Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия




 

Курс лекций

 

 

Иваново

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И РОЛЬ В ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ ОБЩЕСТВА 6

1.1. Предмет и структура философии............................................................................ 6

1.2. Место философии в духовной культуре общества........................................... 11

1.3. Основной вопрос философии................................................................................. 14

Тема 2. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ И КИТАЯ................................................. 18

2.1. Философия Древней Индии.................................................................................... 18

2.2. Философия Древнего Китая................................................................................... 22

Тема 3. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ................................................................................ 26

3.1. Натурфилософский период развития древнегреческой философии............ 26

3.2. Период создания универсальных философских систем.................................. 32

3.3. Философия эпохи эллинизма................................................................................. 44

Тема 4. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВОГО ОБЩЕСТВА......................................... 52

4.1. Религиозный характер средневековой философской мысли в Европе.
Апологетика и патристика.............................................................................................. 52

4.2. Учение Аврелия Августина.................................................................................... 54

4.3. Средневековая схоластика. Спор об универсалиях.......................................... 55

4.4. Философия П. Абеляра. Проблема соотношения разума и веры................. 56

4.5. Философия Фомы Аквинского............................................................................... 57

Тема 5. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ........................................................ 60

5.1. Характерные черты эпохи, их отражение в философской мысли................. 60

5.2. Философия Возрождения........................................................................................ 61

Тема 6. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ.............. 68

6.1. Общая характеристика философии Нового времени.
Механико-материалистическая картина мира........................................................... 68

6.2. Проблема метода познания в философии Нового времени:
Ф. Бэкон, Р. Декарт, Дж. Локк........................................................................................ 69

6.3. Материализм и идеализм философии Нового времени:
Б. Спиноза, Т. Гоббс, Г.В. Лейбниц.............................................................................. 72

6.4. Философия Дж. Беркли и Д. Юма......................................................................... 75

6.5. Философия французского просвещения............................................................. 76

Тема 7. КЛАССИЧЕСКАЯ НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ............................................. 87

7.1. “Критическая философия” И. Канта..................................................................... 87

7.2. Философия И.Г. Фихте и Ф. Шеллинга................................................................ 93

7.3. Философия Г. Гегеля................................................................................................ 97

7.4. Антропологический материализм Л. Фейербаха............................................ 101

Тема 8. ФИЛОСОФИЯ МАРКСИЗМА.......................................................................... 108

8.1. Становление и развитие марксизма.................................................................... 109

8.2. Проблемы человека, общества и мира в философии марксизма................ 112

8.3. Эволюция философии марксизма: западные
и восточно-европейские концепции.......................................................................... 117

Тема 9. ТРАДИЦИИ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ В УКРАИНЕ............................................................................................................................................... 121

9.1. Составные части и периодизация развития
философской мысли в Украине.................................................................................. 121

9.2. Философская мысль Киевской Руси................................................................... 123

9.3. Гуманистические идеи Возрождения и Просвещения
в философской мысли Украины.................................................................................. 127

9.4. Развитие философской мысли в Украине в XIX–XX веках.......................... 133

Тема 10. ФИЛОСОФИЯ ХХ века.................................................................................... 141

10.1. Сущность и основные типы направлений философии ХХ века................ 141

10.2. Сциентистские направления.............................................................................. 142

10.3. Антропологические направления..................................................................... 149

10.4. Религиозно-философские направления.......................................................... 154

Тема 11. БЫТИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА............................................. 162

11.1. Понятие “бытие”................................................................................................... 162

11.2. Виды бытия............................................................................................................ 165

11.3. Понимание материи в истории философии.................................................... 166

11.4. Ленинское определение материи..................................................................... 167

Тема 12. ДИАЛЕКТИКА КАК КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ....................................... 171

12.1. Сущность диалектики, этапы ее становления.
Диалектика и метафизика............................................................................................. 171

12.2. Основные законы диалектики............................................................................ 176

12.3. Основные категории диалектики...................................................................... 180

12.4. Альтернативы диалектики.................................................................................. 184

Тема 13. БЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА......................................................................................... 186

13.1. Философы прошлого о сущности человека................................................... 186

13.2. Происхождение человека................................................................................... 188

13.3. Биологическое и социальное в человеке........................................................ 190

Тема 14. СМЫСЛ И ЦЕЛЬ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА....................................................... 193

14.1. Понятие цели и смысла жизни человека......................................................... 193

14.2. Противоположность идеалистического и материалистического
подходов к пониманию смысла и цели жизни........................................................ 202

Тема 15. ДУХОВНОЕ БЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА................................................................. 210

15.1. История взглядов на сознание........................................................................... 210

15.2. Марксистское понимание сознания................................................................. 211

15.3. Вульгарно-материалистическое истолкование сознания.......................... 211

15.4. Критика гилозоизма............................................................................................. 212

15.5. Материальное и идеальное................................................................................ 212

15.6. Противоположность материалистического и идеалистического истолкования познаваемости мира................................................................................................................................... 213

15.7. Критика агностицизма......................................................................................... 214

Тема 16. СОЦИАЛЬНОЕ БЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА........................................................... 216

16.1. Общество как саморазвивающаяся система.................................................. 216

16.2. Социальное бытие людей................................................................................... 217

Тема 17. ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОГРЕСС..................................................................... 226

17.1. Представления о прогрессе в истории философии...................................... 226

17.2. Критерии прогресса............................................................................................. 230

17.3. Цивилизационная и формационная теория
общественного прогресса............................................................................................ 231

Тема 18. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА....................................... 234

18.1. Антропологический кризис................................................................................ 234

18.2. Сущность и истоки глобальных проблем....................................................... 239

18.3. Глобальные проблемы – вызов человеческому разуму.............................. 245

 

 


Тема 1
ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И РОЛЬ В ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ ОБЩЕСТВА

План

1.1. Предмет и структура философии.

1.2. Место философии в духовной культуре общества.

1.3. Основной вопрос философии.

1.1. Предмет и структура философии

Мы приступаем к изучению основ философского знания, которое своими корнями уходит в глубокое прошлое. Первые философские учения появились на заре человеческой цивилизации в древних государствах: Индии, Китае, Египте, Греции.

История философского знания насчитывает, по крайней мере, две с половиной тысячи лет.

Честь формирования понятия “философия” приписывают Пифагору. Слово “философия” буквально означает “любовь к мудрости”. Пифагор считал, что мудрым является только Бог, человек же может лишь стремиться к мудрости, любить ее. Такого человека он называл философом.

Уже мыслители древности пытались раскрыть сущность философского знания, ответить на вопрос, что изучает философия, т. е.
определить ее предмет.

К примеру, Цицерон считал философию наукой об исцелении души.

Философ Пиррон усматривал суть философии в сомнении. Он сомневался во всем, даже в существовании окружающего мира. Поэтому, когда его слушатели расходились, он продолжал свои рассуждения. А если его спрашивали, почему он так поступает, отвечал, что никаких оснований считать, что эти слушатели существуют, у него нет, а значит, он может вести себя так, как ему захочется, не сообразуясь с видимостью их присутствия или отсутствия. Легенда утверждает, что ходил он, не разбирая дороги; часто друзья и ученики спасали его от мчащейся колесницы или останавливали, когда нога его была занесена над пропастью.

Я, в свою очередь, сомневаюсь, что Пиррон действительно вел себя столь экстравагантно, в противном случае едва ли дожил бы до девяноста лет. Кстати, когда мы будем говорить об истории философии, ваше внимание, вероятно, привлечет тот факт, что многие философы отличались завидным долголетием. Это не удивительно: современная медицина утверждает, что активная умственная работа способствует продлению жизни. Вот вам лишний повод не избегать философских размышлений. “Пусть никто в молодости не откладывает занятия философией, а в старости не устает заниматься философией: ведь никто не бывает не недозрелым, не перезрелым для здоровья души” (Антология мировой философии: В 4 т. – Т. І. – Ч. І. – М., 1969. – С. 354). Эти слова принадлежат древнегреческому философу Эпикуру. Впрочем, справедливости ради, а также для доказательства того, что всякая философская идея имеет свою альтернативу, приведу и высказывание Платона, которое в какой-то мере противоречит сказанному Эпикуром: “Философия прелестна, если заниматься ею умеренно и в молодом возрасте; но стоит задержаться на ней больше, чем следует, и она – погибель для человека”.

