Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебно-методическое пособие




Инновационный менеджмент

Чурилина И.Н.

(по направлению 080200.62 – бакалавриат «Менеджмент»)

 

Санкт-Петербург

2012 г


 

Утверждено на заседании Ученого совета факультета управления РГПУ им.А.И.Герцена, протокол № 5 от 09.02. 2011 г.

 

 

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Долматов А.В., доктор педагогических наук, профессор кафедры управления образованием.

Старобинская Н.М., кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга и стратегического планирования.

 

 

Чурилина И.Н.

А 47 Инновационный менеджмент: учебно-методическое пособие по направлению 080200.62 – «Менеджмент». - СПб: Изд-во:….., 2011. – 336 с.

 

 

Данное учебно-методическое пособие предназначено для проведения лекционных и практических занятий по дисциплине «Инновационный менеджмент» для студентов, обучающихся по направлению «Менеджмент» всех форм обучения.

Пособие содержит краткие конспекты лекций, практические задания к изучаемым темам, контрольно-измерительные материалы для оценки компетенций студентов, а также методические рекомендации для преподавателей и методические указания для студентов.

Рекомендовано УМО по направлению 050400 Социально-экономическое

образование для студентов экономических специальностей.

Издательство:

 


Оглавление

  стр.
Программа дисциплины «Инновационный менеджмент»  
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины  
Краткое содержание итоговой аттестации по модулю  
Контрольно-измерительные материалы итогового тестирования  
Шкала контрольно-измерительных материалов (КИМ) для оценки практических работ студентов  
Технологическая карта оценки компетенций  
Содержание практических занятий  
Практическое занятие №1 (деловая игра). «Поиск и отбор идей нового продукта»  
Практическое занятие №2. «Бизнес-план нового продукта»  
Практическое занятие №3. «Смета затрат на внедрение инновационного проекта»  
Практическое задание №4. Кейс. Выбор инновационной стратегии организации  
Практическое занятие №5. «Критерии оценки инновационного проекта»  
Методические указания по выполнению заданий самостоятельной работы и КИМ выполненных самостоятельных работ (для преподавателей и студентов)  
Терминологический словарь дисциплины  
Темы рефератов и докладов по дисциплине  
Вопросы для подготовки к итоговой аттестации по дисциплине  
Методические указания по организации самостоятельной работе студентов  
Конспекты лекций по дисциплине «Инновационный менеджмент»  
Тема №1. Основные понятия инновационного менеджмента  
Тема №2. Методологические аспекты инновационного менеджмента  
Тема №3. Научные основы инновационного менеджмента  
Тема №4. Основы управление персоналом при разработке новшества  
Тема №5. Выбор инновационной стратегии организации  
Тема №6. Процесс разработки новой продукции  
Тема №7. Управление техническим уровнем и качеством новой продукции  
Тема №8. Формирование портфелей новшеств и инноваций  
Тема №9. Экспертиза инновационных проектов  
Тема № 10. Интеллектуальная собственность  
Тема №11 (для дополнительных лекционных занятий). Инновационная инфраструктура РФ  
Приложения  
Приложение 1.Постановление Правительства РФ (16.07.2004. №281) о Федеральном агенстве по науке и инновациям  
Приложение 2. Об инновационной политике федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти Санкт-Петербурга и Ленинградской области  
Приложение 3. Перечень организаций, находящихся в ведении Роснауки  
Приложение 4. Постановление Правительства РФ (отт 26 августа 2004 г. N 439) «О премиях Правительства Росиийской Федерации в области науки и техники»  
Приложение 5.Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике"  
Приложение 6. Доктрина развития российской науки (одобрена Президентом Российской Федерации 13.06.1996 (указ Президента Российской Федерации от 13.06.1996 N 884)  
Приложение 7. Основные направления государственной инвестиционной политики РФ в сфере науки и технологий (утверждены распоряжением Правительства РФ от 11.12.2002 №1764-р)  
Приложение 8. Положение о государственной системе научно-технической информации (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.1997 N 950)  
Приложение 9. Приоритетные направления развития науки, технологий и техники Российской Федерации (утверждено Президентом РФ 21.05.2006 г.)  
Приложение 10. Письмо (от 16 декабря 1994 г. N ВП-11/10839) Государственного комитета по управлению государственным имуществом «О приватизации объектов научно-технической сферы»  
Приложение 11. Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года (утверждены Правительством Российской Федерации 05.08.2005 N 2473п-П7)  
Приложение 12. Приказ Минестерства науки и технологий РФ (от 17 ноября 1997 г. N 125) «Об утверждении Положения о государственной регистрации и учете открытых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ»  
Приложение 13. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года (утверждена Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15 февраля 2006 г. № 1)  
Приложение 14. Практическое занятие. Инновационная игра (с элементами деловой и ролевой игры) «Разработка инновационной стратегии развития административного района крупного промышленного города»  
Приложение 15. Перечень электронных ресурсов по дисциплине  
Сведения об авторе  

Программа дисциплины «Инновационный менеджмент».

Место модуля / дисциплины в структуре ООП

Данный модуль относится к профессиональному циклу вариативной части бакалаврской подготовки по направлению 080200.62 – Менеджмент.

В целях достижения продуктивности формирования профессиональной компетентности менеджера учебный модуль «Основы управления проектами» должен быть реализован в учебном процессе после изучения студентами бакалавриата по направлению «Менеджмент» следующих учебных модулей и дисциплин: «Микроэкономика»; «Макроэкономика»; «Мировая экономика»; «Теория организации», «Организационное поведение», «Маркетинг».

Трудоемкость и аттестация по модулю (дисциплине):

Дисциплина (учебные курсы) / семестр Трудоемкость Аудиторная нагрузка, часы: Форма итоговой аттестации / семестр
Всего кредитов / из них на экзамен Всего часов на теоретическое обучение из них: Лекции Практические занятия Лабораторные занятия
Аудиторная нагрузка Самостоятельная работа
Инновационный менеджмент/3             -  

Цель и ожидаемые результаты изучения модуля / дисциплины: студент должен обладать следующими компетенциями:

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

организационно-управленческая деятельность:

· готовностью участвовать в разработке стратегии организации, используя инструментарий стратегического менеджмента (ПК-15);

· готовностью участвовать в реализации программы организационных изменений, способностью преодолевать локальное сопротивление изменениям (ПК-17);

· готовностью участвовать во внедрении технологических и продуктовых инноваций (ПК-21);

· знанием современной системы управления качеством и обеспечения конкурентоспособности (ПК-23);

· способность анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса (ПК-29).

информационно-аналитическая деятельность:

· умением использовать в практической деятельности организаций информацию, полученную в результате маркетинговых исследований и сравнительного анализа лучших практик в менеджменте (ПК-36);

· способностью проводить оценку инвестиционных проектов при различных условиях инвестирования и финансирования (ПК-43);

предпринимательская деятельность:

· умением находить и оценивать новые рыночные возможности и формулировать бизнес-идею (ПК-48);

· способностью разрабатывать бизнес-планы создания и развития новых организаций (направлений деятельности, продуктов) (ПК-49);

· способностью оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности (ПК-50).

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

· способностью осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, электронные коммуникации (ОК-19);

  • способностью учитывать последствия управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности (ОК-20);

Для достижения поставленной цели необходимо, чтобы студенты:

Знали:

1. основные теории и подходы к осуществлению организационных изменений;

2. основы делового общения, принципы и методы организации деловых коммуникаций;

Умели:

· ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций;

· анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации, выявлять ее ключевые

элементы и оценивать их влияние на организацию;

· разрабатывать программы осуществления организационных изменений и оценивать их эффективность;

· использовать информацию, полученную в результате маркетинговых исследований;

· разрабатывать инвестиционные проекты и проводить их оценку;

· организовывать переговорный процесс, в том числе с использованием современных средств коммуникации;

Владели:

· методами реализации основных управленческих функций (принятие решений, организация, мотивирование и контроль);

· современными технологиями эффективного влияния на индивидуальное и групповое поведение в организации;

· современным инструментарием управления человеческими ресурсами;

· методами формулирования и реализации стратегий на уровне бизнес-единицы;

методами инвестиционного анализа и анализа финансовых рынков;

· навыками деловых коммуникаций.


Содержание дисциплины с указанием разделов (тем) и часов по видам занятий, а также часов самостоятельной работы:

№ п/п Название темы с кратким содержанием Виды занятий, часы Самостоятельная работа, часы Всего часов
Лекции Практические занятия Лабораторные занятия
1. Основные понятия инновационного менеджмента. Основные понятия курса. Инновация. Новшество. Нововведение. Инновационный процесс. Субъекты инновационного процесса. Циклы инновационного процесса. Теория длинных волн Н.Д.Кондратьева. Классификация инноваций.     -    
2.   Методологические аспекты инновационного менеджмента. Цели и задачи инновационного менеджмента в организации. Методы и функции инновационного менеджмента. Специфические особенности инновационного менеджмента. Организационные структуры инновационного менеджмента.     -      
  Основы управление персоналом при разработке новшества. Менеджер инновационной сфере. Социально-психологический портрет современного новатора. Стадии инновационного процесса и основные ролевые позиции сотрудников организации. Мотивация сотрудников к творческой инновационной деятельности. Экономические, социальные, психологические причины сопротивления персонала организационным инновациям.     -    
  Процесс разработки новой продукции. Поиск и отбор идей нового продукта. Организация и планирование работ при создании новых продуктов и услуг. План работы и смета расходов на разработку новой продукции. Согласование деятельности структурных подразделений при разработке новой продукции.       -      
  Выбор инновационной стратегии организации. Методы разработки инновационной стратегии. Конкурентоспособность продукции и конкурентоспособность организации.     -    
  Управление техническим уровнем и качеством новой продукции. Жизненный цикл продукта. Функционально-стоимостной анализ. Принципы Эйзенхауэра. Управление процессом подготовки новой техники для производства новой продукции. Оценка технического уровня и качества новой продукции. Контроль качества методом «малой выборки».     -    
  Формирование портфелей новшеств и инноваций. Содержание портфелей новшеств и инноваций. Оценка эффективности инновационного портфеля. Выбор рентабельного инновационного портфеля.     -    
  Экспертиза инновационных проектов. Задачи и основные приемы экспертизы инновационных проектов. Методы отбора инновационных проектов. Организации, осуществляющие экспертизу инновационных проектов. Госконтракты, гранты, кооперативные оглашения. Методика оценки экономической эффективности инновационного проекта. (Методические рекомендации по оценке инвестиционных проектов и их отбору для финансирования (утв. Минэкономики, Минфинансов и Госкомпромом РФ №7 -12/47 от 31.03.1994 г.))     -    
  Интеллектуальная собственность. Сущность и объекты интеллектуальной собственности. Правовой механизм защиты прав интеллектуальной собственности. Формы передачи объектов собственности. Охрана авторского права в РФ.     -    
Итого          

 

Интерактивные формы занятий:

№ темы Формы
1. Дискуссия, презентации с использованием различных вспомогательных средств
2. Работа в группах
3. Работа в группах, кейс-метод (решение ситуационных задач)
4. Дискуссия, презентации с использованием различных вспомогательных средств
5. Работа в группах, просмотр и обсуждение видеофильмов и видеосюжетов
6. Дискуссия, «мозговой штурм», работа в группах, кейс-метод (решение ситуационных задач)
7. Работа в группах, кейс-метод (решение ситуационных задач)

Содержание самостоятельной работы студентов по темам дисциплины:

Содержание инвариантной самостоятельной работы студентов по темам

№ п/п Темы дисциплины Содержание самостоятельной работы студентов Количество часов Количество баллов
  1. Основные понятия инновационного менеджмента. Разработка терминологического словаря   2-5
2. Методологические аспекты инновационного менеджмента.   Подготовка аналитической записки сравнительного анализа американской, японской и российской моделей управления инновационным процессом в организации.   2-5
3. Основы управление персоналом при разработке новшества.   Подготовка к дискуссии: «Экономические, социальные, психологические причины сопротивления персонала организационным инновациям».   2-5
4. Процесс разработки новой продукции.   Подготовка обзора периодической литературы по вопросам поиска, отбора и продвижения идей нового продукта.   2-5
5. Выбор инновационной стратегии организации. Подготовка компендиума по теме   2-5
6. Управление техническим уровнем и качеством новой продукции. Разработка методики оценки технического уровня и качества новой продукции.   2-5
7. Формирование портфелей новшеств и инноваций. Подготовка на основе использования Интернет-ресурсов портфеля заёмных инноваций для организации (по выбору бакалавра).   2-5
8. Экспертиза инновационных проектов.   Оценка экономической эффективности инновационного проекта, разработанного бакалавром на практическом занятии по методике, предложенной проф. Швандаром В.А., Горфинкелем В.Я.   2-5
9. Интеллектуальная собственность.   Разработать проект регистрации прав интеллектуальной собственности для материалов практических занятий   2-5
Итого 18-45 баллов

Учебно-методическое и информационное обеспечение модуля / дисциплины «Инновационный менеджмент»:

а) нормативные и законодательные акты РФ:

  1. Гражданский кодекс РФ (части первая, вторая и третья). Гражданский кодекс РСФСР (действующая часть): Раздел IV. Авторское право, Раздел V. Право на открытие, Раздел VI. Право на изобретение, рационализаторское предложение и промышленный образец.
  2. Закон Российской Федерации №5352-1 «Об авторском праве и смежных правах».
  3. Патентный закон Российской федерации №3518-1.
  4. Закон Российской Федерации (по состоянию на 1 января 2006 года) «О защите прав потребителей».
  5. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства РоссийскойФедерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р).
  6. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года (протокол межведомственной комиссии по научно-инновационной политике от 15 февраля 2006 г. №1).
  7. Доктрина развития российской науки (указ Президента Российской Федерации от 13.06.1996 № 884).
  8. Федеральный закон №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (от 23 августа 1996 года).
  9. Постановление Правительства Российской Федерации №281 «О федеральном агентстве по науке и инновациям» (от 16 июня 2004 года).
  10. Прогноз развития научно-технологического развития Росиийской Федерации на долгосрочную перспективу (проект от 18.12.2008г.).
  11. Программа развития наноиндустрии Российской Федерации до 2015 года (президентская инициатива «Стратегия развития наноиндустрии» (№ Пр-688 от 24 апреля 2007 г.).
  12. Методические рекомендации по оценке инвестиционных проектов и их отбору для финансирования (утверждены Минэкономики, Минфинансов и Госкомпромом РФ №7 -12/47 от 31.03.1994 г.).

б) основная литертатура [1]:

  1. Дадон Элейн. Инновации: как определять тенденции и извлекать выгоду / пер. с англ. С.Б.Ильина. Под общ. Ред. Шифрина М.Б. – М.: Вершина, 2006.
  2. Инновационный менеджмент: Учебник / Под ред. С.Д.Ильенковой. – М.: ЮНИТИ, 2008.
  3. Маренков Н.Л., Золотарева М.А. Инновации в России: Учебное пособие. – М.: Флинта: МПСИ, 2005.
  4. Инновационный менеджмент: Учебник / В.Я. Горфинкель, А.И. Базилевич, Л.В. Бобков; Под ред. Т.Г. Попадюк. - 3-e изд., перераб. и доп., (Гриф). – М.: ИНФРА-М, 2011.
  5. Инновационный менеджмент: Учебник / под ред. Швандара В.А., Горфинкеля В.Я. – М.: Вузовский учебник, 2004.
  6. Инновационная экономика (управленческий и маркетинговый аспект) / Д.И. Кокурин, В.С. Волков, Е.И. Сафиуллина, К.Н. Назин. – М.: Экономика, 2011.
  7. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент: Учебник. – М.: Инфра-М, 2011.
  8. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник, 4-е изд. – СПб.: Питер, 2003.
  9. Управление инновациями: в 3-х кн. Кн.3 Базовые компоненты управления инновационными процессами: Учебное пособие / А.А.Харин, И.Л. Коленский, Н.Н.Пущенко и др. Под ред. Шленова Ю.В. – М.: Высш.шк., 2003.

б) дополнительная литература:

  1. Инновации в бизнесе. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007г.
  2. Котлер Ф., Пфери В. Бренд-менеджмент. - М.: Вершина, 2007 г.
  3. Рейдер Р. Бенчмаркинг как инструмент определения стратегии и повышения прибыли. - М.: РИА «Стандарты и качество», 2007 г.
  4. Портер М. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов. -М.: Альпина Бизнес Букс, 2007 г.
  5. Инновационный менеджмент: Учебник / Под ред. Оголевой Л.Н. – М.: Инфра-М, 2003.
  6. Ильенкова С.Д., Гохберг Л.М., Ягудин С.Ю. и др. Инновационный менеджмент / Под ред. С.Д.Ильенковой. – М.: ЮНИТИ, 2003.
  7. Крылов Э.И., Власова В.М., Журавкова И.В. Анализ эффективности инновационной и инвестиционной деятельности предприятии. – М.6 финансы и статистика, 2003.
  8. Яковец Ю.В. Инновации: закономерности, механизмы, перспективы. – М.: экономика, 2003.
  9. Герчикова И.Н. Менеджмент. – М.: ЮНИТИ, 2000.

в) электронные образовательные ресурсы (ЭОР) [2]:

1. Сайт компании РБК (готовые маркетинговые исследования). http://marketing.rbc.ru

2. Сайт готовых бизнес-планов различных отраслей экономики. http://www.bishelp.ru

3. Информационный бизнес-портал. http://obiznese.com

4. Росбизнеспортал. http://www.rbportal.ru

5. Федеральный портал но научной и инновационной деятельности. http://www.sci-innov.ru

6. Российское общество развития инноваций. http://www.rorit.ru

7. Официальный сайт института социологии РАН. http://www.isras.ru

8. Информационно-поисковая система «Вузовская, отраслевая и академическая наука». http://nauka.petrsu.ru

9. Клуб Инноваторов Санкт-Петербурга. http://club-inno.ru/

Материально-техническое обеспечение модуля / дисциплины:

  1. мультимедийный проектор
  2. экран
  3. компьютер
  4. доступ к Интернет-ресурсам.

5. Учебное пособие «Управление персоналом». Алексеева И.А., Чурилина И.Н.- СПб, Изд-во: Книжный Дом, 2008, 160 стр.

Краткое содержание итоговой аттестации по модулю

Итоговая аттестация:

Осуществляется в форме экзамена, при этом проводится оценка компетенций, сформированных по модулю / дисциплине.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 541; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.