КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
I. Начало модернизации
Реформы Мустафы Кемаля в Турции ЛЕКЦИЯ 13 В 1923 г. президентом Турции был избран Мустафа Кемаль. Он пользовался колоссальным авторитетом в стране, по праву считался освободителем Турции от европейской интервенции. Ореол спасителя отечества, отца нации помог ему провести радикальные реформы в кратчайшие сроки, невзирая на сопротивление приверженцев старых традиций. Главное направление, цель реформ — модернизация страны. Это означало заимствование всего прогрессивного у европейской цивилизации и последующую его адаптацию к местным, турецким условиям. Подобные попытки не раз предпринимались в прошлом и всегда кончались неудачей, вступая в противоречие с канонами исламской религии, которая полностью господствовала в сознании людей. Именно мусульманский менталитет, который всегда противился чуждым идеям, предполагая, что все лучшее у них уже есть, являлся главным тормозом преобразований. М. Кемаль это хорошо понимал, поэтому и решил начать реформы с религии. 3 марта 1924 г. меджлис принял решение о ликвидации халифата. Структура, объединяющая мусульман всего мира, распалась. Халиф Абдул Меджид II и все члены семьи бывшего султана должны были покинуть страну. Распускались дервишские ордена и монастыри, ликвидировалось Министерство по делам религии и вакуфов. Сами ваку-фы национализировались. Началось сужение сферы религиозного судопроизводства. В апреле были отменены религиозные судебные установления. Закрыты медресе. Все школы перешли в ведение Министерства просвещения. Так проявил себя первый принцип реформ — лаицизм, т. е. светскость, отделение религии от государства. Правда, в принятой 20 апреля 1924 г. первой Конституции Турецкой Республики ислам был еще назван государственной религией. Впоследствии, 9 апреля 1928 г., этот пункт был изъят из текста Конституции.
Согласно основному закону, Турция являлась республикой с однопалатным парламентом, избираемым посредством двухступенчатых выборов по мажоритарной системе. Были продекларированы основные демократические права и свободы граждан, но все это было лишь фикцией. В стране устанавливалась жесткая диктатура во главе с президентом М. Кемалем. Он опирался на свой огромный авторитет в обществе, на поддерживающую его армию и на созданную им в 1923 г. Народно-республиканскую партию. Была усилена централизация. Страна разбита на округа-вилайеты. М. Кемаль был настроен решительно проводить реформы, при необходимости используя силу для подавления сопротивления. Ликвидация халифата вызвала огромное возмущение не только в Турции, но и во всем мусульманском мире. На М. Кемаля обрушились обвинения в покушении на основы ислама. Даже в Турции возникла оппозиция в лице Прогрессивно-республиканской партии. Недовольные были и среди недавних соратников, генералов. Они даже вынудили уйти в отставку, правда, на короткое время, премьер-министра Исмет-пашу. В феврале 1925 г. в Турции началось восстание курдов. Формальным требованием стал лозунг «восстановление халифата», но на самом деле все было значительно сложнее. Курды составляли особую этническую группу, проживающую не только в Иране и Турции, но и на подмандатной в то время Англии территории Ирака. В годы Первой мировой войны курды оказали англичанам немалую поддержку в борьбе с турками и надеялись на получение независимости. Англия отторгла от Турции часть территории, населенной курдами, в пользу Ирака (район г. Мосул на севере Ирака). М. Кемаль выдвинул претензии, которые, однако, были отвергнуты окончательно в 1925 г. Лигой Наций, признавшей район Мосула территорией Ирака.
Несмотря на официальный лозунг — требование восстановить халифат — главной причиной выступления курдов против реформ М. Кемаля была его политика отуречивания всех национальных меньшинств. В этом проявлялся второй принцип реформ — национализм. В Турции живут только турки — такой же политики правительство придерживалось еще до Первой мировой войны. Премьер-министром вновь был назначен Исмет-паша. Принят закон об «охране порядка», дававший правительству чрезвычайные полномочия. В результате к апрелю 1925 г. восстание курдов было подавлено. Подавление выступлений курдов сопровождалось ужесточением внутриполитического режима: были закрыты все оппозиционные газеты, запрещена Прогрессивно-республиканская партия, проведены массовые аресты и судебные процессы. Правда, следует отметить и некоторые позитивные последствия: ликвидирован натуральный налог (ашар — «десятина»), упразднена вызывавшая возмущение в Турции табачная концессия. Так было положено начало радикальным реформам М. Кемаля.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 535; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |