Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственное и общественное устройство Византии




 

Христанская концепция власти утвердила представ­ление об императоре как наместнике бога в мирских делах, и это объясняло положение главы государства вне закона. На императора как представи­теля Христа на земле возлагалась особая обя­занность защищать интересы церкви, устои которой были неразрывно связаны с государственностью. Эта взаимосвязь именуется в историко-правовой литера­туре «цезарепапизмом». Кроме того, император в Восточной Римской империи – это вер­ховный военачальник, законодатель, судья. Начиная с VII века, византийский император носил титул «василевс». Заметим вместе с тем, что им­ператорский статус не передавался по наследству: фор­мально его выбирал Сенат, народ и армия, а фактиче­ски – мощная партия аристократии. Избранного им­ператора венчал на царство Константинопольский пат­риарх, поэтому личность василевса обладала сакральными характеристиками. Но императоры нередко оказывались во власти определенных группировок, ими ставились и свергались. Из 107 византийских самодержцев только 42 умерли своей смертью или скончались в боях, остальные были либо убиты, либо отреклись от престола.

В зависимости от периода развития страны статусимператора различался. На первом этапе император формально избирался «Сенатом, армией и народом Византии», позже был вправе выбирать себе «соправителя-преемника». С IX века в Византии формируется наследственная легитимная монархия. Сохранение сильной императорской власти в течение всей феодальной истории Византии можно объяснить особой остротой клас­совой борьбы, спровоцированной сходством интересов крестьян­ и многочисленного городского плебса Византии. Кроме того, постоянная внешне­политическая опасность, дополняемая необходимостью эффек­тивного подавления подвластных империи народов закре­пила в общественном сознании идею «богоустановленности» власти императора.

Император осуществлял управление совместно с Сенатом, который представлял собой консультативный (совещательный) орган по вопросам войны и мира. Важное место в системе политической власти занимал Государственный совет, работавший под председательством квестора (он ведал текущими административными вопросами и осуществлял судебные функции). Помимо императора высшими должностными ли­цами в Византии были: префект столицы, начальник дворца, квестор, два пре­фекта претория, логофеты (знатоки права). Канцеля­рии в Византии назывались секретами. К высшим секретам империи принадлежали: внутренних дел (полиция), иностранных дел, военный, финансовый и др.

В IV–VII веках в Восточной римской империи сохранялась позднеримская административно-территориальная система, когда во главе двух префектур стояли префекты. Префектуры подразделялись на диоцезы, которых насчитывалось семь, во главе с викариями. Диоцезы подразделялись на пятьдесят с лишним провинций во главе с начальниками провинций, а самым низшим звеном служили округа, также возглавляемые окружной администрацией. При такой системе управленческие полномочия глав префектур, диоцезов, провинций и округов сочетались с судебными, но были отделены от военных. Однако с VII века на смену староримской модели муниципальной организации пришел фемный строй. Округа (фемы) возглавили специальные стратиги (генерал-губернаторы), осуществлявшие всю полноту гражданской и военной власти в округе. Фемный строй был призван усилить противостояние Византии многочисленным нападениям арабов и славян и укрепить границы государства. Прави­тельство желало видеть стратигов сильными, но в то же время пугалось связанных с этим опасностей. Выходом было раздробление про­винций, уменьшение их территорий. Военные силы империи со­стояли из солдат, для которых служба была наследственной про­фессией. За службу они наделялись земельными участками.

Все свободное население Восточной Римской империи условно подразделялось на почтенных и смиренных. Это де­ление как бы закрепляло степень причастности к государ­ственной службе и наличие привилегий. Юридиче­ски сословная структура также предопределялась занимаемой должностью. Так, высшим являлось сословие сенаторов, которые де­лились на сиятельных, знатнейших и почтенных (всего 18 разрядов). Зва­ние сенатора было наследственным, но могло быть по­жалованным и императором в качестве персональной заслуги. Членам этого сословия предоставлялись об­ширные финансовые и судебно-правовые привилегии. Сенаторы имели свои военные отряды, свою систему штрафов по отношению к крепостным и параллельно замещали высшие государственные должности, составляя оплот византийской бюрократии. Они освобождались от уплаты основных государствен­ных налогов, не могли быть арестованными и заточен­ными в тюрьму, осужденными без разрешения импе­ратора и согласия Сената. К ним не могли применять­ся особо тяжкие и позорящие наказания. Наряду с привилегиями сенаторы приобретали и обязанности. Так, в знак своей преданности императору они долж­ны были ежегодно подносить ему подарки, обязаны были проживать только в столице, и не могли покидать ее без уведомления, а также не могли отказываться от выполнения государственных поручений.

Вторым по значению и масштабам предоставляемых привилегий было сословие куриалов, куда входили крупные чиновники. Они тоже обладали финансовы­ми и судебными привилегиями. Невзирая на привилегию собирать налоги с податных лиц некоторые налоги в казну куриалы и сами были обязаны их платить.

Особым сословием в Византии было духовенство. Оно освобождалось властью от некоторых государственных повинностей, не платило никаких налогов в казну, и это делало привилегии церкви весьма ощутимыми.

Сословие динатов – «могущественных» лиц светского или духовного звания, обладало значительным «налоговым иммунитетом». Динаты также не несли трудовых повинностей в пользу государства.

Знатные и почетные горожане – судовладельцы, торговцы-ростовщики, обладавшие почетными званиями, привилегиями, попадали в один ряд с высшими сословиями. А вот мелкие земельные собственники и горожане состав­ляли плебейское сословие. Торговое и ремесленное население объединялось в цеха, обладавшие статусом юридической корпорации.

Помимо групп свободного населения в Византии существовали и категории зависимых. От Римской империи было унаследовано рабство, претер­певшее существенную трансформацию. Рабы рассмат­ривались уже не как вещи, а как лишенные свободы люди, ограниченные в правах. Убийство раба при­равнивалось к убийству свободного человека плебей­ского сословия. В IV веке были разрешены браки рабов и свободных, однако рабы были полностью лишены доступа к государственным должностям. Рабы упоминаются в византийских источниках вплоть до XII века, что свидетельствует о медленной феодализации общества.

Немного выше рабов стояли византийские крестьяне, податное сословие, которое было весьма неоднородным. Среди них выделяют позднеантичных колонов – земельных арендаторов по срочным контрактам первого этапа византийской государственности, которые могли быть как лично свободными, так и приписными к земле. При этом если в IV веке преобладала первая категория колонов, то в VI веке – вторая. Элевтеры были формально свободными крестьянами-общинниками, однако впоследствии вынужденно заполняли прекарные грамоты и становились крепостными. Апоры – обедневшие общинники, жившие за счет сдачи в аренду своей земли более зажиточным соседям по общине. Мортиты, наоборот, брали землю в аренду, выплачивая арендодателю «десятину» с выращенного урожая. С третьего этапа развития византийской государственности среди крестьян начинают преобладать парики (крепостные крестьяне), которых относили к казенным или частным – в зависимости от принадлежности тому или иному господину. Когда в XI веке в Византии появилась прония – условное земельное держание, дававшееся феодалу за воинскую службу (аналог западноевропейскому бенефицию), количество частных париков увеличилось.

Ни одно европейское государство не могло состязаться с Ви­зантией по части налогового обложения. Назовем, например, по­земельную подать, которую налогоплательщик должен был доставлять сам, в виде зерна и пр.; подушную подать, подать с жилищ, налог на парики и т.д. Кроме того, широко практико­вались принудительные постои солдат и чиновников в домах обывателей; принудительная продажа скота и зерна по зани­женным ценам; поставки продовольствия в крепости; принуди­тельное участие в строительстве мостов, дорог и пр.

В Восточной Римской империи судебные учреждения подразделялись на светские и церковные. Суд был не вполне отделен от администрации. Высшим светским судом был суд императора, рассматривавший по первой инстанции дела о государственной измене и о других особо тяжких преступлениях. В основном же этот суд служил апелляционной инстанцией на приговоры и решения, вынесенные в низших судах. Императорский совет также являлся судебной инстанцией высшего уровня, рассматривая по первой инстанции тяжкие преступления (преимущественно государственные). Дела с участием придворных находились в ведении протовестиария. А главы отдельных «секретов» рассматривали дела, касавшиеся их отрасли, и с участием лиц, заинтересованных в разрешении конфликта. Так, глава финансового секрета рассматривал спорные дела, где сторонами выступали купцы, судовладельцы.

Церковные суды были строго централизованы: суду патриарха Константинополя подчинялись суды митрополитов. Ниже стояли суды архиепископов, еще ниже – епископские суды. Их компетенция сводилась к юрисдикции в сфере религии, нравственности, а также в брачно-семейной сфере. В сферу деятельности церковных судов Византии попадали и все дела с участием духовенства.

На местном уровне до VII века судебную деятельность в основном осуществляли главы административных единиц. Но, например, в провинции наряду с ее главой, высшим судьей был претор. С введением фемного строя судебную деятельность в фемах стали осуществлять стратиги.

 

3. Эволюция византийского права

 

Развитие византийского права во многом опреде­лялось преемственностью с римскими правовыми тра­дициями, получившими здесь самобытное прелом­ление. Там существовала развитая система права. Она была представлена обширным законодательством в виде императорских указов, жалованных грамот, сборников законов и комментариев к ним, а также сводов судебной практики. В период с IV по VIII века основными источниками права страны были кодекс Феодосия и свод Юстиниана. Кодекс Феодосия (V век) был одной из первых попыток систематизации римского права. Он включал только действовавшие тогда нор­мы права в виде императорского законодательства. Все­объемлющая же систематизация развернулась после падения Западной Римской империи по указанию византийского императора Юстиниана. Он стремился ликвидировать крайнюю разобщенность и беспорядочность прежнего законодательства.

Кодификационные работы были выполнены в небывало ко­роткий срок – за пять лет, с 529 по 534 года. Современное название «Свода» – «Corpus juris civilis» – не принадлежит Юстиниану. Оно было дано глоссаторами XII века, в параллель «Своду церков­ного права» – «Corpus juris canonici». Кодификация Юстиниана преследовала разнообразные цели. Среди них не последней было стремление привести в систему старое право, унаследованное от Рима и во многом уже не соот­ветствовавшее новым временам, которые принесла с собой по­степенная феодализация империи; надежда укрепить монархию; желание придать блеск правлению императора – выходца из простых солдат.

Сначала племянник императора Юстина (фактический соправитель), а затем император, Юстиниан отличался необыкновенной ак­тивностью. Он полагал, что подобно римлянам, должен не толь­ко побеждать, но и создавать законы. Всю жизнь Юстиниан лелеял неосуществимые мечты воскресить былое величие Рима, снова объединить его бывшие владения. Интерес Юстиниана к праву был велик. Вмешательство в су­дебную деятельность, в том числе в качестве высшего судьи, было для него делом обыкновенным. Юстиниан полагал, что «безопасность государства зиждется и укрепляется оружием и за­конами... благодаря им возвысились римляне. Так было в про­шлом, так будет и впредь».

Руководителем кодификационных работ был избран юрист Трибониан, занимавший один из важнейших постов в государ­стве (начальник столицы), которому помогали 15 сотрудни­ков. Через три года после начала работ были готовы две основ­ные части кодификации – «Дигесты» и «Институции».

«Дигесты», или «Пандекты» (переводится как «собранное», «содержащее в себе все»), содержат извлечения из сочинений выдающихся римских юристов (Ульпиана, Павла, Юли­ана, Модестина и др.). «Дигесты» – самая объемная и ценная для нас книга кодификации – около 1600 страниц. Источник был составлен на латыни, но многие изречения и даже целые цитаты приведе­ны по-гречески. Первоначальный текст документа не сохранился, а самая ранняя, дошедшая до нас ко­пия относится к концу VI века. Основным содержанием Дигест были фрагменты, посвященные частному пра­ву. Кроме того, здесь содержались рассуждения юристов от­носительно общих вопросов правосудия, деления пра­ва на частное и публичное, понимания закона, меж­дународного права. Дигесты отразили тенденцию слияния преторского и цивильного права и устранения многих формальнос­тей последнего (например, деления вещей на манципируемые и неманципируемые). Придав Дигестам силу закона, Юстиниан запретил их комментировать и ссылаться на старые законы и сочинения римских юристов.

Институциями» был назван учебник для студентов ви­зантийских юридических учебных заведений. В империи име­лись три высшие юридические школы: в Константинополе, Риме и Бейруте. Обучение продолжалось пять лет. Программа утвер­ждалась государством. «Институции» были кратким учебни­ком по общим началам юриспруденции, составленным на осно­ве более старого (II в.) учебника римского юриста Гая.

Третья и последняя часть «Свода» – «Кодекс» Юстиниана – это собрание собственных император­ских постановлений.

Наконец, все дополнения и изменения, вносимые в «Свод» последующим законодательством, составили особую часть – «Новеллы». В широком смысле изменений и дополнений к за­конам вообще это название сохраняет свое значение и в настоя­щее время. От новелл отличались интерполяции, которыми ста­ли называть всякие «скрытые», неоговоренные изменения тек­ста, внесенные в «Дигесты».

Однако массивный, состоявший из четырех частей – Институций, Дигест, Кодекса и Новелл, – Свод был очень труден для применения в судейской практике. Поэтому в 726 году по указанию императора-иконоборца Льва Исаврийского происходит переработка Свода Юстиниана. Созданная законодателями Эклога представляла собой сокращенный, исправленный с учетом времени Corpus juris civilis, который с радостью восприняли судьи Византии. Эклога состояла из 18–ти титулов, подразделявшихся на статьи, в которых содержались нормы гражданского, брачно-семейного, уголовного, процессуального и канонического права. Однако из-за краткости Эклоги многие нормы права не получили в ней своего отражения. Эклога была очень популярной не только в Византии, но и в славянских странах, поскольку в ней юридически четко было изложено действовавшее тогда право.

В конце 20-х годов VIII века параллельно с Эклогой был создан Земледельческий закон, который славяне называли «Славянским», т.к. он представлял собой запись норм обычного славянского права с дополнением их нормами византийского законодательства. Славянский закон регулировал преимущественно сельскохозяйственную сферу правоотношений, например, ответственность преступника за кражу зерна, за потраву посевов и пр.

Морской закон определял порядок фрахта судна и перевозки грузов морским путем. Военный закон регламентировал ответственность за преступления при прохождении воинской службы. Моисеев закон считался своеобразным нравственным кодексом в Восточной римской империи.

Вообще влияние канонического (церковного) права на жизнь византийского общества было огромно. В период с VI по XI век в Византии интенсивно составлялись номоканоны – сборники светского и канонического права. Но по существу номоканоны были источниками церковного права, т.к. в них преимущественно входили постановления патриархов Константинопольских и каноны Вселенских соборов. По мнению византийских канонистов Властаря и Вальсамона, номоканоны обладали высшей юридической силой, поскольку содержали предписания власти как светской, так и церковной. Важнейшим источником византийского церковного права были постановления Вселенских церковных соборов. Наибольшее значение имели номоканон «Схоласти­ка» VI века и номоканон VII века, переработанный патриархом Фотием в 883 году.

Когда в IX веке к власти в Византии пришла династия василевсов – иконопочитателей, то по инициативе императора Василия I Эклога была осуждена как «переработка божественного догмата божественного Юстиниана». Одновременно с осуждением нормативного акта, написанного иконоборцами, иконопочитатели составили свой вариант переработки Свода гражданского права Юстиниана. В 879 году был издан Прохирон – краткое пособие для судей, преследовавшее цели облегчить порядок правоприменительной деятельности в государстве. Он был более полным, нежели Эклога, и содержал 35 титулов, подразделявшихся на статьи. Прохирон содержал в себе нормы Свода Юстиниана, законодательные новеллы, а также ряд положений «осужденной» Эклоги, преимущественно из области уголовного законодательства.

По сравнению с Эклогой Прохирон был куда менее удачной попыткой систематизации действовавшего в Византии права. Это почти сразу же осознали его составители, и поэтому между 884 и 886 годом от имени Василия I и его сыновей-соправителей – Льва и Александра – была издана Эпанагога («переработанное повторение»). По сути, это был улучшенный вариант Прохирона, включавший в себя оригинальные новеллы в области публичного права о взаимоотношениях православной церкви и государства. Точность формулировок и безупречная логика построения Эпанагоги снискали ей авторитет в правовых кругах Византии. В 888–889 годах Лев Мудрый, сын Василия I, унаследовавший престол, издал Василики, или «царские законы», явившиеся своеобразной энциклопедией византийского права. Василики включали в себя 60 книг, удобно систематизированных и доступных пониманию даже не юристов. Этот свод византийского права явился последней официальной систематизацией норм права Восточной римской империи.

Частные нормативные источники права Византии – это Хрисовулы, издававшиеся императорами и предоставлявшие привилегии отдельным лицам либо монастырям. К частным сборникам относят также Книгу Эпарха, изданную в X веке и содержавшую преимущественно нормы о ремесленно-торговом укладе византийских городов. Шестикнижие Арменопула, изданное в XIV веке, являлось частным сборником норм гражданского и уголовного права, который действовал как признанный источник права на территории Бессарабии вплоть до начала XX века.

Отметим, что под безусловным влиянием римского права развивалось обязатель­ственное право Византии. Все обязательства, как и в рим­ском праве, делились в зависимости от источника их происхождения: из деликтов или из договоров. Основ­ными видами являлись договора: купли-продажи, мены, найма, займа, хранения, поклажи, товарищества и др. Сделки заключались в основном в письменной форме. Закон ограничивал максимальный размер процентной ставки при заключении договора займа до 12%.

В семейно-брачных отношениях господствовали нор­мы православного христианского права. Основанием для заключения законного брака было достижение юно­шами 14-летнего возраста, а девушками – 12-летнего. Кроме того, необходимыми условиями являлись: со­гласие на брак жениха и невесты, их родителей или опекунов, отсутствие родства и другого брака. Развод допускался, но в ограниченных случаях. В течение жизни человек мог заключать брак не более трех раз. Наследование осуществлялось как по закону, так и по завещанию.

Уголовное право Византии носило сословный харак­тер. Важнейшими факторами, определившими тенден­ции его развития, стали правовая доктрина христиан­ства, библейские тексты, новое представление о государ­стве и статусе императора. Преступление рассматрива­лось как проявление греховной природы человека. Исхо­дя из их доктрины «предустановленной греховности» на­казание рассматривалось в качестве воздаяния за грехи. Лица моложе 7 лет и умалишенные освобождались от ответственности. Не влекли за собой уголовного на­казания и неумышленные преступления, а также со­вершенные в состоянии аффекта. Рецидив, наоборот, усиливал наказание.

Основными видами преступлений являлись: государственные (наказывались смертной казнью); религиозные (наказывались смертной казнью, членовредительством); имущественные (карались в основном штрафами и телесными наказаниями, реже – смертной казнью); против семьи и нравственности (наказывались смер­тной казнью или телесными наказаниями); против личности (спектр наказаний – от штрафов до смерт­ной казни). По мере развития в Византии феодальных отноше­ний усиливается репрессивный характер уголовного права: сокращается доля штрафов и возрастает зна­чение смертной казни. В качестве дополнительных наказаний применяются острижение и изгнание. Тю­ремное заключение в качестве самостоятельного на­казания не упоминается в византийских источниках.

В мировых хрониках того времени много говорилось о судебном произволе, который царил в период неограниченных монархий, о потоках крови, которые проливались в угоду той или иной политике. Но то, что происходило в этом смысле в Византии, ни с чем несравнимо. При императоре Фоке (602–610 гг.) на множестве невин­ных людей были испытаны все способы казни: разрезание на части, старинные римские зашивания в мешок с последую­щим выбрасыванием в море и т.д. Вот как, например, казнили сановника Елпидия: выкололи глаза (делалось это обыкновен­но раскаленным металлом), вырезали язык, отрезали ноги и руки, затем, еще живого, бросили в лодку и сожгли. Императору Андронику (XII в.) принадлежала идея одновременного массового из­биения всех заключенных, а также и всех их родственников. Мотивировалась эта мера государственными интересами и, разу­меется, «повелением Божьим». Спасло заключенных на­родное восстание (воздавшее, кстати, полной мерой и самому Андронику).

Таким образом, византийское право развивалось параллельно с государственностью и демонстрировало преемственность с традициями античного права.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 3553; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.