Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ





Цена – денежное выражение стоимости товара. Она является объективной экономической категорией, которая осуществляет функционирование всех сфер производства, распределения, обмена и потребления.

Объясняя природу и значение цены некоторые американские учённые считают, что она представляет собой количество денег, которое уплачивается за определённое количество товаров или услуг определённого качества, включая посреднические.

С точки зрения маркетинга как науки, цена является определённой суммой денег или других видов вознаграждения, которые обмениваются на какую-то собственность в виде товаров или услуг.

Цена – величина не постоянная. В её основе лежат общественно необходимые затраты труда. Сами общественно необходимые затраты труда определяются среднеотраслевыми издержками, т. е. затратами на производство товара на предприятиях с общественно нормальными условиями труда и производства, при среднем уровне умения работника и интенсивности труда. Соотношение между ценой и стоимостью может быть равно, больше или меньше стоимости.

Следовательно, на величину стоимости влияют факторы производства:

- структура производства;

- уровень оснащённости труда;

- уровень организации производства, труда и управления;

- квалификация работников;

- природные и географические условия.

На рынке стоимость товара не изменяется, изменяется только его цена, на которую воздействуют рыночные факторы:

- спрос и предложение;

- качество товаров;

- мода;

- престижность товара и фирмы, которая его производит;

- сезонность;

- экономическая чистота;

- реклама, дизайн товара и упаковка;

- уровень развития торговли;

- уровень гарантийного обслуживания;

- средства доставки;

- психология потребителя (дешёвые или престижные покупки).

Таким образом, основные стоимостные элементы структуры цены:

- прибыль,

- себестоимость,

- налог на добавленную стоимость (НДС),

- наценка (скидка).

При этом наибольший удельный вес в структуре цены принадлежит себестоимости (более 50%).

Функции цены:

1. Учётная – она выступает средством учёта общественно полезного труда, учитывает общественную потребность в этом товаре.

2. Стимулирующая – стимулирует развитие НТП, экономию ресурсов, повышение качества продукции.

3. Распределительная, связана с отклонением цены от стоимости, в соответствии с определённой социальной политикой.

4. Сбалансирование спроса и предложения: устанавливаются повышенные цены на дефицитные товары, пользующиеся повышенным спросом. Высокие цены стимулируют производство таких товаров.

Если цена не выполняет свои функции, то она теряет своё экономическое назначение и перестаёт быть таковой, т. е. превращается в средство фиксации затрат. В таких условиях прибыль можно получить независимо от результатов хозяйствования.



В Украине в соответствии с Законом «О ценах и ценообразовании» от 03.12.1990 г. № 507-XII с 1991 г. введены три вида цен:

· государственные фиксированные цены и тарифы;

· регулируемые цены и тарифы;

· свободные цены и тарифы.

Государственные фиксированные цены – устанавливаются на базовую продукцию, которая влияет на развитие народного хозяйства и уровень розничных цен (нефть, газ, уголь, чёрные металлы, электроэнергию, тарифы на перевозки железнодорожным транспортом, услуги связи).

Государственные цены устанавливаются также на продукцию (услуги) субъектов хозяйствования – естественных монополистов. Перечни видов продукции (услуг) указанных субъектов утверждаются Кабинетом Министров Украины.

Государственные цены устанавливаются на импортные товары, приобретенные за счёт средства Государственного бюджета Украины.

Согласно Хозяйственному кодексу Украины от 16 января 2003 г. № 436-IV (ст. 191) органы исполнительной власти и органы местного самоуправления при установлении фиксированных цен, применение которых делает невозможным получение прибыли субъектами предпринимательства, обязаны предоставить этим субъектам дотацию.

Могут устанавливаться коммунальные цены на продукцию и услуги, производство которых осуществляется коммунальными предприятиями.

Регулируемые цены и тарифы (товары и услуги, которые определяют жизненный уровень населения, на виды продукции, которые определяют производство товаров широкого употребления), т. е. цены могут изменяться в установленных границах в стране, регионе.

Свободные цены устанавливаются на те виды продукции, на которые не устанавливаются государственные и регулируемые цены. Они определяются на договорной основе.

Государственное регулирование цен осуществляется путём установления фиксированных государственных и коммунальных цен, предельных уровней цен, предельных уровней торговых надбавок и снабженческих вознаграждений, предельных нормативов рентабельности или путём внедрения обязательного декларирования изменения цен.

При этом государственное регулирование цен может осуществляться как при помощи прямых методов воздействия, так и косвенных.

В первом случае речь идёт о «замораживании» цен, контроле над ними, установление границ изменения цены.

Во втором случае – путём воздействия на издержки производства и прибыль путём предоставления льгот, субсидий, кредитов, с помощью налогов, таможенного и валютного регулирования.

В условиях развитой рыночной экономики используются и другие виды цен:

- трансфертные (передаточные) – в пределах больших монополистических объединений, корпораций;

- прейскурантные цены – цены, которые вносятся в справочники фирм;

- коммерческие цены – цены, по которым реализуются импортные товары, а также товары комиссионной продажи.

В зависимости от объёма продаж различают оптовую и розничную цену.

 

Себестоимость Прибыль предприятия   НДС Торговая наценка
Издержки торговли Торговая прибыль
Оптовая цена предприятия Ц = К + р + НДС  
Розничная цена

Рис. 10.3. Структура оптовой и розничной цены.

 

Разнообразие цен зависит во многих случаях не от конкретного вида товара, а от характера купли-продажи, от отношений, которые возникают на рынке.

 





Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 344; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.003 сек.