Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть 2. Управление инновациями как объектами интеллектуальной собственности 2 страница




Необходимо отметить, что правовые нормы получения патентов, их поддержания в различных странах - это достаточно сложная «паутина» статей законов. Практика варьирует от страны к стране, несмотря на попытки достичь универсальности, гармонизировать законодательства многих стран. Получение патента в другой стране нередко сопряжено со значительными затратами. Во многих странах приходится нанимать местного патентного агента, чтобы удовлетворить требовании закона этой страны. Кроме того, во многих странах взимается годовая пошлина за поддержание патента в силе, а также может быть выдвинуто требование об использовании изобретения практически в этой стране, чтобы оно оставалось активным.

Поэтому при рассмотрении вопросов о целесообразности защиты результатов инновационной деятельности за рубежом необходимо внимательно изучить потенциальные рынки в этих странах. Если нет намерения активно проникать на рынки другой страны или вы не знаете третью сторону, которой вы могли бы продать (уступить) права на объект интеллектуальной собственности, выдать соответствующие лицензии, то, может быть, лучше и не предпринимать шаги по защите прав в этой стране. Однако если защита за рубежом не получена, то определенный результат инновационной деятельности может использоваться безвозмездно в других странах. Другими словами, инновационный продукт может безвозмездно производиться и предлагаться на рынке любой страны, которая не признает полученный патент.

Такая разобщенность национальных систем охраны объектов промышленной собственности, наносящая большой урон инновационной деятельности, привела к необходимости развития международных патентных систем. Все больше государств признают принципы широкой зашиты интеллектуальной собственности.

Так, постепенно развивается европейская патентная система. Идея создания этой системы возникла после Второй мировой войны в связи сдвижением европейских стран к построению общего рынка, к экономической интеграции. Важными вехами в развитии европейской патентной системы были подписание 16 государствами в 1973 г. на дипломатической конференции в Мюнхене Европейской патентной конвенции (European Patent Convention - EPC, которая вступила в силу в 1977 г., а также создание в этом же году Европейского патентного ведомства. Основная цель ЕРС - это, используя единую европейскую патентную заявку (на одном из трех официальных языков: английском, французском или немецком), предоставить возможность получать патентные права водной или нескольких странах - участниках Конвенции. Заявитель должен определить, на какие страны будет распространяться патент, и заплатить патентную пошлину за каждую из них. Это, как правило, оказывается дешевле, чем подавать отдельные национальные патентные заявки.

13 качестве основных достоинств европейской патентной системы обычно отмечаются такие, как экономия средств и времени на патентование, если охрана испрашивается не менее чем в 3 государствах; единый вариант патента для всех указанных государств, что упрощает защиту прав; получение «сильного» патента, так как европейский патент выдается только после проведения экспертизы по существу, что особенно важно для стран, в которых национальное патентное законодательство предусматривает явочную систему экспертизы.

Формирование международной патентной системы проявляется, в частности, в том, что гражданин любой из стран, подписавших Договор о патентной кооперации (РСТ - Patent Co-operation Treaty), может регистрировать заявку на получение патентов в нескольких странах, подписавших этот договор. РСТ управляется Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС - World Intellectual Properly Organization - www.wipo.org), которая с 1970 г. является специализированным отделением ООН. К странам - членам РСТ относится большинство стран мира, в частности Россия, Украина, США, Япония, Австралия, Канада, Бразилия, Норвегия, Польша, страны - члены EPC, а также некоторые страны Африки.

В настоящее время можно выделить две фазы в процедуре рассмотрения заявки и выдаче по ней охранных документов по системе РСТ:

• международная - включает в себя подачу международной заявки, проведение поиска и предварительной экспертизы;

• национальная - представляет собой обычный порядок выдачи патентов ведомством страны патентования в соответствии с требованиями национального законодательства.

Преимуществом является то, что и для РСТ, и для ЕРС заявки оформляются в одинаковом формате, т.е. существует единая международная заявка в соответствии с одним набором правил. В среднем стоимость подачи заявки по процедуре РСТ оценивается в пределах 500-1000 долл. США. Поданные заявки посылаются международной поисковой службе, где осуществляется проверка новизны; публикация заявки осуществляется в течение 18 месяцев с даты ее первой регистрации. Статус международного поискового органа получили несколько национальных ведомств, в том числе Роспатент.

