КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Экономическая теория: задачи, предмет, методы, функции1. Что изучает экономическая теория и какие методы использует; 2. Функции экономической теории; 3. Генезис экономической теории.
Человек, наделенный могучим интеллектом, все глубже познает мир: … природы и общество…Важно знать, как развивается природа и общество, по каким законам. Знания людей имеют три уровня: эмпирический, религиозный и научный… Явления <-> причинно-следственные взаимосвязи: мнимы действительные…
Научные знания выражаются в теориях. Теория – это системное, целостное знание о предмете изучения, осмысленное через систему категорий и законов. * Категория…-> жизнь. Что это такое? * Закон…-> направленность в развитии… Экономическая теория! - что она изучает? …общество… Многообразие видов человеческой деятельности…(в мире 40*103 профессий)… Основной вид человеческой деятельности – производство материальных благ – общественное производство. Люди
ПТ ОП Взаимодействие между людьми: ПО (ЭО)
ОП – общественное производство; ПС – производственные силы; СТ – средства труда; ПТ – предмет труда; СП – средство производства; ПО – производственные отношения; ЭО – экономические отношения.
Экономическая теория изучает экономическое поведение людей, отношения между людьми по использованию ограниченных ресурсов с целью удовлетворения материальных потребностей общества. Это – экономические отношения…производственные отношения… Эти отношения образуют систему хозяйствования, систему общественного производства. Для обеспечения рационального, эффективного хозяйствования люди опираются и на опыт, и на экономическую науку, и на экономическую теорию. Задача экономической теории - выявить сущностные, закономерные связи между экономическими явлениями, выработать правила эффективного хозяйствования. В этом научном поиске используются определенные методы исследования.
Основной метод – метод научной абстракции. «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике»… - В. И. Ленин. Научная абстракция…понятия или «экономические категории»… Научная мысль движется в направлении «факты->систематизация->обобщения->принципы (гипотезы и законы): индуктивный метод. Движение от теории к практике – дедуктивный метод. Количественные зависимости … математический анализ … экономическое математическое моделирование. Экономическая теория использует и другие методы: метод допущений (при прочих равных); корреляция; построение гипотезы; и др. Системное знание позволяет построить теоретическую модель как схематичное отражение, сокращенное подобие экономической реальности (глобус - Земля). Действительность, реальность в теории отражаются в модели. Определены этапы создания теоретической модели: 1) Определяются основные понятия (-рынок-); 2) Выясняются условия постановки и решения проблемы (-конкуренция-); 3) Выдвигается гипотеза о взаимосвязи между понятиями (свободное ценообразование и производство товаров); 4) Проверка гипотезы жизнью; 5) Корректировка теории или ее пересмотр.
Выделяют четыре главные функции экономической теории – познавательную, методологическую, прикладную, прогностическую.
* Познавательная: устанавливаются сущностные связи между экономическими явлениями, формулируются экономические категории, выводятся экономические законы. Экономический закон выражает типичные, устойчивые, воспроизводящиеся причинно-следственные связи между экономическими явлениями. Закон – это господствующая тенденция во всей совокупности взаимосвязей; он определяет направленность в развитии явления. …закон повышающихся потребностей… …закон тропы (не экономический) * Методологическая: экономическая теория выступает как обобщенное научное знание об экономике, которая «питает» частные экономические дисциплины. Частных экономических дисциплин много. Они изучают различные стороны экономической жизни: отраслевую, функциональную, региональную. Отраслевые экономики: промышленность, сельское хозяйство, транспорт, природопользование. Функциональные экономические дисциплины: бухгалтерский учет, финансы и кредит, маркетинг, менеджмент, экономическая статистика. Региональные экономики… * Прикладная: выработка экономической политики государства… ******** Экономическая теория имеет определенную историю. Возникнув, она постоянно развивается. Все это обозначается словами «генезис науки»…
Генезис экономической науки связывается с ее предысторией и историей. Начальный этап экономических знаний охватывает древность. В папирусах Древнего Египта, в сочинениях Аристотеля, Платона, в религиозных учениях, в частности, в Библии, содержатся сведения о хозяйстве, об экономике. Это предыстория экономической науки. История экономической науки начинается в 16-17 веках, когда феодальное (аграрно-натуральное) хозяйство, разлагаясь, перерастало в буржуазное (индустриально-рыночное). Производственные отношения усложнялись и требовали теоретического осмысления. Исторически первым направлением экономической теории стал меркантилизм … торговля, товарное обращение. 1615 год – Ант. де Монкретьен - «Трактат политической экономии» - законы ведения государственной (общественной) стороны хозяйства. Затем возникает «классическая школа». Она сделала чрезвычайно важный шаг – перешла к исследованию производства. Родоначальниками «классической школы» стали физиократы … Ф. Кэне (1694-1774) – «Экономические таблицы». Физиократы считали производительным только земледельческий труд. (…бесплодный труд…) Огромный вклад в развитие экономической теории внесли английские представители классической школы: У. Петти и А. Смит (1723-1790) – «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 год). Традиции «классической теории» были продолжены марксистской экономической теорией 1867 год - «Капитал» К. Маркс (1818-1883). Основное содержание марксизма: 1. Материальное производство – основа жизни общества; 2. Общество развивается по объективным законам по формациям; 3. Источником увеличения накопления общественного богатства является труд наемных рабочих; 4. Движущей силой общественного развития является борьба классов, борьба эксплуатируемых и эксплуататоров.
2-ая половина 19 века – маржинализм. Классиками маржинализма стали представители австрийской школы: Карл Менгер (1840-1921), Фридрих фон Визер (1851-1926), Эйген Бём-Баверк (1851-1914) Конец 19 века – неоклассическое направление. 1890 год – Альфред Маршал (1824-1924) «Принципы политической экономики». Начало 20 века – математическая школа. Леон Вальрас (1837-1910). Середина 20 века – кейнсианство. 1936 год – Д.М. Кейнс «Общая теория занятости, процента и денег…» - теория рынка, регулируемого государством. Институциализм (первый 1/3 20 века) - -> новая институциональая экономика. Джон Коммнос, Уэсли Митчелл, Рональд Круз, Джеймс Бьюкенем. Экономический либерализм 20 – века – Фридрих Хайек. Монетаризм – Милтон Фридмен (1912 год).
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 385; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |