Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть 4. Управление национальными инновационными системами 2 страница




В настоящее время в нашей стране активно развивается стратегический подход к управлению инновационной сферой, разрабатываются и реализуются на национальном уровне инновационные стратегии. Министерством образования и науки Российской Федерации разработана «Стратегия Российской Федерации в области развития науки и инноваций на период до 2010 г.» - www.rnon.gov.ru/science-politic/conceplion. Ведутся активные работы по выработке стратегий развития национальной инновационной системы на период до 2015 г., стратегических приоритетов на период до 2025 г.

Для того чтобы не утратить перспектив роста национальной конкурентоспособности на мировых рынках наукоемкой продукции, а также избежать необратимости отставания от ведущих стран в период их перехода к новому этапу формирования инновационного общества (построению экономики, базирующейся преимущественно на генерации, распространении и использовании знаний), в нашей стране необходим радикальный пересмотр подхода государства к управлению инновационной системой.

В качестве основных стратегических задач развития российской НИС на период до 2015 г. рассматриваются:

• создание эффективной инновационной системы, встроенной в глобальную инновационную систему и соответствующей по основным параметрам инновационным системам развитых зарубежных стран, как основы для технологической модернизации экономики и повышения ее конкурентоспособности на основе передовых технологий;

• создание сбалансированного и устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок, имеющего оптимальную институциональную структуру, обеспечивающего расширенное воспроизводство знаний, конкурентоспособного на мировом рынке.

Стратегический подход к развитию НИС подразумевает выработку четких стратегических приоритетов, отказ от политики государства по принципу «всем сестрам по серьгам», концентрацию бюджетных ресурсов в ограниченном числе секторов, но таких, которые определяют конкурентоспособность национальной экономики.

В качестве рационального варианта стратегии финансирования инновационной системы России до 2015 г. Министерством науки и образования РФ в проекте «Стратегии Российской Федерации в области развития науки и инноваций на период до 2015 г.» предложено увеличение объемов финансирования из федерального бюджета за период 2005-2015 гг. в 8 раз, из бюджетов субъектов Российской Федерации - в 12 раз, из внебюджетных источников - в 33 раза (рис. 4.4).

Рис. 4.4. Планируемое финансирование инновационной стратегии

ГЛАВА 4.2. НОВЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ НИС: КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИННОВАЦИОННЫХ СИСТЕМ МАЛЫХ СТРАН

Последние десятилетия в условиях становления информационного общества, основанного на знаниях, эффективном развитии НИС, повышении инновационной активности, рассматриваются как ключевые факторы обеспечения конкурентных позиций страны на мировых рынках. Однако анализ национальных инновационных систем, их конкурентоспособности проводится в основном для крупных стран, в первую очередь для США, России, Японии, Китая и др., обладающих мощным экономическим и научно-техническим потенциалом[2]. Означает ли это, что так называемые эффекты масштаба по-прежнему оказывают существенное влияние на конкурентоспособность инновационных систем?

Опыт развития национальных инновационных систем ряда малых стран доказывает, что управление ими может основываться на стратегиях, реализующих совершенно другое множество ключевых факторов успеха, чем в случае крупных стран.

Каковы ключевые факторы успеха развития НИС малых стран?

В этой главе мы рассмотрим пути построения конкурентоспособных инновационных систем для стран, которые не имеют ни широкой технологической базы, ни разветвленной научной и технологической инфраструктуры, ни многонациональных корпораций, базирующихся в этих странах. В условиях глобальной экономики, где доминируют крупные страны и многонациональные корпорации, попытаемся отобразить, спроецировать множество достоинств и недостатков малых и средних организаций на множество потенциальных достоинств и недостатков малой страны. Важно подчеркнуть, что аналогия инновационной политики малых стран с инновационными стратегиями малых и средних организаций проводится с целью осмыслить новые подходы к эффективному управлению национальными инновационными системами.

Еще недавно традиционным ответом инновационной политики малых стран на влияние процессов глобализации было, образно говоря, «задраить люки», т.е. препятствовать вторжению многонациональных корпораций и использованию местных ресурсов. Однако опыт некоторых малых стран показывает, что эффективной стратегией для этих стран может быть развитие по другому пути, который характеризуется гибкостью и быстрыми коммуникациями, созданием сетей, развитием способности национальных организаций воспринимать и развивать технологии.

Уточним, что понимается под малыми странами. Хотя несколько критериев может использоваться для того, чтобы определить размер страны, наиболее общепринятым из них является численность населения. Так, в работе «Малые страны в условиях технологической революции» в качестве верхнего предела для численности населения малых стран рассматривается цифра 25 млн. человек [163].

Обсуждение специфики инновационно-технологического развития малых стран часто основывалось на положении о том, что малый размер является одной из таких характеристик национальной экономики, которые представляют собой определенные препятствия для успешных технологических инноваций [163]. Это не те препятствия, с которыми сталкиваются бедные или развивающиеся страны, хотя и в этом случае может ощущаться нехватка ресурсов. Это и не те проблемы, с которыми сталкивается регион или крупный город большой страны (это различие объясняется двумя важными факторами: во-первых, малая страна имеет определенную степень автономии в смысле макроэкономической политики; а во-вторых, она осуществляет контроль границ в смысле потоков факторов затрат из страны и в страну). Каковы же эти препятствия или недостатки?

Для ответа на этот вопрос часто проводится аналогия между малой страной и малой организацией. При этом важно отметить, что, как отмечают С. Давенпорт и Д. Бибби, аналогичными, т.е. общими, у них являются не только недостатки, но и преимущества, т.е. некоторые сильные стороны и возможности малых стран аналогичны сильным сторонам и возможностям малых организаций [148].

Достоинства и недостатки, сильные и слабые стороны малых организаций в инновационной сфере кратко можно обобщить следующим образом. Если инновационные преимущества крупных организаций связаны главным образом со значительными финансовыми и технологическими ресурсами, т.е. имеют характер материальных преимуществ, то преимуществами малых организаций являются предпринимательский динамизм, внутренняя гибкость и быстрая реакция на изменяющиеся условия, т.е. они имеют характер поведенческих преимуществ.

Поэтому, если преимущества и недостатки малых и средних организаций действительно аналогичны преимуществам и недостаткам малых стран, то последние можно описать, приравнивая, например, особенности менеджмента в малых и средних организациях к специфике государственного управления в малых странах, рыночное поведение малых организаций - к месту и роли малых стран на глобальном рынке.

В чем заключаются ключевые вопросы национальной инновационной политики малых стран?

По-видимому, эту аналогию можно использовать и при разработке эффективной инновационной политики малых стран, для которой можно проводить параллели с технологической стратегией малых и средних организаций. Конечно, необходимо отметить, что аналогия, сходство между малыми организациями и малыми странами имеет ограниченный характер. Например, можно провести определенную аналогию и между проблемами крупных компаний и проблемами малых стран. Но несмотря на это, может быть полезным рассматривать поведение малой страны в бизнес-контексте, использовать аналогию технологической стратегии малой организации с инновационной политикой малой страны.

Итак, в качестве ключевых вопросов технологических стратегий малых организаций многие специалисты выделяют:

• накопление технологических компетенций;

• внутреннюю стратегическую интеграцию;

• организационные особенности, в частности организационную культуру и гибкость;

• внешнюю ориентацию (см., например, [149]).

Их эквивалентами на национальном уровне, т.е. ключевыми вопросами национальной инновационной политики, в малых странах являются:

• накопление национальных технологических компетенций;

• целостность национальной стратегии;

• национальные особенности, в частности национальная культура, этос и моральное состояние нации;

• международная ориентация.

Другими словами, тщательно проработанная, обоснованная инновационная политика малых стран должна включать идентификацию тех ниш, которые страна стратегически стремится занять на международных рынках; планирование процесса создания национальных технологических преимуществ посредством интеграции национальных НИОКР, международного лицензирования, создания совместных предприятий или приобретений. Особое внимание должно уделяться обучению, поскольку малые страны постепенно развивают специфические для их технологической и инновационной сферы навыки и умения посредством четкой приверженности на национальном уровне процессам обучения, дополняемым интеграцией знаний на международном уровне. Одной из центральных черт инновационной политики малых стран должно быть воспитание в людях способности работать в новых изменяющихся условиях, реализация образовательной стратегии обучения в течение всей жизни человека.

Многие из малых (согласно описанным выше критериям) стран, такие, как Новая Зеландия и Австралия, традиционно полагались в конкурентной борьбе на такие факторы, как хороший климат, подходящий для производства сельскохозяйственного сырья, и выполняли роль «продовольственных ферм» для крупных держав, которые, в свою очередь, вносили свой вклад в форме финансовых и технологических ресурсов. Центральной проблемой таких малых стран является то, что их товарная продукция характеризуется преимущественно низкой степенью переработки и не позволяет создать основу для успешной международной конкуренции с более крупными странами и, в свою очередь, поддерживать тот высокий уровень жизни, который характерен для таких стран.

Однако по аналогии с преимуществами малых организаций в инновационной сфере специалисты отмечают целесообразность изменения акцентов в технологической политике многих малых стран с этих исторически используемых материальных преимуществ на поведенческие преимущества предпринимательского динамизма, внутренней гибкости и быстрого отклика на изменяющиеся обстоятельства с целью максимизировать объемы наукоемкого производства и завоевать определенные ниши рынков промышленной продукции и услуг.

Как могут основанные на знаниях поведенческие стратегии быть реализованы в инновационной политике малых стран? Рассмотрим последовательно каждый из выделенных стратегических элементов (заметим, что при этом признается и их взаимозависимость).

Накопление национальных технологических компетенций

Если раньше малые исредние организации полагались преимущественно на внешние источники ноу-хау, то в последнее время они стали стремиться к накоплению технологических компетенций. Фактически в настоящее время они конкурируют не столько на основе продукта, сколько на основе внутренне генерируемых знаний иопыта (см., например, [149]).

В качестве эквивалента для малых стран можно рассматривать то, что они в настоящее время конкурируют на основе опыта и компетенций, дифференцируя свою продукцию от продукции других стран, которые не имеют соответствующих технологических компетенций. Однако, поскольку другие страны могут приобретать соответствующие опыт и ноу-хау, постольку конкуренция на основе накопления технологических компетенций представляет собой непрерывную, постоянно продолжающуюся конкурентную игру. Страны не только должны сохранять свои собственные базы компетенций, но также должны понимать и учитывать, какие способности, навыки и умения потребуются в будущем для того, чтобы превзойти конкурентов. Хотя элементы технологических компетенций реализованы в продуктах, неявные знания в форме навыков и способностей воплощены в людях, в человеческом капитале.

Инновационная политика должна поддерживать инвестиции в способности, навыки и умения, при этом особый акцент должен делаться на обучении работников с целью максимизации национальной способности ассимиляции знаний. Инновационная политика должна стимулировать взаимодействия между обучаемыми и обучающими, где бы необходимая компетенция ни находилась, для того чтобы овладеть неявным знанием. Поэтому, например, традиционный выезд молодых, недавно обученных специалистов из малых стран в другие страны может рассматриваться как возможность приобретения опыта и компетенций. При условии, что нация сможет привлечь обратно в страну существенную часть этого человеческого капитала в рамках разумного периода времени, внешний опыт обучения может рассматриваться как потенциальное увеличение национальной абсорбционной способности.

Влияет ли размер страны на национальную способность ассимиляции знаний?

Как и в случае малой организации, малый размер страны должен благоприятно влиять на внутреннюю диффузию знаний. Университеты и другие учебные заведения были и продолжают оставаться главными узлами знаний в малых странах. Но для увеличения национальной способности ассимиляции знаний (в противоположность абсорбционной способности отдельной организации) требуется, чтобы национальная инновационная политика поддерживала личные взаимодействия или, по крайней мере, соответствующие коммуникационные средства для передачи явно выраженного знания. Чем больше плотность коммуникационных сетей между организациями в данной стране, тем более вероятно, что знания распространятся от места их производства к месту их потенциального применения. Таким образом, увеличение национальной способности ассимиляции знаний должно включать не только инвестирование в индивидуальные навыки и умения, но и поддержку большого количества сетей даже между, казалось бы. несвязанными секторами, так как не всегда возможно предсказать, где определенный «байт» знаний будет необходим.

Национальная трансформационная способность также является вопросом инновационной политики. Трансформационная способность на национальном уровне зависит от того, насколько хорошо выполняются три задачи: выбор технологий, их поддержание во времени и, когда необходимо, их восстановление и синтез (см., например, [167]).

В большей степени, чем крупные страны, малые страны должны быть способны сохранять в национальной «сокровищнице» аккумулированные за предыдущий период технологии и технологические компетенции. Регистрация патентов в данной стране является лишь одной из граней такой «сокровищницы». Политика, направленная на расширение трансформационной способности, должна включать сохранение национальной технологической памяти путем преобразования неявного знания в портфель явного знания посредством, например, поддержания детальных и полных баз данных по предыдущим исследованиям, разработкам и связанным с ними проектам, осуществляемым во всех организациях страны. Такое хранилище информации должно быть более динамичным, чем просто бюрократический каталог.

Если такая явно выраженная «задокументированная» память становится доступной всем национальным организациям, то это способствует воссозданию и синтезу технологий. Конечно, существуют проблемы относительно реализации такой политики, поскольку явно выраженное знание затем может стать доступным иностранным фирмам, которые связаны сданной страной. Однако нация и в этом случае может получить выгоды, если воссоздание и синтез осуществляются внутри страны или если получен определенный доход от, например, лицензирования интеллектуальной собственности.

Целостность национальной стратегии

Как и в случае организационного уровня, инновационная политика не может рассматриваться на национальном уровне в изоляции от других аспектов деятельности, в том числе валютной политики, политики управления государственными расходами и внутренними сбережениями, социальной политики и политики, направленной на развитие человеческих ресурсов и др.

Страны должны получать преимущества от разработки стратегий и политики на национальном уровне в силу потенциально эффективных информационных потоков и коммуникаций внутри страны. Масштаб национальной деятельности также позволяет тем, кто разрабатывает политику в малых странах, более полно и всесторонне учитывать особенности действия различных факторов и среды, что приводит к более аргументированной формулировке стратегий и политики.

Малые и средние организации, как правило, следуют адаптивной технологической стратегии, основанной на создании базы ключевых технологий, позволяющей реагировать на изменения среды. Они также разрабатывают стратегию развитая человеческих ресурсов, которая сопровождается активными усилиями по привлечению наиболее талантливых сотрудников. Проводя аналогию для инновационной политики малых стран, необходимо отметить, что она должна быть адаптивной и гибкой, но при этом основана на тщательно разрабатываемой стратегии инвестиций в технологии и человеческие ресурсы. Как и малые организации, малые страны постоянно сталкиваются с проблемой выделения финансовых средств на долгосрочные исследования; другими словами, финансовые аспекты политики являются решающими при осуществлении национального технологического выбора и стратегических инвестициях.

Национальные особенности

Нередко один из основных вопросов технологической стратегии в малых и средних организациях заключается в том, как наилучшим образом достичь состояния организационной гибкости. Основное внимание при этом смешается на структуру и системы, которые должны быть гибкими и креативными, но при этом управляемыми. На стимулирование внутрифирменных коммуникаций значительное влияние, но мнению многих специалистов, оказывают:

• архитектура и физическая среда;

• этический и моральный климат;

• методы консультирования и принятия решений.

Если эти три вопроса, имеющих важное значение для усиления коммуникаций, преломить в национальном контексте, то, вероятно, они будут эквивалентны проблемам инфраструктуры, национальной культуры и управления системами консультирования и принятия решений.

Как и в случае малых организаций, инновационная политика с большей готовностью разрабатывается и принимается, если инфраструктура и культура способствуют коммуникациям, благоприятны для их развития. Поддержание инновационной инфраструктуры является ключевым вопросом политики в малых странах с низкой плотностью населения, так как распространение физических активов является ресурсоемким, хотя современные коммуникационные технологии, позволяющие усовершенствовать этот процесс, способствуют доступу к этим активам.

Национальная культура, этос и моральное состояние нации являются существенными для привлечения и сохранения ключевых человеческих ресурсов. Аналогично тому, как определенные организации являются «хорошим местом работы», культура, стиль жизни и уровень жизни определяют национальные особенности и могут иметь ключевое значение для успешного аккумулирования технологических компетенций.

Конечно, национальный эквивалент организационных усилий по привлечению наиболее способных работников должен определяться не только научной и технологической политикой, но и государственными инициативами в области образования, развития экономической и социальной сферы, совместное действие которых позволяет поддерживать соответствующий национальный этос и моральное состояние. В таком свете национальная инновационная политика включает все эти моменты.

Международная ориентация

В качестве преимущества малых и средних организаций рассматривается их способность обучаться, поскольку они, как правило, интегрированы в различные внешние сети, которые являются благоприятной средой для обучения. Малые инновационные компании обычно имеют широкие связи с другими организациями, причем уровень внутренней компетенции является важным фактором, определяющим склонность и способность компании формировать технологические связи. Основные типы их технологических связей часто возникают в области субдоговорных и совместных НИОКР, маркетинговых и производственных отношений, связей в государственном секторе. Особое внимание уделяется сетям поставщиков информации.

Аналогией на уровне национальной политики является внимание к накопленным технологическим компетенциям путем поощрения специалистов данной страны в формировании международных сетей наличном и организационном уровнях.

Международное сотрудничество на уровне отдельных ученых уже стало предметом многих исследований. С развитием нового способа производства знаний требуемые знания могут распространяться в другие производственные места, поэтому политика должна также поощрять связи между различными обучающимися и обучающими. Эти производственные места, площадки будут, вероятно, включать, например, промышленные и высокотехнологичные фирмы. Поэтому инновационная политика должна поддерживать такие взаимодействия через альянсы, совместные предприятия, а потенциально - прямые иностранные инвестиции и иностранную собственность, так как эти инвестиции включают прямые взаимодействия с зарубежными источниками знаний.

Приведенная аналогия также предполагает, что альянсы выходят за границы традиционных технологических связей в области НИОКР, включают также маркетинговые и производственные взаимосвязи между фирмами в малых странах и организациями в крупных странах и многонациональными корпорациями с целью приобретения информации и ноу-хау. Поэтому «правительства и их агентства, сами или в сотрудничестве с другими, будут правильно поступать, если станут функционировать как честные брокеры» [170]. Эта аналогия также подчеркивает важность для диффузии нового знания того, чтобы имелся некоторый связанный с соответствующей областью предварительный опыт и знания в данной стране.

Таким образом, внешняя ориентация инновационной политики тесно связана с политикой накопления технологических компетенций, а центральное значение в инновационной политике в конечном счете имеет человеческий капитал и компетенции.

ГЛАВА 4.3. ВЗАИМОДОПОЛНЯЕМОСТЬ НИС-ПОДХОДА И ТЕОРИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ НИШ

Понятие национальной инновационной системы стало очень важным как при изучении инновационных процессов, так и при описании национальных систем, в которых они происходят. В рамках этого подхода (НИС-подхода) предполагается, что «системные элементы в рамках национальных экономик более важны, чем межнациональные элементы» [201].

По существу, основными факторами (детерминантами) инноваций, которые рассматриваются при анализе национальных инновационных систем, являются следующие [200]:

• рыночные и ресурсные факторы, включая потребительские предпочтения;

• взаимоотношения между потребителями и производителями, которые часто особенно интенсивны в рамках национальной системы;

• исследовательская система, которая генерирует научную и технологическую новизну;

• технологические взаимозависимости в стране, которые наиболее значимы на ранних стадиях инновационных процессов;

• связи и факторы, определяемые государственной политикой в различных областях (например, научная и технологическая политика или оборонные исследования), а также условия для технологической и экономической деятельности (определяемые в рамках такой политики), такие, как законодательные нормы и правовое регулирование;

• система образования и обучения, развивающая навыки, умения и компетенции, необходимые для инновационной деятельности;

• множество других национальных институтов, поддерживающих инновационную деятельность, таких, как отраслевые и инженерные ассоциации.

В чем заключается ограниченность НИС-подхода?

В рамках системного НИС-подхода предполагается, что эти факторы оказывают влияние на всех заинтересованных лиц как в экономической, так и политической сфере. Воздействие факторов осуществляется посредством различного рода связей, которые могут быть обобщены как финансовые, технологические, научные, информационные и социальные потоки, а также законодательные и политические связи.

Несмотря на очевидный успех развития и реализации концепции национальных инновационных систем, специалисты отмечают ряд критических моментов относительно НИС-подхода, т.е. исследовательского подхода, основанного па национальной инновационной системе.

1. Даже в работах, выполненных в рамках самого НИС-подхода, отмечается, что в нем не проводится серьезного рассмотрения отраслевых или технологических факторов, которые нередко играют более важную роль для развития инновационных процессов, чем системные национальные факторы или институты. Кроме того, в ряде случаев было бы очень желательно иметь дело с международными системами, например когда интенсивные международные потоки научной информации играют основную роль.

2. НИС-подход является во многом достаточно дескриптивным, описательным и в определенной степени статичным подходом, который схватывает динамику процессов диффузии инноваций только частично. Основное внимание уделяется институциональным структурам, в рамках которых осуществляются исследования и разработки и которые определяют доминирующий технологический режим.

3. Поиску ответа на вопрос о том, как трансформировать институциональный кон текст и как осуществлять радикальные технологические изменения, уделяется недостаточное внимание. В рамках этого подхода могут быть объяснены инкрементальные улучшения доминирующих технологий, но не то, как происходит появление новшеств и как они могут стимулировать радикальные изменения. Другими словами, НИС-подход позволяет изучать барьеры диффузии инноваций на более поздних стадиях эволюции технологий, но не позволяет исследовать ключевые ранние стадии инновационного процесса.

4. Наконец, НИС-подход при объяснении инноваций фокусируется на факторах, которые могут быть названы «макропеременными», т.е. главным образом на переменных, которые затрагивают всю систему.

Однако инновационные технологии часто появляются при очень специфических обстоятельствах, в определенном «микроклимате», который характеризуется местными или специфичными для технологии факторами. Именно такое микровидение характерно для подхода развития технологических ниш.

Безусловно, что на появление новых технологий оказывает влияние национальная инновационная система, но понимание этого не проливает свет на вопрос о том, как новые технологии начинают распространяться или, другими словами, как происходит диффузия инноваций. Таким образом, основное достоинство исследовательского подхода, основанного на анализе национальных инновационных систем - структурированность анализа, - нейтрализуется недостаточным, ограниченным пониманием динамики изменений в инновационных системах на микроуровне.

Что понимается под -технологической нишей'?

Этот недостаток НИС-подхода может быть компенсирован путем его сочетания, одновременного использования с подходом, в рамках которого исследуются процессы формирования и развития технологических ниш.

Многие исследования показали, что новые технологии сначала разрабатываются в «технологических нишах». Технологическая ниша определяется как специальная область для применения новой технологии, которая представляет собой своего рода испытательный стенд, где в условиях временной защиты от рынка и других институциональных давлений производители, пользователи, а иногда и правительство, другие заинтересованные стороны развивают технологию, доводя ее до зрелого состояния. Заметим, что определение «технологическая» позволяет провести различие между областью применения, где необходимы специальные меры защиты, и областью применения, где они уже не требуются. Последняя ситуация часто понимается как «рыночная ниша».

Итак, защита необходима, так как технические, экономические, организационные и социальные факторы оказывают давление на процесс принятия технологических решений, т.е. оказывают влияние на его развитие в определенном направлении. Эти факторы образуют существующий «технологический режим», который определяется как весь комплекс научных знаний, технических приемов, производственных технологий, характеристик продукции, навыков, умений и процедур, а также институтов и элементов инфраструктуры, который придает целостность каждой технологии.

Заметим, что понятие технологических режимов встречается как в работах по национальным инновационным системам, так и в работах по развитию технологических ниш. Однако если теория развития ниш рассматривает технологические режимы как научно-когнитивный и технологический контекст для более детального анализа процессов технологической эволюции, то в работах по национальным инновационным системам технологические режимы обычно рассматриваются как элемент на уровне национальной системы. Определенная национальная инновационная система обычно включает несколько технологических режимов для различных технологических полей и секторов.

При разработке новой технологии участники инновационного процесса сталкиваются со многими неопределенностями и рисками, которые они стремятся уменьшить путем получения знаний, опыта и навыков, связанных с соответствующими технологиями. Эта деятельность ориентирована на существующий технологический режим, законодательство и поддерживающие институты.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 539; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.