Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы становления крепостного права в России

Закрепощение крестьян началось Судебником 1497 года, которым (ст.57) разрешался переход крестьян только в течение недели до и недели после осеннего Юрьева дня при условии уплаты пожилого. Эта плата была увеличена Судебником 1550 года.

Юрьев день был отменен в конце XVIв, причем сначала временно ("заповедные лета"). Некоторые историки считают, что это было сделано указом царя Федора Иоанновича в 1592, хотя сам царский указ не сохранился. Его существование предполагается некоторыми исследователями, т.к. в 1597 (и это известно уже достоверно) был установлен срок сыска беглых крестьян в 5 лет ("урочные лета"). Срок урочных лет в годы Смуты многократно изменялся, урочные лета были объявлены бессрочными Соборным Уложением 1649 года.

По Соборному Уложению 1649 года, крестьяне были окончательно прикреплены к земле (а не к личности помещика). Но затем крепостное право стало напоминать холопство, т.к. крестьяне стали прикрепляться не к земле, а к личности помещика, которые получили право отчуждать своих крепостных крестьян (продавать, закладывать, дарить и пр.). К концу XVIIв. помещики стали продавать своих крестьян, хотя Соборным Уложением 1649 это было запрещено.

Итак, правовые этапы становления крепостного права в России выглядят следующим образом:

Судебник 1497 а Судебник 1550 а заповедные и урочные лета а Соборное Уложение 1649

27. Дворцово-вотчинная и приказная система управления.

Система дворцово-вотчинного управления, сложившаяся еще в удельный период, продолжала действовать и в Московском государстве XV-XVIвв. Княжеский дворец был центром удельного управления, вотчиной для князя-правителя.

Разные части дворцового управления и хозяйства поручались отдельным боярам, вольным слугам и даже холопам. Дворцовые земли и дворцовые слуги находились в ведении дворецкого, дворцовые луга, лошади и конюхи - в ведении конюшего и т.п. При удельном дворце складывалась система административных ведомств. Центральное управление системой поручалось введенным боярам, наиболее важные управленческие и хозяйственные проблемы княжества решал совет бояр.

Постепенно административный аппарат, руководимый боярами, разросся, были созданы специальные центральные органы управления - приказы, т.е. великий князь "приказывал" определенному боярину (приказному боярину) заниматься определенной сферой государственного управления. Появились первые настоящие государственные учреждения - приказные избы. Приказы постоянно реорганизовывались, расформировывались и формировались вновь. Помимо руководителя - думского боярина, в приказе работали дьяки и подьячие. Приказы делились на столы (во главе с дьяками), а столы - на повытья.

В работе приказов вырабатывался настоящий бюрократический стиль: жесткое подчинение по вертикали и строгое следование инструкциям и предписаниям по горизонтали.

Исследователи (Н.П. Ерошкин) отмечают, что приказная система прошла в своем развитии ряд стадий: приказа в буквальном смысле этого слова как разового поручения, приказа - "избы" (канцелярии) и, наконец, приказа как государственного органа с самостоятельными структурными подразделениями.

Можно выделить следующие основные приказы (к середине XVIIв. их было около 90): приказ Большого прихода (сбор налогов), Разрядный приказ (учет всех служилых людей), Поместный приказ (вотчинные и поместные дела, распределение землевладений), Разбойный приказ (возглавлял систему полицейско-сыскных органов), Земский приказ (выполнение полицейских функций в Москве), Печатный приказ (вопросы книгопечатания), Аптекарский приказ (здравоохранение). Позже возникли территориальные приказы: Сибирский, Малороссийский и др.

28. Губное и земское управление.

Городским и сельским обществам в конце 40-х гг. XVIв. стали выдавать губные грамоты, предоставлявшие право преследовать и наказывать "лихих людей", для этого создавались специальные губные органы.

Борьбу с разбойниками организовывали и осуществляли выборные присяжные заседатели (губные целовальники), из среды черносошных крестьян, посадских людей. Эти лица действовали в пределах особого судебного органа - губы (примерно в границах волости).

Губные органы возглавлялись выборными старостами (головами) от дворян данной волости. Представители губных организаций проводили свои съезды, на которых решались наиболее важные дела, выбирался всеуездный губной староста (голова).

Губные старосты в своей деятельности опирались на многочисленный штат губных целовальников (избираемых в волостных, становых, сельских, посадских округах), сотских, пятидесятских, десятских - полицейские чины мелких округов.

В компетенции губных органов в середине XVIв. (по Судебнику 1550) входил суд по делам о разбое и татьбе, а в XVIIв. - также по убийству, поджогу, оскорблению родителей и др.

Процесс носил розыскной характер, когда дело возбуждалось без заявления потерпевшего (при поимке вора с поличным, повальным обыском, оговором и т.п.), или состязательный характера (частный иск, свидетельские показания, "поле", признание ответчика и пр.). В XVIIв. деятельность губных изб попала под контроль воеводы. Со временем губные органы потеряли свою независимость, выборность, встроившись в централизованную государственную административную систему.

Введение губных учреждений еще не предполагало отмены кормлений. Еще Судебник 1550 тщательно разграничивает компетенцию судов кормленщиков и губных старост. По пути дальнейшего ограничения и ликвидации кормлений вообще пошла другая местная реформа XVIв. - земская. Ее целью стала замена наместников и волостелей выборными общественными властями, распространив их компетенцию на земское, местное управление и гражданское судопроизводство. Официальное решение о ликвидации кормлений было принято царем Иваном IV в 1552. А в 1555 правительство приняло закон, провозгласивший земство общей, всероссийской и обязательной формой местного самоуправления.

В компетенцию земских органов входило разбирательство судных (гражданских) дел и тех уголовных дел, которые рассматривались в состязательном процессе (побои, грабеж и т.п.). Иногда более тяжкие дела (поджог, убийство, разбой и т.п.) земские старосты и целовальники рассматривали совместно с губными старостами. Земские выборные осуществляли сбор откупного оброка, а также других окладных налогов, причем отвечали за это жизнью и имуществом (в отличие от кормленщиков). Фактически земские учреждения не были органами самоуправления, а являлись органами местного, но государственного управления, их деятельность была гарантирована и связана круговой порукой.

Земские старосты и целовальники (земские судьи) избирались (сначала на неопределенный срок, позже - лишь на год) из своей среды черносошными и дворцовыми крестьянами в сельской местности и посадским населением в городах. Делопроизводство в земских избах вел выборный дьяк. В своей деятельности земские выборные опирались на выборных крестьянской общины - сотских, пятидесятских, десятских.

Территория земских округов обычно охватывала волость или город.

В районах, где крестьянское население было несвободным, вместо земских изб управление осуществляли городовые приказчики и губные старосты, выполнявшие административно-полицейские и финансовые функции.

Со временем земские органы окончательно интегрировались в государственную систему местного управления, потерял свою выборность.

29. Поместное и вотчинное землевладение.

Основными видами землевладения были наследственная вотчина и условное поместье.

Вотчина - безусловное наследственное землевладение (княжеское, боярское, монастырское). Вотчинное землевладение пошло от резолюции Любечского снема 1097 года: "Каждый да держит (в)отчину свою" Вотчины фактически были в свободном гражданском обороте земли.

Вотчины по субъектам делились на дворцовые, государственные, церковные и частновладельческие, а по способу приобретения - на родовые (для них устанавливался особый порядок приобретения и отчуждения: эти сделки осуществлялись с согласия всего рода), выслуженные и купленные (здесь субъектом собственности выступала семья: муж и жена).

Чаще всего круг правомочий жалованного вотчинника определялся в жалованной грамоте, которая являлась и формальным подтверждением его законных прав на имущество.

С XVв. широко распространяются поместья, т.е. условные (даваемые за государственную службу) землевладения. Сам термин "поместье" впервые употреблен в Судебнике 1497.

Особым образом рассчитывался поместный оклад, определявшийся прежде всего объемом возложенных на помещика государственных обязанностей. Объектом поместного землевладения являлись не только пахотные земли, но и рыбные, охотничьи угодья, городские дворы и т.п.

Первоначально обязательным условием пользования поместьем была реальная служба, начинавшаяся для дворян с 15-летнего возраста. Поступивший на службу сын помещика "припускался" к пользованию землей, но при отставке отца поместье поступало к нему же на оброк вплоть до его совершеннолетия. С середины XVIв. этот порядок изменился - поместье оставалось в пользовании отставника-помещика до тех пор, пока его сыновья не достигали нужного возраста; вместе с тем, к наследованию поместья стали допускаться и родственники по боковой линии. Женщины не участвовали в наследовании поместий. Они наделялись землей только в форме пенсионных выплат, размеры которых поначалу устанавливались государством произвольно, а с XVIв. - нормировано.

Не следует отождествлять бояр и вотчинников, а также, соответственно, дворян и помещиков. В основной своей массе, действительно, бояре владели вотчинами, а дворяне - поместьями, но уже в XVв. появляются бояре-помещики, в последующем их становится все больше, и, напротив, немало дворян получают вотчины.

В XVI-XVIIвв., в период сословно-представительной монархии, происходит сближение правового режима поместья и вотчины, а в результате этого и правового положения дворянства и боярства, хотя определенные различия все еще сохраняются в Соборном Уложении 1649 (до периода петровских преобразований).

Вопросы феодального землевладения подробно регламентировались главой XVI (о поместьях) и главой XVII (о вотчинах) Соборного Уложения 1649. Так, устанавливалось, что владельцами поместий могли быть и бояре, и дворяне; поместье передавалось сыновьям по наследству в определенном порядке; часть земли после смерти владельца получали его жена и дочери; разрешалось давать поместье дочери в качестве приданого и обменивать поместье на поместье и на вотчину. Однако помещики не получили права свободной продажи земли (только по специальному царскому приказу), не могли они ее и заложить. Правда, ст.3 главы XVI Соборного Уложения 1649 допускала обмен большего поместья на меньшее и тем самым давала возможность под прикрытием этой сделки продавать поместные владения. На содержание этой и других статей Соборного Уложения 1649 воздействовали "челобитные" дворян, требовавших увеличения прав на поместные земли.

30. Соборное Уложение 1649 года.

Соборное Уложение 1649 было составлен по итогам работы Земского Собора 1648-1649, который был созван в условиях Соляного бунта в Москве 1648. Соборное Уложение 1649 представляет собой свод правовых норм, оно состоит из 25 глав, разделенных на 967 статей.

Источники Соборного Уложения 1649:

1. Судебник 1497 и Судебник 1550.

2. Царские указы, указные книги приказов, думские приговоры.

3. Решения Земского собора.

4. Стоглав 1551, священные книги.

5. Литовское и византийское (греческое) законодательство.

Соборное Уложение 1649 впервые определяет статус главы государства - самодержавного и наследного царя.

31. Уголовное право по Соборному уложению.

Кроме понятия "лихое дело" в значении "преступление", Соборное Уложение 1649 вводит такие понятия как "воровство" (соответственно, преступник назывался "вором"), "вина". Помимо этого, виной, как и сейчас, именовалось определенное отношение преступника к содеянному.

Субъектами преступлений по Соборному Уложению 1649 могли выступать отдельные физические лица и группа лиц; преступники делились на главных и второстепенных (среди физических и интеллектуальных соучастников выделялись пособники, попустители, недоносители, укрыватели).

По субъективной стороне преступления делились на умышленные, неосторожные и случайные, т.е. действовал инквизиционный принцип объективного вменения.

В объективной стороне преступления выделялись смягчающие обстоятельства (состояние опьянения, неконтролируемость (аффективность) преступных действий) и отягчающие обстоятельства (повторность, большой вред, совершение преступления группой лиц по предварительному сговору и др.).

Объектами преступлений могли выступать государство, церковь, семья, личность, имущество, нравственность.

В системе преступлений выделялись следующие уголовно-правовые составы:

1. Преступления против церкви: богохульство, любые оскорбления Бога и пр.

2. Государственные преступления: убийство (или покушение на убийство) царя, любое оскорбление царя, измена, заговор и пр.

3. Преступления против порядка управления.

4. Преступления против благочиния (органов правосудия и правоохранительных органов).

5. Должностные преступления: лихоимство, хищение казенных средств и пр.

6. Преступления против личности: убийство, увечье, оскорбление и пр.

7. Имущественные преступления: кража, разбой, грабеж, мошенничество и пр.

8. Преступления против нравственности.

9. Военные преступления: дезертирство, бегство с поля боя, невыполнение приказа и пр.

Основными целями наказания являлись устрашение и возмездие.

В системе наказаний выделялись следующие виды:

1. Смертная казнь: назначалась примерно по 50% всех уголовно-правовых составов, осуществлялась в формах отсечения головы, четвертования, повешения, закапыванию в землю живьем, заливания горла металлом (в последней форме смертная казнь назначалась фальшивомонетчикам).

2. Членовредительские наказания.

3. Болезненные (телесные) наказания, в частности, торговая казнь - битье кнутами на торжище.

4. Тюремное заключение, ссылка.

5. Лишение чести и прав.

6. Имущественные санкции (штрафы).

7. Религиозные наказания (например, епитимья).

32. Суд и процесс по Соборному уложению.

Судебный процесс по Соборному Уложению 1649 распадается на две различные формы: "суд" (Глава X, состязательный процесс) и "розыск" ("сыск", инквизиционный процесс).

Суд начинался с подачи челобитной ("вчинения"). Вызов ответчика в суд осуществлялся приставом. Доказательства в суде: свидетельские показания, письменные доказательства, крестное целование, жребий.

Розыск осуществлялся по делам о государственных преступлениях ("государево слово и дело") и только в столице, а также по наиболее серьезным уголовным делам. Основанием для начала процесса являлось заявление потерпевшего (или его родственника) ("явка") или обнаружение факта преступления ("поличное"), а также донос ("язычная молва"). Среди следственных действий можно выделить "обыск" - допрос всех подозреваемых и свидетелей; "повальный обыск" - допрос всех потенциальных свидетелей, т.е. местных жителей; "очную ставку", в которой участвовали доносчик, подсудимый, свидетель. Почти обязательным атрибутом розыска являлась пытка, которая могла быть осуществлена по результатам обыска (Глава XXI).

33. Понятие самодержавия и абсолютной монархии в России.

Петр I становится действительно абсолютным российским монархом. "Его величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен, но силу и власть имеет свои государства и земли, яко христианский государь, по своей воле и благомнению управлять" (ст.20 Воинских артикулов 1715).

В октябре 1721 в связи с победой в Северной войне Правительствующий Сенат и Священный Синод присваивают Петру I титул "Отца Отечества Императора Всероссийского", и Россия становится империей. Петр I меняет шапку на корону.

В 1722 Петр I издает указ "О наследии престола", утвердивший право монарха по собственной воле назначать наследника престола (т.о. по политическим мотивам от престолонаследия был отстранен царевич Алексей Петрович), была упразднена древняя традиция престолонаследия.

К концу XVII - началу XVIIIвв. в России проявились все типичные признаки абсолютной монархии: централизация государственного управления, усиление государственного контроля (в 1722 была учреждена прокуратура), в упадок пришли сословно-представительные органы (в частности, перестали созываться Земские соборы), был создан сильный профессиональный бюрократический аппарат (этому способствовала замена приказов коллегиями), Россия в 1721 стала империей, усилились ее экспансионистские устремления, законодательно был регламентирован правовой статус различных сословий, основной опорой самодержавия стал консолидированный слой помещиков-землевладельцев, в обществе стала господствовать патриархальная идеология (недаром в 1722 Петра I стали официально именовать "отцом Отечества").

Движущие силы и условия образования абсолютной монархии в России заметно отличаются от предпосылок возникновения абсолютизма в Западной Европе. В частности, к моменту возникновения абсолютизма в Англии и во Франции (XVв.), в этих странах уже сложился капиталистический уклад, и прежнее третье сословие уже превратилось в класс буржуазии, а в России этот процесс еще не начинался, напротив, феодализм находился на подъеме, сословия не разлагались,, наоборот, в условиях самодержавия они окончательно оформились. Поэтому большинство авторов традиционно относят возникновение абсолютизма в России к периоду петровских реформ, полагая, что самодержавие XV-XVIIвв. нельзя рассматривать в качестве абсолютной монархии, поскольку, как они утверждают, власть великого князя (царя) была ограничена Боярской думой и Земскими соборами.

34. Сословные реформы Петра I.

До Петра I в России не было четких правовых разграничений между различными сословиями. Более всего реформированию Петра I подверглись высшие сословия.

В 1714 петровским указом "О единонаследии" был введен майорат, т.е. вся помещичья (и вотчинная) земля по наследству могла отходить только старшему сыну. Этим же указом окончательно был уравнен правовой статус поместий и вотчин. Если вся недвижимость отходила старшему сыну, т.е. движимое имущество умершего помещика (вотчинника) подлежало разделу поровну между его сыновьями. Запрещались продажа и иное отчуждение (кроме наследования) земельных имений, которые отныне в праве именовались вотчинами, а в быту и обыденной жизни - поместьями. Поместья теперь предоставлялись только за реальные заслуги перед государством, прекратилась раздача земли направо и налево. Т.о. сформировалось единое служилое помещичье землевладельческое сословие ("шляхетство").

Продолжается усиление личной зависимости крестьян от дворянства, этому, в частности, способствовал указ Петра I "О запрете продажи крестьян без земли" Окончательно сливаются воедино правовые статусы крестьян и холопов (особенно после изменения налогового законодательства - введения подушной подати). Теперь крестьянам даже для вступления в брак требовалось соответствующее разрешение помещика. Т.о. окончательно оформилось крепостное право.

В крестьянстве выделились следующие группы: посессионные крестьяне, прикрепленные к частным промышленным предприятиям; государственные (бывшие черносошные) крестьяне; дворцовые (принадлежащие царскому двору); церковные (находились в ведении специально учрежденной Коллегии экономии); частновладельческие.

Изменяется статус духовенства (как и Русской православной церкви в целом), православные священники фактически стали государственными чиновниками, а Русская православная церковь - одним из государственных учреждений.

Городское население было разделено на 3 гильдии: первая гильдия - богатые привилегированные городские жители (банкиры, ювелиры, судовладельцы, богатые купцы и пр.); вторая гильдия - более мелкие купцы и ремесленники; третья гильдия - все остальное городское население.

35. Табель о рангах.

В 1722 была принята Табель о рангах, в ее основу были положены датские законы. В Табель о рангах были занесены все существовавшие военные (сухопутные, морские, артиллерийские, привилегированные гвардейские), штатские и придворные звания и должности, которые были разделены на ранги. 1-14 ранги давали чин. 8 чин давал право на потомственное дворянство, остальные чины - на личное дворянство.

Высший армейский чин - генерал-фельдмаршал. Штабные офицеры: генералы (родов войск, например, генерал от кавалерии, 2-4 чины), бригадиры, полковники, майоры и т.д. Низший армейский ранг - фендрик (прапорщик).

Высший гражданский (штатский) чин - канцлер. Этот чин имел президент Коллегии иностранных дел. Далее шли действительный тайный советник, тайный советник, действительный статский советник, советский советник и пр. Низшим штатским рангом был коллежский регистратор.

Постепенно цензы на получение личного и потомственного дворянства ужесточались (т.е. поднимался необходимый для получения дворянства чин).

Табель о рангах сыграла важную роль в становлении дворянского сословия и была отменена лишь после Октябрьской революции 1917.

36. Сенат и Синод в XVIIIв.

Вследствие отмирания Боярской думы в конце XVII - начале XVIIIвв. возникают органы, призванные выполнять совещательные и распорядительные функции при монархе: сначала Ближняя канцелярия, затем Консилия министров и, наконец, Сенат.

Правительствующий Сенат был учрежден Петром I в 1711 сначала как временный орган, который был призван замещать царя во время Прутского похода. Однако просуществовал Сенат более двухсот лет, до 1917.

Сенат издавал законодательные акты, которые, естественно, были ниже указов царя; обладал административными полномочиями; являлся высшим судебным органом (после царя); выполнял определенные надзорные функции. Надзор за самим Сенатом осуществляли сначала генерал-ревизор, потом специальные гвардейские офицеры, потом обер-прокурор.

Первоначально Петр I назначил 9 сенаторов, позже их число значительно увеличилось, в Сенат по должности входили канцлер, президент военной коллегии, президент адмиралтейств-коллегии.

При Екатерине I и Петре II многие управленческие функции Сената осуществлял Верховный тайный совет, а при Анне Иоанновне - Кабинет министров. Только в 1741 Елизавета Петровна, упразднив Кабинет министров, вернула управленческие и административные функции Сенату.

В 1763 по повелению Екатерины II была проведена реформа Сената. Он был разделен на 5 департаментов, 2 из которых находились не в Санкт-Петербурге, а в Москве. Первый департамент осуществлял внешнеполитические, законосовещательные, высшие административные функции. На остальные департаменты Сената были возложены судебные полномочия.

Святейший Синод сначала задумывался как одна из коллегий, Духовная коллегия, однако позже его статус был повышен, он сравнялся по значению с Сенатом. Члены Синода, церковные иерархи, назначался царем, который т.о. фактически стал главой Русской православной церкви. Оперативное руководство делами Синода осуществлял светский чиновник, обер-прокурор. Т.о. Русская православная церковь стала частью российского государственного аппарата.

37. Коллегиальная система управления.

В 1717 начинается замена приказов коллегиями.

Еще до этого Петр I учредил Преображенский приказ, который сохранился и после 1717. Преображенский приказ вел следствие по стрелецкому бунту 1698, позже руководил гвардией, а также вел следствие по государственным преступлениям, т.е. стал тайной военной полицией.

За образец при создании коллегий Петр I взял устройство шведских органов центрального управления.

Фактически коллегии стали работать в 1718-1719. 50 приказов заместили 12 коллегий.

Коллегии:

1. Коллегия иностранных дел - одна из важнейших коллегий, возглавлялась канцлером, канцлер входил в Сенат.

2. Военная коллегия - одна из важнейших коллегий, президент военной коллегии входил в Сенат.

3. Военно-морская (адмиралтейская) коллегия - одна из важнейших коллегий, президент адмиралтейств-коллегии входил в Сенат.

4. Камер-коллегия - финансовая коллегия, ведавшая сбором государственных доходов.

5. Штатс-контор-коллегия - финансовая коллегия, ведавшая государственными расходами.

6. Ревизион-коллегия - финансовая коллегия, ведавшая ревизией государственных финансов.

7. Берг-коллегия - экономическая коллегия, занимавшаяся горными делами (и тяжелой промышленностью в целом).

8. Мануфактур-коллегия - экономическая коллегия, занимавшаяся легкой промышленностью.

9. Коммерц-коллегия - экономическая коллегия, занимавшаяся торговлей, прежде всего, внешней торговлей.

10. Юстиц-коллегия - юридическая коллегия, занимавшаяся вопросами юстиции.

11. Вотчинная коллегия - юридическая коллегия, занимавшаяся судебными делами по землевладению.

12. (Святейший) Синод (Духовная коллегия) - церковные дела. У Святейшего Синода был особый статус, напоминающий статус Правительствующего Сената.

В основе коллегий стоял коллегиальный принцип управления. Коллегии возглавлялись президентами, которые не единолично руководили коллегами, а были как бы "первыми среди равных", хотя фактически властные полномочия концентрировались именно у президентов коллегий. Только президент коллегии имел право личного доклада императору. Вице-президентами большинства коллегий Петр I назначил иностранцев. В состав коллегии также входили советники и асессоры, все они имели прав голоса на присутствии (заседании) коллегии, как и президент, и вице-президент коллегии. При коллегии (но не членами коллегии с правом голоса) состояли также технические работники (бывшие дьяки и подьячие): коллежские секретари, коллежские регистраторы, коллежские переводчики.

 

38. Суд и процесс при Петре I.

При Петре I в России впервые появились собственно суды (т.е. государственные органы, занимающиеся исключительно отправлением правосудия и не обремененные административными функциями): надворные (губернские) суды, городовые судьи в городах. Правда, эти суды были упразднены вскоре после смерти Петра I. Однако все же по сути суды не были отделены от администрации. Судебные полномочия по определенным отраслям принадлежали соответствующим коллегиям. Судебными вопросами также занимались Сенат (например, именно сенаторы судили опального царевича Алексея Петровича) и даже лично царь.

В 1697 Петр I предписал все дела (даже гражданские) разрешать в порядке розыска, т.е. суд был отменен (о различиях суда и розыска в XVIIв. см. вопрос №32). На практике был сохранен судебный порядок рассмотрения некоторых гражданских дел. Несмотря на обязательность розыска, появляются элементы состязательности.

Судебный процесс регулировало Краткое изображение процессов (часть Воинского устава 1716, подготовленного в 1715) для военных судов, где судьями были воинские начальники (генералы и офицеры).

В России в это время появляется теория формальных доказательств, т.е. законодательно определяются ценность и значимость тех или иных доказательств.

В 1723 Петр I издает указ "О форме суда", которым, в частности, определяется форма искового заявления, также восстанавливаются нормы Соборного Уложения 1649 по гражданским делам и части уголовных дел в гражданских (невоенных) судах, т.о. произошел возврат к состязательности по этим категориям дел.

Нужно отметить, что Преображенский приказ фактически выполнял функции специального суда по политическим делам.

Сохраняли правовую обособленность церковные суды.

39. Реформа местного управления при Петре I.

В 1708 Россия была разделена Петром I на 8 губерний, затем число губерний увеличилось. Позже сложилась трехзвенная система административно-территориального деления России: губерния - провинция - уезд (дистрикт). При этом основной пласт административных функций был спущен с губернского на провинциальный уровень. Во главе губернии стоял губернатор, во главе провинции и уезда - воеводы, это были чиновники, назначаемые из центра.

Прежние выборные губные и земские органы (избы) были упразднены Петром I еще в начале XVIIIв.

40. Воинские артикулы.

Воинские артикулы (Артикулы воинские) были приняты в 1715, они вошли в Устав воинский, который вступил в силу с 1716.

Воинские артикулы были посвящены вопросам уголовной и административной ответственности военнослужащих. За основу воинских артикулов были взяты шведское, немецкое и пр. законодательство.

В петровский период в русском законодательстве появляется само понятие "преступление" в его современном понимании.

При Петре I состояние опьянения переводится из разряда смягчающих в отягчающие вину обстоятельства.

Виды преступлений по Воинским артикулам 1715:

1. Преступления против веры, в частности, сурово преследовалось раскольничество.

2. Государственные преступления, появляется такое преступление как оскорбление (в самом широком смысле этого слова) царя.

3. Должностные преступления: казнокрадство, взяточничество и пр.

4. Преступления против личности.

5. Имущественные преступления.

41. Изменения в верховных органах управления Российской империи в XVIIIв.

Петр I преобразовал приказы в коллегии (см. вопрос №37), учредил Сенат и Синод (см. вопрос №36).

При Екатерине I был учрежден Верховный тайный совет, которому был подчинен даже Сенат, верховники фактически руководили страной при Екатерине I и Петре II. Фактически это было определенное ограничение самодержавия.

Анна Иоанновна в 1730 упразднила ненавистный Верховный тайны совет, который осмелился пытаться навязать ей "Кондиции" и учредила вместо него Кабинет министров (в его состав входило несколько кабинет-министров, назначаемых императрицей), его возглавил Остерман, Сенат оставался в загнанном положении. С 1735 Кабинет министров мог даже издавать законодательные акты, наравне с императрицей (просто Анне Иоанновне было лениво самой управлять огромной страной). Кабинет министров был упразднен Елизаветой Петровной в 1741, его управленческие функции (в духе возрождения петровского наследия) были переданы обратно Сенату.

О дальнейших преобразований Сената и коллегий при Екатерине II см. вопросы №№36, 42.

Помимо этого, в конце 60-х гг. XVIIIв. Екатерина II создает особое совещание при императрице - Совет при Высочайшем Дворе.

42. Учреждение о губерниях 1775г.

В 1775 Екатерина II утвердила "Учреждения для управления губерний Всероссийской империи" (Учреждение о губерниях), т.о. была проведена губернская реформа 1775.

До этого в России было 23 губернии, губернии были разделены на провинции, в провинции - на уезды. Губернии были разукрупнены, из расчета, чтобы в одной губернии проживало 400тыс.чел. Т.о. в России стало около 50 губерний, которые были разделены на уезды, в каждом из которых проживало около 30тыс.чел., т.е. был упразднен провинциальный уровень административно-территориального деления. Несколько губерний (обычно 2-3) объединялись в генерал-губернаторство (наместничество) во главе с генерал-губернатором, который был наместником императора.

