Студопедия

КАТЕГОРИИ:



Мы поможем в написании ваших работ!

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мы поможем в написании ваших работ!

МЕТОД ЧУВСТВЕННОГО ОСОЗНАВАНИЯ


 

Термин «чувственное осознавание» (sensory awareness) впервые, в 50‑х годах XX века, предложила Ш. Селвер. Так она назвала свою версию метода, разработанного Э. Гиндлер в 20‑х годах прошлого столетия, который впоследствии был назван «терапией, концентрированной на движении». Страдая неизлечимой формой туберкулеза, Э. Гиндлер смогла найти путь к выздоровлению, опираясь лишь на собственную интуицию и на огромное желание выжить. Э. Гиндлер утверждала, что можно научиться чувствовать деятельность тела и тем самым воздействовать на саморегуляцию организма. Гиндлер также придерживалась того мнения, что любое название «несет в себе опасность застоя», ограничивает развитие, и потому не давала своей работе специального названия, говоря только о «работе с людьми». Это объясняет происхождение различных названий метода, придуманных ее учениками. Говорят о «тренировке, ориентированной на расслабление» (Meyer, 1961), «терапии, концентрированной на движении» (Stolze, 1959), «телесном воспитании душевного равновесия» (Ehrenfried, 1957) и об «осознании, дыхании и терапии расслаблением» (Schaarschuch, 1957; Fuchs, 1949). Каждый автор подчеркивает неокончательный характер названий. Некоторые авторы использовали термин «сосредоточенное движение» (Concentrated Movement Therapy); а такие понятия, как терапия движением, терапия расслаблением, воспитание психического равновесия, тренировка психологической устойчивости, предполагают разные теоретические основания (Штольц, 1959).

Ш. Селвер была одной из немногих последователей, распространивших идеи Э. Гиндлер в США. С 1938 года она активно разрабатывала свой подход чувственного сознавания. Впоследствии ее работой заинтересовался ряд известных аналитиков и психотерапевтов, и некоторые из них – Эрих Фромм, Клара Томпсон и Фредерик Перлз – стали ее учениками. Позже Перлз включил многое из того, чему научился на ее уроках, в гештальт‑терапию (Брукс, 1997).

Работа Ш. Селвер и Ч. Брукс оказала большое влияние на Б. Гунтера, создавшего технику «чувственного пробуждения» (sensory awakening). Эта техника помогает ощутить свое тело и чувства, научиться прикасаться к другим и отвечать на прикосновения (Gunter, 1969). Другой аспект привлек внимание У. Шютца. Он разрабатывал способы, усиливающие чувствительность, позволяющие более тонко дифференцировать различные ощущения, помогающие человеку лучше сознавать себя и окружающий мир (Schutz, 1969).



Чувственное сознавание – это процесс обучения дифференцированному восприятию телесных ощущений, фантазий, образов, эмоций и установлению взаимосвязи между ними. Терапия тут заключается в исследовании чувственного опыта человека в самых обычных ситуациях. Этот метод помогает человеку понять, что в функционировании организма естественно, связано с реальной действительностью, а что обусловлено иными факторами. Одно из главных положений метода заключается в том, что, ориентируясь на ощущения, на переживания, человек делает мышление более реальным, а поведение в большей степени соответствует его намерениям.

Человек с детства приучен приуменьшать значение собственного опыта и «учиться на опыте других», то есть подменять свой опыт рациональными конструкциями, которые удовлетворяют окружающих. При этом ощущения собственного тела игнорируются. Метод чувственного сознавания помогает преодолеть этот барьер и обучает более полному телесно‑инстинктивному функционированию. В процессе занятий наступает понимание того, что восприятие относительно, а мышление часто обусловлено информацией, получаемой от окружающих, а не реальной действительностью.

Другим существенным аспектом метода чувственного созна‑вания является изучение процесса коммуникации между участниками группы, в частности – прикосновений. Степень близости и дистанция, взаимопомощь и ответственность, чувство окружения – эти аспекты на телесном уровне гораздо легче и быстрее.

В целом метод чувственного сознавания ставит перед собой следующие задачи: дифференцировать чувственный опыт, отделить продукты сознания от реальной действительности, которую мы воспринимаем с помощью ощущений; понимание того факта, что восприятие относительно; научить «проживанию в опыте». То, что Гиндлер называла «разворачиванием», а Селвер «проживанием в опыте», есть интеграция ощущений, эмоций и созданных на их основе образов и мыслей в единое целое здесь и сейчас. Простое ощущение может дать удивительно богатый опыт, то переживание, которое мы часто отрезаем, живя «головой». Чтобы этому научиться, необходимо развить чувство внутреннего мира и покоя, способность сохранять осознание, не пытаясь что‑либо изменить.

Многие упражнения в системе чувственного сознавания основаны на обычных действиях: клиент ложится, сидит, стоит, ходит. Эти действия дают естественную возможность открыть свое отношение к окружающему, развить осознание того, что мы делаем.

Другой аспект чувственного сознавания включает взаимодействие. Исследуются различные способы прикосновения: легкий толчок, шлепок, поглаживание и пр. Прикосновение может отражать застенчивость, агрессивность, вялость, беспокойство и пр.

Важное значение при этом имеет ориентация на внутренний покой, на медитацию. Селвер и Брукс утверждают, что по мере усиления чувства внутреннего покоя ненужные напряжения и лишняя деятельность уменьшаются, восприимчивость к внутренним и внешним процессам усиливается, происходят и другие изменения всей личности.

Метод чувственного осознавания ставит своей задачей последовательную интеграцию интеллектуального и чувственного опыта. Понятие чувственного опыта, имеющее огромное значение для жизнедеятельности организма, его дифференцированное восприятие и переживание являются основой данного подхода. Для большинства людей чувственный опыт ограничивается переживанием комфорта и дискомфорта, а некоторые обращают на него внимание только в случае возникновения болезненных ощущений.

 

3.4.1. Техники[2]



 

Упражнение 1. «Постоим»

Участники группы стоят, закрыв глаза. Многие люди чувствуют недостаток равновесия и потребность за что‑нибудь держаться. Становится понятным, что глаза используются в качестве поддержки.

По многим причинам несколько таких минут могут оказаться утомительно‑скучными для одних, в то время как другим нужно время для осмысления своих новых открытий. Предложите участникам группы лечь и немного отдохнуть. После этого те, кто совершил какие‑либо открытия, могут поделиться ими, а те, кто ничего не почувствовал, могут с облегчением признаться в этом.

Упражнение 2. «Стоять – это отношение» (I)

До сих пор все внимание было обращено внутрь. Теперь ведущий спрашивает: «Чувствуете ли вы, на чем вы стоите?» – обращая внимание на ощущения, возникающие в ступнях.

Поскольку клиенты не обуты, это – приглашение пережить ощущение, которое для огромного числа людей забыто с детства. Теперь люди начинают чувствовать пол и то, чем он покрыт. Они обнаруживают ощущение фактуры, температуры, твердости под собой.

Через некоторое время ведущий спрашивает: «Если вы чувствуете пол, то как вы соотносите себя с ним?» Тут помогают следующие уточнения.

Стоите ли вы на полу всей своей ступней? Когда вы стоите, что вы чувствуете более отчетливо – пол, на котором стоите, или свои собственные подошвы? Может ли пол служить вам опорой? Теплый он или холодный, жесткий или мягкий? Принимает ли он вас? Принимаете ли вы его?

 

Упражнение 3. Исследование ступней

Инструкция ведущего: «Сядьте и начните исследовать ступню. Рука может глубоко проникнуть в нее, обнаруживая связки и соединения, из которых она состоит. Где кончается носок и начинается свод? Как устроен свод? Как пятка ощущается ладонью и пальцами, можно ли прощупать кость?

Теперь разбейтесь на пары и точно так же исследуйте ступню партнера».

Упражнение 4. «Стоять – это отношение» (II)

Инструкция ведущего: «Попробуем еще раз прочувствовать пол. Как мы связаны с ним? Давайте опять закроем глаза: может быть, на этот раз сделать это будет легче.

Чувствуете ли вы ощущение связи с полом вверх по телу? Пропускаете ли вы это ощущение через колени? Как высоко над полом располагается таз?

Продолжая стоять, давайте положим руки на голову. Темя – наша верхняя граница, так же как подошвы ограничивают нас снизу. Что живет между тем и другим? Есть ли какое‑то ощущение существования между теменем, на котором лежат руки, и подошвами, касающимися пола?»

Упражнение 5. Ходьба

Инструкция ведущего: «Во время ходьбы постарайтесь осознанно почувствовать, как ваши стопы прикасаются к земле при каждом шаге. С этой целью ходите очень медленно, позволяя весу тела переноситься попеременно на каждую из стоп. Расслабьте плечи и обращайте внимание на то, чтобы не сдерживать дыхание и не блокировать коленные суставы.

Ощущаете ли вы снижение центра тяжести? Ощущаете ли лучший контакт с землей? Ощущаете ли вы себя в безопасности, более расслабленным? Такая манера ходьбы может показаться вначале странной. Если это так, то вы должны осознать, что под давлением пресса современной жизни вы утратили естественную грацию своего тела.

Вначале ходите медленно, чтобы развить чувствительность в ногах и стопах. Когда вы станете лучше чувствовать землю, можете изменять ритм шагов в зависимости от вашего настроения.

Ощущаете ли вы в результате этого упражнения лучший контакт со своим телом? Реже ли вы погружаетесь в свои мысли во время ходьбы? Чувствуете ли вы себя расслабленнее и свободнее?»

Упражнение 6. Осанка

Это упражнение необходимо проделать с партнером. Попросите партнера встать в естественную позу и внимательно понаблюдайте за его осанкой (лучше всего, если он носит обтягивающую одежду либо купальный костюм).

Одинакова ли высота плеч? Как расположена голова, является ли она естественным продолжением шеи или выступает вперед или назад? Что с грудной клеткой, выпячивается ли она вперед или, наоборот, спрятана? На одном ли уровне расположены бедра? Не слишком ли выпирает назад таз? Находятся ли колени непосредственно над ступнями? А ступни – расположены ли они прямо или же развернуты внутрь либо наружу?

Внимательно оглядите партнера спереди, с боков и сзади. Попросите его медленно пройтись, а сами понаблюдайте за ним со всех сторон. И, наконец, попросите его встать спиной к прямой вертикальной линии, начерченной на стене (здесь может вполне подойти линия торца двери), чтобы рассмотреть расположение частей его тела относительно друг друга внимательнее.

Затем вместе обсудите результаты ваших наблюдений. Предметом обсуждения может быть, например, связь осанки и предполагаемого мышечного панциря. Кроме того, попробуйте имитировать осанку вашего партнера, пройдитесь перед ним, обратив его внимание на те особенности, которые вам удалось заметить. Затем поменяйтесь ролями.

Это упражнение ни в коем случае не должно быть окрашено критикой. Совершенной осанки нет ни у кого. Ваши наблюдения должны быть объективны и позитивны, и точно так же постарайтесь услышать наблюдения партнера.

Упражнение 7. Контакт рук

Инструкция ведущего: «Свободно перемещайтесь по комнате, обмениваясь рукопожатиями правой рукой. Периодически останавливайтесь, задержав чью‑либо руку в своей. Закройте глаза и прикосновениями исследуйте руку партнера. Через 2 минуты откройте ваши глаза и посмотрите на него.

Теперь перемещайтесь с закрытыми глазами, обмениваясь рукопожатиями левой рукой. Остановитесь, возьмите чью‑либо руку и исследуйте ее. Затем почувствуйте силу и нежность прикосновений руки другого. Через минуту, все еще держась за руки, откройте глаза, посмотрите друг на друга и проверьте правильность ваших ощущений.

Затем двигайтесь дальше по комнате, обмениваясь рукопожатиями обеими руками. В течение 30 секунд обменяйтесь со своими партнерами рукопожатием, находясь в состоянии: «быстрый», «сердитый», «подавленный», «счастливый», «влюбленный».

Затем остановитесь, закройте глаза, возьмите партнера за обе руки и постарайтесь узнать его. Еще через 2 минуты поэкспериментируйте: поспорьте, поднимите руки вверх, поиграйте, будьте нежным, изобразите танец двумя руками. Через 5 минут, все еще держась за руки, откройте глаза и посмотрите на своего партнера».

Упражнение 8. Контакт спиной

Закрыв глаза, участники группы медленно двигаются спиной вперед.

Инструкция ведущего: «Поскольку приходится вступать в контакт со спинами других, постарайтесь сделать это осторожно, а затем двигайтесь дальше. Через минуту остановитесь рядом с кем‑нибудь, спина к спине, и постарайтесь узнать спину партнера. Еще через какое‑то время разделитесь. Один из партнеров поворачивается и с помощью рук, не открывая глаз, исследует спину своего партнера. Через 2 минуты поменяйтесь местами.

