КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие и общая характеристика руководства
Тема 14. Руководство и лидерство Социальные аспекты и эффективность менеджмента Содержательный модуль 6. 1. Понятие и общая характеристика руководства. 2. Власть и ее источники. Формы власти и влияния. 3. Стиль руководства. Подходы к изучению стилей управления
При изучении первого вопроса темы студент должен усвоить, что эффективность работы коллектива зависит не только от сформированных в нем отношений, которые обеспечивают успешное взаимодействие людей в процессе совместной работы, но и от того, каким образом направляется их деятельность, какие формы влияния используются для того, чтобы побуждать людей к производительному труду. Эти вопросы относятся к компетенции руководителя.
Цель деятельности руководителя – так управлять подчиненным, чтобы они эффективно выполняли порученную работу и оказывали влияние на личности и группы, направляя их усилия на достижение целей предприятия. Руководитель может использовать формальные рычаги влияния (в этом случае понятие «руководитель» отождествляется с понятием «менеджер», «управляющий») и неформальные (в этом случае понятие «руководитель» ближе к понятию «лидер»). Между руководством и лидерством существует определенная разница.
Руководство осуществляет человек, выступающий либо как профессионал, либо как назначенный или принятый по контракту на должность оплачиваемый менеджер. Руководство требует соответствия действий и поведения людей утвердившимся в обществе правовым и социальным нормам, а также моральным принципам.
Природа лидерства может быть лучше понята, если его сравнить с собственно управлением. Быть руководителем и быть лидером в организации – это не одно и то же. Руководитель в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношений с ними прежде всего использует должностную основу власти и источники, ее питающие. Лидерство основывается больше на процессе социального взаимодействия в организации. В отличие от собственно управления лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Соответственно отношения «начальник – подчиненный», свойственные традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями «лидер – последователь». Лидер может быть руководителем группы, а может им не быть. Выделяют следующие различия между лидером и руководителем: 1) руководитель всегда назначается официально, а лидер выдвигается стихийно; 2) руководителю предоставляются законом определенные права и обязанности, а лидер может их не иметь; 3) руководитель наделен определенной системой официально установленных санкций, используя которые он может влиять на подчиненных, а лидеру эти санкции не даны; 4) руководитель представляет свою группу во внешней сфере отношений, а лидер в сфере своей активности ограничен в основном внутри групповыми отношениями; 5) руководитель, в отличие от лидера, несет ответственность перед законом за состояние дел в группе. Выделяется два типа лидерства: Формальное лидерство – процесс влияния на людей с позиции занимаемой в организации должности. Неформальное лидерство – процесс влияния через способности и умения или другие ресурсы, необходимые людям Кроме того, специалисты выделяют два полярных типа лидерства: - инструментальный лидер – это член группы, берущий на себя ответственность и инициативу в решении проблемных ситуаций и обладающий необходимыми знаниями, навыками, информацией. - эмоциональный лидер – член группы, берущий на себя функцию регуляции группового настроения в проблемных ситуациях. С позиций интересов организации идеальным является объединение формальных и неформальных основ власти. Менеджер, будучи лидером, осуществляет свои управленческие функции через призму неформального лидера. В подчиненном ему коллективе возникают отношения «лидер – последователь», которые значительно теснее и результативнее, чем отношения «начальник – подчиненный». Лидерство усиливает руководящие действия менеджера в таких сферах, как определение целей, координация усилий подчиненных, оценка результатов их работы, мотивация деятельности (через собственный пример, решительность, уверенность, умение вести за собой и т.д.), обеспечение групповой синергии; отстаивание интересов группы за ее пределами, определение перспектив развития и др. Руководитель или менеджер – этот тот, кто обеспечивает выполнение работы за счет других. Побуждать или мотивировать людей можно только воздействуя на них определенным образом, т.е. с помощью влияния.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2341; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |