Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 2 Виды планов, разрабатываемых на предприятии

ВОПРОС 1 планирование как функция управления

ТЕМА ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ. РОЛЬ БИЗНЕС-ПЛАНА В ПЛАНИРОВАНИИ

 

Под управлением в общем случае понимается набор действий, направленных на достижение определенного результата, ведущего к появлению результатов работы или улучшению текущего состояния объекта (промышленного предприятия).

Процесс управления может быть представлен в виде функций или стадий.

 

 

1. Планирование,

2. Организация,

3. Мотивация,

4. Контроль,

5. Корректировка.

 

1) Планирование как функция управления состоит в том, что с её помощью определяются цели деятельности организации, средства и наиболее эффективные методы достижения этих целей.

На этапе планированиянеобходимо определить:

− Состояние внешней среды

− Сильные и слабые стороны организации

− Каких реальных резервов организация может добиться.

На этапе планирования необходимо рассмотреть все возможные варианты достижения поставленных целей и выбрать оптимальный или проранжировать варианты.

 

2) Организациякак функция управления состоит в том, что с ее помощью формируется структура предприятия и создаются условия для обеспечения его необходимыми ресурсами. Обычно в ходе реализации данной функции выполняются следующие функции:

a) Оформление необходимых юридических документов,

b) Заключение договоров с поставщиками, подрядчиками,

c) Создание условий для финансирования, в том числе изучение организационно-правовой формы предприятия,

d) Техническое обеспечение проекта.

3) Мотивация -это процесс побуждения других людей к деятельности по достижению целей организации.

4) Контроль -это функция управления, которая предполагает оценку и анализ эффективности работы организации.

Дляуспешной реализации этой функции на этапе планирования должны быть обозначены ключевые показатели, по которым будет проводиться анализ в течение всего периода реализации проекта или по определенным календарным периодам.

5) Корректировка - эта функция в управлении необходима для компенсации негативных отклонений от планов либо для корректировки планируемых показателей в случае благоприятных изменений для внутренней и внешней сторон реализации проекта или деятельности организации.

 

В зависимости от горизонта планирования (интервала времени от начала реализации работ по плану до его полного завершения) выделяют:

Ø Стратегические планы,

Ø Среднесрочные планы,

Ø Текущие (оперативные) планы.

Для стратегического плана горизонт планирования составляет 10-15 лет. Он обычно разрабатывается на уровне высшего звена управления и практически не содержит числовых показателей. Обычно в статистическом плане отражаются следующие аспекты:

(a) Анализ перспектив развития организации (продуктовые линейки, направления деятельности и т.д.)

(b) Анализ позиций в конкурентной борьбе

(c) Выбор стратегии по конкретным видам деятельности

(d) Анализ направлений диверсификации

 

Среднесрочные планы имеют горизонт планирования от 3 до 7 лет и обычно составляется на основе стратегических планов.

Горизонт планирования обусловливается:

Ø Структурой ЖЦТ ( технологической платформой)

Ø Периодом наиболее эффективной эксплуатации ОС

Ø Периодом возврата заемных средств.

Среднесрочные планы предусматривают разработку в определенной последовательности мероприятий, направленных на достижения целей, намеченных долгосрочной программой развития.

Среднесрочные планы обычно содержат большое количество численных показателей, разрабатываемых на уровне среднего звена управления и утверждаемых на уровне высшего звена.

Текущие (оперативные) планыимеют горизонт планирования год и меньше, обычно практически не содержит текстовой информации и определения метода по достижению промежуточных целей и задач.

Текущее планирование осуществляется путем детальной разработки оперативных планов как для организации в целом, так и для отдельных функционирующих подразделений.

 

12.09.2012

 

В зависимости от направленности проекта и/или целей развития организации различают следующие виды бизнес-планов:

· Бизнес-план развития организации (обычно на 1 год)

· Бизнес-план производства новой продукции

· Бизнес-план технического перевооружения предприятия (с заменой товарного портфеля и без замены товарного портфеля)

· Бизнес-план производства новой продукции на новом предприятии

 

В зависимости от того, для кого предназначен бизнес-план, выделяют:

1) для текущей работы организации («для себя»),

2) для получения кредита,

3) для привлечения средств сторонних инвесторов

4) для объединения с другой организацией (совместное предприятие, стратегический альянс, т.д.)

5) для заключения крупного контракта (с поставщиком или покупателем)

6) для привлечения новых сотрудников

7) для реорганизации бизнеса и оптимизации бизнес-процессов

 


 

ТЕМА 2 Порядок разработки бизнес-планов на предприятии

 

Вопрос 1 Информация, необходимая для разработки бизнес-планов и источники ее получения

 

Аналогично информации, необходимой для обоснования инвестиционных бизнес-проектов.

 

Вопрос 2 Нормативная база разработки бизнес-планов в РБ

 

Основными документами, которыми должны руководствоваться предприятия при разработке бизнес-планов, являются:

1. Правила по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов (утверждены постановлением Мин Экономики РБ от 31.08.2011 №158)

2. Рекомендации по разработке прогнозов развития коммерческих организаций на пять лет, (утверждены постановлением МинЭк РБ от 30.10.2006 №186)

3. Рекомендации по разработке бизнес-плана развития коммерческих организаций на год (утверждены постановлением МинЭк РБ от 30.10.2006 №186)

 

Помимо указанных документов также существуют Правила по государственной экспертизе бизнес-планов, но они в большей степени относятся к министерствам и ведомствам.

В целом, стадии разработки бизнес-плана соответствуют стадиям обоснования экономической эффективности инвестиционного проекта (типа в прошлом семестре прошли).

Для разработки бизнес-плана на предприятии создается комиссия, в состав которой должны включаться специалисты различных подразделений. Состав комиссии утверждается приказом руководителя, в котором также указываются сроки разработки бизнес-плана и обозначаются полномочия каждого из членов комиссии. По завершении процесса разработки БП, он передается на рассмотрение руководителю и в случае его утверждения становится одним из руководящих документов компании.

 

Вопрос 3 Содержание БП инвестиционного проекта и общие правила представления данных

 

БП должен состоять из следующих структурных элементов:

1)Титульный лист (наименование организации, название проекта, контактная информация, штамп об утверждении, меморандум о конфиденциальности),

2)Описательная часть (40-80 страниц)

3)Приложения

 

 

19.09.2012 !!!

 


 

26.09.2012

 

Правила проведения SWOT – анализа:

 

1. Необходимо четко определить сферу проведения SWOT-анализа, т.е. анализ должен проводиться применительно к проекту.

Слишком общий анализ не позволит использовать его при разработке плана.

2.Необходимо четко понимать различия между элементами матрицы.

Сильные и слабые стороны – это характеристика внутренней среды предприятия, соответственно, предприятие может оказать на них непосредственное влияние. Только предприятие может воспользоваться сильными сторонами. Слабые стороны предприятие должно преодолевать самостоятельно.

Возможности и угрозы – характеристика внешней среды. И с ними сталкиваются все предприятия, работающие в данной сфере или на данном рынке.

 

3.Сильные и слабые стороны могут считаться таковыми только в том случае, если их таким образом воспринимают покупатели или заказчики.

4.Будьте объективны и используйте разностороннюю входную информацию.

5.Избегайте пространных и двусмысленных заявлений.

 

При окончательном заполнении матрицы желательно ранжирование элементов. Т.е. на первом месте наиболее важные, сильные стороны, а далее идут элементы по степени важности.

 

Вопрос 3 Порядок разработки и содержание раздела «Описание продукции»

 

Основное назначение раздела - продемонстрировать, что продукция или услуги, предлагаемые в рамках проекта, будут востребованы рынком в течение всего периода реализации проекта и будут приносить производителю выгоду от их реализации.

Необходимая информация:

· Наименование товара или услуги

· Перечень основных конкурентов, производящих аналогичные товары или услуги

· Требования потребителей

· Наличие стандартов или иных нормативных документов, предъявляющих особые требования к продукции или производителю

· Основные характеристики своей продукции и продукции конкурентов

 

Структуру раздела можно представить в виде следующих блоков:

1) Наименование продукции

2) Область применения

3) Основные потребители и их краткая характеристика

4) Требования потребителей

5) Наличие модификаций товаров

6) Основные товары-конкуренты с указанием производителя

7) Сравнительные стоимостные и технические характеристики продукции

8) Анализ КСП

 

По возможности, информацию рекомендуется представлять в виде таблиц, диаграмм и графиков.

В целом, разработку раздела можно представить в виде следующих этапов:

1.Сбор информации

2.Предварительный анализ и разработка концепции продукта либо мероприятий по совершенствованию продукции.

3.Анализ КСП в случае реализации предложенных мероприятий.

 

Вопрос 4 Оценка конкурентной среды. Модель 5 сил конкуренции М. Портера

Конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов за наиболее выгодные условия работы на рынке. Причем конкуренция проявляется как на рынке товаров, так и на рынке ресурсов.

 

На рынке товаров конкурентов можно классифицировать по видам конкуренции и уровням конкуренции.

Виды конкуренции:

1) Ценовая

2) Неценовая

Уровни конкуренции:

1)«Желания» конкурента

2)Функциональные конкуренты

3)Прямые конкуренты – товары или услуги разных производителей, удовлетворяющие потребности потребителя одинаковым образом

4)Внутрифирменные конкуренты - это различные товары одного и того же производителя, зачастую выполняющие одни и те же функции.

 

28.09.2012

 

Воздействие, оказываемое на предприятие на рынке определенного товара, можно описать при помощи модели Пяти сил конкуренции Портера.

 

 


1. Рыночная власть покупателей

2. Угроза вступления в отрасль новых конкурентов

3. Рыночная власть поставщиков

4. Угроза со стороны товаров-заменителей

5. Конкуренция между предприятиями в отрасли

 

Для оценки конкурентной среды объекта необходимо оценить величину воздействия каждой из 5 сил. Обычно данная оценка проводится в денежном исчислении и отражает стоимость реализации мероприятий, направленных на преодоление сил конкуренции.

В большинстве случаев достаточно качественной оценки воздействия сил. На основании проведенной оценки разрабатывается комплекс мероприятий по противодействию силам конкуренции, который обычно представляется в разделе «Анализ рынков сбыта. Стратегия маркетинга».

 

Вопрос 5 Методика оценки КСП продукции (услуг)

 

 

 

Для количественной оценки рекомендуется собранные показатели КСп представить в виде следующей таблицы.

 

Наименование показателя Единицы измерения Коэффициент весомости Значение
Оцениваемая продукция Лучший зарубежный аналог Лучший отечественный аналог
1 Технические показатели
1.          
2.          
3.          
Т.д.          
II Экономические показатели
1. Цена        
2. Статьи затрат        
2.1 т.д.        
                 

 

qi=Pi/Pio, P↓→K↑

qi=Pio/Pi , P↑→K↑

 

Индекс по техническим параметрам:

 

 

Суммарная альфа=1

 

Индекс по экономическим параметрам:

 

 

 

 

Индекс по нормативным параметрам:

 

 

I нп = , qнj=1;0

 

К=

 


 

21.11.2012

 

Схемы получения и схемы возврата заемных средств

 

 

Схема Единовременного получения и единовременного возврата

+ простота организации процесса возврата

- наибольшие суммы выплат по сравнению с другими схемами

 

Подходит для краткосрочных проектов. Например, пополнение собственных оборотных средств.

 

Схема Единовременного получения и возврата в виде серии выплат

А) равномерное погашение основной суммы долга

 

+ суммы выплат меньше, чем по другим типовым схемам

- на начальный период пользования кредитом приходится пик выплат (наибольшие выплаты)

 

Распространенная схема в РБ.

Б) равновеликие выплаты (аннуитет)

+ простая схема с точки зрения финансовых потоков

+ меньшие суммы выплат на начальном этапе по сравнению со схемой равномерного погашения основной суммы долга

- общая сумма выплат за весь период пользования кредитом больше, чем по предыдущей схеме

 

Применяется в потребительском кредитовании в местах продаж. Также применяется при предоставлении услуг лизинга.

В) разновеликие выплаты по периодам

 

+ Учитываются возможности предприятия на каждом шаге выплат

- применима далеко не для всех проектов

- сложность в прогнозировании

 

Применяется для крупных проектов (особенно государственных).

 

Схема Получения в виде серии траншей и единовременного возврата

А) равномерные транши

 

Б) неравномерные транши

 

Данная схема может применяться для финансирования научно-исследовательских работ, которые оплачиваются по завершению. (строительство кораблей, атомных станций и т.п.)

 

23.11.2012

 

В соответствии с выбранной системой возврата кредита и финансовых возможностей заполняются таблицы 4.12-4.14 Правил разработки БП

 

 

ТЕМА «ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

 

Вопрос 1 Содержание и порядок разработки раздела «Прогнозирование ФХД»

 

Продемонстрировать, как будет организована финансовая деятельность организации в течение всего периода реализации проекта и какие финансовые показатели будут достигнуты при выполнении всех показателей производственного плана и поана реализации продукта.

Данный раздел включает в себя следующие подразделы:

1. Прогноз прибыли и расчет налогов, сборов и платежей в бюджет. Результаты расчета представляются в таблицы 4.15 и 4.16.

2. Прогноз движения денежных средств, таблица 4.17. Производится расчет потока денежных средств на основании косвенного методов.

3. Проектно-балансовая ведомость, таблица 4.18.

 

Расчет прибыли и других показателей финансовой деятельности производится в соответствии с действующими нормативными документами с учетом требований нормативных документов, которые планируются к введению в будущем.

 

Вопрос 2 Составление графика движения денежных средств по различным видам деятельности предприятия

 

Как при использовании прямого, так и косвенного метода, все денежные потоки группируются по видам деятельности, которые эти потоки генерируют.

Следует отметить, что данные виды деятельности, которые предусмотрены в Балансовом отчете.

Виды деятельности с точки зрения инвестиционных проектов:

1. Инвестиционная, связана с вложением денежных средств или иного имущества в объекты, которые используются организацией в качестве актива. Обычно носит однократный характер. притоки по инвестиционной деятельности – обычно средства, полученные за счет реализации активов. Также обычно имеют место единовременно на последних шагах расчета.

 

2. Операционная (текущая),связана с производством и реализацией продукции, работ, услуг, которые являются основным видом деятельности, согласно Уставу. как притоки, так и оттоки, наблюдаются на всем протяжении реализации инвестиционного проекта, за исключением инвестиционной стадии. Притоки – это поступления средств за реализованную продукцию или оказанные услуги. Оттоки – расходы, связанные с оплатой производственных ресурсов. Амортизационные отчисления к оттокам не относятся.

 

3. Финансовая, связана с привлечением финансовых ресурсов из внешней среды. Притоки – поступления финансовых ресурсов (обычно наблюдаются на начальном этапе реализации проекта), отток наблюдается на протяжении всего проекта и связан он с возвратом заемных средств, с изъятием денег собственниками и т.д.

 

Необходимым условием реализации проекта является то, что общее сальдо по всем видам деятельности должно быть положительным или равным 0 на каждом шаге расчета. Допускается отрицательное значение, если оно в стоимостном исчислении не превышает имеющийся остаток денежных средств.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Маркетинговая информационная система

Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1912; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2023) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.002 сек.