КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Политическое значение салафизма. Угрозы безопасности России, формируемые под воздействием салафизма
Политическая концепция салафизма, основанная на идеях ибн Таймии, ибн Абд аль-Ваххаба, аль-Афгани и С. Кутба включает в себя следующие основные положения: · смягчение противоречий между мазхабами (правовыми школами) в целях создания условий для объединения мусульман. Данное положение, помимо всего прочего, позволяет салафитам привлекать в свои ряды приверженцев различных правовых школ, расширяя таким образом свою социальную базу[11]; · возможность ведения «вооруженного джихада» не только против приверженцев других религий, но и против мусульман в случае, если они в чем-то отступают от «чистого ислама», оправдание религиозными мотивами военных действий; · жесткое противостояние с государствами, не относящимися к исламскому миру; · провозглашение «чистого ислама» единственно возможной государственной идеологией; · уничтожение всех неисламских государственных систем. Перечисленное позволяет утверждать, что салафитские группировки представляют угрозу стабильности любого общества и безопасности любого государства на территории которого они функционируют, независимо от того, является ислам в этом государстве официальной религией или нет, т.к. с их точки зрения подлинно исламских государств в настоящее время не существует. Салафизм обладает серьезным деструктивным потенциалом, что обусловлено следующими основными взаимосвязанными причинами: · его идеология носит уравнительный характер, создает иллюзию того, что салафизм отстаивает идеи социальной справедливости, что привлекает в ряды салафитов многочисленных представителей социально незащищенных слоев. Вместе с тем, нельзя не отметить, что к приверженцам салафизма относят себя и представители материально обеспеченных групп насления;
· салафизм создает иллюзию того, что он отстаивает идеи духовного и морального совершенствования человеческого общества; · салафизм обладает серьезным консолидирующим и мобилизующим потенциалом, способным сплотить людей, мобилизовать их для достижения каких-либо социально значимых целей и манипулировать ими; · приверженцы салафизма за долгий период существования этой идеологии научились маскировать свои антиобщественные и антигосударственные цели, а также адаптироваться к складывающейся социально-экономической и социально-политической обстановке, используя ее в своих целях. В частности, во многих случаях они заявляют о том, что не являются сторонниками «вооруженного джихада» или изменения конституционного строя государства, не имеют политических амбиций, а просто хотят «жить по шариату». Такой тезис носит камуфлирующий характер, т.к. шариат в любом случае противоречит законодательной системе любого из существующих государств и развитие у салафитов противоречий с законом – вопрос времени. Противоречия с законом повлекут за собой лозунги о необходимости защиты прав «истинных мусульман», за которыми последует выдвижение политических требований; · деятельность идеологов салафизма направлена на выделение приверженцев данного учения в элитную группу в мусульманской среде, что с одной стороны, способствует привлечению в ее ряды новых сторонников, а с другой – придает ей дополнительный импульс, направленный на достижение руководящих позиций в мусульманских структурах в масштабах того или иного региона или государства; · салафиты осуществляют целенаправленную деятельность по привлечению в свои ряды неофитов, т.к. данная категория мусульман склонна к принятию ислама в его радикальной трактовке;
· идеологи салафитов и лидеры «вооруженного джихада» уделяют пристальное внимание идеологической обработке мусульманской молодежи, которая, с одной стороны, так же, как и неофиты склонна к восприятию радикальных идей (в силу недостатка жизненного опыта, а также в силу стремления к динамичным изменениям, свойственного представителям данной возрастной группы), а с другой – рассматривается в качестве кадрового резерва, способного в перспективе занять руководящие посты в официально действующих мусульманских структурах; · салафиты способны распространять свои идеи в различных этнических средах, создавая таким образом иллюзию того, что «чистый ислам» способен преодолевать межэтнические противоречия, стирать национальные границы и урегулировать межнациональные конфликты; · салафитские лидеры нацелены на распространение своей идеологии в международном масштабе, на создание международных салафитских структур, действующих в разных регионах планеты и связанных между собой, что формирует у приверженцев данного учения ощущение масштабности движения и убежденность в том, что в случае необходимости зарубежные «братья» помогут им достичь искомой цели; · идеология салафизма направлена, в том числе, на формирование у своих приверженцев восприятия реального мира в качестве второстепенного по сравнению с загробным миром, что увеличивает риск их использования для совершения террористических актов.
Данный деструктивный потенциал в период с середины 1990-х гг. и по настоящее время неоднократно задействовался для дестабилизации социально-политической обстановки в целом ряде субъектов Российской Федерации, главным образом в тех которые в настоящее время входят в состав Северо-Кавказского и Южного федеральных округов. Как мировой, так и российский опыт демонстрирует, что политическая практика салафитов весьма разнообразна – от подготовки и осуществления резонансных террористических актов до попыток оказывать воздействие на политические процессы с легальных позиций. Необходимо отметить, что в Российской Федерации салафиты в настоящее время менее активны, чем в других странах, например, в странах Центральной и Западной Европы. Такая ситуация обусловлена давними традициями конструктивного взаимодействия между представителями различных конфессий, сложившимися на территории нашей страны, а также четкой и слаженной работой органов государственной власти, ответственных за регулирование межконфессиональных и межнациональных отношений. Тем не менее, угроза распространения салафизма на территории России продолжает оставаться актуальной и имеет определенный потенциал развития, в связи с чем представляется целесообразным рассмотреть тенденции развития данной угрозы в зарубежных странах.
Так, например, в Испании исламисты салафитского толка в последние годы активно взаимодействуют с некоторыми политическими партиями и иными организациями, выступающих за максимально широкую автономию ряда территорий или даже за их отделение от Испании. В частности, по сообщениям СМИ официальный Мадрид крайне встревожен растущей радикализацией разрозненных иммигрантских общин в Каталонии, протекающей на фоне активизации местного сепаратистского движения. В попытках расширить свою электоральную базу каталонские сторонники независимости от Испании потратили не одно десятилетие на то, чтобы убедить мусульман-иммигрантов в большей целесообразности для них изучать не испанский, а каталонский язык. В итоге Каталония сегодня превратилась, по определению отдельных политических деятелей, «в новую Мекку для самых радикальных исламистов». По словам одного из салафитских проповедников из Каталонии, «мусульмане готовы голосовать за партии, которые борются за независимость этой провинции. Однако эти партии не догадываются, что, как только у нас будет возможность выдвигать собственных кандидатов, мы отдадим свои голоса за них, чтобы в местные органы власти попали наши братья. И это будет означать, что ислам начал свое победное шествие по Каталонии»[12]. Это высказывание как нельзя лучше подтверждает справедливость тезисов, озвученных в данной лекции чуть ранее. Примерно в этом же русле развивается ситуация в Германии и Нидерландах, где исламисты салафитского толка активно участвуют в муниципальных выборах в районах с высоким процентом мусульманского населения, планируя со временем «монополизировать» соответствующие органы местного самоуправления.
Салафиты серьезно дестабилизируют обстановку во Франции, открыто заявляя о своих правах на «жизнь по шариату», внешним проявлением которой является ношение «традиционной мусульманской одежды», масштабное строительство новых мечетей, организация религиозных мероприятий и др. анализ результатов социологических исследований, проведенных французскими специалистами, показывает, что значительная часть французов (~ 50%) негативно настроены в отношении усиления влияния ислама в стране, что может кардинально повлиять на политическую ситуацию в ходе следующих президентских выборов и создать условия для прихода к власти правых националистов, как это уже было в 2004 году. При этом представители салафитской части французских мусульман осуществляют и террористическую деятельность, которая (по данным СМИ) координируется террористической группировкой «Аль-Каида на Аравийском полуострове»[13]. Вполне вероятно, что схожие процессы в обозримой перспективе (в случае развития событий по европейскому сценарию) будут характерны и для Российской Федерации.
Заключение Подводя итоги данной лекции, можно констатировать, что основой практической деятельности сторонников салафизма выступает «джихад» в его узком понимании, как войны со всеми ради достижения победы своих идеалов, т.е. вооруженной борьбы против всех, кто препятствует распространению данного религиозного учения и его монопольному господству в мировом масштабе. Мирный период своего существования салафиты считают вынужденным периодом, временем, когда они должны накапливать силы для решительных действий, что подтверждается следующей цитатой из салафитских проповедей: «Ведение Джихада зависит от того, насколько это возможно. И так претворяются в жизнь мекканские аяты, где говорится о мире, о прощении, пока мусульмане еще слабы, и мединские аяты, предписывающие в обязательном порядке воевать и участвовать в военных действиях, когда мусульмане обретут силы». Таким образом, воинствующий характер рассмотренного в лекции радикального течения ислама обусловливает его высокую общественную опасность и требует на государственном уровне принятия адекватных мер реагирования, с участием всех субъектов противодействия экстремизму.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 543; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |