КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные средства и формы методической помощи педагогу дополнительного образования
Лекция 6. План лекции: 1. Средства методической помощи · консультирование, · методическое руководство, · методическое обеспечение. 2. Формы методической работы. 3. Принципы методической поддержки. 1. Методическая помощь – это оперативное и перспективное реагирование методиста на запросы и потребности детских коллективов, педагогических кадров, методистов системы ДОД, школ и дошкольных учреждений. Методическая помощь осуществляется различными средствами – · консультированием, · методическим руководством, · методическим обеспечением и т.д. Тематическая консультация позволяет глубоко, разносторонне рассмотреть определенный вопрос, обстоятельно раскрыть существо темы. Как правило, тематические консультации планируются методистами заранее и вносятся в перспективное планирование. Тематические консультации могут включаться в программу обучающих семинаров. При подготовке к тематической консультации методист подбирает наглядные пособия, методический материал. Текущая консультация проводится систематически по различным вопросам, возникающим у педагогических работников в ходе их профессиональной деятельности. Консультация-оперативка проводятся по инициативе методиста, администрации, педагогов в ходе организации и проведения конкретных воспитательных дел. Компетентность методиста проявляется в мгновенной реакции на допущенные просчеты и в оказании незамедлительной помощи. Наставничество используется в работе с молодыми специалистами ОУДОД, а также при освоении результативного педагогического опыта. В основе этого вида помощи находятся данные проблемного самоанализа деятельности педагога, анализа процесса и условий апробации новых методик, образовательных программ и т. д.
В практике ОУДОД сложились следующие традиции по ведению методической документации по консультативным вопросам: в методическом кабинете, отделе методисты ведут записи в «Журнале консультативной помощи педагогическим работникам» по форме: виды оказываемой консультативной помощи; Ф. И. О. методического работника, проводящего консультацию; Число, месяц, год проведения консультации; Ф. И. О. педагогического работника, принимающего консультацию; отзыв педагогического работника о полученной консультации, заявка на следующую тематическую консультацию; роспись педагогического работника (консультируемого) в журнале; роспись методиста (консультанта) в журнале. Методическое руководство выражается в четком определении методистом совместно с педагогическими работниками перспективных и конкретных целей совместной творческой деятельности, соответствующих способов их достижения, намечает этапы и порядок организации образовательной деятельности, разрабатывает критерии и показатели результативности образовательной деятельности, осуществляет контроль за выполнением программ и планов работы. Анализирует ход выполнения Программы развития ОУДОД. Методическое обучение – это участие методиста в создании и работе методических объединений в ОУДОД и общеобразовательной школе, это – создание педагогических мастерских, проблемных семинаров, дискуссионных клубов, творческих лабораторий в ОУДОД. Данные средства деятельности позволяют повысить профессиональную компетентность педагогических кадров, пополнить методический фонд, издательскую деятельность. Логика определения методической поддержки кадров следующая: · диагностика потребностей и затруднений педагогов, профессионально-значимых их личностных качеств (опросы, анкетирование, тестирование, анализ педагогической практики, самоанализ педагогов), анализ эффективности методической работы в Центре и изучение спроса на методические услуги педагогов и управленцев;
· фиксация выявленных профессиональных потребностей, затруднений, личностных особенностей педагогов, востребованных видов методических услуг на разном уровне; · анализ выявленных проблем и формулировка заказа на методические услуги со стороны педагогов, управленцев; · постановка целей, задач, направлений работы методической службы с учетом анализа перечисленных выше факторов, тенденций развития и интеграции общего и дополнительного образования детей в современных условиях. · выделение основных направлений и разработка содержания деятельности методической службы, адекватного поставленным целям. Содержание работы методической службы носит комплексный характер и включает следующие направления деятельности: 1. Совершенствование образовательного процесса. 2. Повышение педагогического мастерства. 3. Создание условий для раскрытия и повышения творческого потенциала педагогов. 4. Привлечение к работе в условиях Центра специалистов в различных областях творческой деятельности и педагогов из других образовательных учреждений. 5. Развитие собственной системы подготовки кадров, в том числе из воспитанников Центра. 6. Организация и координация работы методических объединений в Центре, в городе. 7. Анализ, обобщение и распространение передового педагогического опыта. 8. Методическое руководство, аттестация педагогических кадров. 9. Методическая работа по программно-аналитическому обеспечению в ЦДОД «Росток» и методическая помощь в организации и совершенствовании дополнительного образования в образовательных учреждениях г.о. Электросталь. 2.Реализуются следующие индивидуальные формы методической работы: самообразование, стажировка, разработка проблем (творческих тем), взаимопосещение занятий, самоанализ, наставничество, собеседование, консультации. Важными организационными формами методической работы являются: 1. Информационные обзоры научной, методической, педагогической литературы. 2. Выставки творческих работ педагогов и детей, методических разработок, пособий и дидактических материалов.
3. Творческие отчеты педагогов. 4. «Школа педагогического мастерства». 5. Шефство опытных педагогов над молодыми. 6. Открытые занятия, мастер-классы. 7. Практикум по приобретению различных необходимых для работы навыков и умений. 8. Анализ педагогических ситуаций (решение педагогических задач). 9. Проблемные семинары. Проведение деловых и ролевых игр. 10. Диспуты, дискуссии («круглый стол», диалог-спор, дебаты, форум, симпозиум, «техника аквариума», «панельная дискуссия», кассета «идей» и др.); 11. «Деловые игры», ролевые игры, занятия-имитации; занятия-панорамы, 12. Лектории ученых-дидактов, психологов, социологов, логопедов и врачей; 13. Проведение конкурса педагогического мастерства
Методическая поддержка педагогических кадров базируется на следующих принципах: 1. Максимальное использование опыта педагогов с целью повышения результативности и оптимизации учебно-воспитательного процесса. 2. Принцип деятельности обучения через опыт. Ориентация на активизацию творческого потенциала педагогов через организацию деятельности, практико-ориентированных форм и методов методической поддержки кадров. Погружение в определенные ситуации. 3. Психолого-педагогическая поддержка кадров. 4. Принцип свободы выбора методической деятельности ориентирован на профессиональные потребности и затруднения педагогов. 5. Принцип семинарской работы – сотрудничество, совместный поиск, совместное творчество (сотворчество).
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 8830; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |