Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Р.Б-суверенное гос-во.Понятие,признаки и конституц.закрепления. 2 страница




32.Личные права и свободы: их содержание и гарантии реализации

Личные права и обязанности являются по своей сущности правами человека и напрямую не связаны с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него. Они неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Гарантии личных прав – наиболее широко определенныеКонституцией. Специфика их заключается в том, что это именно те права, которыелюбому человеку от рождения, не связаны с понятием гражданства.
Такие права и свободы, которые необходимы для обеспечения охраны жизни,
свободы, достоинства, и другие естественные права, связанные с его
индивидуальной, частной жизнью.Виды прав:На жизнь Каждый имеет право на жизнь. Государство защищает жизнь человека от любых противоправных посягательств Свобода, неприкосновенность и достоинство личности Государство обеспечивает свободу, неприкосновенность и достоинство личности. Ограничение или лишение личной свободы возможно в случаях и порядке, установленных законом.На личную жизнь - В качестве гарантии необходимо рассмотреть и возможность компенсации в случае нарушения данных прав – в таких случаях, всоответствии с Положением о порядке возмещения ущерба, причиненногогражданину незаконными действиями органов дознания, предварительногоследствия, прокуратуры и суда, проводятся восстановительно-компенсационныемеры.Неприкосновенность жилища - Граждане РБ имеют право на жилище. Это право обеспечивается развитием государственного и частного жилищного фонда,содействием гражданам в приобретении жилья. Свобода передвижения и выбор места жительства в пределах РБ, право покидать ее и беспрепятственно возвращаться обратно Право на определение отношения к религии,Свобода мнений и убеждений, Право на национальную принадлежность, пользование родным языком,На судебную защиту,На юридическую помощь,На защиту международных организаций,На тайну личной корреспонденции, телефонных и иных сообщений.

 

39 ст12Основания приобретения гражданства РБ: по рождению; в результате приема в гражданствоРБ;в порядке регистрации; по иным основаниям, предусмотренным настоящим Зак. и международными договорами РБ. Ст.13 Приобретение гражданства РБпорождению если: хотя бы один из родителей ребенка состоит в гражданстве РБ независимо от места рождения ребенка; родители(ед. родитель) ребенка, постоянно проживающие на терр РБ, являются лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на терр РБ;родители (ед. родитель) ребенка, постоянно проживающие на территории РБ, являются иностранными гражданами, при условии, что ребенок родился на территории РБ, а государства, гражданами (подданными) которых являются его родители, не предоставляют ему своего гражданства.Находящийся на территории РБ ребенок, родители которого неизвестны, становится гражданиномРБ. ст 14 Прием в гр. РБ Любое лицо, достигшее 18-летнего возраста, вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство РБ, если оно:соблюдает и уважает,соблюдать и уважатьв дальнейшемКонст-ю РБ, иные акты законод-ваРБ. Знает один из гос.языковРБ необходимых для общения;проживает на террРБ после получения разрешения на постоянное проживание в РБ в течение 7 лет непрерывно. имеет законный источник получения доходов в РБ, не имеет гражданства, либо утр. Гра-во иностр гос-ва в случае приобретения гражд-ваРБ, либо обратилось в полномочный орган иностранного госуд-ва с заявлением о прекращении имеющегося у него гражданства иностранного государства, за исключением случаев, когда прекращение гражданства иностргосуд-ва невозможно по независящим от лица причинам.Лица, которым предоставлен статус беженца в РБ, могут быть приняты в гр. РБ по истечении семи лет после предоставления им статуса беженца и при соблюдении ими условий ст14настоящего Закона. ст15 Лицо, достигшее 18-летнего возраста, постоянно проживающее на терр РБ, состоявшее в гражданстве бывшего СССР и не состоявшее в гражданстве РБ, отвечающее требованиям абзацев второго, третьего и шестого части первой статьи 14 настоящего Закона, вправе обратиться с заявлением о приобретении гражданства РБ в порядке регистрациипри соблюдении ими условий ст15 настоящего Закона.

