Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Как видно, активная, хотя, в целом, неудачная внешняя политика определила значительное внимание польских историков к Восточной Европе

Значение учения Коперника нельзя переоценить. Ведь он впервые обосновал правильное, подтвержденное позднейшей практикой представление о строении Солнечной системы. В дальнейшем теория великого польского ученого была уточнена немецким астрономом Иоганном Кеплером, дополнена и развита Бруно и Галилеем.

Коперник даже высказал очень смелое тогда предположение о том, что Вселенная бесконечна, предположение, за которое спустя столетие был обвинен в ереси Джордано Бруно. Тем самым он ввел в астрономию идею Николая Кузанского о бесконечности: нет единого центра для всех небесных орбит или сфер (см. тему 3). Показательна осторожность ученого. Он длительное время не решался обнародовать свое открытие и тем самым выступить против господствовавших астрономических воззрений, поддерживаемых церковью. Книга Коперника была издана лишь после 36-летних колебаний, в год его смерти. И, зная судьбы Бруно и Галилея, такое поведение Коперника свидетельствует о том, что он прекрасно разбирался не только в науке, но и жизни. Показательно, что против его учения единодушно выступили и католики, и лютеране, и кальвинисты. Ведь переместив центр мира с Земли, где жил Христос, на Солнце, Коперник умалял основной христианский догмат о единичности Божьего мира[196]. Хотя, с другой стороны, и в его картине мира человек – вновь оказался ничтожной песчинкой.

К ХVl в. уже были видны недостатки Птолемеевой системы. Коперник, увлекшись астрономией, попытался объяснить известные тогда небесные явления, исходя из предположения, что Земля и другие планеты вращаются вокруг Солнца. Это не было открытием каноника во Фрауэнбурге. Такие предположения в виде догадок высказывали еще ученые древности, но затем восторжествовала система Птолемея. Заслуга Коперника в другом. Еще в 1507 г. он убедился в правильности взятого им предположения. И все свои дальнейшие исследования он посвятил подробному обоснованию этой идеи. В результате гениальная догадка трудом Коперника превратилась в доказательное учение о строении солнечной системы. Согласно этому учению, Земля вместе с другими планетами, вращается вокруг Солнца и одновременно вращается и вокруг собственной оси.

Чтобы оценить значение открытия Коперника, надо вспомнить, что в то время в Европе господствовала геоцентрическая система небесных тел, разработанная Птолемеем еще во ll в. н.э. Согласно этой системе, в центре мира находится неподвижная Земля, вокруг которой по определенным орбитам вращались небесные светила. Построения Птолемея позволяли с известной точностью определить положение планет, солнечные и лунные затмения и т.д. Это делало ее для своего времени крупным научным достижением. К тому же учение Птолемея вполне устраивало и церковь, ибо Земля, по библейской доктрине, была создана Богом для проживания на ней людей.

Крупным историком начала ХVl в. был профессор, затем ректор Краковского университета Матвей Меховский. Основным его занятием была медицина, которую он изучал в Болонье, а затем преподавал в Кракове, где занимался и врачебной практикой. Под влиянием крупнейшего польского историка ХV в. Яна Длугоша, с которым Матвей из Мехова был знаком лично, он заинтересовался историей и географией. Основной его труд по истории – "Хроника Польши". Большое значение имел труд Меховского "Трактат о двух Сарматиях", в котором он совершил настоящий переворот в знаниях современников о Восточной Европе. Вместо обычных для того времени ссылок на древних классиков, Меховский дал географическое описание Литвы, Московских земель и татар. Кроме того, в работе были даны исторические и этнографические сведения. Он затронул и проблему этногенеза славян, доказывая их европейское происхождение. В "Трактате" содержатся интересные сведения о тогдашней природе белорусских и московских земель. Этот труд стал буквально откровением для тогдашней читающей публики и переиздавался в ХVl в. 20 раз.

В ХVl в. творили и другие крупные польские историки. Мартин Бельский написал первый польский труд по всеобщей истории: "Хроника всего мира". Во второй половине ХVl в. писал Рейнгольд Гейденштейн. Будучи секретарем при Стефане Батории, а затем при Сигизмунде lll Ваза, он имел доступ к королевским архивам. Наибольшей известностью пользуется его последняя работа "Записки о Московитской войне". В ней, кроме архивных, в том числе и секретных материалов, содержится очерк русской истории с древнейших времен до середины ХVl в. автор основывался на русских летописях и был одним из первых, кто указал на их значение в качестве исторического источника. Этими "Записками" Гейденштейн стал основоположником нового направления в западной историографии Восточной Европы, основанной на изучении местных исторических источников. Также во второй половине ХVl в. творил и крупный историк Матвей Стрыйковский. Главное его произведение – "Хроника польская, литовская, жмудская и всея Руси", начинавшаяся с древнейших времен.

Для развития польской литературы большое значение имело творчество поэта Яна Кохановского. Он – шляхтич, учился в Краковском и Падуанском университетах. Для его творчества характерны идеи гуманности, миролюбия. Он прославлял жизненные радости, красоту природы и семейные добродетели. Прославился как мастер эпиграмм, загадок, стихотворных анекдотов.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ПОЛЬША В ХVl начале ХVll в | Международные отношения в хvl – первой половине хvll в
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 261; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.