КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Семинарское занятие № 4. Субъекты политических действий
1 Понятие избирательной системы и основные виды выборов. 2 Пропорциональная и мажоритарная системы голосования. Избирательная компания. 3 Партия как политический институт. Типология партий и партийных систем. 4 Сущность и критерии элит. Типы элит. 5 Политическое лидерство.
Задания, отмеченные звездочкой необходимо выполнить как домашнее. *Задание 1 М. Дюверже утверждал, что классификация партийных систем по числу партий может стать основой типологии политических режимов. Она подчеркивает наличие взаимосвязи между количеством партий и демократической стабильностью. Какой тип партийной системы является, на ваш взгляд, более стабильным? Какой тип партийной системы является, на ваш взгляд, более эффективным? Каково соотношение между демократией и многопартийностью?
*Задание 2 Устоявшейся традицией политической мысли, начиная с античности и до XX века, был антипартизм - критическое, отрицательное отношение к партиям. Утверждалось, например, что партии - зло, свойственное демократии (А. Токвиль), или, что партии выражают не общественные, а частные интересы (М. Острогорский). Наряду с антипартизмом, постепенно развивалась и укреплялась линия более взвешенного и даже позитивного отношения к партиям, когда, например, назначение партий видели в утверждении социальной гармонии, преодолении конфликтов. Какова ваша точка зрения на роль партий в жизни общества? В чем вы видите позитивные и негативные стороны функционирования партий в современном обществе?
Задание 3 Тест 1 "Избирательная система"
1 Какое из положений относится к выборам, проводимым на основе пропорциональной избирательной системы? А) выборы проводятся по одномандатным округам; Б) граждане имеют меньший выбор при голосовании; В) партия, получившая на выборах меньше голосов, чем ее соперники, может получить большее число депутатских мандатов; Г) голоса избирателей, отданные за партии, не преодолевшие заградительный пункт, не учитываются при формировании выборного органа; Д) представительство в выборном органе получают только крупные и средние партии.
2 С какой целью в ряде стран устанавливается максимум предвыборных расходов? А) сэкономить бюджетные средства; Б) обеспечить равенство возможностей кандидатов; В) проконтролировать доходы кандидатов; Г) не допустить полного разорения кандидатов.
3 В трех одномандатных округах борются, выставив своих кандидатов, три партии. Может ли одна из них, набрав в сумме по итогам голосования в этих трех округах вместе взятых наибольшее число голосов избирателей, завоевать не все, а только одно депутатское место? А) нет, так как при этом будет нарушен принцип равенства; Б) нет, так как депутатские места распределяются пропорционально по данным голосам; В) да, если в двух округах она не набрала большинства голосов.
4 Для избрания на пост президента страны, выборы в которой про-водятся по мажоритарной системе абсолютного большинства, оказалось достаточным набрать голоса 30% всех избирателей страны. Возможна ли такая ситуация? А) нет, так как для избрания требуется получить голоса больше половины всех избирателей страны; Б) нет, так как для избрания требуется получить минимум 50% голосов всех избирателей страны; В) да, так как если в выборах примут участие немногим более 50% всех избирателей страны и немногим более половины из них отдадут голоса за данного кандидата, то его избрание состоится; Г) да, так как если любой другой кандидат получит менее 30% голосов всех избирателей страны, то избрание данного кандидата состоится.
5 Какой принцип избирательного права нарушается, если практикуется резервирование за представителями определенной этнической группы части мест, не соответствующей реальной их доле в общей массе избирателей? А) принцип всеобщности; Б) принцип равенства; В) принцип прямых выборов; Г) принцип тайного голосования; Д) никакой.
6 Вы баллотируетесь в депутаты Государственной Думы по одномандатному округу. За вас проголосовало 49% избирателей, а за ваших соперников — соответственно 31%, 10%, 5%, 3% и 2% избирателей. Станете ли вы депутатом при таком соотношении поданных голосов? А) да, так как я набрал абсолютное большинство голосов; Б) нет, так как нужно набрать больше половины голосов избирателей; В) да, так как необходимо набрать голосов больше, чем другие кандидаты; Г) да, так как требовалось набрать минимум на 10% голосов больше, чем ближайший соперник.
7 Абсентеизм — это … А) голосование с большим количеством недействительных бюллетеней; Б) уклонение граждан от участия в выборах; В) призыв к бойкоту выборов; Г) процедура подсчета голосов избирателей.
8 В Швейцарии женщин уравняли в избирательных правах с мужчинами лишь в 1971 г. Нарушением, какого принципа избирательного права отличались выборы, проводимые до этого? А) принципа всеобщности; Б) принципа равенства; В) принципа прямых выборов; Г) принципа тайного голосования; Д) никакого.
9 В Конституции РФ записано: "Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления" (статья 32). О какой паре характеристик избирательного права идет речь в данной статье? А) прямое и косвенное избирательное право; Б) всеобщее и ограниченное избирательное право; В) активное и пассивное избирательное право; Г) всеобщее и свободное избирательное право.
10 Анализ данных социологических опросов и итогов президентских выборов 1940—1950-х годов в США показал, что жители больших городов, являвшиеся католиками, небелыми и небогатыми, голосовали в основном за Демократическую партию; американцы же, являвшиеся протестантами, белыми, жителями сельской местности или комфортабельных городских пригородов, с высоким уровнем достатка, голосовали преимущественно за Республиканскую партию. Подтверждением, какого подхода к объяснению политического выбора граждан может служить это исследование? А) политико-коммуникативная модель; Б) социологическая модель; В) социопсихологическая модель; Г) модель рационального выбора.
Тест 2 "Политические партии и выборы"
1Укажите важнейший признак политической партии. А) сторонники определенной идеи; Б) объединение, направленное на приобретение и использование власти; В) организация, защищающая интересы людей.
2 Укажите партийные системы, существующие в мировой практике. А) президентская; Б) двухпартийная; В) парламентская; Г) многопартийная; Д) однопартийная.
3 Укажите три типа основных избирательных систем, действующих в мировой политической практике. А) президентская; Б) пропорциональная; В) парламентская; Г) мажоритарная; Д) смешанная.
4 Кто сформулировал законы, отражающие связь партийных и избирательных систем? А) М.Дюверже; Б) Р.Арон; В) В.Парето.
5 Дополните предложенные типологии политических партий (по характеру). А) революционные - … Б) кадровые - … В) правые - …
6 Дополните Р.Михельса: "Во всех партиях, независимо от их типа демократия ведет к …".
7 В чем суть "железного закона олигархизации"? А) государственная власть принадлежит немногим; Б) власть в партиях смещается от интересов партийной массы к интересам партийных лидеров; В) правильные государства перерастают в неправильные.
*Задание 4 Заполните таблицу
Таблица 4 "Программные установки российских политических партий"
Семинарское занятие № 5. Деловая игра "Политические партии. Технология избирательной компании"
Перед началом игры студенты самостоятельно прорабатывают данную тему, а именно изучают сущность партий в политологической теории, отличительные признаки партий, основные исторические этапы развития партий, способы формирования политических партий, структура партий, основные функции партий, идеология в партийных программах (консерватизм и неоконсерватизм, либерализм, социал-демократизм, коммунизм), левые и правые партии, политический центризм, понятие партийной системы, типы партийных систем, общественно-политические движения: признаки, особенности социальной базы и структуры. Игра тщательно готовится участниками заранее. В ней принимают участие вся группа. Формируются 3 команды — "партии" по 3-4 человека. "Беспартийные" учащиеся образуют "электорат". Задача "партий" — привлечь на свою сторону как можно больше "избирателей". Каждая "партия" определяет свою политическую "нишу", идейно-политическую платформу и готовит "предвыборную программу". Игра состоит из 5 блоков. Блок 1 (организационный).Каждая команда создает штаб избирательной кампании, разрабатывает его структуру и распределяет функции между его структурными единицами. Структура каждого штаба изображается графически (рисунок или таблица) и комментируется устно одним из игроков команды. Каждая команда представляет свой план и график проведения избирательной кампании, в котором подробно и последовательно указываются все мероприятия предвыборной кампании. Блок 2 (подготовительный). Каждая команда накануне игры проводит исследование "политического рынка". Объектами изучения являются социально-экономические параметры различных групп избирателей (доход, образование, профессионально-квалификационный уровень), демографические показатели (пол и возраст избирателей), социальные признаки (принадлежность к классу или социальной группе, традиции и образ жизни), поведенческие характеристики электоральных групп (доверие к партии, доминирующие нормы политической культуры, склонность к политическому участию) и т.д. (можно любые другие, которые вас интересуют). В результате создается "карта" электората, определяются его основные сегменты, сторонники, противники и колеблющиеся группы электората (различные графики, диаграммы и т.д.). Определяются основные конкуренты, их сильные и слабые стороны. Блок 3 (имиджелогия).Каждая команда формирует имидж своего кандидата, исходя из представлений об основных сегментах политического рынка, основных потребностях и интересах избирателей. Разрабатываются различные методы предвыборной агитации (это может быть своя одежда, элемент одежды, эмблемы, символика и т.д.). Один кандидат от каждой "партии" в течение 3 минут выступает перед "электоратом", в течение 2—3 мин отвечает на вопросы "электората" и заявления оппонентов. Все участвующие в игре группы выпускают по экземпляру агитационной "листовки" и снимают видеоролик о своей партии и ее деятельности на 2-3 минуты. Блок 4 (последний этап).Состязающиеся группы проводят опрос среди "электората", в ходе которого определяются политические предпочтения и намерения принять участие в выборах. Каждая команда получает последнюю возможность сделать заявление накануне "выборов" в течение 2 мин. Блок 5 (выборы).Из числа электората и наблюдающих (представители партий) формируется "избирательная комиссия" и определяются наблюдатели от "партий". Затем осуществляется "голосование" и "подсчет" голосов. Заранее готовятся: бюллетени, урна для голосования, списки избирателей. При регистрации в списках избирателей каждый игрок должен иметь студенческий билет. Результаты игры подсчитываются преподавателем (по каждому блоку по 1 баллу). При оценке учитываются не только "победа на выборах", но и умение грамотно провести избирательную кампанию.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 148; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |