КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ВДИ - Вестник древней истории
Сокращения. АО - Археологические открытия. ВИ - Вопросы истории. ГАЗ - Гісторыка-археалагічны зборнік. ГИМ - Государственный исторический музей. ИА - Институт археологии. ИГАИМК- Известия Государственного Института истории материальной культуры. КСИА - Краткие сообщения Института археологии. КСИИМК- Краткие сообщения Института истории материальной культуры. ЛОИА - Ленинградское отделение Института археологии. МИА - Материалы и исследования по археологии СССР. МИСО - Материалы по изучению Смоленской области. ПИДО - Проблемы истории докапиталистических обществ. РА - Российская археология. РАНИОН -Российская ассоциация научно-исследовательских институтов общественных наук. СА - Советская археология. САИ - Свод археологических источников. СВ - Средние века. СЭ - Советская этнография. Тр. - Труды. AdW -Akademie der Wissenschaften. AG - Archäologia Geographica. AH - Archæologia historica. AP - Archeologia Polski. AR - Archeologické rozhledy. AuF - Ausgrabungen und Funde. AÚSAV - Archeologický ústav Slovenskej Akademie vied. ČMM - Časopis Moravskěho muzea v Brně. ČsČH - Československý časopis historický. FAP - Fontes archæeologiæ poznanienses. EAZ - Ethnographisch-archäologische Zeitschrift. HČ - Historický časopis. HD - Historická demografie. HG - Historická geografie. IHKM - Institut historii kultury materialnej. KH - Kwartalnik historyczny. KHKM - Kwartalnik historii kultury materialnej. MZP - Materiały Zachodniopomorskie. NO - Nove obzory. PA - Památki archeologické. PAN - Polska Akademie nauk. PBA - Polskie badania archeologiczne. SA - Slovenská archeologia. Sl.Ant. - Slavia antiqua. SNM - Sbornik národniho muzea v Praze. SPFFBU - Sbornik praci filosoficke fakulty brnenské university. Spr.A. - Sprawozdania archeologiczne. SSNM - Sbornik slovenského národného muzea. ŠZAÚSAV-Študijne zvesti Archeologickeho ústava Slovenskej Akademie vied. VVM - Vlastivědny věstnik moravský. WA - Wiadomośći archeologiczne. ZAM - Zeitschrift für Archäologie des Mittelalters.
ZfA - Zeitschrift für Archäologie. ZfAuA - Zeitschrift für Agrargeschichte und Agrararchäologie. ZfAdM - Zeitschrift für Archäologie des Mittelalters. ZfG - Zeitschrift für Geschichtwissenschaft.
[1] Риер Я.Г. Очерки истории средневековых цивилизаций. Могилев. 1997. [2] Риер Я.Г. История средневековых цивилизаций. Часть I. Западная, Центральная и Южная Европа в V-Х вв. Часть 2. Азия, Африка и Америка в V – ХV вв. Могилев, 2001. [3] См. История средних веков. М. 2000, т.2. [4] Германия бесспорно буржуазной может считаться с ХlХ в. (Круглова Н.И. О конце средневековья и начале нового времени в Германии. Проблемы духовного развития// Идеология и политика в античной и средневековой истории. Барнаул. 1995. С. 142-151). [5] Либман М.Я. Позднее средневековье и начало нового времени: опыт комплексного исследования// Мировая культура. Традиции и современность. М. 1991. С.223-228. [6] Предприятия, применявшие труд наемных работников, работавших вручную на основе разделения труда. [7] История Европы. М. 1993. Т.3. С.6. [8] Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. Т.2. М. 1988. [9] Горожане обычно раздавали земли в аренду крестьянам. [10] Эту депрессию многие западные историки раньше назвали "кризисом феодализма". Теперь эта точка зрения уже представляет лишь историографический интерес. [11] Наиболее активно эти процессы начались с конца ХV в. [12] Так возникли те, кого в пореформенной России назвали кулаками. Теперь этот удачный термин зарубежные исследователи применяют и к западноевропейским деревенским богатеям рассматриваемого времени. [13] Колганов М.В. Собственность. Докапиталистические формации. М. 1962. С.342. [14] Капитал – (от позднелат., caput – голова) в Хll-Хlll вв. означал ценности, запас товаров, массу денег, деньги, приносящие процент. [15] См., напр.: Коцюбинский Д.А, Малинин Ю.П. Феномен капитализма и проблемы его становления// Социально-политические проблемы в истории зарубежных стран. Сыктывкар. 1994. С.24-37.
[16] См.: Дьяконов И.М. Пути истории. От древнейшего человека до наших дней. М. 1994. С.165-166. [17] ХVll в. в западноевропейских городах наблюдалась эпидемия роста торговли. Всё облепили лавочки. Ряды лавок запрудили основные улицы городов, что часто даже возмущало остальных жителей, которые обвиняли торговцев в желании обогатиться, неприкладая рук. Но это – типичное проявление частной инициативы в условиях исчезновения старой формы занятости (Бродель. Ф. Что такое Франция? М. 1997. С.304-305). [18] См.: Дилигенский Г.Г. «Конец истории» или смена цивилизаций?// Цивилизации. М. 1993. Вып. 2. С.44-62; Новикова Л.И. Цивилизация как идея и как объяснительный принцип исторического процесса// Цивилизации. М. 1992. Вып. 1. С.9-26; Тишков В.А. Историческая эволюция и императив выживания// Всеобщая история: дискуссии, новые подходы. М. 1989. С.128-148. [19] Об этом – в следующей теме. [20] См.: Молдавская М.А. К вопросу о положении городских низов во Франции в первой половине ХVl века// Средневековый город. Саратов. 1989. Вып. 9. С.11-121; Средневековая Европа глазами современников и историков. М. 1995. Ч. 5. С.113. [21] Именно машинное производство, было основой капиталистической экономики, а не наемный труд сам по себе, ибо он существовал и в древности, и в средние века, причем даже в сельских общинах – вспомним наемных пастухов в славяно-византийских общинах Vll-Vlll вв. (по "Земледельческому закону"). [22] Барг М.А. Место ХVll в. в истории Европы// Вопросы истории. 1985. № 3; Ивонин Ю.Е. Позднее средневековье или ранняя новая история?//Там же. 1987. С.№ 1; Рутенбург В.И. Ранние буржуазные революции// Там же. 1984. № 3. См. также: Бэрк П. Народная культура Эўропы ранняга новага часу. Мн. 1999. С.12,51. [23] Пролетариат – оценочный термин, означавший резкое отличие подавляющего большинства тогдашних наемных работников от положения большинства трудовых масс классического средневековья. Последние обладали, пусть порой незначительным, но личным имуществом – крестьянскими наделами, мелкими мастерскими – которые позволяли как-то существовать. В отличие от них возникавший слой наемных работников был лишен такой собственности и существовал исключительно за счет труда по найму. В средневековье такие люди были скорее исключением из общих порядков, маргиналами.
[24] См.: Капустин Б.Г. Рец: В.А.Красильщиков. Превращение доктора Фауста// Вопросы философии. 1995. № 6. С.154-156; Кон И.С. Открытие "я". М. 1978. [25] Есть мнение, что амфоры туда были завезены в ХVIII в., но существуют свидетельства о пребывания людей античной эпохи в Мексике и даже Венесуэле. [26] Впрочем, у норманнов существовала и легенда о мифическом острове с таким названием, расположенном где-то в Атлантике. [27] Есть нечеткие сообщения о том, что неутомимые путешественники – ирландские монахи побывали в Северной Америке еще в VII в., а в начале II тыс. туда плавал и моряк из Уэллса. Следы викингов будто бы находили с ХII в. в Тихом океане, на о. Пасхи и в Перу. Возможно, именно память о норманнах отразилась в ацтекском мифе "о гигантах с кожей молочного цвета". [28] Родился он не в самой Венеции, а на одном из островов (Корчула) у иллирийского побережья Адриатического моря. [29] Кстати, имея в виду древнерусские земли, он заметил, что там "много царей", то есть царит раздробленность, что свидетельствует о достоверности сообщений путешественника. Впрочем, недавно китаевед Фрэнсис Вуд из Британской библиотеки выпустила книгу, в которой доказывает, что репутация лгуна дана Марко заслуженно, ибо он ездил не далее Константинополя, остальное, якобы, списал у одного мусульманского путешественника. Исследовательница аргументирует тем, что Поло "не заметил" ни иероглифов, ни китайского чая, ни Великой стены. Но так или иначе, достоверную информацию о Востоке европейцы получили. [30] Бродель Ф. Структуры повседневности. М. 1986. С.440. [31] См.: Хазанов А.М. Неизвестное о Васко да Гаме// Вопросы истории. 2000. № 8; Он же. Тайна Васко да Гама// Новая и новейшая история. 1991. № 1. [32] См.: Субботин В.А. Васко да Гама// Вопросы истории. 1995. № 9. [33] Встречающиеся сообщения, что у Колумба могли быть карты викингов, лишены оснований, ибо картография у норманнов вообще неизвестна; от них остались только рунические надписи. [34] Известный востоковед Дьяконов считает, что Колумб, возможно, был параноиком, и, как многие одержимые, очень энергично добивался результатов, хотя и не таких, каких ожидал. Холодные и трезвые ему отказывали в поддержке, а Изабелла известна своей экзальтированностью, то есть, тоже едва ли не паранойей. Более прагматичный ее супруг, Фердинанд, относился к Колумбу скептически. В самих же плаваниях Колумбу помог опытный мореход Антонио Пирсон (Дьяконов И.М. Пути истории. От древнейшего человека до наших дней. М. 1994. С.139).
[35] Кстати, Колумб выбрал самый прямой путь, его и теперь используют яхтсмены при пересечении Атлантики. На этом направлении постоянно дует попутный, в западном направлении ветер – пассат. [36] Сигары поначалу представляли собой скрученные листья табака толщиной в руку. В Испании первых курильщиков судом инквизиции отправляли в тюрьму на 3 года. Но дороговизна табака обеспечила ему моду среди знати. [37] Кукуруза – турецкое название, ибо в Россию этот злак попал, в ХVII в., через оккупированную османами Румынию. Здесь же можно отметить, что позднее, колонизируя Южную Америку, испанцы завезли в Европу и плоды, которые туземцы называли томатль (крупная ягода). На Пиренеях их стали называть помп дель Перу (яблоки из Перу), а итальянцы – помми д'оро (золотые яблоки: вероятно, в Италию угодили желтые плоды). В Восточной Европе помидоры появились в ХVIII в. Картофель, который сейчас возделывается в 130 странах из 167, на своей родине, в Андах, насчитывал 250 сортов, прививался в Европе очень медленно. Им боялись отравиться – и травились, поедая семена и цветы, скармливали скоту, а сами ели лишь в голодные годы. Первое упоминание о его употреблении в пищу – из госпиталя в Севилье в 1573 г. Поначалу не зная, как его готовить, ели с лимонным или апельсиновым соком, мочили в вине, варили в молоке. Распространился он в Европе лишь в ХVIII в. в связи с увеличением цен на зерно, хотя по питательности он выше пшеницы. [38] В 1981 г. потомки Колумба, отец и сын, которого, как и знаменитого предка, зовут Христобаль Колон (в испанском произношении) совершили на паруснике кругосветное путешествие в честь открывателя Америки. [39] Раньше, еще в Хlll в., малый круг кровообращения описал один о араб, но Сервет мог этого не знать. [40] На рубеже ХVI / ХVII вв. французский географ Самуэль де Шамплен первым высказал идею канала через Панамский перешеек. [41] Надо отметить, что на тогдашних географических картах было не только много неточностей, но и вымысла, причем, нередко, умышленного. Так, уже в ХVII в. у Магелланова пролива появились так называемые "о-ва Жены художника", возникшие из-за того, что когда художник рисовал карту, сидевшая рядом его жена попросила нанести хоть одну землю для нее. [42] Оставшееся судно попало таки к португальцам и его команда была повешена как пиратская. [43] Платина – от исп. плата (серебро). Первоначально тяжелый белый металл напоминавший серебро, презрительно назвали платиной (серебришком) и выбрасывали, считая бесполезной примесью к золоту. Ее даже запретили ввозить в Испанию, так как фальшивомонетчики из нее делали слегка позолоченные монеты и слитки. В Колумбии было выброшено до 4 т платины. Лишь спустя 40 лет в Испании спохватились, да и то лишь для того, чтобы выпускать порченые монеты. [44] Об этих государствах см. в части II данного Пособия. [45] Лишь в 1981 г., при строительных работах в центре Мехико на месте столицы ацтеков – Теночтитлана, было обнаружено золото, как считают, от сокровищ Монтесумы. Но не все сокровища еще найдены. [46] См.: Верлинден Ч., Матис Г. Покорители Америки. Колумб. Кортес// Серия "Исторические силуэты". Ростов-на-Дону. 1997. С.308-310. [47] См.: Дьяконов И.М. Ук. соч. С.142. [48] При этих перевозках происходил как бы естественный отбор – выживали наиболее выносливые, что и обусловило нынешний физический уровень американских негров. [49] См.: Брант М.Ю. Из истории европейской цивилизации// Преподавание истории в школе. 1997. № 4. С.31. [50] Цвейг С. Подвиг Магеллана. Любое издание. [51] Современные Фуггеры имеют капитал более 1 млрд. марок. [52] Латинизированное имя, при рождении – Гюйсманн. [53] Эразм (греч.), то же, что Дезидерий (лат.) – желанный. [54] Отсюда возникли представления о естественном праве, а от них – к современной концепции прав человека. [55] В этих воззрениях видна основа будущего западноевропейского либерализма. [56] Показательно, что в России педагогические сочинения Эразма переводили уже с ХVII в. Затем стали переводить и по распоряжению Петра I. В этом видно значение работ Эразма в эпоху кризиса традиционных обществ. [57] Обскурант – (от лат. obskurans - затемняющий) – противник прогресса, реакционер. Отсюда прозвище кельнских теологов и их сторонников – темные люди. [58] Надо заметить, что авторство всех писем, сочиненных Рубианом и Гуттеном, приписывалось конкретным людям – кельнским обскурантам и их единомышленникам. Так что сатира была не только едкой, но и за рамками закона. Впрочем, в то время это было распространенным явлением. [59] Настоящая фамилия его – Людер. Но по тогдашней моде она была латинизирована. [60] Реформация – от лат. reformatio – преобразование. [61] Именно в ответ на выступление Лютера папа Лев Х в 1518 г. канонизировал индульгенции. [62] Некоторые исследователи считают, что так красиво он не сказал, но смысл был именно таков. [63] Прокопьев А.Ю. Конфессии и политика в ранней Реформации: Фридрих Мудрый и Георг Бородатый// Проблемы социальной истории и культуры средних веков и раннего нового времени. Спб. 1996. [64] Закончилась работа по переводу лишь в 1534 г. [65] См.: Ивонин Ю.Е., Казаков М.М., Керов В.Л., Курбатов Г.Л., Федосик В.А. Очерки истории христианской церкви в Европе. Смоленск. 1999. С.96. [66] Конечно, переводы Библии были и раньше. Еще в 1466 г. в католической Германии был сделан ее немецкий перевод. Но это делалось не для паствы, а для внутрицерковного потребления. [67] О популярности лютеровского текста свидетельствует то, что за 1522-1546 гг. его переводы издавались 430 раз. [68] Катехизис – сборник элементарной информации о христианской догматике. [69] Егер О. Средние века. М. 1999. С. 654. [70] Кин М. Рыцарство. М. 2000. С.446. [71] См.: Каутский К. Предшественники новейшего социализма. М. 1925. Т.2. С.34-41. [72] Ивонин Ю.Е. и др. Очерки истории христианской церкви в Европе, С. 97-98. [73] Энгельс Ф. Крестьянская война в Германии// К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч. т.7. С.424. [74] Возможно, автор программы испытал влияние идей английского гуманиста Томаса Мора, изложенных в знаменитой тогда "Утопии", о которой – далее. [75] См.: Ян Гус, Лютер, Кальвин, патриарх Никон// Жизнь замечательных людей. Челябинск. 1998. С.150-155. [76] См.: Гутнова Е.В. Проблемы классовой борьбы средневекового крестьянства в современной немарксистской медиевистике// Современная зарубежная немарксистская историография. М. 1989. [77] Ивонин Ю.Е., Ивонина Л.И. Тридцатилетняя война и германская политика Франции //ВИ. 2001. № 5. С.32-51. [78] См.: Ян Гус, Лютер, Кальвин, патриарх Никон, С.168. [79] Ивонин Ю.Е. и др. Очерки истории христианской церкви в Европе, С.104-105. [80] Ф.Энгельс назвал это "вторым изданием крепостничества". [81] Лишь в 1983 г. Ватикан восстановил отношения со Швецией, прерванные после ее перехода в протестантизм. [82] См.: Лемэтр Н. Католики и протестанты: религиозный раскол в новом освещении// Вопросы истории. 1995. № 10; Горфункель А.Х. Гуманизм – Реформация – контрреформация// Культура эпохи Возрождения и Реформация. М. 1981. [83] Бицилли П.М. Место Ренессанса в истории культуры. СПб. 1996. С.191. [84] Но именно реформаторы повели борьбу с, как они называли, языческими пережитками в католичестве, сравнивая, например, культ Девы Марии с культом Венеры, называли святых преемниками языческих богов и героев, которые переняли у них функции лечения и защиты. Лютеране были более толерантными к народным традициям, чем кальвинсты (См.: Бэрк П. Народная культура Эўропы…, С.241,248-250). [85] См.: Ивонин Ю.Е. и др. Очерки истории христианской церкви в Европе, С.107. [86] Против смертной казни за прелюбодеяния выступили даже отцы города, заявившие, что тогда надо будет казнить половину населения Женевы. [87] Каганович Б.С. Бицилли как историк культуры// Одиссей – 1993. М. 1994. [88] Справедливо было отмечено, что "костер ему [Мигелю Сервету] сложил фанатизм ХVl в." (См.: Ян Гус, Лютер, Кальвин, патриарх Никон, с.295).Анатоль Франс в "Восстаниии ангелов" остроумно заметил, что Кальвин – это "длинный и тощий доктор из Женевы, холодный в своем неистовстве маньяк, еретик, сжигающий на кострах других еретиков. [89] См.: История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения. М. 1999.С.271-272. [90] Дьяконов И.М. Пути истории, С.106. [91] Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М. 1982. С.235. [92] См.: Шушарин Д.В. Начало Реформации: имперские города Юго-западной Германии// Средние века. 1995. Вып. 58. С.69-87. [93] За последовавшие 500 лет Ватикан составил 40 таких списков. [94] По образцу протестантских катехизисов, стали издаваться и католические аналоги. [95] Вера в ведьм и колдунов свойственна любой языческой религии. С распространением христианства старые языческие боги не утратили своей силы, а стали отождествляться с дьяволом, с нечистой силой. [96] Рассказы об оргиях возникли и оттого, что в состав ведовских мазей, которые использовали в ХVl-ХVll вв., входили петрушка, сельдерей, белладонна, чьи алкалоиды вызывали галлюцинации и другие расстройства психических функций. Например, белладонна вызывала ощущение полета, петрушка и сельдерей, если ими натирали эрогенные зоны, вызывали сексуальные видения (Арнаутова Ю.Е. Западноевропейские средневековые "оборотни"// Вопросы истории. 1997. № 6. С.161-165). [97] См.: Февр Л. Бои за историю М. 1991. [98] Рассел Д.Б. Колдовство и ведьмы в средние века. СПб. 2001. С.59. [99] Это связано с более эмоциональным типом женской психики. Отсюда, кстати, и известная женская сварливость, за которую с Хlll в. во многих общинах наказывали, сажая в клетку или на специальный стул. [100] Хотя в эпоху Ивана lV на Руси резко усилилось преследование колдунов, но это было скорее связано с общей политикой установившегося репрессивного режима, при котором гонения, в том числе и на колдунов, служили средством запугивания населения. Но отсутствие массовой и длительной борьбы с ведьмами в православных странах было связано и с отсутствием в то время столь острых социальных конфликтов, как на Западе, ибо кризис феодализма в них наступил позднее и в иных исторических условиях. [101] Точнее – "Молот на колдунью", "Молот против ведьм" [102] Глазер Г. Небеса, преисподняя, гора и дорога// Всемирное слово. Л. 1993. № 4/5. [103] В некоторых исследованиях приводится цифра в 6 млн. сожженных ведьм (См.: Суховатая В.А. Женщина в религиозной истории и феминистская теология// Женщины в истории. Вып.2. Мн. 2002. С.44). [104] Рассел, С.345-347. [105] Там же, С.349-352. [106] Шверхофф Г. От повседневных подозрений к массовым гонениям// Одиссей – 1996. М. 1996. С.326. [107] Русское название возникло от польского (Jesus – Иисус). [108] В 1622 г. Лойола был канонизирован. [109] Через Речь Посполитую иезуиты проникли на территорию Беларуси и основали здесь свои учебные заведения – коллегии (самые восточные – в Могилеве и Мстиславле). [110] В 1816 г. орден был восстановлен и существует наши дни. Теперь в мире насчитывается более 24 тыс. иезуитов. [111] Сделал эту уступку известный папа-модернист Иоанн Павел ll в октябре 1999 г. [112] Подробнее об этом – в теме об Англии. [113] Для их ремонта и подготовки было вырублено около 50 тыс. лучших дубов, что значительно подорвало генетический фонд лесов, важных в стране с засушливым климатом. Оголенные горные склоны стали подвергаться эрозии, которая смыла много плодородной земли. Экологический вред этой авантюры сказывается, как считают, и в наши дни. [114] См.: Варьяш О.И. Этно-конфессиональные общности и право на Пиренеях эпохи Реконкисты// Общности и человек в средневековом мире. М.-Саратов. 1992. С.108-111. [115] Впрочем, можно вспомнить и нынешних "обманутых вкладчиков", размечтавшихся о современных Эльдорадо. [116] См.: Бицилли П.М. Место Ренессанса в истории культуры, С.207-208. [117] См.: Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения, С.601. [118] По ее тексту, кстати, А.С.Пушкин изучал испанский язык. [119] В 1981 г. в Испании широко отмечали 300-летие Кальдерона. В Мадриде его пьесы исполняли прямо на улицах. [120] Голландия – лесная страна. Такой она была в древности. [121] Их обычно называли фризскими, хотя фризы были лишь соседями нидерландцев. [122] Они включали в себя и городских, и сельских ремесленников-надомников, между которыми распределялись отдельные операции по изготовлению изделий. [123] Рабочие трудились в общих помещениях. [124] Вспомним, что эта хроника – один из важных источников по истории Франции времен Столетней войны. [125] Дословно – сброд, оборванцы. [126] Полное имя герцога Фердинанд Альварец де Толедо. [127] Например, в 1572 г. выслала из своих портов суда бежавших туда нидерладцев, чем, кстати, ускорила восстание морских гёзов, оказавшихся в безвыходном положении. [128] Латинизированное имя от Гуго ван де Гроот. [129] См.: Телушкин Й. Еврейский мир.М. 1992. С.169-170. [130] Фамилия возникла от реки Рейн, на переправе через которую жила семья. [131] Хранится он в Санкт-Петербургском Эрмитаже, в 1985 г. была частично испорчена психопатом, вылившим на нее кислоту. Отреставрирована. [132] Название "Ночной" в картине возникло, вероятно, из-за потемневшего лака. [133] Возможно, сказался и экономический кризис 50-х годов, когда Англия запретила голландскому флоту ввоз продуктов виноделия. [134] Это – трудоемкая техническая культура, повышавшая плодородие. [135] См.: Лоудз Д. Генрих VIII и его королевы. Ростов-на Дону. 1997.С.284-285. [136] Там же. С.9. [137] Вторая беременность Анны закончилась рождением мертвого ребенка. Причем злые языки говорили, что это произошло после того, как Генрих ее избил. [138] Есть предположение, что жестокость похотливого короля была связана с сифилическим поражением мозга. [139] Очистителями – от лат purus – чистый. В народе, кстати, не любили пуританских проповедников за требования строгости нравов и за стремление воспитывать всех и вся. [140] Многие считают, что на религиозную политику Генриха влияли его жены: убежденная протестантка Анна Болейн, тайная католичка Екатерина Говард, к которой он прислушивался и ярая протестантка Екатерина Парр, к которой он тоже прислушивался. [141] По английским законам муж королевы не становился королем, а был лишь принцем-консортом. [142] Лишь недавно на русском языке появилась более разносторонняя монография о ней, написанная, однако, хотя и не по академически сухо, но и без сочувствия, отстраненно (Хейг К. Елизавета I Английская. Ростов-на-Дону. 1997). Представляется, наиболее глубоко исследовал и описал борьбу Марии и Елизаветы Стефан Цвейг в психологическом романе "Мария Стюарт". Интересные наблюдения над Елизаветой можно найти и у Вальтера Скотта в романе "Кенилворт". [143] Не случайно так много делалось для сакрализации образа Елизаветы как королевы Англии: пропагандировалась ее девственность, поставленная на службу народу (других интересов у нее нет); ежегодно на Пасху она лично омывала ноги стольким бедным женщинам, сколько ей исполнялось лет (перед этим им по 3 раза мыли ноги чиновники двора). [144] Бежав из Англии после воцарения Марии Кровавой, он стал одним из основателей эмигрантской кальвинистской общины в Женеве в 1555 г., с которой, как отмечалось, началось пуританское движение в Англии. [145] Брак с родственниками у католической знати разрешал только папа Римский. [146] См.: Черняк Е.Б. Пять столетий тайной войны. М. 1991. [147] Окончательное объединение Англии и Шотландии произошло лишь в 1707 г. [148] Это не помешало католической церкви в 1935 г. объявить Мора святым за то, что он выступил против реформы Генриха Vlll. [149] Гитлодей – от древнегреч. слов вздор и болтун. Утопия, также с древнегреч. – несуществующее место, вымышленная страна. [150] Бродель Ф. Что такое Франция?. М. 1997. Ч.2. [151] Грангузье (отец Гаргантюа), фр. – Большая Глотка, Обжора. Гаргантюа – великан из французских сказок. Пантагрюэль – демон жажды во французских мистериях ХV в. [152] Существующий русский перевод романа очень точно передает язык Рабле. [153] Упоминание черта по отношению к служителю Бога – святотатство. [154] Почти все имена в романе – говорящие, отчего так важен, в нашем случае, адекватный русский перевод.
[155] Нострадамус – от церкви Нотр Дам, где его крестили. [156] Черняк Е.Б. Тайны Франции. М. 1966. С.115. См. также: Пензенский А.А. Мишель Нострадамус: мифы и реальность в свете новейших исследований// Новая и новейшая история. 2002. № 1. С.130-151. Еще недавно много комментировали предсказания Нострадамуса о большевистской власти, событиях в России, Чернобыле. Интереснее трактовки его катренов об экспансии Востока (мусульманского мира) на Европу под влиянием религиозного фанатизма. [157] От испорченного нем. Eidgenossen – сотоварищ, сообщинник, как называли друг друга швейцарские кальвинисты. [158] Иногда его называли Беарнец, так как он родился в области Беарн, близ Наварры. [159] Бурные события этого времени нашли широкое отражение в литературе, знакомой и русскоязычному читателю. Наиболее полно они описаны в объемных романах Генриха Манна "Молодые годы короля Генриха lV" и "Зрелые годы короля Генриха lV", а также Александром Дюма-отцом в романах "Королева Марга", "Графиня Монсоро" и "Сорок пять". Немецкий антифашист Генрих Манн, писавший в Бурбоне в эмиграции, после прихода к власти Гитлера, стремился найти во французской истории параллели и уроки для современности. Поэтому стремился к точности, исторической правде. Дюма же творил в иную, более спокойную эпоху середины ХlХ в. Для него история – поставщик сюжетов для приключенческих романов. Автор моделирует историю по своему усмотрению. Дюма писал: "Мы не притязаем на то, чтобы быть историками. Если иной раз мы становимся ими, то лишь тогда, когда история случайно спускается до уровня романа или, вернее сказать, роман возвышается до уровня истории". [160] См.: Костелло А. Королева Марго. М. 1999. [161] Она подробно описана Генрихом Манном в вышеназванном романе, но еще лучше – Проспером Мериме в его "Хронике времен Карла lХ". [162] Первое из них попытался осуществить еще в 1594 г. Жан Шатель. [163] Интересно заметить, что на русский язык "Завещание" переводилось уже при Петре l. [164] Одних лишь работ, ему посвященных, насчитывается более 3 тысяч и их число постоянно растет. [165] Это, замечу, целая антология взглядов и мыслей Сократа, Платона, Плутарха, Цицерона, Сенеки и других, дающая определенное представление об античной философии. [166] Он заметил, что современники прокалывают ушные мочки. Греки считали это признаком рабства. [167] По латыни его имя звучит "Картезий", поэтому последователей философа назвали картезианцами. [168] Лат. ratio, отсюда – рациональный. [169] Из трактата Савонаролы "Управление Флоренцией" (Цит. по: Краснова И.А. Политическое устройство Флоренции в представлениях Савонаролы// Средние века. 1994. Вып.57). [170] Буквальный перевод фамилии - "вредный гвоздь". [171] Баткин Л.М. Итальянское Возрождение. Проблемы и люди. М. 1995. С.351. [172] В этом Макиавелли подходит к пониманию классовой борьбы, которое позднее стало краеугольным камнем политического учения Маркса. [173] В этом – известное упрощение, также свойственное и марксизму. Вспомним, что ранние государства у варваров создавались скорее, как способ организации управления и обороны на определенной территории, и лишь постепенно, с монополизацией власти и крупной земельной собственности они превращались в орудие интересов сформировавшегося правящего сословия, в орудие угнетения. [174] См.: Юсим М.А. Макиавелли м марксизм// Средние века. М. 1995. Вып. 58. [175]:См. также: Бурлацкий Ф. Загадка и урок Макьявелли. М. 1977. [176] И в этом Макиавелли является предтечей и политической теории Маркса, и будущей практики реального социализма. [177] Цит. по: Юсим М.А. Макиавелли м марксизм// Средние века. М. 1995. Вып. 58. Вспомним, впрочем, О'Генри: "Хитрость мешает быть умным". [178] Можно вспомнить отчаяние гуманиста первой половины ХХ в., С.Цвейга, написавшего в разгар Второй мировой войны: "Политики – самая опасная раса современности". [179] В 1886 г. на месте казни Бруно в Риме ему воздвигли памятник с надписью: "Джордано Бруно от столетия, которое он предвидел, на месте, где был зажжен костер". Его сочинения были исключены из "Индекса запрещенных книг" лишь в 1948 г. А в наши дни папа Иоанн Павел ll окончательно реабилитировал Бруно. [180] Лишь в 1989 г. Иоанн Павел ll признал ошибочность осуждения Галилея, а его книгу вычеркнули из "Индекса…" только в 1994 г. и теперь церковь не настаивает, что Земля – плоская и является центром мироздания. [181] На лист бумаги кладется другой лист с отверстиями, через которые пишется текст, затем решетка убиралась и оставшееся место заполнялось произвольным набором букв. Для дешифровки достаточно было наложить на такой лист аналогичную решетку и читать в "окнах". Этот метод широко использовался в секретной переписке ХVl-ХVll вв. [182] По мнению А.Ф.Лосева, "Тайная вечеря" – единственное гармоничное произведение Леонардо, ибо он все время – в исканиях, так как в мире все – динамично. Главное, писал художник – научное познание, ибо "наука – капитан, практика – солдаты". Но искусство, отмечал Леонардо, может познать мир в целом, поэтому живопись – выше науки (См.: Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения, С.399-427). [183] Мона – сокращенно от мадонна – госпожа. [184] Статуя 400 лет простояла на площади перед синьорией и лишь недавно была перенесена в помещение, а на ее месте поместили копию. [185] В конце ХХ в., в ходе реставрации попытались эти панталоны убрать, но оказалось, что Вольтерра соскоблил рисунки своего учителя и "раздеть" фигуры не удалось. [186] От ит. – вычурный. [187] Собственно, до археологических работ в нашем понимании там было далеко – искали античные произведения искусства и вся "научность" состояла в том, чтобы правильно выбрать место, где находок побольше, и определить их художественную ценность. [188] См.: Всемирная история. Т. lV. М. 1958. С.357. [189] Вспомним, что внешняя активность, реально означавшая агрессию против более слабых соседей, составляла одну из закономерностей феодальной эпохи. [190] См.: Сказкин С.Д. Очерки по истории западноевропейского крестьянства в средние века. М. 1968. С.349. [191] Такая экспансия, также как испанская – в Америку и русская – в Сибирь, свидетельствует об обеднении правящего сословия (См.: Ферро М. Как рассказывают историю детям в разных странах. М. 1992). [192] Одним из наиболее восточных форпостов этого ордена стал иезуитский коллегиум в Мстиславле. В Восточной Беларуси в ответ на деятельность иезуитов возникли православные братства, в которых, кстати, проявились некоторые реформационные черты – стремление горожан контролировать деятельность церквей, в частности, назначать священников и следить за финансами. [193] См.: Bumblauskas A. Kolizie historiograficzne w kwestii charakteristyki Wielkiego księstwa litewskiego// Lituania. 1995. 1 (14). S.29-47. [194] См.: Флиер А.Я. Об исторической типологии Российской цивилизации// Цивилизации и культуры. Вып. 1. М. 1994. С.94-115. [195] Следует заметить, что в польской и русской, в том числе и советской историографии было и есть стремление принизить роль униатской церкви. С другой стороны, в современной белорусской общественной мысли заметно преувеличение роли униатства как национальной церкви белорусов. [196] Книгу Коперника вычеркнули из "Индекса запрещенных книг" лишь в ХlХ в. [197] Структурирование польской шляхты завершилось лишь в ХVlll в., когда, чтобы отличаться от крестьян, она заговорила по-французски. [198] См.: История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения. М. 1999. С.385-386. [199] См.: Ивонин Ю.Е., Ивонина Л.И. Тридцатилетняя война и германская политика Франции// Вопросы истории. 2001. № 5. С.34-37. [200] См.: Ивонин Ю.Е., Ивонина Л.И. Тридцатилетняя война и германская политика Франции… С.42. [201] Подробнее об этом см. [133,с.13-16]. [202] 0 взглядах автора на проблемы цивилизаций см. [289].
3-Известный советский германист В.Е.Майер, например, не отрицая археологических методов датировки сельских поселений, считал, что если существуют достоверные письменные данные, то можно пренебречь противоречащими им сведениями археологов [206,с.126]. Противоречиво относился к возможностям археологии в изучении средневековой славянской проблематики авторитетный славист В.Д.Королюк. В начале 60-х гг. он оптимистично оценил роль археологических исследований в изучении не только материальных условий жизни общества, но и его социального строя [163,с.105-10б]. Но спустя десятилетия ученый уже фактически отрицал роль археологии в познании форм "организации общественного производства и общественных отношений рассматриваемого социального организма", религиозных представлений славян У-УП вв. [165,с.II]. Хотя к 70-м гг. западнославянская средневековая археология имела уже значительные достижения. Недооценка роли археологии в изучении раннеславянского общества отмечается и у внимательного к её достижениям Г.Г.Литаврина [392,с.7]. Весьма пренебрежительно об археологических аргументах высказался петербургский историк А.Ю.Дворниченко [см. 287,с. 124]. Не случайно, в обзоре юбилейного, 50 выпуска сборника "Средние века'' отмечается роль вспомогательных дисциплин, но археологические исследования не упоминаются [79,с.27-28]. Вообще, скепсис историков обычно появляется тогда, когда археологические данные в чем-то не согласуются с выводами, основанными на письменных материалах. [204] -Хотя вывод Л.С.Клейна о том, что археология самостоятельно не способна реконструировать весь исторический процесс вполне обоснован, едва ли можно безоговорочно согласиться с его замечанием, согласно которому исторические выводы из археологического материала - это выход за пределы компетенции археолога, ведущий к искажению исторической действительности [149]. Представляется, что, не избегая общеисторических выводов, археолог должен помнить данное замечание Клейна как указание на существующую опасность и необходимость осторожности в оценках. Преодолевать эту опасность возможно и постоянным сопоставлением получаемых результатов с материалами иных (лучше сопредельных) территорий, а также с выводами других исторических дисциплин: особенно истории, исторической географии, исторической лингвистики, исторической демографии и др. думается, прав П.П.Толочко в том, что главное в археологии - историзм [363]. [205] Примечательно, что в недавно изданном пособии И.В.Дубова археология древнерусских сельских поселений совсем не затронута [102а].
[206] Л.В.Алексеев недавно отметил, что белорусской археологии надо выйти за пределы республики и подняться до уровня исторических обобщений над вещевым материалом [5а, с.187]. [207] Поэтому в завершающий книгу библиографический список почти не включены многочисленные небольшие по объему публикации, посвященные отдельным памятникам или иным локальным сюжетам, чрезвычайно, однако, важные в изучении массового материала. При наличии многих важных для нас публикаций одного автора в указанный список помещены обычно более поздние, в которых читатель, найдет и ссылки на опубликованные ранее работы этих авторов, использованных нами. [208]См. также [287].
[209] На это обратил внимание Л.В.Алексеев [4,с.63]. С этих же позиций проанализировал данные летописей А.В.Дулов [104,с.15-16]. [210] Период сельскохозяйственных работ здесь составлял 5-6 месяцев против 8 месяцев в Западной Европе [487,с.91]; более длинная, чем на Западе, зимовка скота при более низких температурах, дополнительные потребности в отоплении, теплой одежде и т.п. [211] Гнездовое расположение поселений в VI-VII вв. носило общеславянский характер и было связано с общественными структурами [См.198, с.36]. Подробнее об этом - в разделе VI. [212]Появление в УШ-Х вв. на высоких крутых берегах рек украинского Левобережья, на останцах в заболоченной пойме и других защищенных местах поселений, сменивших располагавшихся у воды волынцевские селища У1-УШ вв., связано, скорее всего, не с гидрологическим режимом и хозяйственным развитием, а с военной опасностью /11,0.201-202; 347; 370/ - ситуация, аналогичная описанной в Северной Буковине в У-У1 вв. [213]В южнорусских землях, по подсчетам С.Н.Бибикова и П.П.Толочко, "демографический взрыв" пришелся на ХI-ХII вв., в остальных восточнославянских землях - на ХII-ХIII вв., куда уходило и избыточное крестьянское население из Среднего Поднепровья [ЗЗ]. [214] На Черниговщине в IХ-начале XI в. возникло 17 поселений, существовавших в IХ-ХIII вв. и почти все они сохранились до середины ХIII в. В Х-Х.I вв. возникло 36 поселков, в ХII-начале ХIII в. - еще 50 селений [414]. В западной части белорусского Полесья в IХ-Х вв. возникло 12% поселений, в ХI-ХIII вв. - 70%, в ХIV-ХV вв. - 12% [129]. В Могилевском Поднепровье в конце IХ-Х в. появилось 18% поселений, в ХI-ХIII вв. - 73%, в ХIV-ХV вв. - всего 9%. При этом все поселения с конца IХ-Х в. существовали и в ХI-ХIII вв., так что общее число поселений ХI-ХIII вв. составило 91%. В ХIV в. в регионе оставалось 46% сельских поселений (из них 6% - старые селища конца IХ-Х в. и 32% - поселения ХI-ХIII вв.) [283]. У вятичей в VIII-Х вв. отмечено 3% поселений, в ХI-ХIII вв. появился 31% сельских поселений, в ХIV -ХVII вв. - 13% [229]. В Полужье плотность населения, по подсчетам Ю.М.Лесмана, в VI-IХ вв. составляла 0,1-0,2 человека на I км2, а в ХП-ХШ вв. - уже 3 человека на I км2 (прирост в 15-30 раз [195]. На Ижорском плато с рубежа ХI/ХII вв. до начала ХIV в. население выросло в 9 раз [196,с.23].
[215]Аналогично развивался процесс расселения у соседей, в Молдове, Восточной Прибалтике, у населения Карелии, Заволжья [262,с.19-25; 309; 393,с.6,32,52].
[216]Но в том же Среднечешском Полабье еще не все благоприятные для тогдашнего проживания долинные земли в IХ-ХI вв. были заселены [373,с.298].
[217]Эти различия с Западной Европой (особенно с северофранцузской моделью) характерны были и для других центрально-европейских земель. Они начали проявляться ярче с Х в., когда в наиболее развитых областях к западу от Рейна завершилось складывание феодального землевладения [133,с.225-232; 775,с.115]. [218]На Драганской возвышенности в конце ХIII-начале ХIV в. не менее 3000 га лесов пошло под пашню [807,с.142].
[219]Процесс запустения часто вел к наступлению лесов на культурные ландшафты. Особенно это было заметно в местах массового забрасывания деревень в ХV в. В районе Йиглавы, например, 45% лесов (данные 1825 г.) росли на местах древних полей. На Драганской возвышенности 15% средневековых полей теперь покрыты лесами [487,с.130; 647,с.467; 699,с.I53-156; 838,с.423-424].
[220]В районе Мекленбурга этот процесс начался раньше: если в Х в. там были только славянские материалы, то в течение XI-X вв. следов немецкой материальной культуры здесь стало в 3 раза больше, чем славянской. Автор исследования, Э.Никель предполагает, что это отразило трехкратное преобладание здесь немецкого населения [747].
[221]Этот процесс можно проиллюстрировать динамикой развития поселения Мансдорф у Бремена: в середине. III-V в. в нем жило около 80 человек, в VI-середине VIII в. - осталось всего 15-20 жителей, а во второй половине VIII-первой половине IХ в. - насчитывается уже около 75 человек [613,с.247]. [222]Водораздельный тип расселения на Северо-Западе Руси с VIII в., вызванный, как отмечалось, особенностями региона, не привел к более раннему наступлению там на лесные угодья, о чем свидетельствует сеть поселений, аналогичная другим регионам лесной зоны. [223]Подробно влияние природной среды на историю Восточной Европы рассмотрел А.В.Дулов [104]. [224]Наиболее обстоятельно подсечное земледелие изучалось П.Н.Третьяковым, Б.П.Петровым и Ю.А.Красновым [174; 255; 364]. [225]Показательно земледелие русских переселенцев в Сибири. В период колонизации земель в. ХVI-ХVII вв. сосуществовали подсека, перелог и паровая система [179,с.57-60].
[226]На изучавшемся нами сельском поселения у г.Чаусы кости крупного рогатого скота составили 80%, свиней - 9,4%, коз и овец - 1.6%, лошадей - 6,1%, собак - 3% [290]. [227]Подсчеты О.М.Приходнюка показали, что в VI-VII вв. земледельцы Среднего Поднепровья уже имели определенный запас, то есть излишки продуктов, прежде всего - зерна [264а].
[228]Так же римские авторы (Плиний Старший, Тацит) с позиций агрономических познаний своего времени недооценивали роль земледелия в хозяйстве древних германцев [615,с.124-126; 651,с.142]. [229]По мнению Берановой, подсека и перелог были связаны с разными географическими условиями: перелог распространялся там, где поле, находившееся под паром, зарастало не лесом, а травой и кустарником [445,с.196-197/] [230]о Б.Новотны считает, что много свиных костей уничтожили собаки [448,с.37]. Больше свиней должно было быть в феодальных поместьях. Ибо, по мнению М.Кучеры, мелкие и средние феодалы, пользуясь дешевой рабочей силой, были основными поставщиками мяса, тогда как крестьяне больше внимания уделяли разведению тяглового скота и хлебов [665,с.388-389]. [231]В ХI-ХIII вв. распространился обычай подковывать лошадей, что указывает прежде всего на увеличение их роли в транспорте, тем более, что распространились появившиеся ранее хомуты и это увеличило грузоподъемность лошадей в 4 раза. Но волов быстроходные кони не вытеснили. Известны так называемые воловьи подковы, что свидетельствует о запрягании этих животных в возы. Кстати, медленное распространение подков, известных уже с латенского времени, а славянам - с VIII в., вызывалось тем, что подковы, утяжеляя ногу и ухудшая амортизацию, ограничивали подвижность коны, то есть ухудшали условия верховой езды. Поэтому распространение подков свидетельствует прежде всего об увеличении роли коней в хозяйственной деятельности. Последующее повсеместное подковывание верховых коней вызывалось увеличением количества дорог с твердым покрытием, губительным для незащищенных копыт. На феодальных поселениях встречаются и такие свидетельства верховой езды, как уздечки, наиболее характерные для ХIII-ХIV вв. [448,с.44-46; 476, с.159-160; 478.с.18]. [232]С овец, помимо мяса, широко использовали и шерсть, о чем свидетельствуют многочисленные находки так называемых овечьих ножниц. В ХIII-ХIV вв., в условиях наивысшего развития колонизации, по письменным данным, увеличилось поголовье овец и коз [448, с.37,44; 476,с.158].
[233] Объединение в одном параграфе материалов о полабских славянах и германцах вызвано вполне понятными особенностями привлекаемой немецкой литературы, в которой вопросы хозяйственного развития обычно рассматриваются в рамках общегерманской территории более позднего времени. С другой стороны, как будет показано ниже, раннесредневекое хозяйственное развитие обоих этнических массивов не имело существенных различий. [234]По мнению Херрманна, в господском хозяйстве Торнова плуг, запряженный в лошадь, применялся уже с VIII в. [596]. [235]Важно отметить, что состав стада в славянских поселениях VI-VII вв. в Восточной Германии, части Польши и на Украине практически аналогичен (в процентах) [595,с.65]:
Близкие пропорции наблюдаются в ряде западноевропейских деревень, поселений Восточной Австрии, в Южной Франции в XI-ХII вв., а местами и позднее. Например, в чешской Мстенице (Моравия) - крупный рогатый скот - 46%, свиньи - 16%, лошади -15%, овцы - козы - 11%. В Сен-Жан ле Фруа (Южная Франция): крупный рогатый окот - 41%, свиньи - 34%, овцы - козы - 18% [628,с.304-305]. Вместе с тем, в Великопольше VI-VII вв. преобладали свиньи (их 43%, коров - 30%). В VIII-Х вв. в Западном Поморье коров стало 27% (вместо 50% в VI-VII вв.), а свиней - 61% (вместо 27%). Возможно, как отмечалось, это было связано с растительными условиями: свиней стало больше среди лиственных лесов, богатых желудями и буковыми орешками, а коров - в безлесых местах [499,с.83]. При таком объяснении указанное увеличение места свиней в стаде Западного Поморья в VIII-Х вв. можно увязать с расселением среди лиственных или смешанных лесов. Преобладание свиней над коровами отмечено и на славянских поселениях VIII-IХ вв. в Восточной Австрии. А на первом месте там были овцы и козы [532,с.85-86]. Эта ситуация объясняется, очевидно, горным ландшафтом. Свиньи нередко превышали количество коров в укрепленных поселениях [628,с.304; 720; 853,с.130]. Но это не обязательно было связано с особенностями питания господ. Например, в Торновском бурге, когда он был убежищем жителей соседней деревни (VII-VIII вв.) свиньи составляли 43,6% скота, коровы - лишь 27%, хотя в самой деревне коров было больше. Когда же на бурге появилась господская резиденция, коров там стало почти 49%, а свиней - 23%, то есть соотношение уравнялось с деревенским [499, с.86].
[236]Несколько отличаются от приведенных данные о жертвенных животных, собранные в IХ-ХI вв. в Арконе. Преобладали козы и овцы, затем - свиньи и лишь на 3-м месте - коровы. У всех видов большинство составляли более молодые особи, чем на поселениях [722]. Вероятно, более ценными видами скота старались не жертвовать.
[237]Но едва ли можно утверждать, что гончарство первым в деревне превращается в самостоятельное ремесло [см. 133,с.55]. Скорее это относится к металлургии, требующей и многих специальных навыков, и времени, в том числе на добычу и подготовку сырья и топлива. Массовая посуда еще долго обжигалась в домашних печах. Да и необходимый для широкого производства быстровращающийся круг распространялся довольно медленно, у полабских славян - в течении ХI-ХII вв. [499,с.118].
[238]Права К.Д.Авдеева, заметившая, что "частные примеры хозяйственных успехов не следует принимать за массовое явление" [134,с.18]. [239]Анализ экономики славянских племен междуречья Одера-Эльбы позволил Херрманну сделать вывод о том, что производственный уровень IХ-Х вв. в 2-3 раза превосходил период VI-IХ вв., а в ХI-ХII вв. производство здесь выросло еще примерно в 2 раза [389]. Прогресс налицо. [240]По славянским захоронениям VIII-IХ вв. Подонья из 41 погребенного в возрасте до 15 лет было 3 костяка, 18-30 лет - до 10, до 45-50 лет - 26; свыше 60 лет - I костяк [54,с.188-190]. В целом всё это было несколько ниже, чем в Западной Европе. Самая высокая продолжительность жизни была тогда в Галлии - 45 лет, а в среднем по Европе - около 40 лет [410,с.218].
[241]Это, безусловно, не означает, что люди не доживали до преклонного, по нашим понятиям, возраста. Но их было очень мало. К тому же бичом была детская смертность. В могильниках IХ-ХIV вв. Волыни, например, 44% погребений принадлежало детям 7-12 лет, 54% - погребенным в возрасте 20-25 лет и лишь 2% - зрелым и пожилым, 36-60-летним [279,с.176-177]. В могильнике XI-ХII вв. при Чаусском селище (Среднее Посожье) в двух погребениях были похоронены дети 8-9 лет, а в 7-ми - люди в возрасте 30-35 лет [290],.В могильниках Среднего Побужья из 62 определенных погребений было 5 детских (8,1% всех костяков), в возрасте 1,5-8 лет. Мужских погребений -39,3%, женских - 42,6%. Причем в возрасте до 25 лет среди мужчин покоилось 26,3%, среди женщин - 27,8%, а среди умерших после 50 лет мужских костяков было 21,5%, женских - 16,7%. То есть женщины чаще умирали в молодом возрасте и значительно реже доживали до старости в нашем понимании. Впрочем, по подсчетам Н.А.Макарова, среди колонистов русского Севера в Х-ХIII вв. мужской возраст составлял 30,1 год, женский - 32,8 лет [210]. [242]Хорошо известные этнографические особенности женских украшений мы здесь не рассматриваем. Отметим лишь, что, как подчеркивал Рыбаков, именно деятельность сельских ремесленников способствовала сохранению местных этнических традиций [299,с.26].
[243]Понимание необходимости такого подхода стало относительно массовым явлением лишь в результате накопления огромного фактическою и интеллектуального опыта с рубежа средневековья и нового времени (натурфилософия), хотя отдельные примеры этого подхода были и в древности, и в средние века. Но из-за низкого уровня знаний в обществе такие подходы не могли найти подтверждения в реальной практике и оставались лишь гениальными догадками немногих. [244]Собственно, ямные захоронения были и до распространения курганов. Теперь к ним вернулись в новых условиях. [245]Изредка встречаются скорченные костяки, что могло быть связано с погребениями волхвов, которых, как колдунов, при захоронениях связывали, клали в мешки [223,с.91-92]. Но более известны так называемые "сидячие" погребения, ориентированные обычно лицом востоку. На Руси они, по мнению ряда исследователей, более характерны для Новгородской земли, где связаны с традицией предшествовавшего финно-угорского населения [186,с.140; 306,с.39; 320,с.174; 379.С.38-40]. [246]Горожане и феодалы с XI в. перешли, как известно, в основном, на христианский обряд погребения [320,с.256].
[247]Добавим и нередкое сочетание в ожерельях крестиков с языческими символами (лунницами, круглыми подвесками), о чем писалось выше. [248]Отрицают связь процесса смены кремации ингумацией с внедрением христианства у скандинавов В.Я.Конецкий и Г.С.Лебедев [159; 185]. [249]А.В.Куза одной из основных причин "обеднения" погребений считал начавшуюся в XI-ХII вв. феодализацию, сопровождавшуюся отчуждением значительной части крестьянских доходов [100,с.103-104]. Но этот процесс еще только начинался и едва ли мог привести к массовому обеднению крестьян на обширной территории древнерусских княжеств. [250]Показательным примером сохранения и возрождения языческих погребальных ритуалов является бытование в Северной Беларуси курганных захоронений ХIV-ХVIII вв. [109].
[251]Седляки в Пфаффеншлаге составляли 69% жителей, подсоседки - 25%. Бóльшие по размерам дома, бóльшие и лучше расположенные усадьбы имели мельник и староста [733,с.160]. [252]Автор согласен с Л.С.Клейном, который на вопрос, сколько надо собрать фактов, чтобы постановка проблемы и последующий вывод стали позволительными, ответил: чтобы от эмпирических исследований перейти к теоретическим, надо смелее выдвигать гипотезы, делать обобщения из имеющихся данных, ибо все факты собрать невозможно [I48]. [253]0 недоверии сторонников Фроянова археологическим фактам, противоречащим их взглядам, мы уже писали [287а,с.124].
[254]"Исследования последнего времени не дают основания считать появление "Государства Само" следствием зарождения раннефеодальных отношений, как это считалось ранее [137,с.48-56]. Это был лишь военный союз племен без прочной внутренней основы [268,с.82]. [255]Примечательно, что именно в этот период (ХI-ХII вв.) в деревне происходит окончательное обособление крестьянских семей - складываются отдельные крестьянские усадьбы.
[256]Гуревич, вслед да Ж.Дюби, обосновывает более точное название этих отношений в Западной Европе - сеньериальные [76]
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 777; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |