Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политическое значение салафизма. Угрозы безопасности России, формируемые под воздействием салафизма




 

Политическая концепция салафизма, основанная на идеях ибн Таймии, ибн Абд аль-Ваххаба, аль-Афгани и С. Кутба включает в себя следующие основные положения:

· смягчение противоречий между мазхабами (правовыми школами) в целях создания условий для объединения мусульман. Данное положение, помимо всего прочего, позволяет салафитам привлекать в свои ряды приверженцев различных правовых школ, расширяя таким образом свою социальную базу[11];

· возможность ведения «вооруженного джихада» не только против приверженцев других религий, но и против мусульман в случае, если они в чем-то отступают от «чистого ислама», оправдание религиозными мотивами военных действий;

· жесткое противостояние с государствами, не относящимися к исламскому миру;

· провозглашение «чистого ислама» единственно возможной государственной идеологией;

· уничтожение всех неисламских государственных систем.

Перечисленное позволяет утверждать, что салафитские группировки представляют угрозу стабильности любого общества и безопасности любого государства на территории которого они функционируют, независимо от того, является ислам в этом государстве официальной религией или нет, т.к. с их точки зрения подлинно исламских государств в настоящее время не существует.

Салафизм обладает серьезным деструктивным потенциалом, что обусловлено следующими основными взаимосвязанными причинами:

· его идеология носит уравнительный характер, создает иллюзию того, что салафизм отстаивает идеи социальной справедливости,

что привлекает в ряды салафитов многочисленных представителей социально незащищенных слоев.

Вместе с тем, нельзя не отметить, что к приверженцам салафизма относят себя и представители материально обеспеченных групп насления;

· салафизм создает иллюзию того, что он отстаивает идеи духовного и морального совершенствования человеческого общества;

· салафизм обладает серьезным консолидирующим и мобилизующим потенциалом, способным сплотить людей, мобилизовать их для достижения каких-либо социально значимых целей и манипулировать ими;

· приверженцы салафизма за долгий период существования этой идеологии научились

маскировать свои антиобщественные и антигосударственные цели, а также адаптироваться к складывающейся социально-экономической и социально-политической обстановке, используя ее в своих целях.

В частности, во многих случаях они заявляют о том, что не являются сторонниками «вооруженного джихада» или изменения конституционного строя государства, не имеют политических амбиций, а просто хотят «жить по шариату». Такой тезис носит камуфлирующий характер, т.к. шариат в любом случае противоречит законодательной системе любого из существующих государств и развитие у салафитов противоречий с законом – вопрос времени. Противоречия с законом повлекут за собой лозунги о необходимости защиты прав «истинных мусульман», за которыми последует выдвижение политических требований;

· деятельность идеологов салафизма направлена на выделение приверженцев данного учения в элитную группу в мусульманской среде, что с одной стороны,

способствует привлечению в ее ряды новых сторонников,

а с другой – придает ей дополнительный импульс, направленный на достижение руководящих позиций в мусульманских структурах в масштабах того или иного региона или государства;

· салафиты осуществляют целенаправленную деятельность по привлечению в свои ряды неофитов, т.к. данная категория мусульман склонна к принятию ислама в его радикальной трактовке;

· идеологи салафитов и лидеры «вооруженного джихада» уделяют пристальное внимание идеологической обработке мусульманской молодежи, которая,

с одной стороны, так же, как и неофиты склонна к восприятию радикальных идей (в силу недостатка жизненного опыта, а также в силу стремления к динамичным изменениям, свойственного представителям данной возрастной группы),

а с другой – рассматривается в качестве кадрового резерва, способного в перспективе занять руководящие посты в официально действующих мусульманских структурах;

· салафиты способны распространять свои идеи в различных этнических средах, создавая таким образом иллюзию того, что «чистый ислам» способен преодолевать межэтнические противоречия, стирать национальные границы и урегулировать межнациональные конфликты;

· салафитские лидеры нацелены на распространение своей идеологии в международном масштабе, на создание международных салафитских структур, действующих в разных регионах планеты и связанных между собой, что формирует у приверженцев данного учения ощущение масштабности движения и убежденность в том, что в случае необходимости зарубежные «братья» помогут им достичь искомой цели;

· идеология салафизма направлена, в том числе, на формирование у своих приверженцев восприятия реального мира в качестве второстепенного по сравнению с загробным миром, что увеличивает риск их использования для совершения террористических актов.

 

 

Данный деструктивный потенциал в период с середины 1990-х гг. и по настоящее время неоднократно задействовался для дестабилизации социально-политической обстановки в целом ряде субъектов Российской Федерации, главным образом в тех которые в настоящее время входят в состав Северо-Кавказского и Южного федеральных округов.

Как мировой, так и российский опыт демонстрирует, что политическая практика салафитов весьма разнообразна – от подготовки и осуществления резонансных террористических актов до попыток оказывать воздействие на политические процессы с легальных позиций. Необходимо отметить, что в Российской Федерации салафиты в настоящее время менее активны, чем в других странах, например, в странах Центральной и Западной Европы. Такая ситуация обусловлена давними традициями конструктивного взаимодействия между представителями различных конфессий, сложившимися на территории нашей страны, а также четкой и слаженной работой органов государственной власти, ответственных за регулирование межконфессиональных и межнациональных отношений. Тем не менее, угроза распространения салафизма на территории России продолжает оставаться актуальной и имеет определенный потенциал развития, в связи с чем представляется целесообразным рассмотреть тенденции развития данной угрозы в зарубежных странах.

Так, например, в Испании исламисты салафитского толка в последние годы активно взаимодействуют с некоторыми политическими партиями и иными организациями, выступающих за максимально широкую автономию ряда территорий или даже за их отделение от Испании. В частности, по сообщениям СМИ официальный Мад­рид крайне встревожен растущей радикализацией разрознен­ных иммигрантских общин в Ка­талонии, протекающей на фоне активизации местного сепарати­стского движения. В попытках расширить свою электоральную базу каталонские сторонники не­зависимости от Испании потра­тили не одно десятилетие на то, чтобы убедить мусульман-иммигрантов в большей целесо­образности для них изучать не испанский, а каталонский язык. В итоге Каталония сегодня превратилась, по определению отдельных политических деятелей, «в новую Мекку для самых радикальных исламистов».

По словам одного из салафитских проповедников из Каталонии, «мусуль­мане готовы голосовать за партии, которые борются за неза­висимость этой провинции. Однако эти партии не догадываются, что, как только у нас будет возможность выдвигать собствен­ных кандидатов, мы отдадим свои голоса за них, чтобы в ме­стные органы власти попали наши братья. И это будет озна­чать, что ислам начал свое победное шествие по Каталонии»[12].

Это высказывание как нельзя лучше подтверждает справедливость тезисов, озвученных в данной лекции чуть ранее.

Примерно в этом же русле развивается ситуация в Германии и Нидерландах, где исламисты салафитского толка активно участвуют в муниципальных выборах в районах с высоким процентом мусульманского населения, планируя со временем «монополизировать» соответствующие органы местного самоуправления.

Салафиты серьезно дестабилизируют обстановку во Франции, открыто заявляя о своих правах на «жизнь по шариату», внешним проявлением которой является ношение «традиционной мусульманской одежды», масштабное строительство новых мечетей, организация религиозных мероприятий и др. анализ результатов социологических исследований, проведенных французскими специалистами, показывает, что значительная часть французов (~ 50%) негативно настроены в отношении усиления влияния ислама в стране, что может кардинально повлиять на политическую ситуацию в ходе следующих президентских выборов и создать условия для прихода к власти правых националистов, как это уже было в 2004 году. При этом представители салафитской части французских мусульман осуществляют и террористическую деятельность, которая (по данным СМИ) координируется террористической группировкой «Аль-Каида на Аравийском полуострове»[13].

Вполне вероятно, что схожие процессы в обозримой перспективе (в случае развития событий по европейскому сценарию) будут характерны и для Российской Федерации.

 

Заключение

Подводя итоги данной лекции, можно констатировать, что

основой практической деятельности сторонников салафизма выступает «джихад» в его узком понимании, как войны со всеми ради достижения победы своих идеалов, т.е. вооруженной борьбы против всех, кто препятствует распространению данного религиозного учения и его монопольному господству в мировом масштабе.

Мирный период своего существования салафиты считают вынужденным периодом, временем, когда они должны накапливать силы для решительных действий, что подтверждается следующей цитатой из салафитских проповедей: «Ведение Джихада зависит от того, насколько это возможно. И так претворяются в жизнь мекканские аяты, где говорится о мире, о прощении, пока мусульмане еще слабы, и мединские аяты, предписывающие в обязательном порядке воевать и участвовать в военных действиях, когда мусульмане обретут силы».

Таким образом, воинствующий характер рассмотренного в лекции радикального течения ислама обусловливает его высокую общественную опасность и требует на государственном уровне принятия адекватных мер реагирования, с участием всех субъектов противодействия экстремизму.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 543; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.