Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современный этап развития кадрового менеджмента в социальных службах

 

Как мы уже отмечали, социальная работа в России как академическая и научная дисциплина появилась в начале 1990-х гг. Кардинальные изменения социально-экономичес­кой жизни России после распада СССР (1991 г.), переход к рыночной экономике, многочисленные социальные про­блемы в связи с появлением значительного числа безра­ботных, необходимость перепрофилирования многих специ­алистов, увеличение численности беспризорных и безнад­зорных детей, потери структуры семейных отношений, рез кое увеличение числа неполных семей — все это предопре­делило появление института социальных служб в общей системе социальной работы. С 1991 г. началась подготовка специалистов по социальной работе в Московском государ­ственном социальном университете (в настоящее время он переименован в Российский государственный социальный университет), а затем и в других вузах страны[4].

Общая квалификационная характеристика выпускни­ка вуза по направлению и специальности 040101 «Соци­альная работа»:

— ведет профессиональную практическую работу (посред­ничество, консультирование, специализируемая по­мощь и т.п.) в социальных службах, организациях, уч­реждениях и т.д.;

— оказывает социальную помощь и услуги семьям и от­дельным лицам, различным половозрастным, этничес­ким и другим группам населения;

— организует и координирует социальную работу с отдель­ными лицами и группами с особыми нуждами, с ограни­ченными возможностями, вернувшимися из специаль­ных учреждений из мест лишения свободы и т.д.;

— проводит исследовательско-аналитическую деятель­ность (анализ и прогнозирование, разработку социальных проектов, технологий) по проблемам социаль­ного положения населения в курируемом районе (мик­рорайоне) с целью разработки проектов и программ со­циальной работы;

— участвует в организационно-управленческой и адми­нистративной работе социальных служб, организаций и учреждений;

— содействует интеграции деятельности различных госу­дарственных и общественных организаций и учрежде­ний по оказанию необходимой социальной защиты и помощи населению;

— ведет воспитательную деятельность в социальных служ­бах, средних специальных учебных заведениях (при ус­ловии получения дополнительного образования в этой области).

Объектами профессиональной деятельности специали­ста в области социальной работы являются отдельные лица, семьи, группы населения и общности, нуждающиеся в со­циальной поддержке, помощи, защите и обслуживании.

Итак, кадровый менеджмент социальных служб имеет правовые основы для заполнения вакансий бакалаврами, магистрами и специалистами социальной работы, которые получают образование по направлению «Социальная ра­бота».

Например, в 1970-е гг. отделы кадров, отделы управ­ления персоналом многих американских фирм и компаний были переименованы в отделы человеческих ресурсов. Тем самым кадровая служба получила гуманистический вектор функционирования. В современной России, очевидно, не­обходимо изучать этот опыт. Как известно, основная цель социальной работы — разработка различных социальных технологий, которые должны позволить субъекту социаль­ной работы, т.е. специалисту по социальной работе, эффек­тивно воздействовать на объект его профессиональной де­ятельности.

Гуманизм кадрового менеджмента социальной службы должен быть ориентирован на способность специалиста трансформировать необходимые социальные технологии.

Социальные технологииэто совокупность способов профессионального воздействия на социальный объект с це­лью его улучшения, т.е. социализации и ресоциализации к предлагаемым условиям жизнедеятельности. По сути дела, технология социальной работы есть непосредственная тех­нология обеспечения социального функционирования об­щества.

В настоящее время в России идет процесс становле­ния системы социальной работы преимущественно в узко­профессиональных рамках этой деятельности, в рамках уз­косоциального обслуживания объектов социальной работы силами социальных служб. Сама природа социальной ра­боты предполагает более расширенное применение соци­альных технологий во всей социальной сфере и социаль­ной политике.

Кадровому менеджменту социальных служб необходи­мо понимать, что социальная работа включает в себя три компонента:

1. Социальная работа как наука.

2. Социальная работа как учебный процесс.

3. Социальная работа как вид профессиональной дея-
тельности. Поэтому социальную работу как деятельность
можно рассматривать и в широком смысле слова, и в уз-
копрофессиональном.

В первом случае технологии социальной работы ори­ентированы на все слои населения, на весь широкий спектр социальной сферы, во втором — на нуждающиеся слои населения.

Очевидно, что кадровый менеджмент социальных служб должен ориентироваться на две указанные тенден­ции при определении профпригодности социальных работ ников. Например, при росте детской беспризорности в России недостаточно разрабатывать только частные тех­нологии оказания конкретной помощи бездомным детям. Для социальных работников важна также способность раз­рабатывать и осуществлять технологии, направленные на исследование и устранение причин, ведущих к появлению бездомности, на профилактику этого явления.

Специалист кадрового менеджмента социальной рабо­ты должен мыслить стратегически и относиться к людям не как к кадрам, а как к человеческим ресурсам, ценность которых все время возрастает. Затраты, связанные с управ­лением персоналом в социальных службах, необходимо воспринимать не как досадные расходы, а как инвестиции в человеческий капитал.

Итак, историческое движение кадрового менеджмента от концепции управления кадрами к стратегии управления человеческими ресурсами вызвало существенные измене­ния в деятельности кадровых служб. Этот подход характе­рен для второй половины XX и начала XXI в. На это дол­жен ориентироваться и кадровый менеджмент социальных служб России.


 


[1] Источник: Зарецкий А.Д. Менеджмент социальной работы: учебное пособие / А.Д. Зарецкий. — Изд. 2-е, доп. и перераб. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 187 с. — (Высшее образование).

 

[2] Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Кате­гории. — Минск: Литература. 1998. С. 438

[3] Макиавелли Н. Государь. Трактаты. — М., 2004. С. 13.

 

[4] Государственный комитет СССР по народному образова­нию своим приказом № 376 от 7 августа 1991 г. предписал от­крытие новых специальностей по дневной, вечерней и заочной формам обучения: 03.12 «Социальная работа» для высших учеб­ных заведений и 03.12 «Социальная работа» для средних спе­циальных учебных заведений.

Приказом Минобразования России № 686 от 02.03.2000 г. утвержден стандарт специальности 350500 «Социальная рабо­та». Приказом Минобрнауки РФ № 112 от 12.04.2005 г. специ­альность «Социальная работа» получила новый рубрикатор — 040101.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Генезис служб управления персоналом | Конспект лекций. Дооборудование и тюнинг транспортных средств
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 662; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.