Были античные философы, которые утверждали, что смысл философии состоит в том, чтобы научить человека достойно жить и достойно умереть. Некоторые из них примером собственной жизни и смерти подтверждали такое понимание философского знания.

Например, античный философ Зенон Элейский, который являлся для современников образцом благородства, на склоне лет вступил в борьбу с тиранией. Заговор против тирана Неарха был раскрыт. Зенона схватили, от него требовали имена других заговорщиков. Он называл имена, но все это были имена прихлебателей правителя. Самому же Неарху он смело заявил: “Только ты пагуба нашего города”. А потом, бросив окружающим обвинение в трусости и раболепстве, откусил свой язык и выплюнул его в лицо тирану. За это его истолкли в громадной ступе. Народ же Элеи, возмущенный расправой с философом, восстал, и царя забросали камнями.

В истории философской мысли можно найти и скептические оценки философского знания. Вольтер, например, говорил, что философия – это беседа, в которой слушающий не понимает говорящего. Но это было бы еще полбеды, беда в том, что говорящий сам себя не понимает.

А иные мыслители даже заявили, что философия – пустая и безрезультативная говорильня, имеющая ценность не большую, чем поиски черной кошки в темной комнате, в которой вообще нет кошек.

Первое близкое к научному определению философии дал Платон. Он объявил философию знанием, стремящимся охватить всю совокупность знаний о мире в целом.

Тогда, когда научное знание еще только зарождалось, когда оно не было расчленено, когда слово “философ” было равнозначным словам “ученый”, “мудрец”, понимание философии как универсального всеобъемлющего знания было вполне правомерно.

Однако много позднее, вместе с процессом бурной дифференциации науки, который начался в XVII в. и продолжается до наших дней, философия утратила роль науки наук. Вышедшие из ее лона многочисленные частные науки, казалось, полностью “растащили”, “приватизировали” ее предмет, разложив его на многие составляющие. Мать всех наук оказалась в положении короля Лира, который отдал свое наследство дочерям, а сам остался нищим и сирым.

Так называемые позитивисты ХІХ в. О. Конт и Г. Спенсер заявили даже, что философия исчерпала свой предмет, на смену философии пришла точная, позитивная (положительная) наука, которая сама себе философия.

Однако последующее развитие философского знания и его взаимоотношение с наукой не подтвердили эту точку зрения. Наследие оказалось столь велико, что его хватило на всех. По всей видимости, и дальше из философии будут выделяться новые дисциплины, но это не приведет к ее исчезновению.

Хотя, разумеется, философии в этих условиях пришлось уточнить свой предмет, что она делает до сих пор и будет делать в обозримом будущем.

Каков же предмет современной философии?

В любом учебнике философии советских времен вы можете найти следующие определение: философия – это наука о наиболее общих (или всеобщих) законах развития природы общества и человеческого познания. Следовательно, предметом философии выступают некие всеобщие законы развития.

Однако такое определение сущности философии и ее предмета удовлетворяет далеко не всех философов. Одни не согласятся с отнесением философии к науке и будут в известной мере правы. Другие заявят, что нет универсальных, всеобщих законов. Во всяком случае, никакой опыт не может подтвердить универсальности какого-либо положения, претендующего на роль всеобщего закона.

Наконец, третьи будут отрицать саму идею развития, по крайней мере, прогрессивного развития, которое предполагает приведенное выше определение философии.

Попробуем сформулировать такое определение философии, которое устроит всех или почти всех.

Философия – это сфера гипотетического знания, в центре внимания которого находятся мировоззренческие вопросы, это способ духовного самоопределения человека.

Данная дефиниция требует некоторых пояснений.

Во-первых, почему философия – это сфера гипотетического, т. е. предположительного знания? Потому что в философии нет неоспоримых идей, нет истины типа “дважды два – четыре”. Философское знание всегда альтернативно, представляет собой борьбу мнений и идей.

Конечно же, в процессе своего многовекового развития философия устанавливала некоторые неоспоримые факты. Однако, как только она это делала, эти факты и добытые ею неоспоримые знания переставали быть предметом ее исследования и переходили в ведение какой-нибудь частной науки, которая выверяла их практикой, развивала и дополняла.

В связи с этим в философии заметное место занимают так называемые “вечные вопросы”: о природе бытия, о возможности познания мира, о сущности человека. Эти вопросы являются вечными не только в силу их предельной сложности и невозможности в обозримом будущем дать исчерпывающие ответы на них, но и в силу их личностной значимости для мыслящего человека. Какое бы я не выработал представление о смысле человеческой жизни (а это один из вечных философских вопросов), это будет мое представление. Вы не можете просто перенять его. Ответы на такие вопросы человек должен дать самостоятельно, только тогда они будут иметь для него действительную ценность.

Порой психологи спорят о том, когда человек становится личностью. Я думаю, важным показателем здесь может быть именно то, когда человека начали мучить вопросы о смысле жизни и цели бытия, о счастье, о добре и зле, о долге и ответственности, о жизни и смерти.

Как-то одна знакомая рассказала мне, что ее пятилетний сын обратился к ней с удивительным вопросом: “Мама, а зачем я?”. Если ребенок всерьез задумался над такими вещами, значит, начался активный процесс его становления как личности. А если не задумался никогда, пусть даже дожил до седых волос, то по большому счету личностью так и не стал.

Во-вторых, в приведенном выше определении говорится, что в центре внимания философии стоят мировоззренческие вопросы. Но что такое мировоззрение? Почему вопрос о том, существует ли Бог или нет, является мировоззренческим, а вот вопрос, как варить украинский борщ, едва ли можно признать таковым?

Мировоззрение – это система политических, правовых, этических, религиозных, эстетических знаний, определяющих жизненные позиции и ценностные ориентации людей.

От того, как я решу вопрос о Боге, существенно зависит вся моя жизнь, то или иное решение этого вопроса не может не повлиять на формирование моих жизненных принципов и идеалов. Разумеется, ничего подобного нельзя сказать касательно вопроса о борще.

Таким образом, именно решение философских, мировоззренческих проблем способствует моему духовному самоопределению и становлению как личности.

Однако данное нами определение хотя и дает первоначальное представление о сущности философского знания, но не говорит конкретно о его предмете. Каждая наука имеет свой конкретный объект исследования: физика изучает физическую реальность, физическую форму движения материи, химия – химическую реальность и т. д. А что же философия? Она имеет конкретный объект или все, что можно сказать о нем, сводится к рассуждениям о мире в целом, о задаче философии нарисовать некую обобщенную картину бытия?

Думаю, правомерно и даже необходимо говорить о вполне конкретном предмете философии. Таким предметом являются субъектно-объектные отношения. Субъект (просто и коротко говоря) – это человек. А объект – это окружающий человека мир, который он познает и преобразует. Эти сложнейшие отношения между человеком и миром и призвана исследовать философия.

Особенность предмета философии во многом определяет ее специфичность как формы общественного сознания, ее отличие от других наук.

Какова же структура философии?

Философское знание сложно структурировано, философия включает в себя многие дисциплины, некоторые из которых всегда будут составлять ядро философского знания, а некоторые, по всей видимости, рано или поздно выделятся из него и образуют самостоятельные науки.

Назовем дисциплины, на сегодняшний день входящие в философское знание, являющиеся элементами его структуры.

Онтология – учение о бытии или первоначалах всего существующего.

Гносеология – учение о познании.

Логика – наука о формах и правилах последовательного и доказательного мышления.

Этика – наука о нравственности.

Эстетика – наука о проявлениях прекрасного в жизни и искусстве.

Философская антропология – учение о человеке.

Социология – наука об обществе как целостной системе.

Культурология – теория культуры.

Религиоведение – учение о религии, религиозных ценностях и отношениях.

Эвристика – наука о творческом мышлении.

Аксиология – философское учение о ценностях.

История философии – своего рода философский самоанализ и ретроспекция.

Кроме перечисленных дисциплин в состав философии входят и такие разделы философского знания как философия естествознания, философия истории, философия права, философия образования, философия науки и др.

1.2. Место философии в духовной культуре общества

Чтобы наглядно представить себе место философии в духовной культуре общества, обратимся к следующей схеме:

 

 

В этой схеме представлены основные компоненты духовной культуры общества. Поговорим сначала о науке и других феноменах духовной культуры, которые представлены в правом четырехугольнике нашей схемы.

Коротко сущность науки можно определить как экспериментально-теоретическое исследование мира. Сущность других компонентов духовной культуры также кратко можно охарактеризовать как духовно-практическое освоение действительности, прежде всего действительности социальной.

Цель науки состоит в выявлении законов мира, цель прочих компонентов состоит в социальной ориентации.

С помощью каких средств выражает свои цели и сущность наука? Это эмпирические факты, законы, гипотезы, теории. Что же является языком политики, права, морали, искусства и религии? Это лозунги (политические), нормы и принципы (морали и права), идеалы (политические, нравственные, эстетические), наконец, догмы и каноны (религии).

Что же касается философии, то все сказанное о прочих элементах духовной культуры, относится также и к ней. Она является, как и наука, если не экспериментальным, то, конечно же, теоретическим исследованием мира, но она же есть форма его духовно-практи­чес­кого освоения. Философия ставит задачу выявления законов мира, но также она нацелена и на социальную ориентацию человека. Наконец, в философии присутствуют и нормы, и принципы, и идеалы, а также лозунги, а порой и догмы.

Показательно и то, что названные в нашей схеме феномены духовной культуры осмысливаются на мировоззренческом уровне отдельными философскими дисциплинами: философией науки, политологией (которая лишь недавно превратилась в самостоятельную науку), философией права, этикой, эстетикой, религиоведением.

Поэтому размещение философии в центре нашей схемы не случайно, можно сказать, что она является квинтэссенцией духовной культуры общества.

Итак, мы обратили внимание на то, что объединяет философию с другими феноменами духовной культуры и позволяет ей занять среди них центральное место.

Посмотрим теперь на то, что отличает философию от науки, религии и искусства.

Об отличии философии от науки мы частично уже говорили. Прежде всего, разница состоит в предмете той и другой. Наука исследует исключительно объективный мир. Даже мир субъективный (мир эмоций, чувств, мышление человека) психолог будет рассматривать как нечто объективное, независимое от него как исследователя. Философа тоже может интересовать практически все в объективной реальности, однако не само по себе, а в связи с человеком вообще, а также как познающим субъектом в частности. Физик, химик и биолог не имеют право внести в объект своих исследований что-либо от себя. В противном случае их исследование перестает быть объективным, а всякий субъективизм претит науке.

Другое дело философ – он воспринимает объект в органической связи с субъектом, смотрит на него сквозь призму интересов и целей человека.

Поэтому здесь мы имеем весьма интересный эффект: если бы не родился естествоиспытатель И. Ньютон, то кто-нибудь другой (возможно чуть позже) открыл бы закон всемирного тяготения, а вот если бы не родился философ Г. Гегель, то никто не написал бы “Фено­мено­логии духа”, хотя, вероятно, те или иные гегелевские идеи в какой-то иной форме и ином контексте высказал бы кто-нибудь еще.

Поэтому, несмотря на то, что многие моменты связывают философию с наукой (уважение к фактам, доказательность, логическая непротиворечивость, признание, что высшим критерием истины является практика) было бы неправильно сводить философию к науке, объявлять философию наукой (пусть даже специфической) и ставить на этом точку.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 974; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.