Формирование единой международной патентной системы сопровождается осознанием того, что полная унификация патентных систем разных стран и недостижима, и нежелательна, поскольку каждая страна имеет в этой области свою специфику, которая отражается в ее законодательстве.

В чем преимущества и недостатки защиты инноваций как полезных моделей по сравнению с изобретениями?

Полезная модель - это конструктивное выполнение средств производства и предметов потребления, а также их составных частей. Из определения полезной модели следует, что объектом защиты в этом случае могут быть только устройства.

Полезную модель часто называют малым изобретением, так как она должна отвечать критериям новизны и промышленной применимости, хотя имеет невысокий творческий уровень (недостаточный для изобретения изобретательский шаг). Возможность и механизмы быстрой и дешевой правовой защиты конструктивных разработок существенно влияют на эффективность деятельности малых и средних инновационных предприятий.

В рамках ГК РФ срок действия исключительного права на полезную модель и удостоверяющего это право патента составляет 10 лет, причем патент может продлеваться федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности по заявлению патентообладателя на срок, указанный в заявлении, но не более чем на три года. Заметим, что раньше правовая охрана полезной модели согласно Патентному закону предоставлялась только на 5 лет (т.е. на срок в 4 раза меньший, чем для изобретения), что, впрочем, часто компенсировалось намного более простым и дешевым механизмом зашиты. В условиях жесткой конкуренции и быстрого обновления потребительского рынка этого срока нередко оказывалось достаточно. Однако представляется, что увеличение сроков правовой охраны полезной модели должно сыграть стимулирующую роль, активизирующую инновационную деятельность.

Заявка на полезную модель подвергается только формальной экспертизе, т.е. процедура выдачи патента на полезную модель носит явочный характер; проверка на соответствие критериям охраноспособности экспертным путем не проводится. Естественно, что размер пошлин за получение и поддержание свидетельства на полезную модель значительно ниже размера пошлин в случае защиты изобретения. Преимуществом процедуры защиты полезной модели является также быстрота: патент может быть получен заявителем через полгода. К недостаткам можно отнести меньшую надежность и потенциально большую частоту оспаривания правомерности выдачи патента.

Чтобы устранить этот недостаток, заявителю и третьим лицам предоставляется право ходатайствовать о проведении патентным ведомством информационного поиска по заявке с целью оценки охраноспособности полезной модели, в первую очередь ее новизны. Механизм информационного поиска позволяет инновационным предприятиям принимать гибкие управленческие решения относительно защиты результатов инновационной деятельности. Например, в зависимости от оценки изобретательского уровня, полученной на основе результатов информационного поиска, возможна трансформация заявки на полезную модель в заявку на изобретение (как подчеркивалось выше, возможна и обратная трансформация).

Хотя институт полезных моделей в нашей стране был введен относительно недавно, в других странах он возник довольно давно (в Германии - в 1891 г.). На уровне международного права полезные модели стати предметом охраны в 1911 г., когда были включены в статью Парижской конвенции по охране промышленной собственности. Поэтому важно учитывать международный опыт защиты этих объектов интеллектуальной собственности.

Как можно защитить дизайн инновационной продукции?

В последнее время все чаще встает вопрос о защите прав на такие объекты промышленной собственности, как промышленные образцы.

Понятие «промышленный образец» включает в себя технический дизайн (т.е. эргономические характеристики продукта) и эстетический дизайн (т.е. внешнюю привлекательность, цвет, текстуру, форму продукта). Другими словами, промышленный образец - это художественно-конструктивное решение изделия, определяющее его внешний вид.

