Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Большаков В.Н., Зубков И.А.Некоторые организационные аспекты медицинского обеспечения войск в вооруженных конфликтах//Воен.мед.журн.-1999. - №8.- С. 15-22.




Материально-техническое обеспечение государственной санитарно-эпидемиологической службы в военное время.

Содержание и последовательность управления государственной санитарно-эпидемиологической службой в военное время.

 

Руководство госсанэпидслужбой включает:

- непрерывное получение сведений о санитарно-эпидемиологической обстановке, их обобщение, анализ и оценку;

- планирование санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

- постановку задач подчиненным медицинским силам и средствам, контроль за их деятельностью и оказание необходимой помощи:

- организацию взаимодействия с другими службами и ведомствами.

Процесс управления госсанэпидслужбой военного времени представлен в виде информационной компоненты, медико-профилактического анализа и маркетинга, алгоритма управления:

Информационная компонента.

а) подбор нормативной правовой и методической литературы по санитарно-противоэпидемическому (профилактическому) обеспечению;

б) получение указаний вышестоящих органов управления по вопросам мобилизации, подготовки учреждений и специальных формирований;

в) уточнение сведений о радиационных и других поражениях, отравлениях, опасных инфекционных заболеваниях, местах массовой гибели людей и животных в зоне ответственности и на прилегающей территории, эпизоотической обстановке в районах природноочаговых инфекций, появлении зон радиоактивного загрязнения, химического или биологического заражения (загрязнения) территории;

г) получение данных об изменениях санитарно-эпидемиологической обстановки в зоне ответственности, прежде всего в местах массового сосредоточения людей, расселения эвакуируемых и беженцев, размещения пунктов призыва, подготовки мобилизуемых, районах угрожаемых либо имеющихся ЧС, потенциально опасные производственных объектах, запасных пунктов управления, лечебно-профилактических и учебно-воспитательных учреждениях, учреждениях и формированиях МО, МЗ, МЧС и МВД, на специальных объектах;

д) получение данных о состоянии сил и средств госсанэпидслужбы, запасов реактивов, иммунных препаратов, антидотов, радиопротекторов, средств фармакологической коррекции работоспособности, дезинфектантов, антибиотиков, о запланированных и проведенных мероприятиях, ходе расконсервации техники и т.д.;

е) отработка информационных технологий по автоматизации управления, сопряжению баз данных с другими министерствами и ведомствами, программному обеспечению, модемной связи, унификации показателей о санэпидобстановке и методов их обработки, правовому сопровождению, социальной и медицинской защите.

Медико-профилактический анализ и маркетинг.

а) обработка данных:

- санитарно-химической, санитарно-радиационной и санитарно-эпидемиологической разведок;

- о состояния иммунитета населения, поглощенной дозе, работоспособности, подготовленности;

- о поступивших указаниях и ходе выполнения предварительных распоряжений;

- учетно-отчетной документации;

- сообщений ВОЗ и других международных организаций;

б) оперативная оценка:

- адекватности мобилизационных заданий, направлений взаимодействия и обмена информацией, подготовки сил и средств;

- вариантов решений по повышению устойчивости управления, локализации и ликвидации эпидемических очагов, действий в зонах загрязнения и заражения территории;

- готовности сил и средств;

- материалов гигиенической и эпидемиологической диагностики;

в) выделение актуальных проблем поддержания санитарно-эпидемиологического благополучия населения, обоснование целей, задач и направлений их решения, гигиеническая угрозометрия зоны ответственности, оценка вариантов предварительных распоряжений;

г) выработка решения по объему и последовательности медицинских санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и привлекаемым силам и средствам, координации взаимодействия с учреждениями и формированиями госсанэпидслужбы других ведомств;

д) сравнительная оценка сложившейся санитарно-эпидемиологической обстановки с данными предыдущих обострений и опытом различных спецформирований и учреждений, регионов и стран по действиям в аналогичной ситуации;

е) разработка типовых планов поддержания санитарно-эпидемиологического благополучия, действий по мобилизационным заданиям, обучения кадров, освежения запасов материальных средств, подготовки техники, укладок и т.д.

ж) определение основных направлений научно-методического сопровождения госсанэпиднадзора, актуальных проблем устойчивости управления;

з) подготовка стандартов, санитарных правил и норм, приказов и других научно-организационных и методических документов.

Алгоритм управления.

а) отдача предварительных распоряжений, оформление принимаемых решений, составление или корректировка планов мероприятий, принимаемых решений, предложений.

б) методическая помощь нижестоящим звеньям государственной санитарно-эпидемиологической службы.

в) доведение планов, приказов и распоряжений до ответственных исполнителей.

г) контроль исполнения принимаемых решений, их адекватности требованиям обстановки.

