КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Современный этап развития кадрового менеджмента в социальных службах
Как мы уже отмечали, социальная работа в России как академическая и научная дисциплина появилась в начале 1990-х гг. Кардинальные изменения социально-экономической жизни России после распада СССР (1991 г.), переход к рыночной экономике, многочисленные социальные проблемы в связи с появлением значительного числа безработных, необходимость перепрофилирования многих специалистов, увеличение численности беспризорных и безнадзорных детей, потери структуры семейных отношений, рез кое увеличение числа неполных семей — все это предопределило появление института социальных служб в общей системе социальной работы. С 1991 г. началась подготовка специалистов по социальной работе в Московском государственном социальном университете (в настоящее время он переименован в Российский государственный социальный университет), а затем и в других вузах страны[4]. Общая квалификационная характеристика выпускника вуза по направлению и специальности 040101 «Социальная работа»: — ведет профессиональную практическую работу (посредничество, консультирование, специализируемая помощь и т.п.) в социальных службах, организациях, учреждениях и т.д.; — оказывает социальную помощь и услуги семьям и отдельным лицам, различным половозрастным, этническим и другим группам населения; — организует и координирует социальную работу с отдельными лицами и группами с особыми нуждами, с ограниченными возможностями, вернувшимися из специальных учреждений из мест лишения свободы и т.д.; — проводит исследовательско-аналитическую деятельность (анализ и прогнозирование, разработку социальных проектов, технологий) по проблемам социального положения населения в курируемом районе (микрорайоне) с целью разработки проектов и программ социальной работы;
— участвует в организационно-управленческой и административной работе социальных служб, организаций и учреждений; — содействует интеграции деятельности различных государственных и общественных организаций и учреждений по оказанию необходимой социальной защиты и помощи населению; — ведет воспитательную деятельность в социальных службах, средних специальных учебных заведениях (при условии получения дополнительного образования в этой области). Объектами профессиональной деятельности специалиста в области социальной работы являются отдельные лица, семьи, группы населения и общности, нуждающиеся в социальной поддержке, помощи, защите и обслуживании. Итак, кадровый менеджмент социальных служб имеет правовые основы для заполнения вакансий бакалаврами, магистрами и специалистами социальной работы, которые получают образование по направлению «Социальная работа». Например, в 1970-е гг. отделы кадров, отделы управления персоналом многих американских фирм и компаний были переименованы в отделы человеческих ресурсов. Тем самым кадровая служба получила гуманистический вектор функционирования. В современной России, очевидно, необходимо изучать этот опыт. Как известно, основная цель социальной работы — разработка различных социальных технологий, которые должны позволить субъекту социальной работы, т.е. специалисту по социальной работе, эффективно воздействовать на объект его профессиональной деятельности. Гуманизм кадрового менеджмента социальной службы должен быть ориентирован на способность специалиста трансформировать необходимые социальные технологии. Социальные технологии — это совокупность способов профессионального воздействия на социальный объект с целью его улучшения, т.е. социализации и ресоциализации к предлагаемым условиям жизнедеятельности. По сути дела, технология социальной работы есть непосредственная технология обеспечения социального функционирования общества.
В настоящее время в России идет процесс становления системы социальной работы преимущественно в узкопрофессиональных рамках этой деятельности, в рамках узкосоциального обслуживания объектов социальной работы силами социальных служб. Сама природа социальной работы предполагает более расширенное применение социальных технологий во всей социальной сфере и социальной политике. Кадровому менеджменту социальных служб необходимо понимать, что социальная работа включает в себя три компонента: 1. Социальная работа как наука. 2. Социальная работа как учебный процесс. 3. Социальная работа как вид профессиональной дея- В первом случае технологии социальной работы ориентированы на все слои населения, на весь широкий спектр социальной сферы, во втором — на нуждающиеся слои населения. Очевидно, что кадровый менеджмент социальных служб должен ориентироваться на две указанные тенденции при определении профпригодности социальных работ ников. Например, при росте детской беспризорности в России недостаточно разрабатывать только частные технологии оказания конкретной помощи бездомным детям. Для социальных работников важна также способность разрабатывать и осуществлять технологии, направленные на исследование и устранение причин, ведущих к появлению бездомности, на профилактику этого явления. Специалист кадрового менеджмента социальной работы должен мыслить стратегически и относиться к людям не как к кадрам, а как к человеческим ресурсам, ценность которых все время возрастает. Затраты, связанные с управлением персоналом в социальных службах, необходимо воспринимать не как досадные расходы, а как инвестиции в человеческий капитал. Итак, историческое движение кадрового менеджмента от концепции управления кадрами к стратегии управления человеческими ресурсами вызвало существенные изменения в деятельности кадровых служб. Этот подход характерен для второй половины XX и начала XXI в. На это должен ориентироваться и кадровый менеджмент социальных служб России.
[1] Источник: Зарецкий А.Д. Менеджмент социальной работы: учебное пособие / А.Д. Зарецкий. — Изд. 2-е, доп. и перераб. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 187 с. — (Высшее образование).
[2] Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. — Минск: Литература. 1998. С. 438 [3] Макиавелли Н. Государь. Трактаты. — М., 2004. С. 13.
[4] Государственный комитет СССР по народному образованию своим приказом № 376 от 7 августа 1991 г. предписал открытие новых специальностей по дневной, вечерней и заочной формам обучения: 03.12 «Социальная работа» для высших учебных заведений и 03.12 «Социальная работа» для средних специальных учебных заведений. Приказом Минобразования России № 686 от 02.03.2000 г. утвержден стандарт специальности 350500 «Социальная работа». Приказом Минобрнауки РФ № 112 от 12.04.2005 г. специальность «Социальная работа» получила новый рубрикатор — 040101.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 662; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |