Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Названия и даты выхода трудов экономистов, упомянутых в схеме 1




Абалкин Л. И. Новый тип экономического мышления (1987 г.).

Алле М. Современная экономическая наука и факты (1994 г.).

Бьюкенен Дж. М. Спрос и предложение общественных товаров (1968 г.).

Вальрас П. Элементы чистой политической экономии (1874 г.).

Веблен Т. Теория праздного класса (1899 г.).

Гэлбрейт Дж. К. Новое индустриальное общество (1967 г.).

Канторович Л. В. Экономический расчет наилучшего использования ресурсов 1942 г.).

Каутский К. Аграрный вопрос (1899 г.).

Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег (1936 г.).

Кенэ Ф. Экономическая таблица (1758-1759 гг.).

Кондратьев Н.Д. Большие циклы конъюнктуры (1925 г.).

Ленин В. И. Империализм, как высшая стадия капитализма (1917 г.).

Леонтьев В. Будущее мировой экономики (1977 г.).

Маркс К. Капитал. Т. 1 (1867 г.).

Маршалл А. Принципы Экономикса (1890 г.).

Менгер К. Основания политической экономии (1871 г.).

Милль Дж. Ст. Принципы политической экономии (1848 г.).

Мэн Т. Богатство Англии во внешней торговле (1664 г.).

Ойкен В. Основы национальной экономии (1940 г.).

Петти У. Политическая арифметика (1676 г.).

Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения (1817г.).

Робинсон Дж. Накопление капитала (1956 г.).

Рошер В. Начала народного хозяйства (1854 г.).

Самуэльсон П. Проблемы американской экономики (1962 г.).

Сисмонди Ж. Новые начала в политической экономии (1819 г.).

Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов (1776г.).

Туган-Бараноеский М. И. Основы политической экономии (1909 г.).

Фридмен М. Монетарная история Соединенных Штатов (1963 г.).

Харрод Р. К теории экономической динамики. (1948 г.).

Шаталин С. С. Интенсификация общественного производства: социально-экономические проблемы (1987 г.).

На схеме 2 представлена обобщенная характеристика основных направлений развития экономической теории.

Схема 2. Обобщенная характеристика основных направлений развития экономической теории

Теоретические школы Основной период развития Основные идеи
Меркантилизм XVI-XVIII вв. – Главное богатство общества – деньги (золото и серебро) – Источник этого богатства – сфера обращения (торговля и денежный оборот) – Государство должно активно вмешиваться в экономику, помогая обогащению общества
Классическая политэкономия Школа физиократов XVIII вв. – Источник богатства общества – сельскохозяйственное производство, а не обращение – Промышленность – это «бесплодная сфера», которая лишь перерабатывает продукты природы и земледелия
Рыночная школа XVII-XIX вв. Источник богатства общества – производство, а наиболее благоприятные условия для его эффективного развития – свободная и конкурентная рыночная экономика, без вмешательства государства.
Марксистская (пролетарская) политическая экономия С середины XIX в. Капиталистическое производство несостоятельно; трудящиеся должны взять власть, чтобы уничтожить капитализм (с его частной собственностью, эксплуатацией, кризисами) и построить социализм с общей собственностью и государственным руководством экономикой во благо всего общества.
Линия экономикс общий замысел С конца XIX в. Курс на деидеологизацию экономической науки: уход от конфронтационных классово-политических оценок и рекомендаций, исследование «чистой экономики».
неоклассическое направление С конца XIX в. Частнопредпринимательская рыночная система способна к саморегулированию; государство должно лишь создавать благоприятные условия для ее функционирования.
кейнсианское направление С 30-х годов XX в. Рынок не способен обеспечить социально-экономическую стабильность общества, поэтому государство должно активно регулировать экономику и социальную сферу.

 

Схема 3 дает представление о периодизации основных теорий и школ в экономической науке, их взаимосвязи и преемственности во временных рамках.

Схема 3. Экономические теории и школы

Контрольные вопросы и задания

1. Что изучает экономическая теория?

2. Что в экономической теории является предметом анализа на микроуровне? На макроуровне?

3. Что такое экономические блага и чем они отличаются от даровых благ?

4. Каковы основные виды экономических ресурсов?

5. Что такое потребности, и каковы их виды? Как, по Вашему мнению, у человека формируются новые потребности?

6. Какова основная цель, задача и проблема экономической науки?

7. Какие аксиомы используются при изучении экономической теории?

8. Каковы различия между нормативным и позитивным подходами в экономических исследованиях?

9. Какой смысл имеет предельный, функциональный и графический анализ в экономической теории?

10. Каков экономический смысл закона ограниченности?

11. Как соотносятся понятия абсолютная и относительная ограниченность? Можно ли надеяться, что прогресс науки и техники когда-нибудь сможет преодолеть относительную ограниченность ресурсов?

12. В чем разница между ограниченностью и бедностью?

13. Какие функции выполняет наука «экономическая теория»?

14. Расскажите об особенностях экономической теории.

15. В чем смысл принципа «бритвы Оккама»?

16. Что представляют собой экономические модели? Расскажите о применении метода научной абстракции и использовании допущения «при прочих равных условиях» при построении экономической модели.

17. Американский экономист, лауреат Нобелевской премии Рональд Коуз писал: «Я в особенности интересовался той частью экономической теории, в которой рассматриваются фирмы, отрасли и рынки». Как называется раздел экономической теории, который интересовал Р. Коуза?

18. Чем, прежде всего, отличаются экономические теории разных школ и направлений?

19. В каких областях вклад российских ученых в экономическую теорию был наиболее значимым?

20. Напишите экономическое эссе на тему: «Объективно ли экономическое знание?». Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:

· Можно ли четко разграничить нормативный и позитивный подходы к экономике?

  • Как известно, экономическая теория не является точной наукой. Как, в таком случае, можно проверить экономические теории? Не явля­ются ли они бездоказательными?

· Способен ли в этих условиях честный исследователь сохранить объективность? И не является ли вся экономическая теория искаженной и политизированной кар­тиной мира, созданной в угоду определенным слоям или классам общества?

· Способны ли методы экономической теории снизить риск необъективности?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 380; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.