 

42 Основные права и свободы. Иностранцам в РБ в соответствии с Конст-ей РБ и законами РБ гарантируются неприкоснов-ть личности и жилища, другие личные права и свободы. Задержанные или арестованные иностранцы без промедления должны быть информированы на понятном им языке о причинах их задержания или ареста и правах, которые они имеют в соответствии с законодательством РБ. Орган, задержавший или арестовавший иностранца, не позднее трех суток со дня задержания или ареста сообщает об этом в Мин.иностр. дел для информирования о случившемся дипломатического представительства или консульского учреждения государства гражданской принадлежности либо обычного места жительства задержанного или арестованного иностранца. Иностранцы имеют право свободно передвигаться и выбирать место жительства в пределах РБ. Распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право на свободное использование своих способностей и имущества для трудовой, предпринимательской и иной деят. Право на образование и охрану здоровья. Пользоваться всеми средствами правовой защиты прав и свобод личности, предусмотренными законодательством РБ. Обязанности Иностр., прибывшие в РБ, обязаны пройти регистрацию в органах регистрации в порядке, установленном настоящим Законом и Правилами пребывания, если иное не определено наст. Законом. Выехать из РБ до окончания срока временного пребывания или временного проживания. Несут отв. в соотв. с законод-ми актами РБ.

33Политические права и свободы: их содержание и гарантии реализации. определяющие формы и пределы участия граждан в делах общества и государства. В отличие от основных личных прав, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому человеку от рождения, политические права и свободы связаны с обладанием человеком гражданства государства. Конституция РБ закрепляет большой объем политических прав и свобод граждан
1- Право на управление делами общества и государства (ст.37 Конституции РБ)
2- Право избирать и быть избранным в государственные органы (ст.38)
3- Право на обращение в государственные органы (ст.40)
4- Право на свободу объединений (ст.36)
5- Свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования (ст.35)
6- Право на получение, хранение, распространение полной, достоверной, своевременной информации о деятельности гос. органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды (ст 34)
7- Право на равный доступ к любым должностям в государственных органах в соответствии со своими способностями, проф.подготовкой (ст.39)
1. Обеспечивается проведением референдумов, обсуждением проектов законов и вопросов республиканского и местного значения, другими определенными законом способами..
2. ВСЕОБЩИЕ, но – возрастной ценз, ценз осдлости, образовательный ценз, служебный ценз, нет недееспособным. СВОБОДНЫЕ – избиратель лично решает, голосовать ему или нет. РАВНЫЕ, ПРЯМЫЕ-КОСВЕННЫЕ
3. Обладает любой чел, независимо от возраста. Граждане, иностранцы, организации. ПРЕДЛОЖЕНИЕ – обр.граждан, направлено на совершенствование нормативного регулирования и внесения изменений в действующие акты законодательства, улучшение деятельности учр, организ, предприятий. ЗАЯВЛЕНИЕ – об граждан, направлено на устранение конкретных правонарушений или реализацию прав и законных интересов. ЖАЛОБЫ – обращения граждан, с требованием восстановления их прав и законных интересов, нарушенных действиями или бездействием должностных лиц, предприятий, организаций. ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ рассмотрение.
4. Общ. объединение – добровольное формирование граждан, организованное на основе общности интересов дл совместно реализации прав. Нет созданию, цель которых изменение конст.строя, пропаганда войны, вражда, пропаганду насилия. РАЗРЕШИТЕЛЬНЫЙ, а не уведомительный порядок проведения массовых мероприятий. Могут быть ограничены, в целях нац.безопасности, общ.порядка и тд. СОБРАНИЕ – совместное присутствие группы граждан, собравшихся для публичного обсуждения и выражения их отношения к действиям лиц и организаций, событиям общественно-политической жизни, а также решения вопросов, затрагивающих их интересы; МИТИНГ – массовое собрание граждан для публичного обсуждения и выражения их отношения к действиям лиц и организаций, событиям общественно- политической жизни, а также решения вопросов, затрагивающих их интересы;
*УЛИЧНОЕ ШЕСТВИЕ – организованное массовое движение граждан по пешеходной или проезжей части улицы (дороги), бульвара, проспекта, площади с целью привлечения внимания к каким-либо проблемам или публичного выражения своих общественно-политических, религиозных настроений либо протеста;
* ДЕМОНСТРАЦИЯ – организованное массовое движение граждан по пешеходной или проезжей части улицы (дороги), бульвара, проспекта, площади с целью привлечения внимания к каким-либо проблемам или публичного выражения своих общественно-политических, религиозных настроений либо протеста с использованием плакатов, транспарантов и иных средств;
* ПИКЕТИРОВАНИЕ – публичное выражение гражданином или группой граждан общественно-политических, групповых, личных и иных интересов или протеста
(без шествия), в том числе путем голодовки, по каким-либо проблемам с использованием или без использования плакатов, транспарантов и иных средств. организаторами собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации и пикетирования могут выступать граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие на ее территории, достигшие восемнадцатилетнего возраста и обладающие избирательным правом. с 8 до 22 часов. За15 дней уведомить., за 5 дать решение.
5. Деятельность государственных органов, общественных объединений должна протекать публично. Президент – послания к народу. требование о предоставлении информации о состоянии окружающей среды. Определенные материалы, а значит и информация о них, могут иметь ограниченный доступ, например, касающиеся государственной или коммерческой тайны. информируются через телевидение, радио, другие средства массовой информации.
6. Не допускается установление при приеме на государственную службу каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений в зависимости от расы, пола, национальности, языка, социального происхождения, имущественного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям Иногда есть возрастные ограничения – судьи 25 лет, президента – 35 лет. Иностранные гра и без гражданства могут занимать должности, исполняют обязанности имеют права наравне с гражданами.

 

46.Понятие и принципы административно-территориального устройства Республики Беларусь. Административно-территориальное деление территории Республики Беларусь –это деление территории Республики Беларусь на определенные части в целях эффективной организации государственного управления и местного самоуправления, обеспечения законности и правопорядка, реализации прав, свобод и законных интересов граждан Республики Беларусь. Принципы административно-территориального устройства в Республики Беларусь - единство не отчуждаемость территории Республики Беларусь; - сочетание интересов населения; - осуществление которой основано на принципе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную, с местным самоуправлением; - осуществление местными советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами; - равномерность, сбалансированность и комплектность развития административно-территориальных единиц; -включение в состав территорий более крупных административно-территориальных единиц территорий менее крупных административно-территориальных единиц одного вида; - примерное равенство размеров территории численности населения административно-территориальных единиц одного вида; - местными особенностями, уровнем социально-экономического развития и другими факторами; -гласность и учет общественного мнения при решении вопросов административно-территориального устройства.

 

 

45. Институт политического убежища, порядок его предоставления в Республики Беларусь. Статус беженца предоставляется иностранному гражданину,находящемуся на территории Республики Беларусь. Дополнительная и временная защита не могут бытьпредоставлены иностранцам: - совершение преступление против мира, военное преступление, преступление против человечности; -совершение тяжкого преступления за пределами Республики Беларусь; -совершении деяний, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций; - постоянное проживания не являющегося государством признают права и обязанности, -пользуются защитой. Иностранец которому представлен статус беженца, имеет право: -правах и обязанностей; -удостоверения беженца; -поселение в семье гражданина; - на постоянное проживания; -получение денежной помощи; -выезд на постоянное место жительство в другое государство. Иностранец обязан: -соблюдать Конституцию Республики Беларусь; -стать на учет по гражданству и миграции по месту жительства; -исполнять иные обязанностями. Иностранец, которому предоставлена дополнительная защита, имеет право на: -получение информации о своих правах и обязанностей; -получение свидетельства о дополнительной защите; -медицинское обслуживание трудоустройство на ровне с иностранцами. Иностранец которому предоставлена временная защита имеет право на: -получение информации о своих правах и обязанностях; -бесплатную скорую медицинскую помощь; -пользование иными правилами наравне с иностранцами. Иностранец которому предоставлена временная защита, обязан: -соблюдать Конституцию Республики Беларусь; - представить документы для выезда за границу; - пройти обязательную государственную регистрацию; - пройти идентификацию личности в случае отсутствия документа для выезда за границу. Рассмотрение ходатайство о защите включает: 1. Идентификацию личности иностранца, не имеющегося документа для выезда за границу. 2. Учет иностранцев ходатайствующих о защите. 3. Распределение иностранцев. 4.Проведение собеседование. 5. Про прохождение иностранцем ходатайствующим о защите, обязательной государственной дактилоскопической регистрации и обязательного медицинского освидетельствования. 6. Рассмотрение ходатайства о защите в подразделении по гражданству и миграции и подготовку заключения. 7. Рассмотрение ходатайства о защите в Департаменте и принятие решения.

47. Администра­тивно-территориальное (далееАТ) деление территории РБ – это деление территории РБ на определенные части в целях эффективной организации гос.управления и местного самоуправления, обеспечения законности и правопорядка, реализации прав, свобод и законных интересов граждан РБ.Характ-ми признаками АТ-х единиц являются: четко очерченные границы, компактность, наиме­нование, админ.центр, в котором располагаются местные Советы депутатов, испол-ные и распорядительные органы. АТ-ые единицы - структурные части АТ-го устройства, которые не обладают самостоятельной политической властью и находятся в оп­ределенном соподчинении между собой и с центральной властью. Территория РБ делится на территорию сто­лицы РБ и территории областей как АТ-ных единиц. Территория области делится на территории районов и городов об­л. подчинения как АТ-х единиц. Территория района делится на территории сельсоветов, посел­ков городского типа, и городов районного подчинения, являющихся АТ-ми единицами, а также поселков городского типа и городов районного подчинения, являющихся тер­риториальными единицами. Территории населенных пунктов, не являющихся АТ-ми единицами, входящие вместе с другими территориями в пространственные пределы сельсоветов, составляют их территорию. Область - наиболее крупная административно-территориаль­ная единица. В экономическом отношении область представляет со­бой сложный хозяйственный механизм, включающий в себя про­мышленные центры и сельскохозяйственные районы.В РБ 6 областей. Через области осуществля­ются директивы Совета Министров РБ. Городу Минску придан статус области. Район - АТ-ая единица, часть об­ласти. В экономическом отношении район представляет собой сложный многоотраслевой организм, включающий сельскохозяйст­венные, промышленные и коммунально-бытовые предприятия и торгово-закупочные организации. Через районы осуществляется не­посредственное руководство политической, социальной, хозяйст­венной и культурной жизнью в сельских местностях.В РБ 118 районов. Город - АТ-ая единица, представ-пощая собой крупный индустриальный центр. Он отделяется от иьской местности городской чертой. Город играет важную роль в политической, хозяйственной и культурной жизни.Наличие в наиболее крупных городах большого количества на-11 пения и сложного хозяйства обусловило необходимость их деле­ния на районы, не являющиеся самостоятельными АТ-ми единицами. Городские районы являются состав­ными частями городов. Городской поселок - АТ-ая еди­ница. Он отличается от города меньшими размерами территории и численностью населения.

48. Населенный пункт - компактно заселенная часть территории, место постоянного жительства граждан, имеющая необходимые для обеспечения жизнедеятельности граждан жилые и иные здания и со­оружения, собственное наименование и установленные в соответст-нугощем порядке территориальные пределы. К числу населенных пунктов относятся города, поселки городского типа и сельские населенные пункты.
В РБ устанавливается три категории городов:· город Минск – столица РБ;· города областного подчинения;· города районного подчинения.Населенные пункты, в которых находятся местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, являются центрами соответствующих АдмТ-ных единиц. Существуют критерии отнесения населенных пунктов к категориям. В качестве таковых выступают:· численность проживающего населения;· уровень развития и специализации производственной и социально-культурной инфраструктуры;· государственные функции, осуществляемые на соответствующей территории.
К категории городов относятся: · город Минск – столица РБ. Статус города Минска определяется законом;· города областного подчинения – населенные пункты с численностью населения не менее 50 тысяч человек, являющиеся административными и крупными экономическими и культурными центрами с развитой производственной и социальной инфраструктурой;· в отдельных случаях к категории городов областного подчинения могут быть отнесены населенные пункты с численностью населения менее 50 тысяч человек, являющиеся административными и крупными экономическими и культурными центрами, имеющими важное промышленное, историческое значение, перспективы дальнейшего развития и роста численности населения;· города районного подчинения - населенные пункты с численностью населения свыше 6 тысяч человек, имеющие промышленные предприятия, сеть учреждений социально-культурного и бытового назначения, с перспективами дальнейшего развития и роста численности населения. К категории поселков городского типа относятся: · городские поселки – населенные пункты с численностью населения свыше 2 тысяч человек, имеющие промышленные и коммунальные предприятия, социально-культурные учреждения, предприятия торговли, общественного питания, бытового обслуживания;· курортные поселки - населенные пункты с численностью населения не менее 2 тысяч человек, на территории которых расположены санатории, дома отдыха, пансионаты, другие оздоровительные учреждения, предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, культурно-просветительные учреждения;· рабочие поселки - населенные пункты с численностью населения не менее 500 человек, расположенные при промышленных предприятиях, электростанциях, стройках, железнодорожных станциях и других объектах. Все остальные населенные пункты (деревни, поселки и другие) относятся к категории сельских населенных пунктов.

 

53.Конституционные принципы участия граждан Республики Беларусь в выборах. В соответствии со статьями 38, 64–68 Конституции РБ основными принципами участия граждан в выборах являются принципы: всеобщности, свободных выборов, равных выборов, прямых выборов, тайного голосования.

Принцип всеобщности выборов, как уже отмечалось, предполагает, что в выборах имеют право принимать участие все совершеннолетние граждане РБза исключением тех, в отношении которых имеются конституционные ограничения их избирательных прав.

Согласно статье 65 Конституции РБ принцип свободы выборов означает, что каждый избиратель лично решает, участвовать ли ему на выборах и за кого голосовать. В соответствии с этим принципом подготовка и проведение выборов проводятся открыть и гласно.
В РБ не имеется обязанности участвовать в выборах, но для того, чтобы выборы считались состоявшимися, в них по общему правилу должны принять участие более половины избирателей, включенных в списки для голосования.

Принцип равных выборов (статья 66 Конституции) означает, что избиратели участвуют в выборах на равных основаниях и имеют равное количество голосов.

Принцип прямых выборов содержится в статье 67 Конституции. В РБ все выборы являются прямыми (за исключением выборов в Совет Республики). Это значит, что избиратели во время выборов голосуют «за» или «против» кандидата непосредственно. Наряду с этим принципом Конституция (ст.38) устанавливает принцип косвенных выборов при формировании второй палаты Национального собрания – Совета Республики.

Принцип косвенных выборов стал применяться в РБ первоначально на основании декрета Президента РБ от 11 декабря 1996 года «Об утверждении положения о выборах членов Совета Республики Национального Собрания РБ».

На основании этого принципа членов Совета Республики выбирают не граждане, а другие представительные органы, ранее избранные гражданами. В соответствии со статьей 91 Конституции по восемь членов Совета Республики избирается депутатами местных Советов базового уровня от каждой области и города Минска (восемь членов назначаются также Президентом РБ).

Принцип тайного голосования закреплен в статье 38 Конституции РБ и означает, что контроль за волеизъявлением избирателей в ходе голосования запрещается. В соответствии с этим принципом каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается. Избирательные бюллетени заполняются в кабине или комнате в специально оборудованном помещении, в которых не допускается присутствие кого бы то ни было, кроме самого избирателя (статья 51 Избирательного Кодекса РБ).

54.Основные принципы проведения выборов и референдумов в РБ. Стадии избирательного процесса. 1. Назначение даты выборов. Президент Республики Беларусь назначает выборы в Палату представителей, Совет Республики, местные Советы депутатов. Палата представителей назначает выборы Президента. 2. Составление списков избирателей. 3. Образование избирательных округов и участков; формирование избирательных комиссий. Для проведения выборов образуются избирательные округа. Например, для выборов депутатов в Палату представителей Республики Беларусь вся территория государства разделена на 110 округов. От каждого округа избирается один депутат. При выборах Президента Республики Беларусь вся территория государства представляет собой один округ.

В соответствии с Избирательным кодексом в стране создаются комиссии, осуществляющие подготовку и проведение выборов, референдумов, отзывы депутатов. Это – территориальные комиссии, участковые комиссии, окружные комиссии. Главная комиссия, работающая на постоянной основе, – Центральная избирательная комиссия по выборам и проведению республиканских референдумов.

4. Выдвижение и регистрация кандидатов. Согласно статье 69 Конституции Республики Беларусь право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит общественным объединениям, прежде всего, политическим партиям, а также трудовым коллективам и отдельным гражданам.

5. Предвыборная агитация. Избирательный кодекс предусматривает правила выступления кандидата в депутаты местных советов или Палаты представителей, кандидата в члены Совета Республики, кандидата в Президенты страны. Кандидаты имеют право выступать на собраниях, в средствах массовой информации, в том числе на телевидении и радио.

6. Голосование. В Республике Беларусь участие в выборах является добровольным: гражданин сам определяет, голосовать ему или не голосовать. Подготовка и проведение выборов проводится открыто и гласно. Выборы являются равными. Это означает, что один избиратель имеет один голос. Выборы депутатов являются прямыми: депутаты избираются гражданами непосредственно. Голосование на выборах является тайным: контроль за волеизъявлением избирателей в ходе голосования запрещается (статья 68 Конституции).

7. Установление результатов выборов. В соответствии с мажоритарной избирательной системой, принятой в нашей стране, побеждает тот кандидат, который набрал большее количество голосов, чем остальные кандидаты. Члены избирательных комиссий подсчитывают голоса в бюллетенях; о количестве поданных голосов составляются протоколы, которые подписывают все члены комиссии. Центральная избирательная комиссия суммирует голоса по протоколам со всей республики и объявляет результаты голосования.

8. Опубликование результатов выборов в официальных изданиях – это завершающая стадия выборов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 751; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.