Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семинарское занятие № 4. Субъекты политических действий




 

1 Понятие избирательной системы и основные виды выборов.

2 Пропорциональная и мажоритарная системы голосования. Избирательная компания.

3 Партия как политический институт. Типология партий и партийных систем.

4 Сущность и критерии элит. Типы элит.

5 Политическое лидерство.

 

Задания, отмеченные звездочкой необходимо выполнить как домашнее.

*Задание 1 М. Дюверже утверждал, что классификация партийных систем по числу партий может стать основой типологии политических режимов. Она подчеркивает наличие взаимосвязи между количеством партий и демократической стабильностью. Какой тип партийной системы является, на ваш взгляд, более стабильным? Какой тип партийной системы является, на ваш взгляд, более эффективным? Каково соотношение между демократией и многопартийностью?

 

*Задание 2 Устоявшейся традицией политической мысли, начиная с античности и до XX века, был антипартизм - критическое, отрицательное отношение к партиям. Утверждалось, например, что партии - зло, свойственное демократии (А. Токвиль), или, что партии выражают не общественные, а частные интересы (М. Острогорский). Наряду с антипартизмом, постепенно развивалась и укреплялась линия более взвешенного и даже позитивного отношения к партиям, когда, например, назначение партий видели в утверждении социальной гармонии, преодолении конфликтов. Какова ваша точка зрения на роль партий в жизни общества? В чем вы видите позитивные и негативные стороны функционирования партий в современном обществе?

 

Задание 3 Тест 1 "Избирательная система"

 

1 Какое из положений относится к выборам, проводимым на основе пропорциональной избирательной системы?

А) выборы проводятся по одномандатным округам;

Б) граждане имеют меньший выбор при голосовании;

В) партия, получившая на выборах меньше голосов, чем ее соперники, может получить большее число депутатских мандатов;

Г) голоса избирателей, отданные за партии, не преодолевшие заградительный пункт, не учитываются при формировании выборного органа;

Д) представительство в выборном органе получают только крупные и средние партии.

 

2 С какой целью в ряде стран устанавливается максимум предвыборных расходов?

А) сэкономить бюджетные средства;

Б) обеспечить равенство возможностей кандидатов;

В) проконтролировать доходы кандидатов;

Г) не допустить полного разорения кандидатов.

 

3 В трех одномандатных округах борются, выставив своих кандидатов, три партии. Может ли одна из них, набрав в сумме по итогам голосования в этих трех округах вместе взятых наибольшее число голосов избирателей, завоевать не все, а только одно депутатское место?

А) нет, так как при этом будет нарушен принцип равенства;

Б) нет, так как депутатские места распределяются пропорционально по данным голосам;

В) да, если в двух округах она не набрала большинства голосов.

 

4 Для избрания на пост президента страны, выборы в которой про-водятся по мажоритарной системе абсолютного большинства, оказалось достаточным набрать голоса 30% всех избирателей страны. Возможна ли такая ситуация?

А) нет, так как для избрания требуется получить голоса больше половины всех избирателей страны;

Б) нет, так как для избрания требуется получить минимум 50% голосов всех избирателей страны;

В) да, так как если в выборах примут участие немногим более 50% всех избирателей страны и немногим более половины из них отдадут голоса за данного кандидата, то его избрание состоится;

Г) да, так как если любой другой кандидат получит менее 30% голосов всех избирателей страны, то избрание данного кандидата состоится.

 

5 Какой принцип избирательного права нарушается, если практикуется резервирование за представителями определенной этнической группы части мест, не соответствующей реальной их доле в общей массе избирателей?

А) принцип всеобщности;

Б) принцип равенства;

В) принцип прямых выборов;

Г) принцип тайного голосования;

Д) никакой.

 

6 Вы баллотируетесь в депутаты Государственной Думы по одномандатному округу. За вас проголосовало 49% избирателей, а за ваших соперников — соответственно 31%, 10%, 5%, 3% и 2% избирателей. Станете ли вы депутатом при таком соотношении поданных голосов?

А) да, так как я набрал абсолютное большинство голосов;

Б) нет, так как нужно набрать больше половины голосов избирателей;

В) да, так как необходимо набрать голосов больше, чем другие кандидаты;

Г) да, так как требовалось набрать минимум на 10% голосов больше, чем ближайший соперник.

 

7 Абсентеизм — это …

А) голосование с большим количеством недействительных бюллетеней;

Б) уклонение граждан от участия в выборах;

В) призыв к бойкоту выборов;

Г) процедура подсчета голосов избирателей.

 

8 В Швейцарии женщин уравняли в избирательных правах с мужчинами лишь в 1971 г. Нарушением, какого принципа избирательного права отличались выборы, проводимые до этого?

А) принципа всеобщности;

Б) принципа равенства;

В) принципа прямых выборов;

Г) принципа тайного голосования;

Д) никакого.

 

9 В Конституции РФ записано: "Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления" (статья 32). О какой паре характеристик избирательного права идет речь в данной статье?

А) прямое и косвенное избирательное право;

Б) всеобщее и ограниченное избирательное право;

В) активное и пассивное избирательное право;

Г) всеобщее и свободное избирательное право.

 

10 Анализ данных социологических опросов и итогов президентских выборов 1940—1950-х годов в США показал, что жители больших городов, являвшиеся католиками, небелыми и небогатыми, голосовали в основном за Демократическую партию; американцы же, являвшиеся протестантами, белыми, жителями сельской местности или комфортабельных городских пригородов, с высоким уровнем достатка, голосовали преимущественно за Республиканскую партию. Подтверждением, какого подхода к объяснению политического выбора граждан может служить это исследование?

А) политико-коммуникативная модель;

Б) социологическая модель;

В) социопсихологическая модель;

Г) модель рационального выбора.

 

Тест 2 "Политические партии и выборы"

 

1Укажите важнейший признак политической партии.

А) сторонники определенной идеи;

Б) объединение, направленное на приобретение и использование власти;

В) организация, защищающая интересы людей.

 

2 Укажите партийные системы, существующие в мировой практике.

А) президентская;

Б) двухпартийная;

В) парламентская;

Г) многопартийная;

Д) однопартийная.

 

3 Укажите три типа основных избирательных систем, действующих в мировой политической практике.

А) президентская;

Б) пропорциональная;

В) парламентская;

Г) мажоритарная;

Д) смешанная.

 

4 Кто сформулировал законы, отражающие связь партийных и избирательных систем?

А) М.Дюверже;

Б) Р.Арон;

В) В.Парето.

 

5 Дополните предложенные типологии политических партий (по характеру).

А) революционные - …

Б) кадровые - …

В) правые - …

 

6 Дополните Р.Михельса: "Во всех партиях, независимо от их типа демократия ведет к …".

 

7 В чем суть "железного закона олигархизации"?

А) государственная власть принадлежит немногим;

Б) власть в партиях смещается от интересов партийной массы к интересам партийных лидеров;

В) правильные государства перерастают в неправильные.

 

*Задание 4 Заполните таблицу

 

Таблица 4 "Программные установки российских политических партий"

Партии (ныне действующие) Форма правления Национально-государственное устройство Экономическая модель Социальная защита
         
         

 

Семинарское занятие № 5. Деловая игра "Политические партии. Технология избирательной компании"

 

Перед началом игры студенты самостоятельно прорабатывают данную тему, а именно изучают сущность партий в политологической теории, отличительные признаки партий, основные исторические этапы развития партий, способы формирования политических партий, структура партий, основные функции партий, идеология в партийных программах (консерватизм и неоконсерватизм, либерализм, социал-демократизм, коммунизм), левые и правые партии, политический центризм, понятие партийной системы, типы партийных систем, общественно-политические движения: признаки, особенности социальной базы и структуры.

Игра тщательно готовится участниками заранее. В ней принимают участие вся группа. Формируются 3 команды — "партии" по 3-4 человека. "Беспартийные" учащиеся образуют "электорат".

Задача "партий" — привлечь на свою сторону как можно больше "избирателей". Каждая "партия" определяет свою политическую "нишу", идейно-политическую платформу и готовит "предвыборную программу". Игра состоит из 5 блоков.

Блок 1 (организационный).Каждая команда создает штаб избирательной кампании, разрабатывает его структуру и распределяет функции между его структурными единицами. Структура каждого штаба изображается графически (рисунок или таблица) и комментируется устно одним из игроков команды. Каждая команда представляет свой план и график проведения избирательной кампании, в котором подробно и последовательно указываются все мероприятия предвыборной кампании.

Блок 2 (подготовительный). Каждая команда накануне игры проводит исследование "политического рынка". Объектами изучения являются социально-экономические параметры различных групп избирателей (доход, образование, профессионально-квалификационный уровень), демографические показатели (пол и возраст избирателей), социальные признаки (принадлежность к классу или социальной группе, традиции и образ жизни), поведенческие характеристики электоральных групп (доверие к партии, доминирующие нормы политической культуры, склонность к политическому участию) и т.д. (можно любые другие, которые вас интересуют).

В результате создается "карта" электората, определяются его основные сегменты, сторонники, противники и колеблющиеся группы электората (различные графики, диаграммы и т.д.). Определяются основные конкуренты, их сильные и слабые стороны.

Блок 3 (имиджелогия).Каждая команда формирует имидж своего кандидата, исходя из представлений об основных сегментах политического рынка, основных потребностях и интересах избирателей. Разрабатываются различные методы предвыборной агитации (это может быть своя одежда, элемент одежды, эмблемы, символика и т.д.). Один кандидат от каждой "партии" в течение 3 минут выступает перед "электоратом", в течение 2—3 мин отвечает на вопросы "электората" и заявления оппонентов. Все участвующие в игре группы выпускают по экземпляру агитационной "листовки" и снимают видеоролик о своей партии и ее деятельности на 2-3 минуты.

Блок 4 (последний этап).Состязающиеся группы проводят опрос среди "электората", в ходе которого определяются политические предпочтения и намерения принять участие в выборах. Каждая команда получает последнюю возможность сделать заявление накануне "выборов" в течение 2 мин.

Блок 5 (выборы).Из числа электората и наблюдающих (представители партий) формируется "избирательная комиссия" и определяются наблюдатели от "партий". Затем осуществляется "голосование" и "подсчет" голосов. Заранее готовятся: бюллетени, урна для голосования, списки избирателей. При регистрации в списках избирателей каждый игрок должен иметь студенческий билет.

Результаты игры подсчитываются преподавателем (по каждому блоку по 1 баллу). При оценке учитываются не только "победа на выборах", но и умение грамотно провести избирательную кампанию.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 148; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.