Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Новости образования № 5 (декабрь, 2016)




Вопросы

План практического занятия № 5

«Методика изучения морфологии в начальной школе»

 

1. Система изучения имен существительных.

2. Система изучения имен прилагательных.

3. Система работы при изучении глагола.

 

Задания

1. Из приводимых ниже упражнений выберите те, которые больше соответствуют первому этапу изучения частей речи в начальной школе. Выбор объясните.

а) Я покажу вам предмет, а вы словом назовите его. Что это? (Показывается, например, длинная голубая лента.) А теперь с помощью нужных слов назовите признаки этой ленты: какая она. Внимательно понаблюдайте и найдите в языке слово, чтобы назвать действие: что делает лента. (Падает.)

Аналогичная работа проводится и на основе наблюдений за явлениями природы (дождь, снег, солнце и т. п.).

б) Прочитайте текст. Подчеркните слова, обозначающие предметы.

в) Выпишите слова, которые обозначают предметы, подставляя вопросы кто? или что?

г) Слова из предложений распределите по колонкам: названия предметов, названия признаков предметов, названия действий предметов.

Катится большой мяч. Серенький пушистый котенок пьет молоко.

Можно ли сказать, что в ходе работы, описанной в этих задачах, формировалось понятие об имени существительном, глаголе и т.д.? Почему? Какова цель описанной работы?

2. Вспомните два правила развивающего обучения, связанные с введением новой информации. Просмотрите несколько тем раздела «Части речи» в 2–3 альтернативных учебниках. Где эти правила, на Ваш взгляд, соблюдены, а где нет?

3. Практическая подготовка младших школьников по морфологии предполагает умения: а) по комплексу признаков определять принадлежность слова к той или иной части речи; б) правильно находить начальную форму слова; в) указывать постоянные и переменные признаки слова как части речи, выполняя для этого необходимые операции; г) изменять слово в соответствии со способностью к изменению данной части речи; д) устанавливать возможные связи данного слова с другими словами.

Конкретизируйте этот перечень на примере каждой из частей речи.

4. Перед Вами фрагмент урока. Назовите его тему, выделите основные этапы (постановка учебной задачи, наблюдение над фактами языка и введение необходимых сведений, выведение алгоритма действий, закрепление). Охарактеризуйте задачи, решаемые на каждом из этапов, и используемые приемы.

– Один иностранный студент, изучающий русский язык, получил задание: соединить слова река, пруд, озеро со словом глубокий. Вот как он это сделал: река глубокий, пруд глубокий, озеро глубокий. Правильно ли? А как нужно?

– Этот иностранный студент не знал двух секретов имен существительных русского языка. Каких же? Чтобы узнать 1-й секрет, прочитайте то, что написано в учебнике (учебник Т.Г. Рамзаевой, 3 кл., с. 152).

– Чего же не знал этот иностранец об именах существительных русского языка?

– А в чем второй секрет? Он в том, что имена существительные подчиняют себе имена прилагательные, с которыми они связаны по смыслу: имя существительное женского рода требует, чтобы и связанное с ним прилагательное было женского рода, имя существительное мужского или среднего рода требует от имени прилагательного быть такого же рода.

– Теперь, когда вы знаете важную особенность имен существительных русского языка (например, в английском языке такой особенности нет), вы можете сказать: чему же надо научиться иностранцу, чтобы правильно присоединять к именам существительным имена прилагательные.

– Как узнать род имен существительных? Еще раз перечитайте то, что было сказано об именах существительных в учебнике и попробуйте сами вывести правило: чтобы определить род имени существительного, нужно...

– Иностранец, например, англичанин, не сможет воспользоваться нашим способом, он не сможет правильно подставить нужные слова — ему надо подсказать окончания существительных мужского, женского и среднего рода, по которым он смог бы определить род. Давайте попробуем выяснить эти окончания. Я буду называть слова, а вы, действуя выведенным нами способом, определите их род и запишите каждое в свой столбик. А потом мы посмотрим на окончания в столбиках. Итак, как же будем действовать, определяя род имени существительного?

5. В учебнике Т.Г. Рамзаевой для 3 класса в самом начале изучения темы «Имя существительное» предлагается доказать, что слова ходьба, стук, доброта, скромность и т.п. являются именами существительными (см. с. 148). Готовы ли учащиеся на этом этапе обучения провести полноценное доказательство принадлежности таких слов к определенной части речи (если считать, что для доказательства надо не только поставить вопрос, но и пронаблюдать возможности изменений)? Какими же знаниями о частях речи школьники могут воспользоваться в этот момент, а каких им еще недостаточно? Дайте полную аргументацию того, что названные слова относятся к именам существительным.

6. После рассуждений, проведенных на основе предыдущей задачи, два учителя приняли разные решения. Один просто изъял подобные слова из дидактического материала. Второй предложил доказать, что эти слова являются именами существительными (именно доказать готовое решение, а не определить часть речи), но потом добавил: пока мы с вами еще не можем привести все аргументы — мы воспользовались только вопросом. Но пройдет несколько уроков, и мы снова вернемся к этим словам. Тогда наше доказательство будет более полным и убедительным.

Кто из учителей, на Ваш взгляд, действовал мудрее? Почему Вы так считаете?

Можно ли прием создания ситуации открытого незнания считать приемом развивающего обучения? Аргументируйте.

7. Перед Вами несколько морфологических вопросов, упражнений, предложенных учителями младшим школьникам. Определите их цели, оцените обучающий и развивающий характер.

1) Охарактеризуйте, что общего у зимы и лета. А у слов зима и лето? Что различного в первом случае и во втором?

2) В словах.у стола, стояла окончание -а. Это правильно? Значит у этих слов одинаковое окончание? А у слов ягодка и у леса ’?

3) Что общего и что различного у слов с окончаниями -ет и - ит? -ет и -ем, -ет и - ите?

4) Составьте вопросы, подобные тем, которые я вам задавала, для своего соседа по парте. Обменяйтесь задачами и после выполнения проверьте друг друга.

5) Вставьте в каждое предложение слово охотник, а потом объясните свои действия. На поляну вышел.... Движения... осторожны. Щенок очень понравился....

6) Из слов ученик, учитель, ответить, вопрос, составьте несколько разных предложений. Объясните, почему с помощью одних и тех же слов передаются разные мысли.

7) Как в глаголы играть, читать, бегать внести значение: действие совершает тот человек, который говорит, и совершает его в момент речи? А что действие совершалось до момента речи несколькими людьми? А что действие совершает в момент речи тот, к кому обращаются? Назовите средства языка, с помощью которых вносятся эти значения.

8) Ученик в соседнем классе, анализируя глагол думала, указал 3 лицо. Прав ли он? Почему? Как бы вы посоветовали ему действовать, чтобы проверить себя. Другой ученик о глаголе пишет сказал, что он мужского рода. Как проверить, прав ли он?

8. Вам уже знакомо необычное предложение о глокой куздре, придуманное Л.В. Щербой. Считаете ли возможным использовать это предложение в работе с учащимися? Если да, то в какой момент обучения, с какой целью, как сформулируете задание?

9*. Разработайте 2 урока по какой-либо из морфологических тем. Обдумайте задачи урока, выберите оптимальные способы их решения.

10. Некоторые задания, например, по определению склонения, спряжения, можно считать не морфологическими, а морфолого-орфографическими. Почему? Постройте цепочку морфологических умений, которые необходимы для правильного решения орфографической задачи, связанной с написанием личного окончания глагола, родового окончания глагола. Какие синтаксические и морфологические умения необходимы для осознанного правильного написания безударных окончаний имен существительных, имен прилагательных? Обязательно ли при решении вопроса о безударном падежном окончании определять падеж?

11. Следствием чего, на Ваш взгляд, может быть неверное определение склонения имени существительного, спряжения глагола? Важно ли понимать причину ошибки? Почему?

12*. С изучением глагола может органично сочетаться работа над построением повествования, с изучением имени прилагательного – работа над описанием предмета. Почему?

Обратившись к задачам 12.а, 12.б, дайте обоснованный ответ на этот вопрос. Составьте конспекты уроков, включающих такую работу. Предварительно четко определите, с какой морфологической темой Вы свяжете работу, чему намерены учить, какие виды заданий используете.

12.а. Следующие тексты учитель использовал для создания речевых упражнений двух видов: а) проведение лингвистического эксперимента, б) восстановление авторского текста из «испорченного» его варианта. Познакомьтесь с тем, как проходила работа, и охарактеризуйте задачи и возможное место использования. Но сначала выполните задания:

Есть ли повествование среди этих текстов? Ответ обоснуйте.

На примере этих текстов проследите особенности художественного повествования:

– обобщенно или детально показывайся действие;

– какие глагольные формы и другие средства языка позволяют не просто сообщать о действиях, а рисовать их;

– как авторы избегают неоправданного повтора слов (сначала установите, где он был бы возможен).

1) Маруся вздыхает, охает, вертится с боку на бок. Наконец она вскакивает. Смотрит на будильник. Переворачивает подушку. Поправляет простыню. Укладывается поудобнее. Закрывает глаза. Ждет. Но сон все не хочет прийти к ней.

2) Яшка как прыгнет маме на голову. Толкнулся ножками – и на буфет. Я к буфету – он на печь. Оттуда на картину.

а) Прочитайте текст об обезьянке Яшке. Скажите, вы видите ту картину, которую рисует автор? А что вы видите? Как Вам кажется, все действия происходят быстро или медленно? Но есть ли в тексте слово «быстро»? А как же автор передает это? (Ученики указывают на некоторые из языковых средств. Как вы думаете, на какие?) Давайте попробуем поправить автора, сказать немного по-другому и посмотрим, так же будем видеть картину или нет, она останется такой же быстрой или нет.

– А Явка прыгнул маме на голову. Потом он толкнулся ножками и прыгнул на буфет. Я побежал к буфету – он перепрыгнул на печь. А потом оттуда перескочил на картину.

Учитель проводил сравнение после каждого «испорченного» предложения, а потом помог сделать общий вывод. Выполните эту работу за учителя, сформулируйте вопросы и обобщите.

б) Текст о Марусе был дан на доске в «испорченном» виде, вот так: «Маруся вздыхала, охала, вертелась с боку на бок. Наконец она вскочила. Девочка посмотрела на будильник. Потом она перевернула подушку. Потом поправила простыню. После этого Маруся улеглась удобнее. Она закрыла глаза. Маруся стала ждать

Учитель сказал, что текст кто-то испортил, но оставил пометки, где он исправил автора. Выделенных слов или нет у писателя, или, если это глаголы, они стоят в настоящем времени. Предлагается вернуть тексту тот вид, который он имеет у автора. Уточняется еще раз, что ля этого нужно сделать. В одном классе работа выполнялась по предложению коллективно, в другом – самостоятельно. Как вы представляете завершение работы? Сформулируйте обобщение.

12.б. Проанализируйте тексты. Охарактеризуйте их особенности, обратив внимание на построение предложений, на отбор рисуемых деталей, на выбор признаков и использование языковых средств. Посмотрите, как авторы «уходят» от повторов названий рисуемого предмета или его деталей, а также глаголов-связок был, была и т.п.

1) Слон, оказывается, гораздо больше, чем думала Надя, когда разглядывала его на картинке. Ростом он только чуть-чуть пониже двери, а в длину занимает половину столовой. Кожа на нем грубая, в тяжелых складках. Ноги толстые, как столбы. Длинный хвост с чем-то вроде помела на конце. Голова в больших шишках. Уши большие, как лопухи, и висят вниз. Глаза совсем крошечные, но умные и добрые.

2) Сверху воробей слетел. Растрепанный, чумазый. Словно из печной трубы вывалился.

3) Выглядываю: на уступе ската медведица и два медвежонка. Медведица только проснулась. Закинула башку верх, зевает. Зевает и лапой брюхо чешет. А брюхо толстое, мохнатое.

Медвежата тоже проснулись. Смешные! Губастые, головастые. Сонными глазами луп-луп, с лапы на лапу переминаются, плюшевыми башками покачивают.

4) Вчера в школу в резиновых сапогах пришел. … Загляденье. Черные. Блестят. Скрипят. Длина – во! – до колена…

 

Литература

1. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. — М.: Издательский центр «Академия», 2007.

2. УМК по русскому языку для начальной школы различных авторов.

3. Теоретические основы и методика филологического образования младших школьников: учебное пособие. – М.: Флинта, 2011 // http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=83377

1. РГППУ участвует в Навигаторе поступления-2017!

Образовательный форум «Навигатор поступления-2017» пройдет для екатеринбургских школьников 28 января 2017 года в Ельцин-центре (ул. Бориса Ельцина, 3а) с 10:00 до 18:00.

 

Российский государственный профессионально-педагогический университет примет участие в выставке образовательных услуг, где свои двери открывают лучшие вузы страны.

 

На выставке вы сможете пообщаться с представителями вуза, узнать наиболее актуальную информацию о правилах поступления, получить консультации по всем интересующим вас вопросам.

 

Будем рады видеть вас у нашего стенда!

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 2957; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.