Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Понятие и источники правового обеспечения туризма




КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Подать заявление на блокирование доступа

 


Конец формы

 

1.1. Понятие социально-культурного сервиса, место туризма в системе социально-культурного сервиса.

1.2. Государственное регулирование туризма

1.3. Источники правового регулирования туризма

1.4. Основные понятия, закрепленные в Законе об основах туристской деятельности.

Ключевые слова

Социально-культурный сервис, услуга, туристская услуга, государственный контроль, турист

1.1. Понятие социально-культурного сервиса, место
туризма в системе социально-культурного сервиса

Социально-культурный сервис по своему определению непосредственно связан с оказанием услуг населению. Исходя из терминологии, закрепленной в ГОСТе Р 50646-94 «Услуги населению. Термины и определения», услуга – это результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности потребителя.

По функциональному назначению все услуги, оказываемые населению, подразделяются на материальные и социально-культурные.

Материальная услуга – услуга по удовлетворению материально-бытовых потребностей потребителя. Материальная услуга обеспечивает восстановление (изменение, сохранение) потребительских свойств изделий или изготовление новых изделий по заказам граждан, а также перемещение грузов и людей, создание условий для потребления. В частности, к материальным услугам могут быть отнесены бытовые услуги, связанные с ремонтом и изготовлением изделий, жилищно-коммунальные услуги, услуги общественного питания, транспорта и т.д.

Социально-культурная услуга – услуга по удовлетворению духовных, интеллектуальных потребностей и поддержанию нормальной жизнедеятельности потребителя. Она обеспечивает поддержание и восстановление здоровья, духовное и физическое развитие личности, повышение профессионального мастерства. К социально-культурным услугам могут быть отнесены медицинские услуги, услуги культуры, туризма, образования и т.д.

Исходя из вышесказанного можно сформулировать понятие социально-культурного сервиса – это совокупность предприятий, учреждений, организаций и физических лиц, непосредственно взаимодействующих с потребителем либо самостоятельно выполняющих определенные функции для удовлетворения духовных, интеллектуальных потребностей потребителя.

Целью социально-культурного сервиса (далее СКС) является обогащение духовной, интеллектуальной жизни людей, создание условий для социально-культурной деятельности, а также полноценного отдыха.

В сфере СКС можно выделить следующие особенности:

1. Осуществляется в форме индивидуализированных услуг.

2. Количество предприятий, организаций, учреждений в сфере СКС и место их размещения напрямую зависят от численности населения региона, его состава и размещения.

3. Услуги могут быть как материальными, так и нематериальными. Материальные услуги направлены на какие-либо материальные объекты, на их обращение, хранение, улучшение, изменение их свойств и т.д. Например, услуги общественного питания, транспорта. Нематериальные же услуги направлены на человека и окружающую его среду. Сюда можно отнести и туристские услуги.

В настоящее время существует множество классификаций СКС по различным основаниям. Например, классификация по виду оказываемых услуг:

1) услуги финансирования, страхования, пенсионного обеспечения;

2) жилищно-коммунальные услуги, услуги по ремонту;

3) транспортные услуги;

4) медицинские услуги и социальное обслуживание;

5) образовательные услуги;

6) оптовая и розничная торговля;

7) природо-хозяйственная деятельность;

8) культура, искусство и средства массовой информации;

9) спортивно-развлекательные услуги;

10) туристские услуги;

11) гостинично-ресторанные услуги;

12) услуги общественного питания;

13) иные услуги.

Этот перечень неисчерпывающий, поскольку сфера услуг практически бесконечна, видов деятельности существует множество и появляются новые виды обслуживания населения.

Еще одну классификацию услуг можно провести в зависимости от результата:

1) услуги, результат которых не заключается в овеществленной форме (развлекательные, консультационные, туристские);

2) услуги, имеющие вещественный результат (медицинские, аудиторские, услуги по ремонту).

Таким образом, туристские услуги – это один из видов услуг, входящих в понятие социально-культурного сервиса.

Исходя из вышесказанного, можно дать следующее определение правового обеспечения социально-культурного сервиса и туризма – это комплекс правовых явлений, позволяющих решать социально значимые задачи в указанной сфере. Предметом правового обеспечения СКС и туризма являются общественные отношения, возникающие в процессе и результате сервисных отношений. Это и собственно отношения по оказанию услуг, и тесно связанные с ними отношения, в том числе отношения по регулированию в сфере СКС и туризма в целях обеспечения интересов человека, общества и государства.

Регулирование в сфере туризма представляет собой сложную многоуровневую систему.

1. Глобальный уровень – содействие развитию СКС и туризма в масштабе всего мира – осуществляется Всемирной туристской организацией.

2. Межгосударственный уровень – согласование туристской политики посредством региональных международных, в частности туристских, организаций.

3. Внутригосударственный уровень – обеспечение условий для развития СКС и туризма на территории конкретного государства, осуществляется через специализированные государственные органы и общественные объединения туристов и туристских организаций.

1.2. Государственное регулирование туризма

Современная туристская индустрия является одной из самых высокодоходных отраслей в мировой экономике. Прибыли от въездного туризма могут полностью обеспечить небольшие государства, такие как, например, Швейцария, которая является наиболее привлекательной и удобной для туризма страной (по материалам исследования, проведенного Всемирным экономическим форумом (World Economic forum))1. Россия же занимает только 68 место из 124 по привлекательности для туристов. Активное развитие транспорта, внедрение новых технологий, удешевляющих и ускоряющих путешествия, неизбежно приводят к увеличению туристских потоков. А собственно развитие туризма неизбежно оказывает положительное влияние на экономику – появляется необходимость совершенствования туристской инфраструктуры, для чего формируются новые рабочие места, увеличиваются налоговые поступления. Все это позволяет повысить уровень жизни населения. Однако увеличение количества туристских фирм и туристов при отсутствии адекватного контроля за их деятельностью может привести и к разрушению туристских объектов. Поэтому необходимо, чтобы государство осуществляло регулирование туристской деятельности, а также контроль и надзор в этой сфере. Социально-культурные отношения крайне важны для нормального существования государства и общества, поэтому Российская Федерация устанавливает общие правила поведения участников сервисных правоотношений и корректирует их в зависимости от изменяющихся условий.

Целью государственного регулирования СКС и туризма является создание благоприятных условий в указанной области.

Государственное регулирование СКС и туризма – это воздействие государства на деятельность субъектов и существующие условия, что выражается в установлении государством общих правил поведения участников правоотношений, во внесении изменений и дополнений в них в зависимости от существующих обстоятельств, а также в выработке и реализации государственных приоритетов и единой концепции развития сферы СКС и туризма.

Государственное регулирование туристской деятельности в России осуществляется для того, чтобы, прежде всего, обеспечить соблюдение права на отдых, свободу передвижения и некоторых других прав. И хотя в ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» указано только понятие гражданин, думается, что это понятие можно трактовать расширительно, включив в него как граждан РФ, так и иностранных граждан, а также лиц без гражданства, поскольку Конституция РФ гарантирует основные права и свободы не только гражданам России.

Также не следует забывать, что туризм неразрывно связан с использованием разнообразных природных ресурсов, поэтому еще одной из важнейших целей государства является охрана окружающей природной среды, сохранение объектов туристского показа, рациональное использование природного и культурного наследия. Немаловажным является и создание благоприятных условий для всех видов деятельности, направленных на воспитание, образование и оздоровление туристов.

Туристская деятельность признается одной из приоритетных отраслей экономики, поэтому особое внимание должно быть уделено созданию и совершенствованию туристской индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий, увеличению доходов государства и граждан Российской Федерации. Все это является абсолютно необходимым для полноценного развития туризма на территории нашего государства.

В ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (ст. 3.) закреплены принципы осуществления государственного регулирования туристской деятельности:

1) содействие туристской деятельности и создание благоприятных условий для ее развития;

2) определение и поддержка приоритетных направлений туристской деятельности;

3) формирование представлений о Российской Федерации как о стране, благоприятной для туризма;

4) осуществление поддержки и защиты российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений.

Государство, поддерживая туристскую деятельность в целом, особенно выделяет необходимость развития внутреннего, въездного, социального и самодеятельного видов туризма. Причем особенное внимание уделяется социальному туризму, как наиболее важному для нашей страны. Социальный туризм – полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей – для многих граждан до сих пор является единственно возможным из всех видов туризма.

Государственное регулирование туристской деятельности в Российской Федерации осуществляется путем (ст. 4):

1) определения приоритетных направлений развития туризма в Российской Федерации – эти направления прежде всего указаны в самом законе «Об основах туристской деятельности в РФ», а также в Концепции развития туризма в России на 1996–2005 годы;

2) нормативного правового регулирования в сфере туризма – для этого принимаются новые законы и иные нормативные акты и совершенствуются уже существующие;

3) разработки и реализации федеральных, отраслевых целевых и региональных программ развития туризма;

4) содействия в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках – преимущественно это выражается в создании условий для повышения уровня привлекательности именно российского туристского продукта, в настоящее время именно с этой целью создаются особые экономические зоны туристско-рекреаци­онного типа на территории ряда субъектов Федерации;

5) защиты прав и интересов туристов, обеспечения их безопасности – так как одним из важнейших субъектов туристской деятельности является именно турист как потребитель услуг, то забота о соблюдении его прав и интересов является особенно актуальной, тем более в настоящее время, когда общий уровень нарушения прав и свобод как никогда высок;

6) содействия кадровому обеспечению в сфере туризма – в вузах созданы специальности «Социально-культурный сервис и туризм» и «Экономика туризма», для того чтобы заполнить эту нишу квалифицированными работниками;

7) развития научных исследований в сфере туризма – несмотря на наличие целого ряда серьезных научных исследований туристской деятельности, на сегодняшний день этого уже недостаточно, поэтому государство создает условия для проведения разноплановых научных исследований туристской деятельности;

8) стандартизации и классификации объектов туристской индустрии – в настоящее время в сфере туризма действует достаточно стандартов, разработанных в основном в девяностых годах XX века. Это стандарты, целиком относящиеся к рассматриваемой сфере: ГОСТ Р 50690-2000 «Туристские услуги», ГОСТ Р 50644-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание», ГОСТ 28681.0-90 «Стандартизация в сфере туристско-экскурсионного обслуживания. Основные положения», ГОСТ Р 50681-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг», ГОСТ 28681.3-95/ГОСТ Р 50644-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов», а также некоторые стандарты, регулирующие туризм наравне с другими объектами: ГОСТ Р 50646-94 «Услуги населению. Термины и определения», ГОСТ 12.1.004-91 ССБТ. «Пожарная безопасность. Общие требования», ГОСТ 12.1.005-88 ССБТ. «Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны»1.

9) формирования и ведения единого федерального реестра туроператоров – он публикуется на официальном сайте Федерального агентства по туризму, причем в настоящее время туроператор, занесенный в единый государственный реестр, должен иметь финансовое обеспечение своей деятельности – то есть заключенный договор страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта либо банковскую гарантию исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта;

10) информационного обеспечения туризма – создан сайт Федерального агентства по туризму, на котором размещается официальная информация, также необходимые сведения в данной области обязательно публикуются в центральных и региональных средствах массовой информации;

11) создания благоприятных условий для развития туристской индустрии;

12) оказания государственных услуг в сфере туризма – например, исполнительный орган в сфере туризма дает консультации и разъяснения по вопросам, отнесенным к его компетенции;

13) взаимодействия с иностранными государствами и международными организациями в сфере туризма, в том числе через представительства федерального органа исполнительной власти в сфере туризма за пределами Российской Федерации.

Все вышеуказанные пути государственного регулирования туризма тесно связаны между собой. Например, способами создания благоприятных условий для развития туристской индустрии являются разработка государственных стандартов, содействие кадровому обеспечению туризма и т.д.

Государственное регулирование туристской деятельности в Российской Федерации осуществляет в пределах своих полномочий Федеральное агентство по туризму, на которое возложены функции по проведению государственной политики, нормативному правовому регулированию, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере туризма. Порядок же оказания услуг по реализации туристского продукта определяется Правительством Российской Федерации. Правительство также осуществляет общее руководство деятельностью Федерального агентства по туризму.

Федеральное агентство по туризму осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

1) вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, иных нормативных правовых актов, а также самостоятельно принимает нормативные акты по вопросам, находящимся в его компетенции, обобщает практику применения законодательства в сфере туризма;

2) определяет приоритетные направления государственного регулирования туристской деятельности в Российской Федерации;

3) информирует туроператоров, турагентов и туристов об угрозе безопасности туристов в месте временного пребывания;

4) осуществляет продвижение туристского продукта на внутреннем и мировом туристических рынках;

5) проводит конкурсы и заключает государственные контракты на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг, на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд, осуществляет функции государственного заказчика федеральных целевых, научно-технических и инновационных программ и проектов в сфере туризма;

6) взаимодействует с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями, включая представление по поручению Правительства Российской Федерации интересов Российской Федерации в международных организациях, создает представительства за пределами Российской Федерации в сфере туризма.

7) организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный срок.

Контролирующим органом является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). Основными направлениями деятельности Роспотребнадзора являются защита прав потребителей, иммунопрофилактика, санитарный надзор, техническое регулирование, государственная регистрация, лицензирование, а также осуществление взаимодействия с органами государственной власти и иными субъектами по вопросам, входящим в его компетенцию.

В субъектах Федерации также могут быть сформированы региональные органы исполнительной власти в сфере туризма. Их деятельность не должна противоречить Конституции РФ и федеральному законодательству.

1.3. Источники правового регулирования туризма

Туристская деятельность, как и любой другой вид деятельности, не может существовать вне правовых норм. В настоящее время эта сфера деятельности достаточно качественно урегулирована нормативными актами различных уровней, хотя ряд проблем и пробелов, несомненно, существует. Рассмотрим основные источники в зависимости от их юридической силы.

Высшей юридической силой обладает Конституция Российской Федерации, которая закрепляет основные, наиболее важные права и свободы человека и гражданина, признаваемые данным государством. Собственно, понятий «туризм» и «сервис» в Конституции нет, но закреплены многие права и свободы, непосредственно с ними связанные. Так, статья 27 устанавливает право свободного перемещения по территории государства, а также свободного пересечения границ; статья 37 закрепляет право на отдых; статья 41 гласит, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, что поощряется деятельность, направленная на укрепление здоровья человека, развитие физической культуры и спорта, экологическое и санитарно-эпидемиологическое благополучие. Статья 44 гарантирует право каждого на участие в культурной жизни и доступ к культурным ценностям, а также устанавливает обязанность по сохранению исторического и культурного наследия. Туризм зачастую связан с использованием природных ресурсов, поэтому нормы статей 42 – каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, 48 – каждому гарантировано право на получение квалифицированной юридической помощи, 58 – каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, следует считать источниками правового его обеспечения. Также огромное значение для выездного туризма имеет статья 61, гласящая, что Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами. Туристская и сервисная деятельность – прежде всего деятельность экономическая, поэтому необходимо сказать и о статьях: 8 – гарантирующей единство экономического пространства, свободу перемещения товаров, услуг и свободу экономической деятельности; 34 – закрепляющей право заниматься предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью; 57 – устанавливающей обязанность платить законно установленные налоги и сборы, 74 – не допускающей установление препятствий для свободного перемещения товаров и услуг.

Следующий источник – это Гражданский кодекс Российской Федерации. В нем закреплены основные принципы гражданского права, понятие, признаки, организационно-правовые формы юридических лиц, общие положения о договорах. Также в статье 779 ГК РФ указано, что договор на туристское обслуживание является разновидностью договора возмездного оказания услуг. Это положение противоречит Закону об основах туристской деятельности, согласно которому договор на туристское обслуживание является разновидностью договора купли-продажи.

Земельный кодекс Российской Федерации устанавливает состав земель особо охраняемых территорий, в том числе земель рекреационного назначения, как раз тех, которые предназначены и используются для организации отдыха, туризма, оздоровительной и спортивной деятельности граждан.

Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 в редакции от 05.02.2007 г. (далее – Закон об основах туристской деятельности) – базовый закон для сферы туризма. Федеральный закон определяет принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации, и регулирует отношения, возникающие при реализации права на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяет порядок рационального использования туристских ресурсов Российской Федерации. В нем закреплены основные понятия, такие как «турист», туристские ресурсы», «туристская деятельность», определены основные и закреплены приоритетные виды туризма. Также в законе указаны основные права и обязанности туристов, особенности формирования и реализации туристского продукта, способы и условия обеспечения безопасности туризма. Изменения, внесенные федеральным законом от 05.02.2007 года, практически целиком посвящены финансовым гарантиям туроператоров. Так как с 01.01.2007 года отменено лицензирование турагентской и туроператорской деятельности и деятельности по продаже прав на клубный отдых, финансовые гарантии становятся весомым условием обеспечения прав туристов.

Федеральный закон «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 года в редакции от 21.12.2004 года (далее Закон о защите прав потребителей) регулирует отношения, возникающие между исполнителями и потребителями услуг, преимущественно в том случае, если оказаны услуги ненадлежащего качества либо небезопасные для жизни или здоровья. Также в этом законе указан механизм защиты прав потребителей.

Закон РФ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15.08.1996 в редакции от 29.06.2004 г. – устанавливает общие правила по пересечению государственной границы Российской Федерации, в том числе и с целью осуществления туризма, а также порядок прохождения таких видов туристских формальностей, как паспортный, санитарный, таможенный и визовый контроль.

Также, можно выделить еще такие источники, как Таможенный кодекс РФ, Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федеральный закон «О техническом регулировании», Закон РФ «О государственной границе Российской Федерации», Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», Федеральный закон «О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» и др., регулирующие отдельные аспекты отношений в сфере туризма.

Важное место в системе правового обеспечения туризма занимают подзаконные акты. Прежде всего, это указы Президента РФ и постановления Правительства РФ. Например, указ Президента РФ от 07.07.1992 года «Об обязательном личном страховании пассажиров», постановление правительства РФ от 28.08.2003 года «Об утверждении Положения о пребывании в России пассажиров круизных судов». Далее следует рассмотреть нормативные документы министерств и ведомств. К ним относятся акты Министерства экономического развития и торговли РФ, Министерства внутренних дел РФ, Федеральной таможенной службы РФ, Федерального агентства по туризму РФ и других. Например, Федеральное агентство по туризму в рамках своей компетенции разработало и опубликовало проект «Порядка оказания услуг по реализации турпродукта», предусмотренный новой редакцией Закона об основах туристкой деятельности, который должен был быть принят до 01.06.2007.

Также к числу источников относятся региональные нормативные правовые акты, принимаемые субъектами Федерации.

Также необходимо остановиться еще на одной группе источников. Это международные правовые акты, которые согласно статье 15 Конституции РФ являются составной частью российской правовой системы. В Конституции РФ установлено, что если положения закона противоречат нормам международного договора, то применяется международный договор.

Это, прежде всего, многосторонние международные договоры: Международная конвенция по контракту на путешествие, Международная гостиничная конвенция касательно заключения контрактов владельцами гостиниц и туроператорами, Международная конвенция о документах, удостоверяющих личность моряков, Конвенция о международных льготах для туристов, Гаагская декларация по туризму, Манильская декларация по мировому туризму. Также нужно назвать Документ Акапулько, определивший задачи по выполнению рекомендаций Всемирной туристской организации, и Хартию туриста, закрепившую основные задачи в области туризма, стоящие перед государствами, и права и обязанности туристов.

Кроме того, источниками являются двусторонние международные договоры, закрепляющие основные принципы сотрудничества в указанной области. В настоящее время Россия имеет двусторонние международные договоры в сфере туризма с 48 странами, например, с Китаем, Кипром, Турцией, Литвой, Польшей, Норвегией, Францией и другими.

Также в пределах своей компетенции издает рекомендательные акты Всемирная туристская организация.

1.4. Основные понятия, закрепленные в Законе
об основах туристской деятельности

В одноименной статье 1 Закона приведены основные понятия, которые используются как в самом Законе, так и в иных нормативных актах, регулирующих туристскую деятельность. Эта статья является вводной, все понятия в целом отвечают рекомендациям Всемирной туристской организации и соответствуют международному их толкованию. Закрепление этих понятий в законе необходимо для единообразного их понимания и использования на территории РФ.

Туризм – временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее – лица) с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания;

Туристская деятельность – туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий;

Туризм внутренний – туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации;

Туризм выездной – туризм лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, в другую страну;

Туризм въездной – туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, не проживающих постоянно в Российской Федерации;

Туризм международный – туризм выездной или въездной;

Туризм социальный – туризм, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей;

Туризм самодеятельный – туризм, организуемый туристами самостоятельно;

Турист – лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания;

Туристские ресурсы – природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил;

Туристская индустрия – совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздорови­тельного, физкультурно-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников;

Туристский продукт – комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта;

Туроператорская деятельность – деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом (далее – туроператор);

Турагентская деятельность – деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее – турагент);

Заказчик туристского продукта – турист или иное лицо, заказывающее туристский продукт от имени туриста, в том числе законный представитель несовершеннолетнего туриста;

Формирование туристского продукта – деятельность туроператора по заключению и исполнению договоров с третьими лицами, оказывающими отдельные услуги, входящие в туристский продукт (гостиницы, перевозчики, экскурсоводы (гиды) и другие);

Продвижение туристского продукта – комплекс мер, направленных на реализацию туристского продукта (реклама, участие в специализированных выставках, ярмарках, организация туристских информационных центров, издание каталогов, буклетов и другое);

Реализация туристского продукта – деятельность туроператора или турагента по заключению договора о реализации туристского продукта с туристом или иным заказчиком туристского продукта, а также деятельность туроператора и (или) третьих лиц по оказанию туристу услуг в соответствии с данным договором;

Экскурсант – лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в познавательных целях на период менее 24 часов без ночевки в стране (месте) временного пребывания и использующее услуги экскурсовода (гида), гида-переводчика;

Экскурсовод (гид) – профессионально подготовленное лицо, осуществляющее деятельность по ознакомлению экскурсантов (туристов) с объектами показа в стране (месте) временного пребывания;

Гид-переводчик – профессионально подготовленное лицо, свободно владеющее иностранным языком, знание которого необходимо для перевода и осуществления деятельности по ознакомлению экскурсантов (туристов) с объектами показа в стране (месте) временного пребывания;

Инструктор-проводник – профессионально подготовленное лицо, сопровождающее туристов и обеспечивающее их безопасность при прохождении туристских маршрутов;

Туристская путевка – документ, содержащий условия путешествия, подтверждающий факт оплаты туристского продукта и являющийся бланком строгой отчетности.

Контрольные вопросы

1. Дайте понятие и назовите признаки СКС.

2. Дайте понятие правового обеспечения СКС и туризма.

3. Какова система регулирования СКС и туризма?

4. Назовите принципы и способы государственного регулирования туризма.

6. Дайте характеристику Федеральной службы по туризму РФ.

7. Перечислите нормативные акты, регулирующие туристскую деятельность.

9. Охарактеризуйте Закон об основах туристской деятельности.

10. Какова система международных договоров в сфере туризма?

11. Назовите основные понятия, закрепленные в Законе об основах туристской деятельности.

Тема 2. ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ,
ПОДТВЕРЖДЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ
И КЛАССИФИКАЦИЯ В ТУРИЗМЕ

2.1. Правовые основы лицензирования.

2.2. Стандартизация в туризме.

2.3. Подтверждение соответствия.

2.4. Классификация объектов туристской индустрии.

Ключевые слова

Лицензия, лицензирование, стандарт, международный стандарт, ГОСТ, ГОСТ Р, СТП, подтверждение соответствия, добровольная сертификация, классификация.

2.1. Правовые основы лицензирования

С 01.01.2007 года отменено лицензирование туроператорской и турагентской деятельности, однако для осуществления ряда смежных видов деятельности по-прежнему требуется наличие лицензии. Кроме того, для осуществления целого ряда услуг в сфере СКС также необходима лицензия.

Лицензия – это специальное разрешение на осуществление кон­кретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензи­онных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Лицензирование – вид государственного контроля, направленного на обеспечение защиты прав, законных интересов, нравственности и здоровья граждан, обеспечение обороны страны и безопасности государства. Оно предусматривает осуществление мероприятий, связанных с выдачей лицензий, приостановлением и аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением ли­цензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущер­ба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться ины­ми методами. Отнесение видов деятельности к лицензируемым осуществляет­ся Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности», ст. 1 и 17 которого содержат перечни видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия. К ним относятся, например: фармацевтическая деятельность; перевозки морским транспортом пассажиров; деятельность по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игровых столов и иного игрового оборудования, в помещениях казино (деятельность казино); медицинская деятельность и т.д.

Лицензирование может осуществляться федеральными органами государственной власти, а также органами государственной власти субъектов РФ. Осуществляя контроль за соблюдением лицензиатом лицен­зионных требований и условий, лицензирующие органы имеют право проводить проверки деятельности лицензиата; запрашивать и полу­чать необходимые объяснения и документы; составлять на основании результатов проверок акты с указанием конкретных нарушений; выно­сить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нару­шения, устанавливать сроки устранения таких нарушений; выносить предупреждение лицензиату.

Деятельность, на осуществление которой лицензия выдана федеральным органом государственной власти, может осуществляться на всей территории РФ. Если же лицензия выдана органом государственной власти субъекта РФ, то она действует только на территории данного субъекта РФ. На территории иных субъектов такая деятельность мо­жет вестись при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов РФ.

Срок действия лицензии не может быть менее чем пять лет. По окончании срока дей­ствия лицензии он может быть продлен по заявлению лицензиата. По­ложениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное принято лицензирующим органом в срок, не превышающий 60 дней со дня получения заявления соискателя со всеми необходимыми документами. Законом предусмотрена возможность обжалования соиска­телем бездействия лицензирующего органа. Уведомление о выдаче лицензии или об отказе в выдаче направляется соискате­лю. Основаниями для отказа в выдаче лицензии могут быть наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации; несоответствие соиска­теля лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям. Отказ в выдаче лицензии мо­жет быть обжалован. Выдача документа, подтверждающего наличие лицензии, проводится в течение трех дней после представления соис­кателем документа, подтверждающего уплату лицензионного сбора за предоставление лицензии в установленном законом размере. Если лицензиат в течение трех месяцев не уплатил лицензионный сбор, то лицензиру­ющий орган вправе аннулировать лицензию.

Лицензирующие органы могут приостанавливать дейст­вие лицензии в случаях выявления ими неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий. Вынося решение о приостановлении действия лицензии, лицензирующий орган определяет срок для устранения обстоятельств, повлекших такое приостановление, но не более 6 месяцев. В случае устранения ука­занных обстоятельств, о чем лицензиат обязан письменно уведомить лицензирующий орган, соответствующим органом осуществляется проверка и принимается решение о возобновлении действия лицензии. Если в установленный срок нарушения не устранены, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Лицензия теряет юридическую силу автоматически в случае ликвидации юриди­ческого лица или прекращения его деятельности в результате реорга­низации, за исключением преобразования, либо прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.

Аннулирование лицензии осуществляется следующими путями:

1. В административном порядке, т.е. самим лицензирующим органом, без обращения в суд в случае неуплаты лицензиатом лицензион­ного сбора в течение трех месяцев с момента уведомления его о выда­че лицензии.

2. В судебном порядке: в случае, если нарушение лицензиатом ли­цензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопаснос­ти государства, культурному наследию народов РФ или при неустране­нии лицензиатом нарушений, явившихся основанием для приостанов­ления действия лицензии, в установленный срок.

За осуществление лицензируемого вида деятельности без лицен­зии либо с нарушением лицензионных требований и условий (ст. 14.1 КоАП РФ), предусмотрена административная ответственность в виде штрафа с конфискацией изготовленной продукции, орудий производ­ства и сырья или без таковой. Также это может послужить основанием для ликвидации юридического лица по решению суда. Если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, то оно является преступлени­ем и наказывается в соответствии со ст. 171 УК РФ.

Неправомерный отказ в выдаче лицензии на осуществление опре­деленной деятельности, если эти деяния совершены должностным ли­цом с использованием своего служебного положения либо в нарушение вступившего в законную силу судебного акта, а равно причинившие крупный ущерб, наказываются в соответствии со ст. 169 УК РФ.

2.2. Стандартизация в туризме

Одним из важнейших элементов государственного регулирования туристской деятельности является стандартизация. Статья 5 Закона об основах туристской деятельности устанавливает, что стандартизация и классификация объектов туристской индустрии осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Новая редакция Закона уточнила, что стандартизации подвергаются только объекты туристской индустрии, а не турагентская и туроператорская деятельность. Туристические услуги относятся к группе объектов технического регулирования, на которые могут устанавливаться требования, применяемые и подтверждаемые только в добровольном порядке.

Согласно Федеральному закону РФ «О техническом регулировании» стандартизация – это деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

Основными понятиями в сфере стандартизации являются:

1. Стандарт – документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

2. Знак соответствия – обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту.

3. Идентификация продукции – установление тождественности характеристик продукции ее существенным признакам.

4. Международный стандарт – стандарт, принятый международной организацией.

5. Национальный стандарт – стандарт, утвержденный национальным органом Российской Федерации по стандартизации.

Стандартизация осуществляется в целях:

– повышения уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений и содействия соблюдению требований технических регламентов;

– повышения уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

– обеспечения научно-технического прогресса;

– повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг;

– рационального использования ресурсов;

– технической и информационной совместимости;

– сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных;

– взаимозаменяемости продукции.

Согласно ГОСТ 28681.0-90 «Стандартизация в сфере туристско-экскурсионного обслуживания» также целью стандартизации является нормативное обеспечение повышения уровня качества и эффективности туристского и экскурсионного обслуживания и защита интересов потребителей услуг.

Стандартизация в РФ осуществляется в соответствии с принципами добровольного применения стандартов; максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц; применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения; недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей стандартизации; недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам; обеспечения условий для единообразного применения стандартов.

Органами, осуществляющими стандартизацию, являются Федеральная служба по техническому регулированию и метрологии, а также соответствующие органы субъектов Российской Федерации.

Согласно законодательству основные задачи стандартизации в сфере туризма заключаются в следующем:

1. Установление показателей качества туристского обслуживания, установление требований к качеству.

2. Рациональное использование туристских ресурсов.

3. Установление требований к безопасности услуг, направленных на повышение безопасности туризма.

4. Координация деятельности туристских предприятий между собой и с другими предприятиями, косвенно участвующими в процессе туристского обслуживания.

5. Установление основных понятий как в сфере стандартизации, так и в сфере туристского обслуживания.

В соответствии с уровнем, на котором осуществляется стандартизация, можно назвать следующие виды:

1. Международная – осуществляемая международными организациями.

2. Национальная – стандартизация в конкретном государстве. В свою очередь, национальную стандартизацию можно разделить на подвиды в зависимости от уровня. На каждом уровне разрабатываются и утверждаются различные документы:

– государственный стандарт – стандарт, утвержденный национальным органом Российской Федерации по стандартизации (ГОСТ Р);

– правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;

– общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации – нормативные документы, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и другим) и являющиеся обязательными для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией.

– стандарты организаций – стандарты, разработанные организацией для внутреннего применения для совершенствования производства, обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований, измерений и разработок (СТП).

В сфере туристского обслуживания используются следующие виды стандартов:

– межгосударственные (ГОСТ);

– национальные (ГОСТ Р);

– организаций (СТП).

Межгосударственные и национальные стандарты устанавливают общие требования к туристскому обслуживанию и рекомендательные требования к видам услуг.

В настоящее время в сфере туризма применяются следующие стандарты:

1) ГОСТ Р 50690-2000 «Туристские услуги»,

2) ГОСТ Р 50644-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание»,

3) ГОСТ 28681.0-90 «Стандартизация в сфере туристско-экскурси­онного обслуживания. Основные положения»,

4) ГОСТ Р 50681-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг»,

5) ГОСТ 28681.3-95/ГОСТ Р 50644-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов»,

6) ГОСТ 51185-98 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования»,

7) ГОСТ Р 50646-94 «Услуги населению. Термины и определения»,

8) ГОСТ 12.1.004-91 ССБТ «Пожарная безопасность. Общие требования»,

9) ГОСТ 12.1.005-88 ССБТ «Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны».

В сфере стандартизации применяются Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН) и Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП).

2.3. Подтверждение соответствия

В сфере сертификации и подтверждения соответствия используются следующие основные понятия:

– аккредитация – официальное признание органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица выполнять работы в определенной области оценки соответствия;

– декларирование соответствия – форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов;

– декларация о соответствии – документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов;

– знак соответствия – обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту;

– подтверждение соответствия – документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров;

– сертификация – форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров;

– сертификат соответствия – документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров;

– система сертификации – совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и правил функционирования системы сертификации в целом;

– форма подтверждения соответствия – определенный порядок документального удостоверения соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

Подтверждение соответствия осуществляется в целях:

– удостоверения соответствия продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, условиям договоров;

– содействия приобретателям в компетентном выборе продукции, работ, услуг;

– повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках;

– создания условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории Российской Федерации, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли.

Подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может быть добровольным или обязательным.

Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Добровольное подтверждение соответствия может осуществляться для установления соответствия национальным стандартам, стандартам организаций, системам добровольной сертификации, условиям договоров.

Объектами добровольного подтверждения соответствия являются продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, а также иные объекты, в отношении которых стандартами, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются требования. Система добровольной сертификации может быть создана одним или несколькими юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.

Лица, создавшие систему добровольной сертификации, устанавливают перечень объектов, подлежащих сертификации, и их характеристик, на соответствие которым осуществляется добровольная сертификация, правила выполнения предусмотренных данной системой добровольной сертификации работ и порядок их оплаты, определяют участников данной системы добровольной сертификации. Такая система может быть зарегистрирована федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.

Объекты, сертифицированные в добровольной системе, могут маркироваться знаком соответствия системы добровольной сертификации. Порядок применения такого знака соответствия устанавливается правилами соответствующей системы добровольной сертификации. Применение знака соответствия национальному стандарту осуществляется заявителем на добровольной основе любым удобным способом в порядке, установленном национальным органом по стандартизации.

Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие его требованиям. Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации. Форма и схемы обязательного подтверждения соответствия могут устанавливаться только техническим регламентом.

Декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу независимо от схем обязательного подтверждения соответствия и действуют на всей территории Российской Федерации.

Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в следующих формах:

1. Принятие декларации о соответствии (декларирование соответствия). Декларирование соответствия осуществляется по одной из двух схем: принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств; принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств, доказательств, полученных с участием органа по сертификации или аккредитованной испытательной лаборатории.

При декларировании соответствия на основании собственных доказательств заявитель самостоятельно формирует доказательственные материалы в целях подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов, это техническая документация, результаты собственных исследований и измерений и другие документы, послужившие мотивированным основанием для подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов. Состав доказательственных материалов определяется соответствующим техническим регламентом.

При декларировании соответствия на основании собственных доказательств и полученных с участием третьей стороны доказательств заявитель по своему выбору в дополнение к собственным доказательствам включает протоколы исследований и измерений, проведенных в аккредитованной испытательной лаборатории; предоставляет сертификат системы качества, в отношении которого предусматривается контроль (надзор) органа по сертификации, выдавшего данный сертификат.

2. Обязательная сертификация – осуществляется органом по сертификации на основании договора с заявителем. Схемы сертификации, применяемые для сертификации определенных видов продукции, устанавливаются соответствующим техническим регламентом.

Соответствие продукции требованиям технических регламентов подтверждается сертификатом соответствия, выдаваемым заявителю органом по сертификации. Срок действия сертификата соответствия определяется соответствующим техническим регламентом. Форма сертификата соответствия утверждается федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.

Продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов подтверждено в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, маркируется знаком обращения на рынке. Изображение знака обращения на рынке устанавливается Правительством Российской Федерации. Данный знак не является специальным защищенным знаком и наносится в информационных целях. Маркировка знаком обращения на рынке осуществляется заявителем самостоятельно любым удобным для него способом.

2.4. Классификация объектов туристской индустрии

Согласно статье 5 Федерального закона «Об основах туристской деятельности» классификация объектов туристской индустрии осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. В 2006 году в России приказами Ростуризма были утверждены системы классификации отдельных объектов туристской индустрии, таких как горнолыжные трассы, пляжи. Система классификации гостиниц и других средств размещения утверждена в 2005 году. Остальные объекты туристской индустрии пока не классифицированы, однако работа в этом направлении ведется. Все эти классификации являются добровольными.

Классификация горнолыжных трасс. Осуществляется эта классификация в целях повышения качества услуг, предоставляемых в сфере туризма, обеспечения соблюдения современных стандартов обслуживания и гармонизации их с международными требованиями. Классификация горнолыжных трасс включает в себя проведение оценки их соответствия требованиям по безопасности, информационному обеспечению, сложности, доступу к соответствующему участку и предоставление дополнительных услуг на трассах, предусмотренных Системой классификации горнолыжных трасс (далее – Система). Система рекомендуется к применению на добровольной основе. Система классификации распространяется на горнолыжные трассы (для альпийских лыж, сноуборда и лыжни для бега), расположенные на территории Российской Федерации. Горнолыжные трассы классифицируются по следующим категориям сложности:

– «зеленая» – для начинающих,

– «синяя» – низкой степени сложности,

– «красная» – среднего уровня сложности,

– «черная» – высокого уровня сложности.

Классификация горнолыжных трасс проводится в два этапа:

1) экспертная оценка соответствия горнолыжных трасс установленным в Системе требованиям;

2) присвоение горнолыжным трассам соответствующей категории по результатам экспертной оценки.

Экспертная оценка соответствия горнолыжных трасс включает в себя проверку соответствия горнолыжных трасс требованиям, установленным в Системе (соответствие лыжной трассы требованиям безопасности, сложности и доступу к горнолыжному участку, информационному обеспечению и др.). Экспертная оценка соответствия горнолыжных трасс проводится в следующем порядке:

– получение по инициативе заявителя заявки на проведение классификации горнолыжных трасс;

– проведение оценки горнолыжных трасс установленным в Системе требованиям и составление акта.

К работе экспертов могут привлекаться специалисты в области горнолыжной индустрии, туризма, представители организаций, осуществляющих деятельность в сфере туризма. Трасса, прошедшая процедуру классификации, получает свидетельство о присвоении категории, которое подписывается руководителем Федерального агентства по туризму.

Классификация пляжей. Классификация пляжей осуществляется в целях повышения качества услуг, предоставляемых в сфере туризма, обеспечения соблюдения современных стандартов обслуживания и гармонизации их с международными требованиями. Классификация пляжей включает в себя проведение оценки их соответствия требованиям по безопасности, информационному обеспечению и предоставлению дополнительных услуг на пляжах, присвоение пляжам соответствующих категорий, предусмотренных Системой классификации пляжей (далее – Система). Система рекомендуется к применению на добровольной основе. Пляжи классифицируются по трем категориям «I», «II» и «III». Высшая категория пляжа – «I», низшая – «III».

Классификация пляжей проводится в 2 этапа:

– экспертная оценка соответствия пляжей установленным в Системе требованиям;

– присвоение пляжам соответствующей категории по результатам экспертной оценки.

На пляжах также могут оказываться дополнительные услуги, которые также подлежат классификации:

– пляжные услуги (шезлонги, зонты, столики и матрасы, дорожки и прочие удобства для инвалидов, пункты питания и развлечений, передвижная торговля, телефон, детские зоны, щиты с навешенными спасательными кругами) – в зависимости от типа пляжа установлен обязательный набор услуг;

– спортивные услуги (площадки для пляжного волейбола, бадминтона, кеглей; обособленные зоны для спортивных аттракционов, например, батута) – наличие и перечень услуг носит рекомендательный характер.

Экспертная оценка соответствия пляжей включает в себя проверку соответствия пляжей требованиям, установленным в Системе. После окончания работ по классификации пляжа Федеральным агентством по туризму выдается Свидетельство о присвоении пляжу категории.

Классификация гостиниц и других средств размещения. Для того чтобы средство размещения могло получить определенный класс (от одной до пяти звезд), необходимо набрать определенное количество баллов по определенному набору услуг и суммарное количество баллов не ниже установленных для каждой категории значений. В Системе классификации учтены особенности «малых» гостиниц и других средств размещения небольшой вместимости (до 50 номеров), которые не в состоянии предоставить широкого спектра услуг, а также специфика молодежных гостиниц и средств размещения, расположенных в районах исторической застройки и/или зданиях, являющихся историко-архитектурными памятниками, и специфика санаториев, домов отдыха и пансионатов.

В Системе классификации гостиниц и других средств размещения помимо основного деления на категории от одной по пяти звезд (5 звезд – наивысший уровень) установлены следующие понятия:

1) средства размещения – помещения, имеющие не менее 5 номеров и используемые организациями различных организационно-правовых форм и индивидуальными предпринимателями для временного проживания туристов;

2) номер в средстве размещения – одна или несколько комнат с мебелью, оборудованием и инвентарем, необходимыми для временного проживания туристов;

3) номерной фонд – общее количество номеров (мест) средства размещения;

4) сюит – номер площадью не менее 75 м2, состоящий из трех и более жилых комнат с нестандартной широкой двуспальной кроватью, с полным санузлом и дополнительным гостевым туалетом;

5) апартамент – номер площадью не менее 40 м2, состоящий из двух и более жилых комнат, имеющий полный санузел и кухонное оборудование;

6) люкс – номер площадью не менее 35 м2, состоящий из двух жилых комнат, с полным санузлом, рассчитанный на проживание одного (двух) человек;

7) студия – однокомнатный номер площадью не менее 25 м2, рассчитанный на проживание одного (двух) человек, с полным санузлом и планировкой, позволяющей использовать часть помещения в качестве гостиной (столовой, кабинета);

8) номер первой категории – номер, состоящий из одной жилой комнаты с одной (двумя) кроватями, с полным санузлом, рассчитанный на проживание одного (двух) человек;

9) номер второй категории – номер, состоящий из одной жилой комнаты с одной (двумя) кроватями, с неполным санузлом, рассчитанный на проживание одного (двух) человек.

Основными целями классификации гостиниц и иных средств размещения являются:

– обеспечение соблюдения современных стандартов обслуживания и стабильности качества предоставляемых в гостиницах и других средствах размещения услуг;

– гармонизация критериев классификации гостиниц и других средств размещения в Российской Федерации с рекомендациями Всемирной туристской организации и существующей зарубежной практикой;

– дифференциация гостиниц и других средств размещения в зависимости от ассортимента и качества предоставляемых услуг;

– оказание помощи потребителю в компетентном выборе гостиницы и другого средства размещения;

– обеспечение потребителя достоверной информацией о том, что категория гостиницы и другого средства размещения подтверждена результатами классификации и соответствует критериям, установленным в нормативных документах, принятых в Системе;

– повышение конкурентоспособности гостиниц и других средств размещения;

– содействие увеличению туристского потока и доходов от въездного и внутреннего туризма за счет укрепления доверия российских и иностранных потребителей к объективности оценки предоставляемых гостиниц и других средств размещения.

Классификация гостиниц и других средств размещения проводится в три этапа:

– Экспертная оценка соответствия гостиницы и другого средства размещения категории, а также номеров средства размещения требованиям системы (требованиям и критериям балльной оценки), необходимым для присвоения номерам одной из следующих категорий: «сюит», «апартамент», «студия», «люкс», а также номер «первой, второй, третьей, четвертой или пятой категории». Оценка производится экспертной комиссией органа по классификации. В ходе экспертной оценки составляются протоколы и акт, которые передаются в Центральный орган Системы для представления их Аттестационной комиссии.

– Аттестация гостиницы и другого средства размещения. В состав Аттестационной комиссии входят представители гостиничных предприятий, турфирм, общественных организаций, осуществляющих деятельность в сфере туризма. В заседаниях Аттестационной комиссии могут принимать участие представители руководства регионов, в которых наиболее развита индустрия гостеприимства, и представители органов по классификации. Аттестационная комиссия созывается не реже 1 раза в два месяца. После рассмотрения представленных документов комиссия открытым голосованием присваивает или отказывает в присвоении средству размещения запрашиваемой категории.

– Экспертный контроль классифицированных гостиниц и других средств размещения.

В результате средству размещения присваивается категория, выдается сертификат категории, подписанный председателем Аттестационной комиссии, и «знак соот




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 3255; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.278 сек.