КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Как создавать комедийную ситуацию. Комедийные инструменты
Теория. Часть 4. Ю.К.Краснов д.ю.н. профессор
Ситком - это война, в которой ни одна сторона не может победить. Кто-то выигрывает отдельные битвы, но ничего не может произойти фундаментально, чтобы изменить баланс сил. Задача автора – сделать эту войну остроумной, смешной, комедийной.
Для создания комедийных ситуаций существуют комедийные инструменты. Они делятся на сюжетообразующие – инструменты, которые помогают выстроить историю целиком, и эпизодные – они помогают придумать конкретную сцену в истории. Рассмотрим сначала сюжетные инструменты. ü Большинство комедийных ситуаций строятся на том, что есть объект, есть желание объекта, и есть нечто, блокирующее это желание.
Например, Шелдон хочет поехать смотреть на адронный коллайдер с Леонардом, но тот пригласил с собой Пенни, так как это будет в День Святого Валентина («Теория большого взрыва», 15 серия, 3 сезон) Или, Света Букина заказала в интернет-магазине свитер для своего парня, и хотела получить только свитер, но оказалось, что она заказала жениха из Америки, на котором на фотографии был понравившийся ей свитер. («Счастливы вместе», серия из 4го сезона)
ü Только накалив ставки до предела, вы получаете историю, которая не может не случиться в вашем «мире». Даже когда убийственный аргумент Шелдона, что в их «правилах добрососедства» [1] записано, что «если кого-то из них пригласят на адронный коллайдер, он обязан взять второго» не действует на Леонарда (хотя в данном случае крыть как раз не чем), Шелдон не отступает и таки добивается желаемого, воздействуя на Пенни. («Теория большого взрыва», 15 серия, 3 сезон) Но! Здесь вступает еще один инструмент создания комедийных ситуаций.
ü На протяжении истории нужно устанавливать ожидание, но делать так, чтобы оно не оправдывалось. Когда уже ничего не мешает Шелдону отправится к вожделенному коллайдеру, он заболевает, впрочем, как и Пенни, поэтому Леонард вынужден отправиться в Швейцарию и провести Валентинов День вдвоем с Раджем, который с самого начала меньше всех хотел куда-либо ехать и, вообще, отмечать День Святого Валентина. («Теория большого взрыва», 15 серия, 3 сезон) То есть, авторы умело создают ожидание и изящно его обламывают.
Неоправданное ожидание иначе можно назвать неожиданным финалом. Это не обязательный, но желательный элемент как любой комедии. К тэгу этой серии[2] подходит еще одно понятие:
ü В истории нужно заработать (накопить) момент. Только благодаря полному отрицанию Раджа Дня Всех Влюбленных на протяжении всей серии делает таким сильным облом Леонарда, что именно с Раджем ему приходится встречать этот праздник в Швейцарии в шикарном номере с двуспальной кроватью.
Если момент не заработан, не накоплен из мельчайших подводок, намеков, то он и не сработает, по крайней мере, с задуманной силой.
Следующий прием: ü Всегда пытаться поднять ставки. Любое событие должно быть максимальной важно, вопрос всегда наивысочайшей важности, мечты и желания - на пределе фантазии.
Например, В первой серии «ТБВ» Шелдон и Леонард могли бы просто схлопотать от бывшего друга Пенни (что и ожидалось в данной ситуации) и вернутся с синяками. Но нет, авторы поднимают ставки, и оба героя приходят домой без штанов. Даже вопрос «что случилось?» в данном случае лишний. Им даже не надо объяснять друзьям и Пэнни, что произошло, все очевидно с первого взгляда. Или, В «Клинике» Терк дарит Кларе ручку, найденную в больнице. Естественно, Клара об этом узнает. Но ситуация усугубляется тем, что ручка эта из ящика с вещами, которые достали в хирургическом отделении из задницы.
Следующий прием: ü Сначала делается ошибка, потом выучивается урок. Другими словами, сначала герой делает ошибку, а потом платит за нее. Например, В «ТБВ» Леонард сам напрашивается посмотреть футбол с Пенни и его друзьями, а потом садится в лужу, так как совершенно ничего не смыслит в футболе. Чаще всего ошибку герой делает осознано. Это его личный выбор, за который он потом расплачивается.
Например, В английской комедии «Книжный магазин Блэка»(Black Book) [3] герою необходимо получить серьезное увечье, чтобы получить поблажки при заполнении налоговой декларации [4], он сознательно вступает в конфликт со скинхэдами, устроившими потасовку рядом с его магазином. И огребает от них. Но винить ему некого – он сам сделал такой выбор. Такие ситуации всегда выглядят выигрышнее, чем те, когда с героем что-то случается исключительно по воле сценариста. Свое желание поставить героя в затруднительное положение сценарист должен вкладывать в его, героя, решения и поступки.
Например, В «Счастливы вместе» лучше, если Гена Букин сам придумает историю, что его ограбили и отобрали только что полученную зарплату, чтобы не отдавать деньги жене, нежели с ним действительно вдруг это произойдет. Следующий прием:
ü Ценность сжатия действия. Сцену нужно начинать как можно позже, а заканчивать как можно раньше.
Например, Все та же сцена из первой серии «ТБВ», где с Леонарда и Шелдона друг Пенни снимает штаны. Никаких лишних шуток, пререканий, угроз. Парень не сказал ни слова. Просто после склейки Шелдон и Леонард выходят из подъезда без штанов. Весь конфликт занял менее 30 секунд экранного времени, причем большую часть из него говорили Леонард и Шелдон. Но не только отдельные сцены нуждаются в сжатии действия. Особенно ценно не забывать об этом правиле в первой серии ситкома, в момент завязки – становления «мира». Не стоит думать, что зрителю нужно представить всех героев, объяснить их взаимоотношения. Нет! Сразу в бой. Чем короче и динамичнее будет завязка вашего ситкома, тем больше шансов, что его купят. Как минимум, пилот будет в таком случае лакомым кусочком.
Например, Завязка ситкома «Преднамеренная случайность» (Accidentally on Purpose) [5] происходит за 8 минут. В первых трех мы знакомимся с героиней, ее бывшим и ее подругой, затем она знакомится с парнем, младше ее на 14 лет, занимается с ним 1,5 месяца безудержным сексом и беременеет от него. И все это за пять минут экранного времени. Такая динамика не оставляет зрителю шанса переключить канал. Следующий прием: ü Инструмент «ложь» и его разновидности Очень часто герои ситком врут.
И т.д. Например, Лена Полено укоряет (равно врет) Толика, в котором проснулись отцовские чувства, в том, что он не готов стать отцом (на самом деле детей не хочет она). Эта ложь провоцирует Толика доказать Лене, что она не права. Он заводит аквариумную рыбку и проникается к ней отцовской любовью. Тогда Лене приходится «врать» дальше, а именно - избавляться от рыбки, чтобы снова укорить Толика, что тот не способен вырастить живое существо. Если бы свидетелем этой истории не стал Гена Букин, который заподозрил в «высокой рыбной смертности» злой умысел, план Лены удался бы. (Ложь ради собственной выгоды, 4 сезон, «Счастливы вместе») Чаще всего герои врут вопреки здравому смыслу. Боясь каких-то неведомых им последствий, и то, что они решили утаить, в результате приводит к серьезным последствиям для героев. Например, В Каплинге (Coupling) ложь часто становится движущей силой истории. А в 9 серии третьего сезона и вовсе приводит к разрыву отношений между Сьюзен и Стивом. Каждый скрывает друг от друга безобидное знакомство в баре, которое ни для кого из них не имеет смысла. Но, начав лгать, герои заходят слишком далеко. К тому же, этому способствует легкая путаница с телефонами. Часто комедийные инструменты основываются на сокрытии правды. Это не совсем ложь, но работает по тому же механизму.
Например, Герой пытается вернуть украденное имущество, пока никто не узнал о краже. Или, Герой что-то сломал или испортил и пытается скрыть это от близких. Часто он вынужден свалить вину на другого. Следующий прием: ü Герой решает изменить своё тело, свои привычки или свое отношение к кому-то, чтобы получить желаемое. Например, В «Счастливы вместе» нескольких сериях Гена Букин «дружит» с Леной против Толика, потому что ему это выгодно. Или В «Друзьях», 4 серия 3 сезона Фиби изображает агента Джо. Она сама ввязывается в эту историю, а потом вынуждена искать выход из этой ситуации. Следующий прием: ü Инструмент «фактор времени» В этом случае герой или герои должны решить свои или чужие проблемы за определенное количество времени, и именно временной фактор усиливает комедийность ситуации. Если его убрать, то все напряжение момента улетучивается. Например, В «Клинике» («Scrubs», 1 сезон, 3 серия) герой знает, что если поцелуй с девушкой не состоится в течение 48 часов, после того, как она его хотела, им суждено будет остаться друзьями. Все события серии (по этой линии) превращаются в гонку за поцелуем. Для ситкомов характерны типовые ситуации, которые также помогают создать комедийную ситуацию.
И т.д. Следите за тем, чтобы типовые ситуации в ситкоме не появлялись раньше двадцатой серии. А лучше еще позже. Оставьте эти спасительные «костыли» для творческого кризиса. Удивите зрителя и коллег оригинальным сюжетом. Почти в каждом ситкоме есть серия «встреча одноклассников[6]» и это тот случай, когда сложно придумать что-то большее, чем конфликт «кто кем стал и чего добился» или «а как поживает мой бывший». Появление такой серии в первом сезоне говорит о сценарной слабости авторов. А если вам удастся вывести эту тему на новый уровень, и при этом будет смешно – вы мастер. Когда вы смотрите ситкомы или комедии, попробуйте выполнить следующие упражнения:
ü Определите высоту ставок – смогли бы вы предложить что-то большее? ü Определите зрительское ожидание и оцените, удалось ли авторам его разрушить? ü Какую сцену, на ваш взгляд стоит поджать по времени? С какого момента «вошли» в сцену бы вы? ü Какие инструменты были использованы в данной серии?
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1114; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |