Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема №2. Методологические аспекты инновационного менеджмента




 

&2.1.Понятие и содержание инновационного менеджмента.

Сегодняшнее состояние науки инновационного менеджмента позволяет говорить, что единого общепринятого определения для инновационного менеджмента нет. В зависимости от предмета исследования различные авторы дают различные определения ИМ. Так, у С.Д.Ильенковой встречаем такое определение ИМ: «Инновационный менеджмент – это совокупность принципов, методов и форм управления инновационным процессом, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью инновационными структурами и их персоналом. А инновационный менеджер имеет дело с различными фазами инновационного процесса и с учетом этого строит свою управленческую деятельность». Герчикова И.Н. дает такое определение инновационного менеджмента: «инновационный менеджмент – одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компанией. Его целью является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях - разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность); модернизация и усовершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции»[36]. Медынский В.Г. предлагает следующее определение: «инновационный менеджмент – это особый вид профессиональной деятельности, направленный на достижение конкретных инновационных целей, действующей в рыночных условиях фирмы, оптимальных результатов на основе рационального использования научных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов, применения многообразных принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента. Инновационный менеджер имеет дело с прогнозами, расчетами, ожидаемыми показателями, учитывающими специфику инновационной деятельности».[37]Завлин П.Н., Казанцев А.К., Миндели Л.Э.[38] под инновационным менеджментом предлагают такой взгляд на инновационный менеджмент: «инновационный менеджмент представляет собой самостоятельную область экономической науки и профессиональной деятельности, направленную на формирование и обеспечение достижения любой организационной структурой инновационных целей путем рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов». Возьмем данное определение за базовое, а в дальнейшем будем опираться на теоретические обоснования, данные этими авторами.

Понятие «менеджмент» по сути стало аналогией «управления». Оно применяется к разнообразным социально-экономическим процессам на предприятиях. Выделяются такие специфические разновидности менеджмента, которые управляют различными функциональными сферами предприятия или видами хозяйственной деятельности:

Рис.5.

Специфические виды менеджмента.

Функциональный Например – инвестиционный

 

 

Инновационный менеджмент является с точки зрения такого подхода разновидностью функционального менеджмента, объектом его является инновационный процесс, предметом будет управление инновационным процессом.

Содержание ИМ можно рассматривать в 3-х аспектах:

1. инновационный менеджмент как наука и искусство управления;

2. инновационный менеджмент как вид деятельности и процесс принятия управленческих решений в инновациях;

3. инновационный менеджмент, как аппарат управления инновациями.

 

· Как наука и искусство ИМ базируется на основных положениях общего менеджмента. Хотя для России понятие ИМ достаточно новое, свое отражение и практический опыт нашли отражение в литературе, посвященной НТП, управлению научными исследованиями и разработками.

· Как вид деятельности и процесс принятия управленческих решений ИМ представляет собой совокупность процедур, составляющих общую технологическую схему управления инновациями на инновационном предприятии или в инновационной организации. Как вид деятельности ИМ предполагает распределение задач и закрепление процедур за их конкретными исполнителями – руководителями разного уровня.

· Как аппарат управления инновациями инновационный менеджмент предполагает структурное (организационное) оформление инновационной деятельности.

В данном контексте инновационный менеджмент можно рассматривать как:

1) систему управления инновациями, обладающую иерархической структурой и состоящую из специализированных органов управления;

2) институт менеджеров – руководителей различного уровня, наделенных ограниченными полномочиями в принятии и реализации управленческих решений и обладающих определенной ответственностью за результаты функционирования инновационной организации (инновационная организация – разновидность организации, вид организационной структуры, достигающей целей своего функционирования путем инноваций).

3) цели, задачи и функции инновационного менеджмента.

 

&2.2. Цели, задачи и функции инновационного менеджмента.

 

Конечная цель ИМ состоит в обеспечении долговременного функционирования организации на основе эффективного функционирования инновационного процесса и высокой конкурентоспособности продукции. Критерием эффективности организации выступают экономические параметры, позволяющие измерить затраты на инновационную деятельность и доходы от реализации инновационной продукции. Прибыльность и доходность инновационного процесса выступают здесь не как цель, а как важнейшее условие и результат инновационной деятельности. Такое состояние инновационной системы называется гармонией. Гармонизация в развитии организации, осуществляющей инновационную деятельность, составляет основную целевую задачу инновационного менеджмента.

Задача гармонизации по отношению к инновационному процессу имеет эндогенный и экзогенный аспекты. Эндогенная (внутренняя) гармонизация означает согласование всех внутренних структурных элементов ИП, его субсистем. Для ее обеспечения необходимо создание специальной системы внутрифирменного управления инновациями, в которой решаются следующие задачи:

ü выработка стратегической инновационной концепции;

ü определение тематических направлений деятельности и формирование инновационных проектов и программ;

ü построение организационной структуры и структуры управления инновациями;

ü планирование производственных процессов и реализация инновационной продукции;

ü подбор и расстановка кадров, эффективное использование потенциала организации;

ü календарное распределение работ и контроль за их исполнением;

ü создание творческой атмосферы и высокой мотивации интеллектуального труда.

Экзогенная (внешняя) гармонизация предполагает согласование инновационного процесса с суперсистемами внешней среды и реализуется через специальные процедуры целевой ориентации инновационной деятельности и учета ограничений этой среды. В инновационном менеджменте экзогенная гармонизация предусматривает решение следующих задач:

ü формирование долго- и краткосрочных целей инновационной деятельности;

ü организация и проведение маркетинговых исследований;

ü учет экологической ситуации и планирование природоохранных мероприятий;

ü оценка и использование прогрессивного опыта и передовых достижений конкурентов (бенчмаркетинг инноваций);

ü организация кооперации в инновационных программах;

ü учет потребительского спроса и объективных тенденций НТП.

По своему содержанию и во времени гармонизация ИП имеет стратегическую оперативную формы. Стратегическая форма гармонизации способствует долгосрочному выживанию организации и обеспечивается стратегическим менеджментом, направленным на формирование стратегических инновационных целей и проектов. Оперативная гармонизация выступает средством реализации выбранной стратегии развития и обеспечивается системами оперативного менеджмента.

Содержание инновационного менеджмента определяется составом функций и процессов управления инновационными мероприятиями. Под функциями ИМ понимается состав общих задач управления. Выделяются[39] 2 группы функций инновационного менеджмента:

 

Рис.6

Основные и обеспечивающие функции инновационного менеджмента.

 


Основные (предметные) - формирование целей - планирование - организация и контроль осуществляемых инноваций.

 

 

Вся деятельность менеджер в инновационной сфере связана с осуществлением коммуникационной функции: сбор и обработка управленческой информации, передача ее по иерархии, установление контактов. Все функции дополняют друг друга, образуя управленческий цикл. Поэтому можно говорить, что в ИМ специфическими являются функции коммуникации и управленческих решений, координации инновационной деятельности.

Рис.7.

Функции инновационного менеджмента.

 


&2.3. Содержание процесса управления инновациями.

Предметные функции инновационного менеджмента определяют содержание процесса управления инновациями и включают в себя:

1. формирование целей инновационной деятельности;

2. планирование инноваций;

3. организацию работ по разработке, внедрению новшеств;

4. контроль за осуществлением инновационного процесса.

  1. цель в ИМ – это планируемое или желаемое состояние инновационной системы в планируемом периоде, выраженное совокупностью характеристик. Цель организации или деятельности должна устанавливать определенные ориентиры их развития на заданные периоды времени. Т.о., цель организации с одной стороны, является результатом прогнозов и оценки ситуации, а с другой стороны, выступает ограничением для планируемых инновационных мероприятий. Как и в общем менеджменте – формирование целей является исходным пунктом всех планируемых мероприятий и плановых расчетов.
  2. планирование как функция ИМ заключается в обоснованном формировании основных направлений и пропорций инновационной деятельности в соответствии с установленными целями развития, возможностями ресурсного обеспечения и имеющимся просом на рынках. Значение планирования инноваций состоит в том, что в ходе плановых расчетов обеспечивается:

- детализация целей организации и доведение их до отдельных структурных звеньев и исполнителей;

- установление состава необходимых ресурсов;

- согласование срока и очередности отдельных работ;

- создание условий для выполнения заданий, установленных на каждый период времени.

Необходимость планирования в современных условиях связана с:

a. расширением и усложнением инновационных проектов;

b. многовариативностью инновационных организаций;

c. развитием специализации и расширением кооперации в инновационной сфере;

d. развитием хозяйственной самостоятельности и повышением экономической активности и ответственности организаций за результат инновационной деятельности.

В рамках целостной системы инновационного менеджмента – планирование выполняет такие задачи:

ü структуризация целей инновационной деятельности и доведение их до отдельных исполнителей;

ü формированию программ мероприятий, научных, технических и производственных задач, решение которых обеспечит достижение установленных целей развития;

ü временную и пространственную взаимосвязь отдельных целей, подцелей, мероприятий и исполнителей;

ü оценку материальных, рудовых и финансовых ресурсов, необходимых для реализации принятых инновационных программ;

ü регулирование хода выполнения работ по инновационным проектам.

  1. сущность функции организации заключается в обеспечении выполнения плановых заданий с целью принятой стратегии развития организации. Для этого следует установить состав необходимых ресурсов и исполнителей, распределить задания, скоординировать работу исполнителей во времени, наладить кооперацию участников, обеспечить контроль и взаимное информирование. Выполнение этих задач возможно только в случае сформированности оргструктуры по реализации инновационной деятельности. Можно говорить о том, что при организации инновационной деятельности сначала формируется научно-производственная структура, а затем как производная от нее строится структура управления инновациями.
  2. контроль, как функция инновационного менеджмента гарантирует эффективность осуществления всех остальных функций. Сущность контроля в ИМ в том, что он обеспечивает выполнение установленных плановых заданий, направленных на безусловное достижение поставленных целей. В задачи контроля входят:

ü сбор и систематизация информации о состоянии инновационной деятельности и ее результатах;

ü оценка состояния и полученных результатов деятельности;

ü анализ причин отклонений и факторов, влияющих на результаты деятельности;

ü подготовка и реализация решений, направленных на достижение намеченных целей развития.

В системном представлении контроль выполняет функцию обратной связи в процессе управления инновациями: информационные потоки в нем направлены от объекта к субъекту. Принципиальное значение для организации контроля на предприятии имеют следующие признаки: цели контроля, предметная область, масштабы и формы контроля.

Рис.8.

Виды контроля инновационных процессов.

 

 


Стратегический контроль – составляет содержание деятельности высшего менеджмента и предусматривает учет, оценку, анализ результатов разработки и реализации перспективной концепции развития инноваций. Стратегический контроль концентрируется на жизненно важных направлениях: маркетинге, научно-технических прогнозах, продуктово-тематическом портфеле. При организации и проведении стратегического контроля используются методы качественных оценок, сравнительного анализа тенденций, международных сопоставлений.

Оперативный контроль – составляет содержание деятельности в большей степени среднего и низшего звена менеджмента. Он нацелен на текущий учет, анализ осуществляемых инновационных процессов и имеет целью обеспечение выполнения принятых плановых заданий. Объектами оперативного контроля выступают тематические и производственные задания, сроки проведения работ, предусмотренные планом ресурсы, связанные с деятельностью затраты. При организации и осуществлении оперативного контроля используются методы количественного учета и анализа состояния инновационных проектов.

Финансовый контроль инноваций ориентирован на конечные экономические результаты деятельности организации. Объектами контроля являются такие показатели, как прибыль, издержки, объемы производства и продаж, инвестиции и эффективность их использования, обеспеченность финансовыми средствами и финансовое состояние организации, а также отдельных проектов.

Административный контроль объектами административного контроля выступают проекты в целом и их отдельные части, плановые задания, сроки поставок, ситуации в коллективах исполнителей. В основе административного контроля должны лежать специально разработанные стандартные системы учета и отчетности по всем уровням управления.

 

&2.4. Менеджер в инновационной сфере.

Задачи и функции инновационного менеджмента осуществляются только через деятельность особой категории специалистов, которых принято называть менеджерами. Менеджер – это специалист, профессионально занимающийся управленческой деятельностью в конкретной области функционирования организации, разрабатывающей новшество. Это означает, что специалист занимает постоянную должность и наделен полномочиями принимать управленческие решения.

Специфика инновационных процессов как объекта управления предопределяет характер труда менеджеров в этой сфере и требования, предъявляемые к ним. Труд менеджеров в этой сфере носит высокотворческий характер, требует разносторонних знаний, предполагает склонность личности к аналитической деятельности и умение концентрироваться в определенные моменты времени на конкретных проблемах. Так как основным предметом труда менеджера является научно-техническая и управленческая информация, то обязательным условием его эффективной работы выступают знание современных информационных технологий в управлении инновациями и умение пользоваться ими. Можно выделить три категории требований к профессиональной компетенции менеджера в инновационной сфере:

  1. знания в области теории и навыки в сфере практики управления (специальные знания экономики, психологии, социологии, производства в своей области);
  2. коммуникабельность и умение работать с людьми (данный параметр можно определить при помощи тестирования);
  3. компетентность в области специализации организации (особые знания в области инновационных процессов, постоянное повышение квалификации).

 

&2.5. Организационные формы (структуры) инновационного менеджмента. [40]

В современных условиях в крупных фирмах сложились устойчивые механизмы управления научно-технической деятельностью, отражающие особенности процесса интеграции науки и производства, все большую ориентацию исследований и разработок на рыночные потребности, усиление влияния рыночных факторов на определение стратегических позиций фирм. Новые задачи повлекли за собой изменения в системе связей как по вертикали – между всеми уровнями управления, так и по горизонтали – между подразделениями научно-производственой-сбытовой цепи.

В 80-е годы новым стало возникновение и развитие интегрированных систем управления процессом инновации, выделившихся из общей системы управления производством и выпуском традиционной продукции. Разработка и внедрение нововведений превратилась в непрерывный управляемый процесс.

Новые системы управления нововведениями были приняты в крупнейших машиностроительных компаниях («ИБМ», «Дженерал электрик», «Мацусита», «Мицубиси», «Сони» и др.). Их задача – обособление подразделений, занимающихся нововведениями и перспективными направлениями развития фирмы, с целью упрощения процесса принятия решений, системы планирования и стимулирования, ускорения разработки и внедрения новой продукции за счет специализации.

Создание гибкой и комплексной системы управления инновационными процессами симулирует создание и внедрение новшеств и обеспечивает сквозное управление инновационным процессом от идеи до ее реализации. Организационно такой механизм предусматривает, что службы и отделы, рассредоточены по разным уровням управленческой структуры. Например, отделы НИОКР, при этом цикл «научные исследования–производство–сбыт» осуществлялся как линейный процесс. С течением времени появились гибкие структуры сквозного управления инновационной деятельностью, использующие горизонтальные связи между подразделениями НИОКР, производства и сбыта.

Сложившаяся как самостоятельный объект управления система управления процессом инновации предполагает:

· Создание на высшем уровне специализированных подразделений – советов, комитетов, рабочих групп по разработке технической (инновационной) политики;

· Создание центральных служб, отделений новых продуктов для координации инновационной деятельности;

· Выделение целевых проектных групп или центров по разработке новой продукции;

· Повышение роли находящихся в составе производственных отделений отделов НИОКР, лабораторий, научных центров, занимающихся инновационной деятельностью.

· Образование венчурных подразделений и специальных фондов стимулирования инновационной деятельности;

· Организацию консультационной помощи в области нововведений;

· Создание специальных отраслевых лабораторий по проблеме освоения новой технологии.

Специализированные подразделения – советы, комитеты, рабочие группы по разработке инновационной политики создаются преимущественно в крупных фирмах, предприятиях или организациях. Их задача – определение ключевых направлений инновационного процесса и внесение конкретных предложений в совет директоров для принятия решений. Обычно в такие подразделения входят управляющие производственными отделениями, представители центральных служб, НИОКР, сбытовые службы.

Центральные службы развития новых продуктов, осуществляющие координацию инновационной деятельности, обеспечивают комплексный подход к такой деятельности: разработку единой политики, контроль и координацию ИД, проводимую в различных производственных отделениях или других центральных службах. Согласование интересов центральных служб НИОКР и производственных отделений осуществляется путем совместного обсуждения идей, планирования и оценки научно-технических проектов. Особенно широко распространены совместные обсуждения новых проектов представителей различных служб Японии. Считается, что такие мероприятия в процессе ИД повышают эффективность различных стадий инновационного процесса.

Отделения новых продуктов – это самостоятельные подразделения, осуществляющие координацию инновационной деятельности в рамках организации в целом, согласование целей и направление инновационного (стратегического) развития, разработку планов и программ ИД, наблюдение заходом разработки новой продукции и ее внедрением, рассмотрение проектов создания новых продуктов.

Проектно-целевые группы – по проведению научных исследований, разработке, производству новой продукции – это самостоятельные хозяйственные подразделения, создаваемые для комплексного осуществления инновационного процесса от идеи до серийного производства конкретного вида изделия или проекта. Они создаются на среднем уровне управления и подчиняются непосредственно высшему руководству фирмы. Такие группы могут создаваться в составе одной из центральных служб – маркетинга, НИОКР, планирования ит.д. такие группы создаются на различные сроки от 2-3 лет до 10 и боле лет.

Центры развития – это также новая форма организации инновационного процесса, предполагающая создание самостоятельных подразделений, не связанных с основной деятельности фирмы. Основными показателями деятельности таких центров являются показатели, которые способствуют на первом этапе внедрения продукции расширению объема продаж и завоеванию рыночных позиций.

Венчурные подразделения – организуются в крупных компаниях на основе создания собственных фондов «рискового капитала» средства венчурных фондов часто вкладываются в небольшие начинающие фирмы, которые впоследствии поглощаются крупными, либо с ними устанавливаются долгосрочные межфирменные связи.

Специальные централизованные фонды – стимулирования нововведений создаются за счет части прибыли компаний и используются на ускорение внедрения новой продукции в серийное производство. Из таких средств в дальнейшем могут образоваться венчурные фонды, а средства могут использоваться как инвестиции в независимые венчурные фирмы или в фирмы принадлежащие корпорациям.

Фонды стимулирования нововведений в производственных отделениях создаются для стимулирования ОКР практической направленности, связанными с удовлетворением нужд производственного процесса организации.

Консультационные или аналитические группы – создаются для разработки стратегии компании, для оценки рыночной позиции нового продукта, для разработки маркетинговой стратегии. Они включают в себя ученых, специалистов и руководителей. Такие группы могут создаваться как в рамках конкретной организации, так и могут приглашаться специалисты различного уровня со стороны.

Промышленно-финансовые группы – примером наиболее яркойорганизационной структуры в экономике России являются финансово-промышленные группы (ФПГ). ФПГ включает в себя промышленные предприятия, банки, торговые организации. Их характерной особенностью является то, что функционируют как самостоятельные саморазвивающиеся организации[41].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 964; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.