Во главе губернии стоял губернатор. Коллегиальными органом управления на уровне губернии было губернское правление. Губернатору помогал вице-губернатор, который возглавлял казенную палату. Также в каждой губернии существовал приказ общественного призрения, который занимался делами здравоохранения, образования. В состав губернского правления входили генерал-губернатор, губернатор, вице-губернатор, губернский прокурор и советники. Губернское правление обладало административной и судебной компетенцией. Казенная палата, возглавляемая вице-губернатором, отвечала за губернскую казну, казенные предприятия, надзирала за частными предприятиями на территории данной губернии, т.е. выполняла на губернском уровне функции упраздненных в ходе реформы Мануфактур-коллегии, Коммерц-коллегии и Берг-коллегии.

Городом руководил городничий.

Уездом руководил земский исправник (капитан-исправник). На уездном уровне был создан нижний земский суд - орган уездного управления. Земский исправник (являвшийся председателем нижнего земского суда) и заседатели нижнего земского суда избирались уездным дворянством.

Губернская реформа 1775 разделяет администрацию и суд. Суд стал сословным: выделяются дворянские, мещанские, крестьянские суды. Отдельно функционировала система церковных судов. Судами первого (уездного) звена были соответственно: для дворян - уездный суд; для мещан - городской магистрат; для крестьян - нижняя расправа. Судами второго (губернского) звена были соответственно: для дворян - верхний земский суд; для мещан - губернский магистрат; для крестьян - верхняя расправа. Всесословной губернской апелляционной инстанцией являлись палата гражданского суда и палата уголовного суда (фактически они, как и Сенат, состояли исключительно из дворян). Высшей судебной имперской апелляционной инстанцией являлся Правительствующий Сенат. Указанным крестьянским судам были подсудны дела только относительно государственных крестьян, частновладельческих крестьян судили их помещики, кроме уголовных дел, которые для всех крестьян рассматривались государственными судами. В связи с указанными преобразованиями была ликвидирована Юстиц-коллегия. Сословные уездные и губернские суды избирались представителями соответствующих сословий. Основным источником процессуального права было объявлено Соборное Уложение 1649.

Как уже было указано, были ликвидированы Коммерц-коллегия, Берг-коллегия, Мануфактур-коллегия (их заменили губернские казенные палаты), Юстиц-коллегия (ее заменили губернские палаты уголовного и гражданского суда). Другие коллегии (кроме Военной коллегии и Коллегии иностранных дел) также ликвидировались. Ликвидировали также Главную полицию, размещавшуюся в Санкт-Петербурге, также передав полицейские функции и полномочия на губернский уровень.

Была создана губернская прокуратура, губернские прокуроры входили в состав губернских правлений. Губернскому прокурору помогали губернские стряпчие, в уездах ему подчинялись уездные стряпчие. Губернскому прокурору также подчинялись прокурор верхнего земского суда, прокурор губернского магистрата, прокурор верхней расправы. Губернские прокуроры надзирали за деятельностью всех судов и прочих государственных органов и должностных лиц губернии (кроме генерал-губернатора и губернатора). Губернские прокуроры подчинялись непосредственно генерал-губернатору империи.

43. Жалованная грамота дворянству.

В 1785 Екатерина II издала Жалованную грамоту дворянству, которая представляла собой кодификацию законодательства о статусе дворянства. За дворянами закреплялись следующие права:

1. Личные: телесная неприкосновенность (дворяне не подвергались телесным наказаниям и пыткам); право на геральдику (герб); освобождение от обязательной государственной службы (впервые утвержденное Петром III в Манифесте о вольности дворянству 1762).

2. Имущественные: монополия на обладание населенными имениями; право на обладание недрами на помещичьей земле (в отличие от указа Петра I, который оставлял недра за государством); освобождение от податей и повинностей; право на любую не запрещенную законом предпринимательскую деятельность (кроме розничной торговли).

На уездном и губернском уровнях создавались дворянские собрания, выбиравшие соответствующих предводителей дворянства. Дворяне выбирали своих сословных судей (для уездных судов и верхних земских судов) и даже часть чиновников.

44. Жалованная грамота городам.

В 1785 Екатерина II издала Жалованную грамоту городам, которая представляла собой кодификацию законодательства о статусе городского населения.

Выделялось 6 категорий городского населения. Городские купцы (1) были разделены на гильдии, в зависимости от размера состояния. Городская интеллигенция, банкиры и капиталисты составили слой почетных (именитых) граждан (2), которые обладали правами личных дворян. Мещане, занимавшиеся мелкой торговлей, составили значительный слой городских обывателей (3). Мещане, занимавшиеся ремеслом, получили правовой статус ремесленников (4). В состав Жалованной грамоты городам 1785 вошел специальный Ремесленный устав. Отдельно выделялись иностранные граждане, а также иногородние (5). В последнюю категорию было отнесено все прочее посадское население (6).

В городах создавались городские думы, которыми руководили городские головы.

45. Комиссии для составления нового Уложения в XVIIIв.

Всего таких комиссий от Петра I до Екатерины II было восемь, все они готовили новое Уложение, взамен Соборного Уложения 1649.

Первая попытка систематизировать правовые нормы в XVIIIв. была предпринятой существовавшей в 1700-1703 Палатой об Уложении. Главной задачей этого органа стало приведение в соответствие с Судебниками 1497 и 1550 и Соборным Уложением 1649 всего массива вновь принятых во второй половине XVIIв. нормативных актов. Другая задача заключалась в обновлении судебной и управленческой практики путем включения в нее новых норм права. Палата об Уложении составила к 1703 проект Новоуложенной книги, она сохраняла структуру Соборного Уложения 1649 (25 глав), но его нормы были существенно обновлены. Новоуложенная книга не была одобрена царем.

В 1720-1725 в Санкт-Петербурге действовала Уложенная комиссия, в ее работе были задействованы тексты Соборного Уложения 1649, Кормчей книги, Военного устава, Морского устава, шведских и датских законов. Главным направлением кодификационной работы в это время было выделение норм, направленных на укрепление и защиту государственного интереса. В 1725 Уложенная комиссия подготовила проект нового Уложения, включавший 4 книги: "О процессе, т.е. о суде, месте и о лицах, к суду принадлежащих", "О процессе в криминальных, розыскных и пыточных делах", "О злодействах, какие штрафы и наказания следуют", "О цивильных или гражданских делах и о состоянии всякой экономии", всего - 120 глав, разделенные на 2000 статей. Однако после смерти Петра I и прихода к власти Верховного тайного совета кодификационная работа была свернута. Тем не менее, при Петре I были все же утверждены следующие кодексы: Артикул воинский (1714-1715), Генеральный регламент (Устав коллегий) (1720), Пункты о вотчинных делах (1725).

Кодификационные комиссии Сената, без особого успеха, работали при Анне Иоанновне.

Уложенные комиссии вновь в полную силу заработали при Елизавете Петровне, начиная с 1754. Также эта деятельность продолжалась при Екатерине II, которая решила перейти от административного назначения состава этих комиссий к сословным выборам. В 1767-1768 по поручению (наказу) Екатерины II работала Комиссия по составлению проекта нового Уложения (Уложенная комиссия), депутаты в которую выбирались по сословиям (по куриям), в нее не входили только представители крепостных крестьян. Уложенная комиссия начала работу в 1767 в Москве.

Вскоре работа Уложенной комиссии зашла в тупик. С началом русско-турецкой войны в 1768 Уложенная комиссия была распущена Екатериной II. Доц. С.М. Казанцев считает, что Уложенная комиссия при Екатерине II была просто не способна что-либо создать, и императрица была права, распустив ее.

46. Престолонаследие в XV - первой половине XIXвв.

При Иване III окончательно укрепился принцип, по которому московский великокняжеский престол отходил не к старшему в роду, а к старшему в семье, т.е. старшему сыну умершего великого князя. Только если он умирал, не оставив сыновей, власть отходила следующему по старшинству брату.

В 1722 Петр I изменил порядок престолонаследия, издав указ "О наследии престола", утвердивший право императора по собственной воле назначать наследника престола, т.о. была упразднена древняя традиция. Это было сделано по политическим соображениям, чтобы устранить от престолонаследия неугодного царевича Алексея Петровича.

При своей коронации в 1797 Павел I утверждает новый закон "О престолонаследии" Отныне монарх лишался права назначать себе наследника, был установлен четкий и последовательный порядок престолонаследия: престол переходил к (старшему) сыну, если сыновей не было - то к следующему по старшинству брату умершего императора. Женщины к престолу отныне не допускались. Т.о. Павел I восстановил допетровский порядок престолонаследия, вернувшись еще к московским великокняжеским традициям.

47. Переход от коллегиальной к министерской системе управления.

В 1802 Александр I своим Манифестом об образовании министерств заменил коллегиальный принцип принятия решений в органах центрального управления на принцип единоначалия, коллегии были заменены министерствами, точнее сначала коллегии были подчинены соответствующим министрам.

Были учреждены следующие министерства:

1. Министерство военных сухопутных сил.

2. Министерство военных морских сил.

3. Министерство иностранных дел.

4. Министерство внутренних дел (впервые).

5. Министерство юстиции. Первым министром юстиции России стал Г.Р. Державин. Министр юстиции теперь по должности становится генерал-прокурором Сената.

6. Министерство финансов.

7. Министерство коммерции.

8. Министерство народного просвещения (впервые).

В 1810-х гг. существовало также Министерство полиции.

Также в 1802 для координации деятельности министерств был учрежден Комитет министров, чем были значительно урезаны функции Сената.

В 1810 Александр I одобрил подготовленное М.М. Сперанским Общее учреждение министерства. В 1812 Александр I одобрил подготовленное М.М. Сперанским Положение о Комитете министров. Данные акты являлись регламентами деятельности соответственно любого из министерства и Комитета министров.

48. Сенатская реформа 1802г.

В 1802 Александр I своим указом о правах Сената совершил попытку вернуть Сенату управленческие государственные функции. Сенат, в частности, получал право представления на императорский указ (право ремонстрации), однако его вскоре у Сената отняли, когда сенаторы им попробовали воспользоваться. Вскоре центр тяжести управления государством был перенесен Александром I с Сената на министерства. За Сенатом окончательно остались лишь судебные и некоторые другие (у первого департамента) полномочия (такое положение сохранялось до 1917), такое положение вещей закрепилось за Сенатом к 20-м гг. XIXв., Сенат стал высшим имперским апелляционным судебным учреждением.

Число департаментов Сената (во главе каждого стоял свой обер-прокурор) к середине XIXв. возросло до 127. Первый департамент осуществлял надзор за правительственным аппаратом и проводил обнародование законов. Все остальные департаменты играли роль высших апелляционных судов для определенных губерний империи.0

49. Государственный совет в первой половине XIXв.

В 1810 Александром I по представлению М.М. Сперанского был учрежден Государственный совет, который просуществовал в России вплоть до 1917. У Государственного совета первоначально были законосовещательные функции. Государственный совет делился на следующие департаменты: департамент закона, департамент гражданских и духовных дел, военный департамент, финансовый департамент. После польского восстания 1830 в составе Государственного совета был образован специальный департамент дел Царства Польского.

При Александре I и Николае I Государственный совет занимался следующими вопросами: Разработка плана финансовых преобразований с последующим представлением императору (1810), обсуждение плана преобразования Сената, предложенного М.М. Сперанским (1811), разработка проектов гражданского и уголовного уложений на основе французских наполеоновских кодексов (1812), вопросы создания особого совета кредитных установлений и Коммерческого банка (1816) пр.

50. Собственная Его Императорского Величества Канцелярия в первой половине XIXв.

При Александре I Собственная Его Императорского Величества Канцелярия выполняла чисто канцелярские функции при императорском дворе.

При Николае I (с 1826) Собственная Его Императорского Величества Канцелярия состояла из следующих отделений:

1. Первое отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии выполняло канцелярское обслуживание канцелярии, осуществляло контроль над министерствами, готовило законопроекты, ведало назначением и увольнением высших чиновников (с одобрения и утверждения царя).

2. Второе отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии занималось систематизацией законодательства, здесь работал М.М. Сперанский. Начальником Второго отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии занимался проф. Балугьянский, декан Юридического факультета Петербургского университета.

3. Третье отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии к исходу царствования Николая I состояла из пяти экспедиций: первая занималась борьбой с революционным движением; вторая занималась борьбой со старообрядчеством и сектанством; третья занималась наблюдением за иностранцами; четвертая занималась борьбой с крестьянскими волнениями, пятая (учрежденная в 1842) занималась цензурой. В состав Третьего отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии входил также Корпус жандармов, начальником Третьего отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии и шефом жандармов в течение долго времени в николаевскую эпоху был граф Бенкендорф, позже его сменил Дубельт.

4. Четвертое (с 1828) отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии ведало благотворительными учреждениями и женскими учебными заведениями.

5. Пятое (с 1836) отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии готовило проект реформы государственных крестьян.

6. Шестое (существовало в 1842-1845) отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии готовило проект реформы управления Кавказом.

Во второй четверти XIXв. Собственная Его Императорского Величества Канцелярия превратилась в непосредственный аппарат при царе и рассматривала все важнейшие вопросы жизни страны. Она приобретала особое значение, оттесняя на второй план Государственный совет. Собственная Его Императорского Величества Канцелярия была органом, связывавшим царя с правительственными учреждениями по всем важнейшим вопросам государственного управления.

51. Полное собрание законов Российской империи.

В Полном собрании законов Российской империи было собрано (консолидировано) все российское законодательство от Соборного Уложения 1649 до последних указов Александра I. Оно было составлено в хронологическом порядке и включало около 330000 актов, которые были объединены в 40 томов, также было 5 томов приложений.

Помимо узаконений, в Полное собрание законов Российской империи включались те судебные решения, которые стали судебными прецедентами или толкованием к принятым законам, а также частные решения, которые оказались "важны в историческом отношении"

52. Свод законов Российской империи.

Свод законов Российской империи является плодом систематизации, проведенной сотрудниками Второго отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии под общим руководством М.М. Сперанского.

Свод законов Российской империи был составлен к 1832, он состоял из 15 томов, включавших только действующие узаконения. Все статьи Свода законов Российской империи содержат ссылки на соответствующие акты из Полного собрания законов Российской империи. Свод законов Российской Империи получил статус закона с 1835.

Для каждой статьи Свода законов Российской империи составлялся комментарий, носивший значение толкования, но не имевший силы закона.

Затем последовало 2 полных (1842, 1857) и 6 неполных (1833, 1876, 1885, 1886, 1887, 1889) изданий обновленного Свод законов Российской империи.

53. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845г.

По Уложению о наказаниях уголовных и исправительных 1845, преступление определяется как противоправное виновное деяние (т.е. как сейчас). Однако не было установлено четкого разграничения между преступлением и проступком. В Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 определяются также формы вины, условия освобождения от уголовной ответственности (такие как несовершеннолетие, душевная болезнь и др.).

Преступления (по Уложению о наказаниях уголовных и исправительных 1845):

1. Религиозные (около 80 видов): богохульство, совращение православного в другую веру и пр.

2. Государственные (около 20 видов): государственная измена, бунт, покушение на императора и пр.

3. Преступления против порядка управления: неповиновение начальству и пр.

4. Должностные преступления: взяточничество, опоздание на работу и пр.

5. Преступления против личности: убийство и пр.

6. Преступления против имущества: разбой, грабеж и пр.

Наказания (по Уложению о наказаниях уголовных и исправительных 1845):

1. Уголовные (сопровождались лишением всех прав состояния):

1.1. Смертная казнь (назначалась только за политические преступления).

1.2. Каторжные работы (от 5 лет до пожизненных) с последующим поселением в Сибири.

1.3. Пожизненная ссылка в Сибирь.

1.4. Ссылка на Кавказ (назначалась за религиозные преступления, не назначалась военным).

2. Исправительные (сопровождались лишением лишь некоторых прав состояния):

2.1. Телесные наказания: битье кнутом, клеймение.

2.2. Ссылка в Сибирь на определенный срок.

2.3. Кратковременное заключение (в крепости или тюрьме).

2.4. Штраф.

2.5. Кратковременный арест.

2.6. Выговор.

 

54. Правовое положение Финляндии в составе Российской империи.

Выборгская губерния была присоединена к России еще Петром I в результате Северной войны. Остальная Финляндия на правах великого княжества вошла в состав России в 1809 после победоносного завершения русско-шведской войны. Тогда же к Финляндскому великому княжеству была присоединена Выборгская губерния. Всероссийский император принял титул великого князя Финляндского и объединение России и Финляндии обрело форму личной унии.

В Финляндии был создан сословный (4-палатный) сейм. Финляндский Сенат (как хотел М.М. Сперанский для российского Сената) выполнял не только судебные, но и правительственные функции.

Нужно отметить, что Конституция Финляндии неоднократно нарушалась российскими имперскими властями.

55. Правовое положение Польши в составе Российской империи.

Собственно польские и литовские земли вошли в состав России в результате третьего раздела Польши 1795.

По итогам Венского конгресса 1815, когда большая часть Варшавского великого герцогства была вновь присоединена к России, Александр I даровал Польше, которая получил статус царства, Конституционную хартию. В Польше, как и в Финляндии, был создан сейм.

В Польше в основном сохранялось местное право, даже армия, бюджет и прочие атрибуты государственности. В частности, Польша, как и прежде, делилась на воеводства, а не губернии.

После польского восстания 1830 Николай I заменил александровскую Конституционную хартию 1815 Органическим статутом 1832. Польский сейм был упразднен, воеводства преобразованы в обычные российские губернии, в дальнейшем постепенно упразднялись прочие элементы автономности Польши, в 1866 Царство Польское было окончательно преобразовано в Варшавское генерал-губернаторство, хотя всероссийский император сохранил в свое титуле наименование царя польского.

56. Украинская автономия в XVII-XVIIIвв.

В 1654, в соответствии с решением Земского собора, к России была присоединена Украина (прежде всего, Левобережная Украина, а также Киев). В составе России Украине был предоставлен особый статус: сохранялись украинская система управления во главе с гетманом, избираемым войсковой (генеральной) радой, украинское право. При гетмане существовала генеральная старшина (украинское правительство). Территория Украины делилась на военно-административные единицы - полки, во главе с выборными полковниками.

Основным источником украинского права были Литовский статут и Магдебургское городское право (в т.ч. "Саксонское зерцало").

До 1663 года дела управления Украиной сосредоточивались в канцелярии по малороссийским делам Посольского приказа. Вопросы внешней политики Украины были подведомственны Посольскому приказу, а вооруженных сил - Разрядному приказу. С 1663 года делами Украины стал заведовать Малороссийский приказ, который в 1722 был преобразован Петром I в Малороссийскую коллегию. После ликвидации Малороссийской коллегии в 1727 руководство управлением Украиной перешло к коллегии иностранных дел, а с 1750 - к Сенату.

Должность украинского гетмана была упразднена Петром I в 1722, позже должность украинского гетмана была восстановлена, потом вновь ликвидирована, Елизавета Петровна восстановила ее в 1750, чтобы наградить ей брата своего фаворита, К. Разумовского. Окончательно упразднила украинское гетманство Екатерина II, она же восстановила Малороссийскую (Украинскую) коллегию.

Также Екатериной II ликвидируется украинская система самоуправления, учреждается должность малороссийского генерал-губернатора, т.о. Украина становится почти рядовой губернией Российской империи.

Прежнее украинское право существовало вплоть до начала XIXв. (официально оно было упразднено Николаем I в 1842).

При Екатерине II, в результате разделов Польши, в состав России вошли Западная (Правобережная) Украина, кроме Галиции, которая принадлежала Австрии (Австро-Венгрии). Присоединенное к России Северное Причерноморье (в т.ч. Крым) стали называться Малороссией.

57. Судоустройство и судопроизводство в первой половине XIXв.

В первой половине XIXв. были упразднены верхний земский суд, губернский магистрат и верхняя расправа, судами второй инстанции в губерниях стали палаты уголовного и гражданского суда (об этих судах подробнее см. вопрос №42). Палата гражданского суда выполняла также функции нотариата.

Вся судебная система (со времен Екатерины II) строилась на сословных началах (подробнее см. вопрос №42). Помимо "екатерининских" судов, в столицах действовали надворные суды по делам сословий.

С 1808 стали образовываться коммерческие суды, рассматривавшие вексельные дела, дела о торговой несостоятельности и пр. Также действовали ведомственные суды - военные (которые, помимо военнослужащих, судили, например, крестьян, выступавших против своих помещиков и оказывавших сопротивление воинским командам, присланным для их усмирения), морские, горные, лесные, духовные, путей сообщения.

В 1837 уездный нижний земский суд был заменен земским судом, в который входили исправник, непременный заседатель и 2 сельских заседателя.

Судебное управление осуществляло Министерство юстиции, учрежденное в 1802.

Для рассмотрения наиболее опасных государственных преступлений (например, восстания декабристов) создавались особые верховные уголовные суды, персональный состав которых определялся императором.

58. Гражданское право и процесс в первой половине XIXв.

Развитие гражданского права проходило на основе кодификации старых форм права, что не могло не повлиять на характер этой отрасли: сохранились элементы сословного неравенства, ограничения вещных и обязательственных прав. Крестьянам запрещалось выходить из общины и закреплять за собой земельный надел. Крестьяне, не имевшие торговых свидетельств и недвижимой собственности, не могли выдавать векселя. Ограничивалась правоспособность и дееспособность духовных лиц, еврейского и польского населения.

Распоряжение землей подвергалось особым ограничениям: земля казенных и удельных крестьян не могла отчуждаться ни отдельными общинниками, ни общиной в целом. Продолжало существовать право родового купца и система майоратов, земельных владений, полностью изъятых из оборота и переходивших по наследству старшему в роде.

В сфере гражданского права широко применялись местные обычаи и традиции, уровень юридической техники был невысоким, что отразилось на терминологии: юридическое лицо определялось как "сословие лиц", сервитут - "право участия частного", правоспособность и дееспособность не разграничивались.

Право собственности определялось следующим образом: "Собственность есть власть в порядке, гражданскими законами установленном, исключительно и независимо от лица постороннего владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом вечно и потомственно" (ч.1, т.X Свода законов Российской империи). Право собственности могло быть приобретено путем дарения, пожалования, выдела, завещания, наследования, приращения, присоединения, смешения вещей, переработки, мены, купли-продажи, других договоров и обязательств, вследствие давности "спокойного, бесспорного и непрерывного" владения в течение 10 лет, оккупации (для движимых вещей).

По Своду законов Российской империи залоговое право относилось к вещным правам, но имело ряд особенностей, в 1800 был издан специальный Банкротский устав.

В обязательственном праве различались обязательства из договоров и обязательства из деликта (причинения вреда и недозволенных действий).

Среди договоров выделялись договор мены, договор купли-продажи, договор запродажи (фьючерсный договор), договор имущественного найма (аренды), договор поставки, договор подряда, договор займа (не более 6% годовых), договор ссуды имущества (безвозмездное временное разрешение пользоваться имуществом), договор личного найма.

Широкое распространение получил договор товарищества, предусматривались полное товарищество, товарищество на вере (по вкладам), товарищество по участкам (компания на акциях - прототип акционерного общества), трудовое товарищество (артель).

Из формулировки данного вопроса непонятно, о каком процессе идет речь: о процессе вообще или о гражданском процессе. Поэтому ниже рассматривается в целом состояние российского процессуального права (и процессуальной практики) в первой половине XIXв.

Процесс в первой половине XIXв. оставался в основном инквизиционным. Указом 1801 года запрещались пытки при производстве расследования дел. Однако на практике они применялись широко.

Следствие и исполнение приговора осуществляла полиция. Дело начиналось по доносу, жалобе отдельных лиц либо по инициативе прокурора, стряпчих или полиции. Прокуроры и стряпчие (подчинявшиеся вышестоящему прокурору) осуществляли надзор за следствием.

После окончания следствия дело направлялось в суд. Судебного следствия как части судебного разбирательства не существовало. Дело докладывал по составленным "выписям" один из членов суда или секретарь. Как правило, свидетели и эксперты в суд не вызывались. Да и сам обвиняемый вызывался в суд лишь для выяснения вопроса о том, применялись ли к нему недозволенные приемы при производстве следствия. Он являлся не субъектом, а объектом процесса.

Доказательства делились на совершенные и несовершенные. Совершенные: собственное признание обвиняемого, письменные доказательства, признанные им; заключение медицинских экспертов; совпадающие показания двух свидетелей, не отведенных подсудимым. Несовершенные: внесудебное признание обвиняемого, подтвержденное свидетелями; оговор им посторонних лиц; повальный обыск; показания одного свидетеля; улики. При недостаточном количестве улик суд не выносил приговор, а оставлял подсудимого под подозрением. Для крестьян и мещан это могло повлечь за собой выселение в Сибирь по приговорам местных обществ.

Дела о государственных преступлениях и преступлениях против веры предписывалось рассматривать "без малейшего промедления" (в т.ч. в особых верховных уголовных судах).

Правосудие вершили не только суды. Так, дела о "маловажных преступлениях" (мелкие кражи, если стоимость украденного имущества не превышала 20руб., легкие побои, пьянство и др.) разрешались в сокращенном порядке полицейскими чиновниками. Помещики имели право производить "расправу по маловажным преступлениям, учиненным помещичьими крестьянами"

59. Фискалы и прокуроры в XVIII - первой половине XIXвв.

Фискалат (фискалитет) был учрежден Петром I одновременно с Сенатом, в 1711. Абсолютная монархия вынуждены была внимательно надзирать за своими чиновниками, для этого и нужны были фискалы, а чуть позже - прокуроры. Фискалы должны были "тайно надсматривать" за всеми чиновниками, чтобы они не расхищали казенные средства, не брали взятки и не превышали свои служебные полномочия. Фискалов возглавлял обер-фискал, подчиненный непосредственно царю, обер-фискалу подчинялись губернские и городовые фискалы. Фискалы получали половину конфискованного по их доносу имущества или половину взысканного штрафа, поэтому, понятно, фискалов очень не любили, само это слово стало ругательным.

В 1722, сначала для надзора за Сенатом, была учреждена прокуратура, которая вскоре вытеснила фискалитет из сферы осуществления государственного надзора. В этой связи следует помнить, что доц. С.М. Казанцев написал книгу "История царской прокуратуры", поэтому про прокуратуру надо говорить очень аккуратно и уважительно. Сначала появился обер-прокурор Сената, затем также прокуроры в коллегиях, обер-прокурор Синода, прокуроры при губернских надворных судах. Первым российским генерал-прокурором стал Ягужинский, которого заслуженно называли "оком Государевым" Помимо прокуроров, генерал-прокурору были также подчинены сохранившиеся фискалы. Но прокуроры в то время (т.к. еще не сложилась собственно судебная система) не занимались поддержкой государственного обвинения в суде, осуществляя лишь разнообразные надзорные функции.

Институт губернских прокуроров при судах был восстановлен при Екатерине II, входе реформы судебных учреждений. Губернский прокурор входил в состав губернского правления и осуществлял надзор за всеми должностными лицами губернского уровня, кроме губернатора и генерал-губернатора, подчиняясь непосредственно генерал-губернатору империи, который, в свою очередь, был подотчетен лишь монарху. Губернскому прокурору подчинялись прокурор верхнего земского суда, прокурор губернского магистрата, прокурор верхней расправы, губернские и уездные стряпчие.

С 1802 прокуратура передавалась в ведение Министерства юстиции, должности министра юстиции и генерал-прокурора были совмещены.

60. Полиция и жандармерия в XVIII - первой половине XIXвв.

Первой российской спецслужбой был Преображенский приказ. Преображенский приказ вел следствие по стрелецкому бунту 1698, позже руководил гвардией, а также вел следствие по государственным преступлениям, т.е. стал тайной военной полицией, он был ликвидирован в 1729, когда его розыскные функции были переданными Верховному тайному совету. В 1718 тайными государственными делами стал заниматься также специальный государственный центральный орган - Тайная канцелярия, после ее ликвидации в 1726 контрольно-розыскные и надзорные функции перешли непосредственно к Верховному тайному совету, а в 1731 была создана Канцелярия тайных розыскных дел, которая контролировалась Сенатом. Это был действительно специальный карательный орган, прототип тайной полиции. В 1762 Канцелярия тайных розыскных дел была заменена Тайной экспедицией Сената, подчинявшейся петербургскому генерал-губернатору и находившейся под непосредственным контролем императрицы.

Постоянные учреждения обычной полиции в России были созданы Петром I в Петербурге в 1718, они действовали на основе Наказа о градском благочинии 1649. На местах полицейские функции выполняли воеводы. Официально регулярная полиция была учреждена Регламентом (Уставом) Главного магистрата 1721.

В 1732 в штат петербургской полиции была введена должность обер-полицмейстера, образована канцелярия, состоявшая из советников, секретаря, роты драгунов для разъездов. В 1746 учреждена экспедиция по делам воров и разбойников, указами 1746 и 1747 устанавливались правила поведения в общественных местах, затем были изданы другие ука

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сословно-представительная монархия в России | История, традиции и философия самбо
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1783; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.296 сек.