Теперь снова медленно двигайтесь спиной вперед. Пообщайтесь спиной, поспорьте, поиграйте, побудьте нежным, потанцуйте спина к спине, исследуйте разные виды движения. На каждый такой эпизод дается 30 секунд.

Минут через пять остановитесь и почувствуйте друг друга. Затем медленно и осторожно подвигайтесь врозь. Обратите внимание на то, как чувствует себя спина. После этого откройте глаза и посмотрите на своих партнеров».

Упражнение 9. Поднять тело

Часть группы ложится на простыни, расстеленные на полу. Лежащие на полу должны расслабиться. Через некоторое время остальные участники группы начинают поднимать их за голову, руки, кисти, ступни и бедра.

Далее, взяв простыни за концы, лежащих поднимают, перемещают по комнате до тех пор, пока они полностью не расслабятся, чтобы отчетливо чувствовалась разница между весом напряженного и расслабленного тела. Затем необходимо положить участника на то же место и оставить его на 5 минут. Поменяйтесь местами.

Упражнение 10. Диалог руками

Инструкция ведущего: «Разбейтесь на пары, встаньте напротив друг друга. Средства вашего общения ограничены плечами и руками, включая тыльную поверхность кистей. Один из партнеров начинает разговор без слов, хлопая руками. Другой партнер отвечает. Это общение происходит подобно обычному разговору. Не пытайтесь быть логичным. Постарайтесь сообщить о чем‑либо, изменяя темп. Не прерывайте разговор. Иногда разговаривайте с одной областью тела; иногда со всеми. Почувствуйте, что значат в общении слишком громкие или слишком мягкие удары.

Немного поспорьте, не переходя границы. Найдите решение, удовлетворяющее обе стороны. Похлопайте нежно, скажите что‑нибудь смешное. Хлопните друг друга на прощание. Закройте глаза и прочувствуйте результат этой формы общения».

Упражнение 11. Падение

Это упражнение для маленькой группы из 6–8 человек. Один из участников стоит в центре замкнутого круга. Тело напряжено, ноги прямые, пятки и носки вместе. Закрыв глаза, он падает назад. Его подхватывают и перебрасывают по кругу в любых направлениях с различной силой. Затем он становится в центр круга, и все члены группы крепко обнимают его в течение 30 секунд. После этого группа медленно расходится, оставляя его одного.

Упражнение 12. Прогулка вслепую

Инструкция ведущего: «Разбейтесь на пары. Одному из участников завяжите глаза. Другой ведет его, держа за палец. Оба участника сохраняют молчание. Ведущий обводит партнера вокруг препятствий, стараясь предоставить ему как можно больше прикосновений, ощущений, запахов, звуков и т. д.

Упражнение продолжается 20–30 минут, на протяжении которых желательно дать своему подопечному возможность побывать в различных ситуациях.

Понаблюдайте за своими чувствами, поменяйтесь местами».

Упражнение 13. Кумир

Один член группы лежит на спине с закрытыми глазами. Остальные участники опускаются вокруг него на колени, аккуратно подсовывают руки под его тело и медленно его поднимают.

Затем можно делать следующее: быстро или медленно раскачивать участника, бегать с различной скоростью, поднять «кумира» над головой, повернуть его и быстро опустить вниз.

Проделайте это с каждым членом группы.

Упражнение 14. Под простыней

Инструкция ведущего: «Каждый участник группы накрывается простыней и остается под ней на 5 минут. Позволено делать все что угодно, кроме передвижения по комнате.

Затем, оставаясь в простыне, перемещайтесь по комнате, контактируя с другими участниками группы. Будьте открыты для своих желаний. Позвольте себе проявлять любые ответные реакции. Не разговаривайте во время упражнения. Когда оно закончено, не спешите сбросить простыню, понаблюдайте за своими чувствами».

Упражнение 15. «Сандвич»

Группа разбивается на тройки. Один из участников ложится на бок. Второй ложится спереди так, чтобы спиной чувствовать партнера. Первый обнимает его за талию. Третий ложится сзади, обнимая за талию среднего. В течение 1–2 минут постарайтесь сосредоточиться на своих ощущениях, почувствуйте друг друга, осознайте ваше дыхание.

Далее первый участник медленно поднимается. Еще через 15–30 секунд третий партнер тоже уходит. Понаблюдайте за своими чувствами, поменяйтесь местами.

Упражнение 16. Похлопывание тела

Инструкция ведущего: «Один из членов группы ложится на живот. Остальные окружают его, стоя на коленях. Необходимо оказаться напротив друг друга, кроме того, еще один участник встает у головы лежащего и один – у ступней. Лежащий не должен двигаться, воспринимая похлопывания как дар. Хлопайте по всему телу, включая спину, руки, ягодицы, ноги.

Остановитесь и позвольте лежащему сосредоточиться на своих ощущениях, прочувствовать эффект. Можно при этом приложить руки ко всей поверхности тела лежащего».

Упражнение 17. Прикосновение

Инструкция ведущего: «Сделайте короткую паузу после предыдущего упражнения. Далее все члены группы одновременно касаются всей поверхности тела лежащего на животе участника. Прикосновение должно быть нежным, без давления или упора. Прикосновение продолжается от 10 до 60 секунд. Это действие можно повторить два или три раза с перерывами, необходимыми для осознавания. В конце упражнения предоставьте лежащему участнику время для наблюдения за своими чувствами».

Упражнение 18. «Сандвич» (II)

Один из членов группы ложится на бок. Другой ложится рядом со спины, обхватывая рукой талию первого. Следующий участник принимает такую же позу, и т. д. Когда все участники группы легли на бок один за другим, необходимо дать время на осознание ощущений.

Затем последний встает и ложится в начало «сандвича». Продолжайте до тех пор, пока первый участник не станет последним. Почувствуйте группу.

Группа может попробовать подняться одновременно.

Упражнение 19. Осознание тела

Инструкция ведущего: «Лягте на пол и расслабьтесь. Не торопите процесс осознания, всему свое время. Вы можете почувствовать пол, который давит на какую‑то часть тела, свободу в одних участках и зажимы в других. Один чувствует себя легким, другой тяжелым. Кто почувствует себя освеженным, а кто – усталым. Получайте и принимайте все приходящее изнутри и извне без оценки и без „этикеток“. Не нужно думать, что „плохо“ чувствовать зажимы или „правильно“ быть свободным. Здесь эти категории непригодны, потому что это тренировка переживания. По мере того как уменьшается „ожидание“ чего‑то, ощущения становятся богаче и полнее и вы можете начать сознавать изменения, которые происходят сами по себе. Напряжение ослабится, пол станет удобнее. Вы можете начать сознавать свое дыхание и изменения в нем».

Упражнение 20. Подари прикосновение

Группа делится на пары, в которой один участник – ведущий, другой – ведомый.

Ведущий использует различные способы прикосновений к телу партнера (скользящие, фиксированные, точечные, плотные, давящие, мягкие и др.). При этом он чутко воспринимает реакцию партнера на то или иное прикосновение: приятно оно, принимается или нет. Если ведомый отвечает неприятием, то прикосновение не повторяется. Задача ведущего – выявить диапазон прикосновений, которые приятны партнеру.

Ведомый (стоящий с закрытыми глазами) откликается на прикосновения ведущего, но при этом не использует никаких «крупных» движений, его реакция скорее выражается в непроизвольных микродвижениях: напряжении или расслаблении мускулатуры, свободе или стесненности дыхания, в общем характере позы и др. Причем ему не следует пытаться обдумывать свои движения. Его задача – позволить телу свободно реагировать на воздействия партнера и отстраненно наблюдать за своим эмоциональным состоянием.

Упражнение 21. Научи прикосновению

Ведущий показывает партнеру то или иное прикосновение, которое сам хотел бы получить. Ведомый повторяет прикосновение, как бы возвращая его ведущему. Если ведущему кажется, что партнер неточно воспроизводит прикосновение, то он показывает его повторно, стараясь обратить внимание на нюансы движения. Сам факт такого повторения призывает ведомого быть более чутким при восприятии и более точным при воспроизведении жестов.

Если ведущий чувствует, что ведомому неприятно воспроизводить то или иное прикосновение, от прикосновения следует отказаться.

Упражнение 22. Приятие

Ведущий обнимает партнера и слегка покачивает его из стороны в сторону, как бы убаюкивая (позиции тут могут быть самыми различными: лицом к лицу, сбоку, со спины – и могут меняться несколько раз на протяжении упражнения). Ведомый (стоя на месте в полный рост, с закрытыми глазами) поддается ритму укачивания, максимально расслабляясь; он может положить голову на плечо ведущему, но не обнимает его. (Ведущий при желании сменить позицию мягко прекращает «укачивание», затем, осторожно поддерживая голову ведомого, возвращает ее в обычное положение, меняет свою позицию, снова обнимает партнера, кладя его голову к себе на плечо, и возобновляет «укачивания»). Периоды «укачивания» – достаточно продолжительны; смены позиций – не часты.

Упражнение 23. Дать поддержку (I)

Цель упражнения: исследовать, что происходит, когда один человек стоит, а двое других предлагают поддержку его рукам. Это работа для троих; один стоит, вытянув руки в стороны, двое стоят по бокам от него, готовые предложить поддержку. Когда все готовы, поддерживающие подкладывают свои руки под локти и кисти стоящего: ему предлагают отдать им вес своих рук. Ему не следует висеть на поддерживающих всем телом, он может лишь дать поддержать свои руки, во всех остальных отношениях он стоит самостоятельно.

Помогающие терпеливо стоят, предлагая поддержку, которую они, конечно же, не могут оказать, пока стоящий не отдаст им вес своих рук. Когда, по их ощущению, им передали весь вес или большую его часть, они могут попробовать мягко подвигать руками стоящего, стараясь прочувствовать, позволяет ли тот осуществить движение, или сопротивляется, или, может быть, старается угадать намеченное движение и осуществить его самостоятельно. Наконец поддерживающие опускают руку вниз, пока она не виснет, и когда они чувствуют, что поддержка больше не нужна, спокойно отстраняются.

Часто в тот или иной момент помогающий может почувствовать, что его поддержка не принимается. Он может сказать об этом или спокойно ждать, просто присутствуя. Через некоторое время, если ситуация сохраняется, он может мягко отодвинуться, оставляя руку, которая должна была бы лежать на его руках. Это позволяет тому, кто получает поддержку, понять, насколько он передал вес руки поддерживающему.

Открытия, обретаемые в этом упражнении, почти всегда производят на людей большое впечатление. Но еще важнее изменения, которые могут произойти: рука, которая не отдавалась, начинает отдаваться, и наоборот; эти изменения могут заметить не один или два участника, а иногда все трое.

Упражнение 24. Дать поддержку (II)

Если группу удастся разделить на подгруппы из четырех, шести или восьми человек, можно осуществить еще один живой эксперимент, касающийся отдачи и принятия. Половина участников, допустим – четверо из восьми, встанут в кружок, положив руки на плечи друг другу. Остальные четверо сядут или встанут на колени за спинами каждого из стоящих. Стоящим следует хорошо распределить вес и почувствовать связь друг с другом. Затем, пользуясь поддержкой друг друга для равновесия, они отрывают пятки от пола, встав на носки. Помогающие в это время подкладывают свои руки под поднятые пятки (предварительно сняв с пальцев кольца и т. п.), которые таким образом получают совершенно новую опору.

Стоящим предлагается постепенно встать на всю ступню; носки опираются на пол, а пятки стоят на руках поддерживающих. Поддерживающий должен предупредить партнера, если ему становится больно или слишком тяжело; если все в порядке, стоящие могут распределить свой вес, отдавая часть его поддерживающим. Когда они почувствуют, что действительно стоят на том, что находится под их ступнями, они могут снова приподняться на носки, давая возможность поддерживающим вынуть руки; потом, снова опустившись на пятки, они смогут по‑новому почувствовать опору на пол.

Пока стоящие ощущают свои более живые отношения с полом, партнеры за их спинами передвигаются по кругу. Стоящие опять поднимаются на носки, и поддерживающие вновь под‑кладывают ладони под их пятки.

Когда наступает время поговорить о своих находках, может оказаться, что самый тяжелый по весу стоящий участник казался самым легким, и наоборот. Иногда это связано с опасением поддерживающего повредить руку, и многое зависит от того, как отдается вес. Зажатый человек либо вообще не отдает свой вес, либо отдает его ригидно, в форме давления. А поддерживающие, которые после первого раза потирают от боли пальцы, могут найти способ совершенно иного, может быть, более полного и не столь болезненного принятия веса.

Чаще, однако, поддерживающие обнаруживают, что могут выдержать гораздо больше веса, чем им казалось, и что они воспринимают его не как давление, а как дар, который приятно принимать. Стоящие, которые имеют возможность выбирать, сколько веса передать полу, а сколько рукам партнера, постепенно все больше передают свой вес рукам партнеров и получают удовольствие от этих рук и от ощущений в ступнях, которые могут сказать, отдают они свой вес или навязывают его.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Техника 10. Осознание частей тела | Тренинг сенситивности

Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2519; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.016 сек.