Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 5. Концепция, принципы и цели экологической политики




Модуль 2. Экологическая политика

 

Экологическая ситуация в России во многом зависит от стратегии экономического развития страны. Устранение кризисных явлений, переход к экономическому росту требует разработки и реализации адекватной национальной политики, обеспечивающей экологическую безопасность России. Однако, как сказано в Концепции [5], переход Российской Федерации к устойчивому развитию возможен только в том случае, если будет обеспечено устойчивое развитие ее регионов. Это предполагает необходимость разработки и реализации программ перехода к устойчивому развитию для каждого региона. В связи с этим, а также учитывая разное географическое положение регионов, различный характер и уровень антропогенного воздействия на окружающую среду в них, разные экологические проблемы, следует различать общефедеральную или государственную экологическую политику и региональную экологическую политику.

Государственная экологическая политика определяет общий смысл, направление и устанавливает принципы деятельности Правительства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Государственная экологическая политика отражает федеральные интересы, ее проведение в регионах осуществляют территориальные органы Министерства природных ресурсов в соответствии с существующим законодательством Российской Федерации.

Региональная экологическая политика, основываясь на принципах, положениях и основных направлениях государственной экологической политики, устанавливает целевые показатели требуемого состояния окружающей среды и использования природных ресурсов субъекта РФ, способы и средства достижения поставленных целей, экологическую эффективность использования средств, ответственность за полученные результаты. Региональная экологическая политика учитывает природные, социально-экономические и экологические условия региона, а также интересы субъекта РФ в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов. Региональную экологическую политику разрабатывают и осуществляют Администрация субъекта РФ и ее природоохранные органы в соответствии с федеральным и региональным законодательством. В том случае, когда в субъекте РФ нет своих природоохранных структур, Администрация субъекта РФ может поручить проведение региональной экологической политики территориальным органам Министерства природных ресурсов.

Концепция и принципы государственной экологической политики определяются Концепцией перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. Основопологающими принципами Концепции являются следующие:

· предотвращение экологической катастрофы может быть достигнуто только путем целенаправленного перехода к устойчивому развитию;

· основой преобразований в стране должна стать структурная перестройка производства, обеспечивающая рост экономики, улучшение социальной сферы, стабилизацию экологической обстановки и последующее их сбалансированное развитие;

· главная роль в обеспечении скоординированного развития экономики, социальной сферы и достижения экологического благополучия, особенно в переходный период, должна принадлежать государству.

Принципы региональной экологической политики детализируют и конкретизируют принципы государственной экологической политики и представляют собой систему взглядов и правил, которые ложатся в основу деятельности Администрации субъекта Федерации и ее исполнительных органов в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Эти принципы и являются предметом политического выбора, тем стержнем, который объединяет носителей политики, позволяет дифференцировать собственную политику.

Анализ положительного российского и международного опыта [4,5,6] позволяет сформировать следующие основные принципы региональной экологической политики: экосистемный подход, снижение вредных воздействий на окружающую среду, платность природопользования, этапность и обоснованность преобразований, открытость, широкое вовлечение общественности.

Экосистемный подход предполагает такую систему управления окружающей средой и природными ресурсами, при которой оценка воздействия тех или иных факторов, планирование и осуществление природоохранных мероприятий, производились бы с учетом состояния и последствий для всей эко- или геосистемы.

Экосистемный подход в сочетании с административно-территориальными интересами может быть реализован следующим образом:

- определяются приоритеты развития региона, единый порядок распределения и использования природных ресурсов, оценки воздействия на окружающую среду;

- вырабатывается единая программа мониторинга, определяется перечень пунктов наблюдения и основных контролируемых показателей;

- на основе моделирования, существующих нормативов и целевых показателей в пределах экосистем определяются оптимальные значения параметров и допустимые антропогенные нагрузки с учетом техногенной емкости экосистем;

- эти значения являются основой для заключения соглашения между природопользователями, региональной администрацией и природоохранными органами, в котором закрепляются условия совместного использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов и окружающей среды, а также планы совместных действий по достижению согласованных значений.

Снижение вредных воздействий на окружающую среду включает два аспекта – снижение объемов потребления природных ресурсов и сокращение количества загрязняющих веществ. Состояние территорий является наглядным примером неэффективности используемых механизмов нормирования природоохранной деятельности, основанных на применении ПДК-ПДС, ПДВ.

Концепция устойчивого развития предполагает другой подход – разработку и применение региональных стандартов и целевых показателей состояния окружающей среды. В основу региональных стандартов могут быть положены показатели «естественного» или близкого к нему состояния природных экосистем. Достижение установленных стандартов требует времени и финансовых затрат и может осуществляться поэтапно. Для каждого этапа определяются целевые показатели, которые реально могут быть достигнуты в существующих экономических условиях.

Целевые показатели на расчетный период утверждаются Администрацией субъекта Федерации и используются для расчета платежей за выбросы и сбросы загрязняющих веществ. По достижении планового срока процедура определения и утверждения целевых показателей повторяется.

Сокращение потерь и рациональное использование природных ресурсов является существенным фактором снижения вредного воздействия на окружающую среду. Анализ показывает, что решение проблемы ресурсосбережения может сократить потребление природных ресурсов на 30-50% при полном удовлетворении нужд промышленности и населения.

Этапность мер по восстановлению и охране окружающей среды. Все преобразования в окружающей среде должны проходить поэтапно, с тщательным и детальным обоснованием их необходимости, анализом результатов и последствий. Важным элементом природоохранной деятельности является разработка и осуществление региональных планов действий по охране окружающей среды и использованию природных ресурсов, направленных в конечном итоге на достижение устойчивого развития. Планируемые мероприятия, в соответствии с приинятыми критериями, разбиваются на первоочередные, среднесрочные и долгосрочные. Составляется программа реализации природоохранных мероприятий.

Платность природопользования. Основным принципом экономического регулирования природоохранной деятельности является платность природопользования. Система платежей за использование природных ресурсов и загрязнения окружающей среды должна создать устойчивую финансовую базу для воспроизводства природных ресурсов, отражать истинные затраты на природоохранные мероприятия, обеспечивать гарантированные условия устойчивого развития.

Информирование и привлечение общественности к решению экологических проблем. Одним из условий успешного управления окружающей средой, выполнения природоохранных мероприятий является своевременное информирование широкой общественности, неправительственных экологических организаций, заинтересованного населения о состоянии окружающей среды и использовании природных ресурсов, планируемых мероприятиях по улучшению экологической обстановки.

Управленческие и природоохранные структуры должны разъяснять населению опасность сложившейся ситуации, возможные наиболее эффективные и дешевые способы решения экологических проблем, обосновать необходимость дополнительных затрат населения по охране окружающей среды и предполагаемые выгоды от реализации намеченных планов.

Стратегической целью государственной экологической политики является обеспечение оптимального уровня воспроизводства природных ресурсов, рациональное и сбалансированное их использование, охрана природной среды, повышение качества жизни человека, реализация прав нынешнего и будущего поколений на пользование природными ресурсами, на благоприятную природную среду обитания и создание условий для достижения устойчивого развития.

Целями государственной экологической политики на ближайший переходный период являются:

· обеспечение условий экологически безопасного развития страны и общества,

· предотвращение ухудшения состояния среды обитания человека, и поддержание жизнеобеспечивающих функций экосистем,

· сохранение, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов,

· формирование системы управления охраной окружающей среды и природными ресурсами на федеральном, региональном и местном уровнях,

· уточнение и разграничение полномочий федеральных, региональных и муниципальных органов власти в области природопользования и охраны окружающей среды;

Целью региональной экологической политики является стремление к достижению и поддержанию экономически оптимального и экологически безопасного уровня природопользования при минимальном воздействии на окружающую среду, обеспечение необходимого качества жизни людей, реализацию прав нынешнего и будущего поколений на пользование природно-ресурсным потенциалом и экологическую безопасность региона, на основе воспроизводства, неистощимого, комплексного, рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. В конечном итоге это и будет означать достижение устойчивого развития региона. Таким образом, устойчивое развитие региона – стратегическая цель региональной экологической политики.

Цели переходного периода на ближайшие 5-10 лет могут быть сформулированы следующим образом:

· повышение надежности обеспечения региона природными ресурсами за счет их воспроизводства и рационального использования;

· стабилизация состояния окружающей среды на основе снижения антропогенных нагрузок до безопасного уровня;

· формирование эффективной региональной системы управления охраной окружающей среды и рациональным использованием природных ресурсов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 468; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.