Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тест № 1

Тесты для самопроверки

 

1. Абстрагирование – это а) процесс мысленного отвлечения от некоторых («несущественных») свойств и отношений эмпирически данного объекта; б) отображение объектов некоторой области с помощью символов какого-либо языка; в) приведение убедительных аргументов (доводов), в силу которых следует принять какое-либо утверждение или концепцию.

2. Способами обоснования являются: а) экстраполяция, интерполяция, экспликация; б) доказательство (дедукция), подтверждение (индукция), объяснение; в) абстрагирование, идеализация, формализация.

3. Сциентизм – это а) чрезмерно высокая оценка когнитивных и социокультурных возможностей науки; б) философская концепция, отрицающая или существенно ограничивающая возможность разумного постижения действительности; в) негативное отношение к науке, отрицательная оценка познавательных возможностей науки и ее роли в жизни общества.

4. Бифуркация – это а) направление постнеклассической науки, изучающее процессы самоорганизации в открытых, нелинейных системах; б) нарушение устойчивости эволюционного режима системы, приводящее к возникновению множества различных виртуальных сценариев эволюции этой системы; в) наука о процессах и законах управления в сложных динамических природных, технических и социальных системах.

5. Фальсификация – это а) уточнение значения и смысла понятий и выражений, используемых в естественном и научном языках; б) эмпирическое подтверждение высказываний, гипотез, теорий; в) эмпирическое опровержение высказываний, гипотез, теорий.

6. Семантика – это а) искусство понимания и интерпретации текстов; б) раздел семиотики, исследующий отношение языковых выражений к обозначаемым объектам и выражаемому содержанию; в) наука о законах и операциях правильного мышления.

7. Заблуждение – это а) утверждение (система утверждений), относительно истинности которого научным сообществом решение еще не принято; б) перенесение свойств одного предмета на другой на основе их сходства (или контраста) в каком-либо отношении; в) эпистемологическая характеристика знания, выражающая его относительный, ограниченный (и даже ошибочный) характер.

8. Принцип фальсифицируемости в качестве основы для решения проблемы демаркации предложил а) К.Р. Поппер; б) Р. Карнап; в) Л. Витгенштейн.

9. Ценностные императивы научного этоса (универсализм, коллективизм, бескорыстность, организованный скептицизм) были сформулированы а) К. Манхеймом; б) Дж. Берналом; в) Р. Мертоном.

10. Гипотетико-дедуктивный метод – это а) метод познания, основанный на акцентированном признании единичности и уникальности изучаемых процессов и событий; б) метод, нацеленный на формулировку научных законов различной степени общности; в) метод, основанный на выведении следствий из принципов, истинностное значение которых неизвестно.

11. Фаллибилизм – это а) направление в философии науки, представители которого утверждают, что в развитии науки решающая роль принадлежит внутринаучным факторам; б) направление в философии науки, представители которого утверждают, что в развитии науки решающая роль принадлежит вненаучным факторам; в) философско-методологическая концепция, согласно которой научное знание реально и потенциально фальсифицируемо.

12. Основными понятиями концепции научных революций Т. Куна являются а) научное сообщество, парадигма, «аномалия»; б) мировоззрение, научная картина мира, стиль мышления; в) проблема, предположение, опровержение.

13. Основными концепциями истины являются а) абсолютная, относительная, конкретная; б) научная, философская, вненаучная; в) корреспондентская, когеренции, прагматистская.

14. Принцип неопределенности утверждает, что а) предшествующая научная теория является частным (или предельным) случаем последующей научной теории; б) невозможно одновременное точное измерение сопряженных параметров микрофизических систем; в) полное описание квантовых систем требует принципиально различных экспериментальных установок и соответствующих языков описания.

15. Понятие «парадигма» в философию науки ввел а) П. Фейерабенд; б) И. Лакатос; в) Т. Кун.

16. Основными функциями научной теории являются а) историческая, психологическая, социальная; б) аналитическая, синтетическая, систематическая; в) описательная, объяснительная, предсказательная.

17. Неопозитивистский этап в развитии философии науки охватывает период а) с 20-х по 50-е годы ХХ века; б) с начала до 70-х годов ХХ века; в) последняя треть ХIХ – первая треть ХХ века.

18. Кумулятивизм – этоа) модель роста научного знания, согласно которой развитие науки представляет собой постепенное и непрерывное накопление научных истин; б) направление в философии науки, сторонники которого подчеркивают, что в основе научного познания и знания лежат соглашения ученых; в) философское направление, сторонники которого утверждают, что источником достоверного знания являются данные наблюдений, экспериментов, измерений.

19. Интерпретация – это а) становление новых узкоспециализированных научных направлений и дисциплин; б) приписывание значений и смыслов знакам определенного языка; в) размножение, максимальное увеличение разнообразия гипотез и теорий как необходимое условие жизнеспособности науки.

20. Представителями постпозитивистского этапа в развитии философии науки являлись а) К. Поппер, И. Лакатос, Т. Кун; б) Ж. Деррида, Ж. Делез, Р. Рорти; в) М. Шлик, Р. Карнап, О. Нейрат.

21. Методами эмпирического познания являются а) восхождение от абстрактного к конкретному, идеализация, формализация; б) наблюдение, измерение, эксперимент; в) аксиоматизация, дедукция, математическое моделирование.

22. Основными этапами в развитии науки являются а) античная наука, средневековая наука, ренессансная наука; б) классическая наука, неклассическая наука, постнеклассическая наука; все перечисленное.

23. Этап постнеклассической науки охватывает а) с 70-х годов ХХ в. по настоящее время; б) с середины ХХ в. по настоящее время; в) с 20-х годов ХХ в. по настоящее время.

24. Основными характеристиками постнеклассической науки являются а) нелинейность, антропологизм, контекстуальность научного знания; б) методологический плюрализм, компьютеризация, консенсуальность; в) все перечисленное.

25. Автором книги «Против метода» является а) И. Лакатос; б) Т. Кун; в) П. Фейерабенд.

26. В становление философии науки существенный вклад внесли а) Б. Рассел, Р. Карнап, К. Поппер; б) О. Конт, Э. Мах, Ч.С. Пирс; в) Дж. Бернал, Р. Мертон, А. Койре.

27. Философия науки включает в себя а) экономику науки, научный менеджмент, науковедение; б) историю науки, социологию науки, психологию научного творчества; в) онтологию науки, гносеологию науки, аксиологию науки.

28. Научная коммуникация – это а) коллектив исследователей, включающий в себя лидера, создателя новой научной «эффективно работающей» программы, а также его учеников и последователей; б) совокупность профессиональных ученых; совокупность видов профессионального общения в научном сообществе.

29. В соответствии с принципом предосторожности а) безопасность новых технологий должны обосновывать и обеспечивать разработчики этих технологий; б) все, что стало технически осуществимым, неизбежно будет реализовано; в) испытуемый знакомится с целями, условиями и опасностями, с которыми сопряжено его участие в научном исследовании и добровольно соглашается принять в нем участие.

30. Различают следующие виды научных законов а) точные и неточные; б) онтологические и гносеологические; в) динамические и статистические.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Планы семинарских занятий | Тест № 2
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1037; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.