Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Программа дисциплины




Тюрикова Г.Н.

Анатомия и ВОЗРАСТНАЯ физиология

ФГБОУ ВПО

«Орловский государственный университет»

Социальный факультет

 

Г.Н. Тюрикова

 

 

(Учебно-методическое пособие)

 

Орел, 2013

 

 


УДК

ББК

 

Рекомендовано к печати редакционно-издательским советом

ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет».

Протокол № от «___» _______________ 2013 г.

 

Рецензенты: Овсянникова Н.Н. – кандидат биологических наук, профессор, зав. кафедрой анатомии, физиологии, гигиены и экологии человека ОГУ;

Правдюк В.Н. – доктор педагогических наук, профессор

 

Анатомия и возрастная физиология: Учебно-методическое пособие. – Орел: ОГУ. – 2013. – ___ с.

 

Пособие подготовлено в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование по профессионально-образовательной программе «Психология и социальная педагогика» и предназначено для самостоятельной работы по дисциплине «Анатомия и возрастная физиология» бакалавров очной и заочной форм обучения. Пособие содержит программу дисциплины, карту самостоятельной работы студентов, учебные материалы для подготовки к занятиям, методические рекомендации для выполнения заданий, примерные варианты тестовых заданий и ответы на них, вопросы для подготовки к экзамену.

Материалы, представленные в пособии, учитывают специфику дисциплины, способствуют организации процесса подготовки бакалавров, позволяют проверить степень усвоения ими основных базовых понятий и компетенций изучаемой дисциплины.

Учебно-методическое пособие адресовано преподавателям и студентам, изучающим дисциплину «Анатомия и возрастная физиология», оно может быть использовано и при организации учебных занятий в средних учебных заведениях (муниципальные школы, лицеи, гимназии, колледжи).

 

УДК

ББК

 

© Г.Н. Тюрикова, 2013

 

 


Предисловие

 

Проблема современного высшего образования неразрывно связана с компетентностным подходом к усвоению бакалаврами сущности изучаемых явлений, а также с овладением ими приемами обработки и понимания лекционного материала. Одним из путей решения этой проблемы является усиление внимания к самостоятельной работе. Самостоятельная работа бакалавра включает две взаимосвязанные части – аудиторную и внеаудиторную на основе мотивированной познавательной деятельности, требующей самоорганизации и самодисциплины. Следовательно, правильно организованная самостоятельная работа бакалавров может повысить качество их обучения.

Определенную помощь студентам в освоении дисциплины «Анатомия и возрастная физиология» и в организации их самостоятельной работы, на наш взгляд, может оказать разработанное нами учебно-методическое пособие.

Данное пособие разработано для бакалавров, изучающих дисциплину «Анатомия и возрастная физиология», которая в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование по профессионально-образовательной программе «Психология и социальная педагогика» включена в учебный план в блоке математических и естественнонаучных дисциплин федерального компонента.

Предлагаемое пособие поможет бакалаврам в освоении данной учебной дисциплины и в организации самостоятельной работы по индивидуальному плану. Оно содержит необходимый лекционный материал, комплекс практических занятий, необходимый материал и задания для различного вида самостоятельных работ, рекомендуемую литературу. Представленный в пособии вариант текстового проверочного задания позволяет бакалаврам студентам проверить степень своей готовности к итоговой аттестации и уровень усвоения ими основных базовых понятий и компетенций.

 


«Анатомия и возрастная физиология»

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Целью дисциплины является подготовка бакалавра, способного решать следующие профессиональные задачи:

· использование здоровьесберегающих технологий в профессиональной деятельности;

· использование научно обоснованных методов и современных информационных технологий в организации собственной профессиональной деятельности;

· помощь школьникам в процессе профессиональной ориентации и профессионального самоопределения;

· участие в разработке индивидуальных траекторий развития детей и подростков;

· организация комплекса мероприятий по развитию и социальной защите обучающихся в образовательном учреждении и по месту жительства;

· организация социально полезных видов деятельности обучающихся, развитие социальных инициатив, социальных проектов;

· обеспечение охраны жизни и здоровья детей в образовательном процессе.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

· готов использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-4);

· способен понять принципы организации научного исследования, способы достижения и построения научного знания (ОК-9);

· владеет средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готов к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-10);

· выполняет требования гигиены, охраны труда;

· способен формировать навыки здорового образа жизни и безопасной образовательной среды с учетом требования гигиены и охраны труда, владеет основными методами защиты работников, обучающихся и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11).

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

· строение и законы функционирования высшей нервной деятельности человека;

· особенности строения и функционирования организма человека;

· нормы здорового образа жизни.

Уметь:

· учитывать индивидуальные и возрастные особенности физиологии учащихся.

Владеть:

· методами сбора и обработки данных, современными компьютерными и информационными технологиями

Содержание дисциплины

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела
1. Биология индивидуального развития человека   Организм как сложная целостная система. Системные принципы регуляции физиологических функций. Представление об индивидуальном развитии человека. Физическое развитие. Возрастная периодизация, календарный и биологический возраст, их соотношение. Критерии определения биологического возраста на разных этапах онтогенеза. Пренатальный и постнатальный онтогенез.
2. Особенности развития детского организма   Закономерности роста и развития детского организма. Наследственность и среда, их влияние на развитие детского организма. Сенситивные периоды развития ребенка. Развитие регуляторных систем (гуморальной и нервной). Изменение функции сенсорных, моторных, висцеральных систем на разных возрастных этапах. Возрастные особенности обмена энергии и терморегуляции.
3. Возрастные особенности опорно-двигательной системы   Общие сведения об опорно-двигательной системе. Части скелета и их развитие. Мышечная система. Возрастные этапы развития движений у детей и подростков. Роль физических упражнений в развитии двигательной функции. Закономерности онтогенетического развития опорно-двигательного аппарата.
4. Возрастные особенности строения и функций систем органов Характеристика анатомического строения и физиологических функций систем внутренних органов (сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, мочевыделительной, эндокринной) и их возрастные особенности. Анализаторы. Их строение, функции и возрастные особенности. Кожа, ее строение и функциональное значение. Производные кожи.
5. Анатомия и физиология нервной системы   Общий план строения, функций и значения нервной системы. Строение, развитие и функциональное значение различных отделов нервной системы. Физиология спинного и головного мозга. Анатомо-физиологические особенности созревания мозга. Физиология эмоций. Вегетативная нервная система.
6. Высшая нервная деятельность и ее возрастные особенности   Особенности высшей нервной деятельности человека. Условные и безусловные рефлексы. Типы высшей нервной деятельности. Интегрированная деятельность мозга и системная организация психических функций. Психофизиологические аспекты поведения ребенка, становление коммуникативного поведения. Речь. Индивидуально-типологические особенности ребенка. Комплексная диагностика уровня функционального развития ребенка. Готовность к обучению.

Форма итогового контроля – экзамен




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 68; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.