д) взаимодействие госсанэпидслужбы с другими исполнителями.

е) оценка эффективности проводимых мероприятий, корректировка отдельных направлений.

ж) координация деятельности санитарно-эпидемиологических учреждений всех министерств и ведомств, оказание методической и практической помощи, усиление кадрами и материальными средствами, унификация приемов и методов работы.

з) контроль деятельности кадров государственной санитарно-эпидемиологической службы, их своевременное информирование, подготовка и переподготовка к действиям в экстремальной обстановке, оптимизация организационно-штатной структуры.

и) создание мотивации (идеологическая и моральная поддержка; материальное стимулирование; обратная связь; взаимное информирование; специальная (мобилизационная) подготовка).

к) решение психологических и правовых направлений (ориентация на выполнение задач; юридическая защита; страхование; подготовка населения; разъяснительная работа; обследование контрольных групп).

Для последовательности и преемственности управления в ЦГСЭН ведется соответствующая документация:

- схемы оповещения и сбора личного состава учреждения в рабочее и нерабочее время, порядок связи;

- штат и табель к штату для работы в военное время;

- план подготовки и развития учреждения Сети наблюдения и лабораторного контроля на текущий год и на перспективу;

- инструкции, положения, указания ¾

о порядке ведения радиационного, химического, биологического наблюдения (разведки) и оповещения о заражении (загрязнении) объектов окружающей среды,

о порядке передачи информации о заражении (загрязнении) объектов окружающей среды со схемой связи,

о нормах допустимых уровней радиоактивного заражения (загрязнения), предельно допустимых концентраций боевых отравляющих и опасных химических веществ, патогенных микроорганизмов в воздухе, питьевой воде, продовольствии, пищевом и фуражном сырье на мирное и военное время,

о ведении журналов регистрации отобранных проб и радиационного, химического и биологического наблюдения (разведки),

о работе Сети наблюдения и лабораторного контроля и функциональные обязанности специалистов учреждения,

о перечне опасных инфекционных заболеваний и поражений людей, сельскохозяйственных животных и растений,

о перечне опасных химических веществ, нарабатываемых на химических предприятиях и хранящихся на территории и в регионе,

о перечне потенциально опасных объектов в радиационном, химическом и биологическом отношении.

Для поддержания готовности к действиям при осложнении санитарно-эпидемиологической обстановки проводятся мероприятия:

- выявление новых потенциально опасных объектов, анализ обстановки на них и прогнозирование возможных ее осложнений;

- разработка на объектах "Перечня возможных событий, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций военного времени" и критериев, характеризующих обстановку как чрезвычайную;

- участие в разработке и выполнении программ, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

- предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований санитарно-эпидемиологической безопасности, охране здоровья населения и среды обитания;

- создание и пополнение резерва финансовых, медицинских и материально-технических ресурсов для ликвидации санитарно-эпидемиологических последствий нападения противника;

- участие в разработке нормативных и методических документов по вопросам защиты населения – «Санитарно-противоэпидемическое (профилактическое) обеспечение населения в военное время»;

- установление порядка связи и оповещения о возникновении осложнений обстановки, взаимодействия с другими учреждениями и ведомствами;

- совершенствование подготовки органов управления, сил и средств госсанэпидслужбы к действиям в военное время.

Мероприятия, проводимые при угрозе нападения противника:

- оповещение и сбор руководящего состава в сроки, установленные планом (в рабочее до 30 мин и в нерабочее от 1 ч и более в зависимости от времени, устанавливаемого органами управления МЧС);

- выполнение функциональных обязанностей должностными лицами и обеспечение их слаженной работы;

- отдание распоряжений подотчетным органам управления, отвечающих условиям обстановки, обеспечивающих решение задач;

- усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды, обстановкой на потенциально опасных для населения объектах и территориях, прогнозирование осложнений санитарно-эпидемиологического характера;

- постоянный сбор и анализ информации при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, санитарно-эпидемиологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановки;

- прогнозирование санитарно-эпидемиологических последствий в случае нападения противника;

- проверка действий оперативного дежурного, системы оповещения и доведения информации об угрозе или нападении противника;

- доклады вышестоящему органу управления в установленном порядке;

- определение порядка перевода органов и учреждений госсанэпидслужбы в режим повышенной готовности;

- организация работы комиссий по ЧС и санитарно-противоэпидемической комиссии;

- подготовка формирований и групп экспертов для работы в зонах осложнения санитарно-эпидемиологической обстановки;

- повышение готовности сил и средств, предназначенных для санитарно-противоэпидемического (профилактического) обеспечения в военное время, уточнение их планов и действий;

- направление (при необходимости) оперативной группы (группы экспертов) в район предполагаемого осложнения санэпидобстановки для уточнения и оценки ее параметров на месте с последующим докладом в вышестоящий орган управления.

Мероприятия, проводимые после нападения противника:

- оповещение органов управления, сил и средств госсанэпидслужбы согласно установленному порядку и схемам;

- выдвижение групп разведки;

- оценка санитарно-эпидемиологической обстановки;

- перевод органов и учреждений госсанэпидслужбы в чрезвычайный режим функционирования;

- выдвижение отрядов, бригад, групп экспертов, других сил и средств госсанэпидслужбы в районы осложнения санэпидсобстановки;

- организация государственного санитарно-эпидемиологического надзора, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в районе осложнения санэпидобстановки и очагах (зонах) загрязнения (заражения);

- осуществление постоянного наблюдения и контроля за состоянием среды обитания в зоне ответственности, обстановкой на аварийных объектах и на прилегающих к ним территориях;

- организация материально-технического обеспечения работы специалистов госсанэпидслужбы;

- восполнение резерва и создание оперативных запасов медицинского, санитарно-хозяйственного имущества, диагностических, профилактических и дезинфекционных средств для ликвидации санитарно-эпидемиологических последствий.

Мероприятия по защите населения.

- участие в подготовке населения к действиям в военное время по санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) вопросам;

- контроль за обеспечением населения медицинскими средствами защиты;

- санитарно-эпидемиологическое сопровождение неотложных мероприятий по жизнеобеспечению пострадавшего населения;

- организация профилактики массовых заболеваний, гигиенического воспитания и обучения населения.

Организация взаимодействия.

- организация взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления, а также заинтересованными предприятиями и учреждениями по вопросам ликвидации санитарно-эпидемиологических последствий военного времени;

- участие специалистов госсанэпидслужбы в экспертной оценке потерь, ущерба от неблагоприятных санитарно-эпидемиологических последствий военного времени.

Обязанности руководителей и состава специализированных формирований по обеспечению постоянной готовности

Начальник гражданской обороны объекта - руководитель ЦГСЭН:

- отвечает за состояние готовности учреждения и созданных санитарно-эпидемиологических формирований к работе в условиях военного времени;

- имеет право издавать приказы по подготовке объекта, формирований и СНЛК, утверждать планы и функциональные обязанности должностных лиц, принимать решения в соответствии со складывающейся обстановкой, финансировать установленным порядком проводимые мероприятия, объявлять поощрения и взыскания.

Обязан:

- постоянно изучать санитарно-эпидемиологическую обстановку своего региона и планировать санитарно-противоэпидемическое обеспечение населения;

- - определить порядок оповещения сотрудников внутри формирований (кто, кого и как оповещает ¾ по телефону, лично, посыльным) и место сбора, т.е. составить схему оповещения;

- уточнить домашние телефоны и своевременно вносить поправки в случае замены специалиста или номера телефона;

- накопить и держать в готовности к использованию средства дезактивации, дегазации и дезинфекции, коллективной и индивидуальной защиты, материалы для герметизации помещений, специальную и иную технику, аппаратуру, имущество;

- установить порядок и последовательность действий сотрудников при эвакуации из помещения, а также состава специализированных формирований в зоне ответственности;

- контролировать организацию и проведение мероприятий формированиями и учреждениями санитарно-эпидемиологического профиля и представлять полученные данные в соответствующие органы по подчиненности;

- организовать проведение экстренной и специфической профилактики, санитарно-эпидемиологической экспертизы питьевой воды и продовольствия, медикаментов и медицинского имущества на заражение (загрязнение) радиоактивными, боевыми отравляющими или опасными химическими веществами, патогенными микроорганизмами и агентами биологического оружия;

- руководить проведением спасательных работ на объекте;

- разрабатывать мероприятия по укреплению материально-технической базы ЦГСЭН, обосновывать и представлять предложения по мероприятиям, требующим капитальных вложений и материальных затрат;

Начальник штаба ГО объекта:

- отвечает за состояние готовности штаба ГО объекта к работе в военное время, оповещение и сбор руководящего состава объекта, за подготовку документов по планированию и управлению мероприятиями на объекте, за устойчивость управления и оперативной работы средств связи ГО объекта и подготовку персонала и медицинских формирований к работе в военное время;

- имеет право отдавать распоряжения от имени главного врача в объеме своих функциональных обязанностей (в отсутствие начальника ГО объекта, исполняет его обязанности), заслушивать должностных лиц штаба и заведующих отделениями и лабораториями, руководителей служб о выполнении ими своих обязанностей в чрезвычайных ситуациях;

Обязан:

- организовать работу штаба ГО объекта, обеспечить его постоянную готовность;

- разработать совместно с членами штаба функциональные обязанности должностных лиц, организовать их изучение, докладывать начальнику ГО объекта об уровне подготовки должностных лиц, их соответствии занимаемым должностям в составе штаба;

- спланировать и организовать подготовку штаба, персонала учреждения и личного состава медицинских формирований в соответствии с приказом начальника ГО объекта и планом основных мероприятий в текущем году;

- обобщать данные по состоянию защиты персонала на объекте (обеспеченности защитными сооружениями, средствами индивидуальной защиты);

- организовать работу штаба по отработке документов, планов медицинского обеспечения;

- спланировать и организовать проведение мероприятий по подготовке загородной зоны по месту развертывания ЦГСЭН в случае его эвакуации;

- совместно с руководящим составом и техническим персоналом отрабатывать планы (годовые, на пятилетку и перспективные) по повышению устойчивости функционирования объекта;

- при угрозе нападения противника в соответствии с планом организовать работу штаба по выполнению предусмотренных мероприятий;

- при нападении противника организовать работу по оценке обстановки, поддерживать связь со штабом ГО и органом здравоохранения территории (района, города), своевременно получать необходимую информацию, докладывать главному врачу предложения для принятия решения, вести соответствующую документацию (донесения, распоряжения и др.);

- контролировать выполнение распоряжений главного врача, анализировать сложившуюся обстановку, обобщать данные по выполнению мероприятий объектом в условиях чрезвычайной ситуации;

- систематически повышать свои специальные знания, принимать участие в мероприятиях, проводимых службой медицины катастроф и штабом ГО района (города);

- как заместитель главного врача (по его поручению) выполнять другие обязанности, связанные с подготовкой объекта к работе в военное время, проводить инструктаж вновь принимаемого на работу персонала, участвовать в аттестации персонала центров госсанэпиднадзора и обсуждении кандидатур на должности с учетом их подготовки к работе в военное время;

- организовать разведку и наблюдение на территории объекта, обобщать данные о складывающейся обстановке и готовить предложения начальнику ГО для принятия решений, руководить работой объектовых формирований;

- организовать охрану объекта, работающего в условиях строгого противоэпидемического режима в зоне поражения.

Председатель эвакуационной комиссии - врач-эпидемиолог:

-отвечает за планирование мероприятий по эвакуации санэпидучреждения из возможных опасных зон при нападении противника;

- имеет право отдавать распоряжения по вопросам планирования и подготовки санэпидучреждений к эвакуации, представлять предложения по комплектованию эвакокомиссии, по структуре развертывания функциональных отделений и лабораторий на путях эвакуации;

Обязан:

- отрабатывать приказ главного врача - начальника ГО объекта о создании эвакокомиссии и сборного эвакуационного пункта, организовать подготовку их персонала;

- разрабатывать и корректировать разделы плана ГОЧС объекта по вопросам эвакуации и размещения за пределами опасной зоны персонала ЦГСЭН и членов их семей;

- осуществлять контроль за соблюдением строгого противоэпидемического режима при работе санэпидучреждения и формирований с особо опасными инфекциями;

- руководить подготовкой и деятельностью личного состава эвакокомиссии;

- совместно с начальником штаба ГО объекта и членами эвакокомиссии и сборного эвакопункта, выполнять практические мероприятия по обеспечению готовности к развертыванию сборного эвакопункта и по подготовке ЦГСЭН к организованному выводу из зоны бедствия;

- при нападении противника или возникновении чрезвычайных ситуаций военного времени работать в составе штаба ГО объекта и руководствоваться планом действий в соответствии с обстановкой.

Начальник оперативной группы эпидемиологического надзора - заведующий эпидемиологическим отделом:

- отвечает за подготовку подчиненного врачебного и лаборантского состава в организации противоэпидемических мероприятий в очагах катастроф и лабораторной работы в системе сети наблюдения и лабораторного контроля, за комплектование, оснащение и подготовку созданных на базе ЦГСЭН формирований противоэпидемического профиля (санитарно-эпидемиологическая бригада, группа эпидемиологической разведки), своевременное оповещение и сбор их персонала, приведение в готовность, направление в очаги катастроф и организацию их работы;

- имеет право представлять предложения по комплектованию отделений ЦГСЭН и формирований кадрами; контролировать состояние готовности защитных сооружений к развертыванию лабораторий в условиях строгого противоэпидемического режима; контролировать наличие медицинского, лабораторного и другого имущества в развертываемых формируемых подразделениях.

Обязан:

- проводить занятия по специальной подготовке с врачами и средним медицинским персоналом;

- участвовать в разработке проектов приказов и распоряжений по санитарно-противоэпидемическим мероприятиям среди населения, находящегося в зоне ответственности (эпидемическом очаге);

- взаимодействовать с местными органами власти соседних областей и районов, службами ГО и другими ведомствами по вопросам обмена информацией и проведения противоэпидемических мероприятий;

- знать расчет распределения врачей и лаборантов по созданным формированиям и лабораториям, обеспечивать маневр медицинскими кадрами;

- разработать и корректировать план ГО объекта по вопросам комплектования кадрами и обеспечения специальным имуществом групп эпидразведки, формирований и бактериологических лабораторий;

- контролировать создание запасов и условия хранения бактерийных препаратов, распределение их по лечебно-профилактическим и санитарно-эпидемиологическим учреждениям, осуществлять контроль за проведением профилактических прививок и экстренной профилактики;

- изучать инфекционную заболеваемость, определять состояние иммунитета среди различных групп населения;

- давать оценку санитарно-гигиенического и эпидемиологического состояния населенных пунктов;

- участвовать в разработке планов (разделов плана) по противоэпидемическому обеспечению населения при эвакуации и осуществлять контроль за их выполнением;

- организовать эвакуацию инфекционных больных, эпидемиологическое обследование инфекционных очагов и проведение мероприятий по их ликвидации;

- контролировать проведение дезинфекции и санитарной обработки населения, соблюдение противоэпидемического режима в лечебно-профилактических, детских и других учреждениях;

- проводить эпидемиологическую разведку на обслуживаемой территории;

- осуществлять контроль за соблюдением режима работы микробиологических лабораторий ЦГСЭН.

Начальник оперативной группы санитарно-эпидемиологического надзора - заведующий гигиеническим отделом:

- отвечает за подготовку врачебного и среднего медицинского персонала к проведению гигиенических мероприятий в очагах катастроф, за комплектование, оснащение и подготовку бригад гигиенического, радиологического, токсико-химического профиля, за планирование и развертывание лабораторий;

- имеет право представлять предложения по комплектованию отделений, лабораторий и формирований кадрами, контролировать состояние готовности защитного сооружения к развертыванию подразделений, наличие медицинского, лабораторного и другого имущества;

Обязан:

- проводить занятия по специальной подготовке с врачами и средним медицинским персоналом по тематике санитарно-гигиенического профиля, по организации мероприятий в зонах заражения (загрязнения);

- знать расчет распределения врачей гигиенического профиля, лаборантов и других медработников, обеспечение имуществом по созданным формированиям и отделениям ЦГСЭН в планах на военное время в соответствии с прогнозом и обеспечивать их маневр в складывающейся обстановке;

- разрабатывать и корректировать разделы плана по санитарно-гигиеническому обеспечению населения, работе санитарно-химических и радиологических лабораторий;

- разрабатывать мероприятия по предупреждению воздействия вторичных поражающих факторов на личный состав ЦГСЭН и формирований;

- давать оценку санитарно-гигиенического состояния населенных пунктов и объектов на обслуживаемой территории;

- осуществлять санитарно-гигиенический контроль за состоянием мест размещения населения, источников водоснабжения, объектов питания, банно-прачечного обслуживания и разработку мероприятий по аварийному режиму их работы;

- организовать контроль за содержанием индивидуальных и коллективных средств защиты;

- осуществлять методическое руководство и контроль за проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в учреждениях и предприятиях в зоне ответственности;

- проверять готовность объектовых лабораторий (на пищевых и других предприятиях) к работе в военное время;

- участвовать в выработке режимов защиты и поведения персонала ЦГСЭН и формирований в зонах загрязнения (заражения);

- проводить санитарно-разъяснительную работу среди населения по способам защиты от радиоактивных, высокотоксичных и других вредных веществ.

Заместитель начальника ГО объекта по лабораторной работе - начальник СНЛК (зав. микробиологической лабораторией):

- отвечает за подготовку специалистов, работающих в лабораториях СНЛК, оснащение лабораторным имуществом и диагностическими препаратами;

- имеет право представлять предложения по комплектованию лабораторий СНЛК специалистами, контролировать состояние готовности лабораторий;

Обязан:

- разработать и корректировать разделы плана ГО объекта по вопросам комплектования кадрами и обеспечения имуществом лабораторий СНЛК и лабораторий формирований ЦГСЭН;

- разрабатывать мероприятия по повышению устойчивости функционирования бактериологической и других лабораторий, защите основного имущества лабораторий и предупреждению воздействия вторичных факторов поражения на личный состав;

- участвовать в подготовке эвакомероприятий и базы развертывания лабораторий;

- руководить подготовкой имущества лаборатории к эвакуации и развертыванию лаборатории в зоне бедствия;

- участвовать в специальной подготовке личного состава ЦГСЭН и создаваемых формирований по вопросам отбора и доставки проб для специфической индикации, режима работы лабораторий, в разработке мероприятий по профилактике и снижению заболеваемости среди населения;

- принимать участие в комплексных обследованиях групповых заболеваний, пищевых отравлений и лабораторных исследованиях;

- организовывать и проводить контроль за правильностью отбора и транспортировки материала для лабораторных исследований в лечебно-профилактических и других учреждениях;

- осуществлять контроль за соблюдением режима работы личного состава лабораторий;

- оказывать медицинскую помощь объектовым лабораториям на закрепленной территории в проведении лабораторного контроля на загрязненность продуктов питания, пищевого сырья и питьевой воды;

- обобщать и анализировать работу лабораторий СНЛК, участвовать в разработке мероприятий по ее совершенствованию.

Помощник начальника штаба ГО по формированиям:

- обеспечивает деятельность бригад, поддерживая взаимодействие между ними; при создании санитарно-эпидемиологического отряда, состоящего из нескольких бригад, является его начальником; исполняет указания начальника ГО и начальника штаба ГО объекта.

Заместитель начальника ГО объекта по материально-техническому обеспечению:

- отвечает за организацию материального и технического обеспечения функционирования объекта в чрезвычайных ситуациях, за оснащение и подготовку формирований ГО общего назначения;

- имеет право распределять в соответствии с заявками средства материального и технического обеспечения по отделениям и формированиям, контролировать их экономное расходование и использование в соответствии с назначением, изымать излишествующее имущество и перераспределять между отделениями и лабораториями;

Обязан:

- принимать участие в отработке документов плана по вопросам материально-технического обеспечения формирований, отделений и лабораторий;

- работать в составе эвакокомиссии объекта и решать вопросы вывоза имущества ЦГСЭН при эвакуации в загородную зону, материального и технического обеспечения ее развертывания и работы;

- создавать запасы материальных и технических средств для оснащения формирований, отделений и лабораторий;

- участвовать в исследованиях устойчивости функционирования ЦГСЭН в чрезвычайных ситуациях, отработке плана и выполнении мероприятий по повышению устойчивости;

- при угрозе нападения противника и при ликвидации последствий проводить мероприятия по защите материальных средств, обеспечивать своевременное снабжение приводимых в готовность формирований, отделений и лабораторий.

Руководитель формирования обязан:

- знать зону ответственности, возможные участки (объекты) и маршруты движения к ним, характер застройки района, места нахождения защитных сооружений, их вместимость и техническую характеристику, а также пути подхода к ним, производственные и иные особенности объектов, характер возможных спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ, места хранения патогенных микроорганизмов, радиоактивных, опасных химических, пожаро- и взрывоопасных веществ, расположение коммунально-энергетических сетей и сооружений на участке (объекте) работ и на прилегающей территории;

- организовать материальное и техническое обеспечение формирования;

- знать состав формирования, его задачи, возможности, порядок комплектования сотрудниками, всеми видами имущества, средствами передвижения и связи;

- совершенствовать личную подготовку, организовывать и проводить занятия с составом формирования;

- знать уровень специальной подготовки, деловые качества и профессиональные возможности подчиненных, технические возможности оборудования;

- поддерживать постоянную готовность состава формирования и его высокую слаженность для выполнения возникающих задач;

- руководить работой формирования и поддерживать взаимодействие с другими специализированными подразделениями;

- решительно добиваться выполнения поставленных задач, проявлять инициативу, при необходимости принимать самостоятельные решения в соответствии с обстановкой;

- контролировать правильность использования, сохранения и сбережения имущества и специальной техники, периодически лично проверять их состояние;

- заботиться об обеспечении подчиненных средствами защиты, следить за соблюдением мер безопасности при работе с техникой, передвижении, проведении работ и выполнении других обязанностей;

- иметь сведения о списочном составе формирования, наличии и состоянии техники, аппаратуры и имущества, других материальных средств;

- поощрять смелые, разумные и инициативные действия подчиненных.

Личный состав формирований —

должен знать:

- предназначение своего формирования и свои обязанности;

- порядок действий по сигналу “Внимание всем!” и речевой информации штаба по делам ГО;

- порядок оповещения, сбора и приведения формирования в готовность;

- производственные и технологические особенности объектов в зоне ответственности и характер возможных спасательных и других неотложных работ при ликвидации санитарно-эпидемиологических последствий нападения противника;

- способы защиты от воздействия поражающих факторов (радиационных, химических, биологических, термических и др.);

- назначение, технические данные, порядок применения и возможности механизмов, приборов и других технических средств, а также средств защиты, состоящих на оснащении формирования;

- имеющиеся средства связи (телефон, радиотелефон, радиостанции и пр.);

- порядок проведения частичной и полной санитарной обработки, способы обеззараживания техники, одежды, обуви, продовольствия;

- физико-химические и поражающие свойства современного вооружения, опасных химических и радиоактивных веществ, биологических средств и агентов биологического оружия применяемых в зоне ответственности, порядок защиты;

- меры безопасности при проведении спасательных и других работ.

должен уметь ¾

- проводить спасательные и другие неотложные работы при ликвидации санитарно-эпидемиологических последствий военного времени;

- применять закрепленную штатную технику, механизмы, приборы и другое табельное имущество, а такие средства защиты в ходе проведения разведки, спасательных и других неотложных работ;

- проводить частичную и полную санитарную обработку, обеззараживание и обезвреживание техники и имущества, одежды и обуви;

- оказывать само- и взаимопомощь при отравлениях, ожогах, ранениях, переломах, кровотечениях и других травмах.

-

Для выполнения первоочередных работ при ликвидации санитарно-эпидемиологических последствий военного времени создается резерв медицинского имущества на федеральном, территориальном и местном уровнях. Порядок формирования, накопления, размещения, хранения, пополнения и освежения медицинского имущества резерва определяется Положением о резервах медицинского имущества.

Номенклатура медицинского имущества и его количество определяется с учетом возможной медико-тактической обстановки по Нормам снабжения медицинским имуществом службы и Табелям оснащения формирований.

Ответственными за накопление и содержание резерва медицинского имущества для госсанэпидслужбы на федеральном уровне являются Федеральный центр госсанэпиднадзора, на территориальном и местном уровнях - соответствующие ЦГСЭН.

Порядок создания, расходования, номенклатура и объемы резервов финансовых, материально-технических ресурсов и медицинского имущества определяются органом (организацией), их создающим.

Материальное обеспечение СЭО необходимым имуществом проводится в соответствии с табелем оснащения, утвержденным Госсанэпидслужбой России:

- медицинским, санитарно-хозяйственным и специальным имуществом, а также автотранспортом, за счет имеющегося на балансе учреждения, формирующего отряд, при необходимости и по согласованию, может быть использовано имущество других учреждений и ведомств;

- имуществом мобилизационного резерва.

Для обеспечения возможности оперативного маневра подразделениями СЭО табельное имущество комплектуется в укладках для каждого подразделения отдельно. Все формы необходимой документации заготавливаются заранее формирователем - центром госсанэпиднадзора и хранятся на складах с табельным имуществом.

Приборы и лабораторное оборудование, реактивы и средства защиты, не используемые в повседневной деятельности центров госсанэпиднадзора, но необходимые для работы в военное время, хранятся в соответствующих складских помещениях и возобновляются в установленном порядке.

Финансирование деятельности СЭО осуществляется из бюджетных средств центров госсанэпиднадзора и специального резервного фонда, а также внебюджетных средств. Порядка задействования и восполнения в учреждениях госсанэпидслужбы оперативных резервов препаратов и имущества определен соответствующими приказами Минздрава России.

Оперативные резервы создаются для обеспечения постоянной готовности и бесперебойной работы учреждений госсанэпидслужбы и их специализированных формирований (санитарно-эпидемиологических отрядов, бригад центров госсанэпиднадзора и специализированных противоэпидемических бригад противочумных учреждений).

Федеральные оперативные резервы задействуются по указанию Минздрава России в случаях, когда осложнения санитарно-эпидемиологической обстановки носят массовый или затяжной характер, или происходит истощение территориальных оперативных резервов.

Создание, восполнение и обновление оперативных резервов осуществляется за счет средств, выделяемых из федерального бюджета, а также целевых фондов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и т.д.

Предназначенные для диагностики особо опасных инфекций медицинские иммунобиологические препараты (МИБП) со сроком годности менее одного года списываются по истечении срока годности и могут быть использованы для учебных целей. МИБП с большим сроком годности за год до истечения срока реализуются для текущей работы. Пополнение оперативных запасов производится по мере их использования или при необходимости замены препаратов в связи с истечением срока их годности.

По поручению Минздрава России обновление МИБП для диагностики карантинных и других особо опасных инфекций может осуществляться централизованно одним из учреждений госсанэпидслужбы для всех регионов по утвержденной номенклатуре федеральных и региональных резервов. Учреждения-хранители региональных оперативных резервов могут дополнять номенклатуру препаратами, необходимыми для диагностики инфекционных заболеваний, имеющих значение в краевой патологии. Количество закладываемых в резерв препаратов зависит от конкретной эпидемиологической ситуации в регионе по каждой инфекции. Расчет количеств лабораторных расходных материалов и дезсредств для нужд всех видов формирований необходимо производить совместно с Федеральным центром госсанэпиднадзора.

Расформирование санитарно-эпидемиологических отрядов и специализированных противоэпидемических бригад, предназначенных для работы в военное время, предусматривается специальным постановлением Правительства Российской Федерации.

 


ЛИТЕРАТУРА

 

1. Белков А.Н., Мешков В.В., Жуков В.А.,Рябочкин В.М.и др.Медицинская сортировка пораженных в чрезвычайных ситуациях. –М.: Медикас, 1991. –62с.

2. Березкин Г.А. Перспективные виды оружия и защита населения от них. Матер. международной конф «Глобальные проблемы как источник ЧС»22-23 апреля 1998г., М.:УРСС,1998.-С.103

4. Владимиров В.А. Современная война и гражданская оборона. Сборник материалов центра стратегических исследований гражданской защиты. Выпуск 5.М.,1998. - С.38 – 40.

5. Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь/ Под общ. ред. Ю.Л.Воробьева – М.: «Флайст», 2001.- 240с.

6. Гражданская оборона. Учебное пособие.Под ред. Завьялова В.Н., -М.: Медицина. –1989. – 271с.

7. Золотарев В.А. «Россия (СССР) в локальных войнах и военных конфликтах второй половины XX века», Москва, 2000.

8. Ильин Л.А..О потерях среди населения в результате воздействия поражающих факторов ядерных взрывов//Вестник АМН СССР.- М:.-1983. -№ 4.- С.6-9.

9. Катастрофы ХХ века. Под общей ред.Владимирова В.А. –М.: УРСС,1998,.- 400с.

10. Лобанов А.И. Характеристика медицинских сил, привлекаемых к ликвидации последствий ЧС. Учебное пособие. АГЗ МЧС России. -Новогорск.: -1996. 54с.

11. Лобанов А.И. Служба медицины катастроф в военное время // Гражданская защита,1998.-№4.-С.77-79.

12. Лобанов А.И., Степин В.В. Об организации медицинского обеспечения населения в военное время //Гражданская защита, 1999-№ 6. -С. 62-68.

13. Лобанов А.И., Авитисов П.В. Система медицинского обеспечения населения в современной войне: проблемы, пути совершенствования. //Гражданская защита, 2002-№ 5. -С. 31-33.

14. Медицина катастроф. Учебное пособие.Под ред Рябочкина В.М. и Назаренко Г.И.,М.,ИНИ Лтд.1996, с.51-60.

15. Назарова И.А.,Смирнов И.А. Развертывание и организация работы полевого многопрофильного госпиталя в условиях локального вооруженного конфликта//Медицина катастроф: проблемы, состояние и перспективы развития: Сборник трудов ВЦМК «Защита»,1998. - С.153-162

16. Оперативное прогнозирование инженерной обстановки в ЧС. Под ред. Шойгу С.К., МЧС России. Ф-т ГО ВИА.М.:1998. –С.141 – 172.

17. Организация медицинской помощи пострадавшим с механическими травмами в мирное и военное время/ Брюсов П.Г., Жижин В.Н., Коваленко С.И. и др. –Томск: Изд.Том. ун-та,1994. –238с.

18. Основы организации лечебно-эвакуационного обеспечения при ликвидации медико-санитарных последствий ЧС: Пособие для врачей. М.: ВЦМК «Защита», 2001. 43с.

19. Руководство по медицинской службе ГО. Под ред.Бурназяна А.И. - М.:

Медицина. 1983. –495с.

20. Руководство по организации планирования, обеспечения и проведения эвакуации населения в военное время. МЧС России.-М.:-1997.

21. Сахно И.И., Сахно В.И. Медицина катастроф (организационные вопросы) М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2000, 360 с.

22. Серебряников В.,Дерюгин Ю. Социология армии. Инст.соц.-полит. иссл.РАН., М., 395с

23. Служба экстренной медицинской помощи в условиях крупного города. Под ред. Рябочкина В.М., Камчатнова Р.А.,-М.: Медикас,1991. –216с....

24. Смирнов Е.И. Война и военная медицина.1939-1945г.г. – 2 изд. М.: Медицина., 1979. –527с.

25. Управление людскими ресурсами здравоохранения. Доклад Комитета экспертов ВОЗ, Женева,1991. –65с.

26. Чиж В.М., Жиляев Е.Г., Галин Л.Л., Белозеров В.В. Военно-медицинская доктрина – научная основа медицинского обеспечения Вооруженных Сил//Вое

27. н. Мед.журн. –1995. - №5. – С. 4-13.

28. Н.П. Щебланин, В.А.Златенков, И.Ш.Ишимов. Система управления РСЧС. Новогорск, АГЗ МЧС России.1999, 94с.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 60; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.