Поскольку в условиях рыночной конкуренции привлекательный внешний вид товара и удобство в эксплуатации позволяют получить конкурентное преимущество по отношению к товарам с аналогичными технологическими характеристиками, постольку предприятия вынуждены вкладывать средства в разработку дизайна. Поэтому охрана дизайна или охрана промышленного образца должна предоставлять возможность инновационным предприятиям возместить затраты на разработку нового дизайна и получить соответствующую прибыль от продажи инновационных продуктов или лицензирования прав на промышленный образец.

Заметим, что определение «промышленный» означает, что патентную охрану могут получить только образцы изделий, которые воспроизводимы промышленным путем. В противном случае это могут быть произведения искусства, которые охраняются авторским правом.

В российском законодательстве в качестве критериев охраноспособности промышленного образца используются такие признанные в мировой практике критерии, как новизна, оригинальность и промышленная применимость.

Под новизной промышленного образца подразумевается совокупность существенных признаков образца, определяющих эстетические и эргономические особенности изделия (к которому применим образец), которая не известна из сведений, общедоступных в мире до даты приоритета промышленного образца. Этот критерий означает, что патентная форма охраны обеспечивает защиту промышленного образца как от копирования (аналогично авторскому праву), так и от попыток имитировать образец (не допускается сходство существенных признаков).

Оригинальным признается промышленный образец, если его существенные признаки обусловливают творческий характер его эстетических особенностей. Так, критерий оригинальности не удовлетворен, если, например, пропорционально изменены размеры известного образца, изменены только материалы, ранее известная трехмерная модель реализована в виде двухмерного рисунка и т.п.

Промышленная применимость - это возможность многократного воспроизведения путем изготовления соответствующего изделия. Следовательно, уникальные изделия, относящиеся к сфере культуры, не удовлетворяют этому критерию.

В случае положительного результата экспертизы на соответствие критериям охраноспособности и после уплаты пошлины федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности регистрирует промышленный образец и выдает патент. Патент на промышленный образец действует в течение 15 лет с даты поступления заявки в Роспатент, но по ходатайству патентообладателя срок защиты промышленного образца может быть продлен на срок не более 10 лет.

Здесь можно отметить, что в настоящее время в целом отмечается тенденция увеличения сроков действия исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (табл. 2.1), что призвано оказывать стимулирующее воздействие на творческую деятельность.

Инновационные предприятия нередко пользуются и возможностями, которые предоставляет закон в рамках временной охраны промышленного образца. Так, после подачи заявки в патентное ведомство предприятие может уведомить своего конкурента об этом. Последний, чтобы не быть в будущем оштрафованным, часто вынужден прекратить коммерческое использование соответствующего образца (право преждепользования предполагает незнание о существовании заявки).

Таблица 2.1

Изменение сроков действия исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности

 

Объект интеллектуальной собственности Согласно ранее существовавшему законодательству Согласно проекту части четвертой ГК РФ (сентябрь 2006 г.)
Срок действия исключительных прав Возможный срок продления Срок действия исключительных прав Возможный срок продления
Изобретение 20 лет - 20 лет -
Полезная модель 5 лет Максимум 3 года 10 лет Максимум 3 года
Промышленный образец 10 лет Максимум 5 лет 15 лет Максимум 10 лет
Произведение В течение жизни автора и 50 лет после смерти   В течение жизни автора и 70 лет после смерти  

В процессе управления инновационной деятельностью может возникнуть вопрос о защите дизайна за рубежом. Необходимо отметить, что в ряде стран существуют два вида законной защиты дизайнов: дизайн-право (design right) и регистрация дизайна (design registration).

Дизайн-право как авторское право возникает без необходимости предпринимать специальные формальные действия. Дизайн должен быть описан в специальном документе или фактически быть исполненным. Метод или принципы конструкции не охватываются правом на дизайн. Дизайн-право дает защиту от производства и продажи другими лицами идентичных или существенно похожих изделий.

Регистрация дизайна также осуществляется патентными ведомствами после получения заявки, проверки патентоспособности и оплаты соответствующей пошлины. При этом дизайн определенных типов изделий, у которых форма диктуется функцией (например. Медали, обложки книг, календари, марки), обычно исключается из регистрируемых дизайнов И подпадает под закон об авторском праве.

В отношении зашиты промышленных образцов за рубежом необходимо отметить, что не, существует международной системы регистрации дизайнов, и в большинстве случаев приходится подавать отдельные заявки в каждой стране, где необходимо защитить свой дизайн. Если заявка на регистрацию дизайна подается в стране, подписавшей Договор о патентной кооперации, то существует возможность получить «приоритет» на самое раннее рассмотрение заявки на защиту дизайна в странах РСТ.

В чем особенности защиты средств индивидуализации на рынках инновационной продукции?

В управлении инновационными процессами все большее значение приобретают вопросы защиты таких объектов промышленной собственности, как товарные знаки и знаки обслуживания, а также фирменные наименования и доменные имена, которые относятся к средствам индивидуализации организаций и производимой ими продукции. Это связано с тем, что одним из важных результатов осуществления инновационной деятельности является хорошая репутация предприятия, благоприятное мнение потребителей о качестве и других достоинствах его продукции. Репутация предприятия может рассматриваться как его нематериальный актив, дающий определенное конкурентное преимущество. Поэтому актуальной задачей управления инновационной деятельностью является защита хорошей репутации предприятия и его продукции, которая может принимать форму охраны товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований. Такая охрана лишает производителей подделок инновационных товаров возможности получать конкурентное преимущество, завоеванное усилиями инновационного предприятия, не тратя средства на научные исследования и разработки, технологические работы, проведение промышленных испытаний, маркетинг, рекламу, подготовку и переподготовку кадров, другие виды инновационной деятельности.

Для выделения товаров и услуг своего предприятия, их идентификации, четкого указания на источник происхождения продукции, для донесения до потребителя информации о качестве и других значимых характеристиках товаров и услуг инновационные предприятия активно используют товарные знаки и знаки обслуживания, т.е. обозначения, способные отличать товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц.

Традиционно товарные знаки были связаны с готовым продуктом, на упаковку которого они проставлялись. В условиях быстрого роста сферы услуг предприятия этих отраслей также стали использовать свои индивидуальные знаки - знаки обслуживания. Однако заметим, что в ряде стран нет отдельною термина для знаков предприятий сферы услуг. Поэтому часто понятие «товарный знак» толкуется широко, т.е. используется и для сферы услуг. Мы тоже для краткости будет применять понятие «товарный знак» в расширительном смысле.

В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации. В качестве словесных товарных знаков могут выступать искусственные слова, образуемые по принципу легкости запоминания (например, Xerox), аббревиатуры (IBM, МФТИ), имена, существующие слова, цифры. По оценкам специалистов, примерно 80% товарных знаков в мире являются словесными. Примером известного изобразительного товарного знака является трехлучевая звезда фирмы «Мерседес». Но, по мнению многих специалистов, наиболее эффективны комбинированные товарные знаки, состоящие из словесных и изобразительных элементов. Таким образом, товарный знак может быть словом, надписью, монограммой (сплетение, вязь из двух или нескольких букв в виде вензеля), рисунком, логотипом (графический символ, эмблема) или их комбинацией.

Следует отметить, что объемные товарные знаки (изображения в трех измерениях) часто защищаются одновременно и в качестве промышленного образца. Так, этикетка может быть зарегистрирована и в качестве товарного знака, и в качестве промышленного образца, поэтому ее иногда относят к так называемым смежным объектам промышленной собственности.

Процесс экспертизы заявки на товарный знак включает два этапа: предварительную экспертизу (проверка соответствия содержания заявки установленным требованиям) и экспертизу заявленного обозначения (проверка соответствия заявленного обозначения определению товарного знака).

На зарегистрированный товарный знак выдается свидетельство, которое удостоверяет приоритет товарного знака, исключительное право владельца на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве. Другими словами, владелец товарного знака имеет исключительное право пользоваться и распоряжаться товарным знаком, а также запрещать его использование другими лицами. Регистрация товарного знака действует в нашей стране в течение 10 лет, считая с даты поступления заявки в орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Но срок действия товарного знака по ходатайству владельца и после уплаты установленной пошлины может быть продлен на 10 лет, причем количество таких продлений не ограничено. В мировой практике известны товарные знаки, действующие более ста лет.

Заметим, что правовая охрана общеизвестного товарного знака действует бессрочно. По заявлению лица, считающего используемый им товарный знак общеизвестным, этот товарный знак (или даже обозначение, используемое в качестве товарного знака, но не имеющее правовой охраны на территории РФ) по решению федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности может быть признан общеизвестным в РФ, если в результате интенсивного использования товарный знак стал широко известен среди соответствующих потребителей. Такой товарный знак вносится в Перечень общеизвестных в Российской Федерации товарных знаков.

Рядом с товарным знаком его владельцем может проставляться предупреди тельная маркировка ®, указывающая на то, что применяемое обозначение является зарегистрированным товарным знаком.

Поскольку рынки многих инновационных продуктов и услуг носят глобальный, мировой характер, постольку принципиальное значение имеет участие России в международных соглашениях, касающихся товарных знаков, в первую очередь это - Парижская конвенция но охране промышленной собственности (1883) и Мадридское соглашение о международной регистрации знаков (1891).

Бросающийся в глаза, отличный от других товарный знак может быть неотъемлемой частью маркетинговой стратегии инновационного предприятия. Поэтому профессиональная разработка товарного знака может представлять собой надежные инвестиции в будущее.

Необходимо отметить, что организация может владеть несколькими товарными знаками и использовать их для идентификации различных классов своей продукции. При этом каждая организация имеет специальное, так называемое фирменное наименование, которое состоит из двух частей: произвольной части, являющейся собственно наименованием, и обязательной части, которая однозначно определяет его организационно-правовую форму.

Правовые режимы охраны фирменных наименований в разных странах характеризуются большим разнообразием. Право на фирменное наименование относится к числу имущественных прав, оно не может быть отделено от предприятия. Поэтому невозможны лицензирование фирменного наименования или его продажа без продажи предприятия.

Для эффективной защиты инновационного предприятия от недобросовестной конкуренции важно правильно использовать в коммерческих целях фирменное наименование и товарный знак. Во многих случаях эффективной оказывается защита товарного знака, который полностью повторяет слово или словосочетание, образующее произвольную часть фирменного наименования (например, предприятие с фирменным наименованием «ООО "Спектр"» регистрирует товарный знак «Спектр»). Нередко произвольная часть фирменного наименования является словесным элементом комбинированного товарного знака, включающего и изобразительный элемент. Ряд организаций в качестве товарного знака регистрируют аббревиатуру произвольной части своего фирменного наименования.

Таким образом, сочетание фирменного наименования организации с товарным знаком, проставляемым на его инновационной продукции, является эффективным управленческим шагом для защиты результатов инновационной деятельности организации, ее коммерческого успеха.

Здесь важно отметить, что впервые в российском законодательстве была предпринята попытка введения права на доменное имя, которое способствует развитию на основе интернет-технологий таких важнейших нематериальных ресурсов инновационных организаций, как имидж, репутация, продвижению их торговых марок в сети Интернет.

Доменное имя - это символьное обозначение, предназначенное для идентификации информационных ресурсов и адресации запросов и сети Интернет и зарегистрированное в реестре доменных имен в соответствии с общепринятым порядком и обычаями делового оборота.

Наряду с промышленной собственностью важной составляющей интеллектуальной собственности является авторское право.

Интеллектуальные права на произведения науки, литературы (к которым согласно законодательству многих стран, в том числе и России, отнесены программы ЭВМ и базы данных) и искусства являются авторскими правами.

В силу растущей значимости для инновационной деятельности программного обеспечения, быстрого роста инновационных продуктов и услуг индустрии информатики программы для ЭВМ и базы данных относятся к объектам авторского права. Важно отметить, что правовая охрана не распространяется на идеи и принципы, лежащие в основе компьютерной программы или базы данных. В качестве объекта охраны выступает не идея, заключенная в алгоритме, а компьютерная программа как конкретная форма реализации данного алгоритма в виде совокупности команд и данных, охраняемая как произведение литературы. Базы данных с точки зрения правовой охраны аналогичны сборникам литературных произведений.

Однако в течение последних лет охрана программного обеспечения остается остродискуссионным вопросом. Компьютерная система в общем виде представляет собой комбинацию аппаратных средств и программного обеспечения (системного и прикладного), и не существует четких границ между функциями программного и аппаратного обеспечения в силу их определенной технической эквивалентности. Как отмечают специалисты, все больше финансовых и человеческих ресурсов направляется на создание программного обеспечения, а не па производство схем с фиксированным монтажом, так как для адаптации к новым требованиям легче изменить функции, воплощенные в программном обеспечении, чем аппаратные средства. Это является причиной сложности поиска адекватного подхода к защите компьютерных систем и их составляющих.

Так, Европейское патентное ведомство придерживается подхода, согласно которому если объект интеллектуальной собственности вносит соответствующий вклад в уровень развития техники, то в выдаче патента не должно быть отказано лишь на том основании, что использование данного объекта связано с компьютерной программой, в результате чего патентоспособными оказываются машины с программных управлением, выдаются патенты на системное программное обеспечение в сочетании с аппаратными средствами.

Еще более «либеральный» подход к патентованию программного обеспечения характерен для США, где количество патентов на процессы программирования (от машинных инструкций до характеристик пользовательских интерфейсов) исчисляется тысячами. Однако разработчики программного обеспечения в этой стране бьют тревогу, поскольку многие из этих процессов являются, по их мнению, традиционными, а следовательно, очевидными (в патентном ведомстве США нет системы классификации программ, но даже если бы она была разработана, то гигантское число создаваемых программ делает поиск предшествующих аналогов невозможным). Это, в свою очередь, может привести к тому, что тысячи процессов, используемых компаниями в их программах, могут стать предметом патентного спора.

В долгосрочной перспективе патентование программ, по мнению многих специалистов в этой области, может привести к ощутимым негативным последствиям. Например, тяжесть расходов, связанных с приобретением лицензий во избежание патентных споров, может оказаться непосильной для многих малых компаний, а индивидуальные разработчики программного обеспечения могут вообще исчезнуть (см. например, [32]).

Как уже отмечалось, в нашей стране правовая охрана компьютерных программ и баз данных базируется на авторском нраве, однако это не исключает, что в рамках какого-то устройства или способа программа может быть защищена патентным нравом.

Согласно российскому закону не всякое произведение как результат интеллектуальной, мыслительной деятельности человека охраняется нормами авторского права. Произведение должно обладать такими признаками, как творческий характер и объективная форма выражения. При этом не требуется подтверждения наличия у произведения этих признаков до тех пор, пока не возникает спор по поводу авторских прав. В этом случае суд признает или нет результат инновационной деятельности произведением, охраняемым авторским правом, исходя из этих критериев охраноспособности произведения.

Авторское право распространяется как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме, например письменной (рукописной, печатной и т.д.), устной (публичное произнесение, публичное исполнение и т.д.), звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и т.д.), изображения (рисунок, эскиз, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и т.д.), объёмно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и т.д.). Другими словами, произведение должно существовать в форме, которая приобрела самостоятельное от личности автора бытие.

Например, если инновационная организация в сфере образования разработала дистанционный обучающий куре (инновационный образовательный продукт), который включает видеолекции, компьютерную обучающую программу и печатное методическое пособие, то создание и использование этого результата инновационной деятельности будет регулироваться авторским правом.

При этом очень важно понимать, что авторское право охраняет форму выражения произведения, но не его содержание как таковое, т.е. авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты. На примере книги и это означает, что объектом авторского права являются не идеи, изложенные в книге, а сама книга как научное произведение, существующее в объективной печатной форме (или, другими словами, книга как печатная форма выражения научного произведения).

С другой стороны, авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено, т.е. если вы дарите книгу или CD с компьютерной обучающей программой, автором которых вы являетесь, то такая передача права собственности на материальный объект или права владения материальным объектом сама по себе не влечет передачи каких-либо авторских прав на произведение, выраженное в этом объекте.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 334; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.