линейные складки. Слагающие их породы интенсивно раскливажированы и перекристаллизованы в результате процессов динамометаморфизма, привноса или миграции растворов и газов. В зонах смятия возникают различного состава кристаллические сланцы, а местами гнейсы, развивающиеся по молодым палеозойским и мезозойским) породам. Последнее обстоятельство не следует упускать из виду, чтобы ошибочно не отнести перекристаллизованные, относительно молодые породы зон смятия к древним докембрийским образованиям. Породам зон смятия свойственны интенсивная рассланцованность и насыщенность их массивами гипабиссальных интрузивов, жилами. Нередко они бывают рудоносны. При геологическом картировании метаморфических толщ составляется ряд детальных разрезов вкрест простирания, и прослеживаются опорные и маркирующие горизонты по простиранию. Выявляются отдельные складки, изучается ориентировка сланцеватости и будинаж-структуры. Дешифрирование аэрофотоснимков позволяет выделить отдельные разновидности пород и установить формы их залегания. При построении разрезов через метаморфические толщи обычно ограничиваются условным изображением развитых в них сложных складчатых структур и сланцеватости. Значительную помощь при изображении на разрезах гранито-гнейсовых куполов и интрузивных тел могут оказать ориентировка прототектонических элементов и направление наложенной гнейсовидности (рисунок 24). Рисунок 24. Примеры геологической карты и разреза метаморфических толщ по А.Е.Михайлову
Условные обозначения к рисунку 24: Верхний протерозой: 1 - шолакская свита (бластопсаммитовые сланцы, филлиты, мраморы); 2 - аксуранская свита (бластопсаммитовые сланцы, мраморы); 3 - унгулинская свита (филлиты, мраморы); 4 - борлинская свита (бластопсаммитовые сланцы, мраморы); 5 - карасайская свита (бластопсаммитовые сланцы, филлиты, порфиритоиды). Нижний протерозой: 6 - даратская свита (порфироиды, кварциты, конгломераты); 7 - аретбайская свита (слюдистые и гранатово-слюдистые сланцы, кварциты). Верхний протерозой: 8 - гранитогнейсы мелкозернистые; 9 - гранитогнейсы крупнозернистые; 10 - крупнозернистые, очковые гнейсограниты нижнего протерозоя; 11 - маркирующие горизонты; 12 - обломочные кварциты; 13 - пачки серых кварцитов; 14 - элементы наклонного залегания; 15 - опрокинутое залегание; 16 - наложенная сланцеватость; 17 - направление гнейсовидности; 18 - наклонные плоскопараллельные текстуры течения и сланцеватости. Линейность: 19-горизонтальная, 20-наклонная. Структурные этажи, принципы их выделения. Чтение и анализ геологических карт сложного строения, как правило, предусматривает необходимость выделения основных структурных элементов района, для которого составлена карта. В первую очередь необходимо выявить несогласные границы поверхности несогласия между разновозрастными стратиграфическими комплексами, установить типы этих несогласий. Наличие угловых региональных несогласий позволяет судить о нескольких тектонических этапах в геологическом развитии региона и многоярусном и многоэтажном характере строения данного участка земной коры. Таким образом, в основе выделения структурных ярусов или структурных этажей лежит наличие структурного несогласия между различными комплексами пород. Отсюда вытекает понятие структурного этажа. Структурный этаж – это комплекс пород различного возраста и состава, возникший в определенную тектоническую эпоху и отделяемый от других структурных этажей поверхностью углового регионального несогласия. Выделение структурных этажей в комплексе с анализом стратиграфии и магматизма является основой тектонического районирования – составление тектонической карты или схемы района. Эпохи складчатости. В своем длительном и сложном развитии земная кора прошла несколько основных тектонических этапов и испытала в конце каждого из них тектоническую активизацию или эпоху складчатости. Тектонический этап развития определенного участка земной коры представляет собой целую цепочку геологических событий: деструкция древней земной коры – опускание – осадконакопление – магматизм – складчатые движения – внедрение интрузий – заложение разломов – вулканизм - возникновение горноскладчатого сооружения орогена - структурного этажа. Таким образом, тектонический цикл (этап) завершается эпохой складчатости, которой присваивается название по времени ее проявления. Например, каледонская складчатость (S – D1-2), герцинская складчатость (Р-Т1) и т.д. Байкальская эпоха складчатости - глобально проявленная эпоха складчатости, магматизма и покровообразования, проявившаяся в конце протерозоя - середине кембрия. Выделяются раннебайкальский тектогенез, имевший место на рубежах рифея и венда, венда и кембрия (650—550 млн лет) и известный на различных материках под локальными названиями (катангский орогенез в Африке, кадомский в Европе, авалонский в Северной Америке, бразильский в Южной Америке и т. д.), а в отдельных регионах (Сибирь, Австралия и др.) также позднебайкальские тектонические движения, относимые к среднему - позднему кембрию. Каледонская эпоха складчатости - глобально проявленная эпоха тектогенеза в раннем палеозое. Главные фазы каледонской эпохи складчатости отмечаются в конце ордовика — начале силура (таконская фаза складчатости и др.) и в конце силура - начале девона (арденнская, эрийская фазы и пр.). Характерными чертами каледонской эпохи складчатости считают незавершенность развития ряда областей, отсутствие типичных передовых прогибов, широкое распространение офиолитов и продуктов раннего геосинклинального вулканизма. Герцинская эпоха глобально проявленная эпоха интенсивной складчатости, горообразования и гранитоидного магматизма, начавшаяся в конце девона и завершившаяся в начале мезозоя, распространившаяся в том числе и на ряд каледонских складчатых областей. Для 3ападной Европы Г. Штилле (Stille H., 1924) выделил пять фаз складчатости: бретонскую, судетскую, астурийскую, заальскую и пфальцскую. В результате герцинской эпохи складчатости возникли складчатые горные системы - герциниды. Киммерийская эпоха складчатости - продолжительная (поздний триас - начало мела) эпоха тектогенеза. Альпийская эпоха складчатости - наиболее молодая эпоха складчатости, покровообразования и магматизма, сформировавшая современные горные сооружения Ю. Евразии и С.-З. Африки, а также сыгравшая важную роль в развитии Андского складчатого пояса.
Основная литература: 2 [178-193], [307-317], 4 [66-78], [121-124] Контрольные вопросы 1 Что такое структурный этаж? 2 Что такое тектонический этап (цикл) и эпоха складчатости? 3 Каковы особенности текстур и структур в метаморфических породах? 4 На чем основывается стратиграфическое расчленение метаморфических толщ? 5 Какие элементы внутренней структуры различают в метаморфических породах?
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1090; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |