Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оценка воздейст вия на окружающую среду и экологическая экспертиза




 

В современных условиях важной формой контроля за действующим и проектируемым производством с точки зрения его воздействия на окружающую среду является экологическая экспертиза.

 

Государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ) – это проверка соответствия проектных решений планируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям законодательства об охране окружающей среды.

 

Задачами экологической экспертизы являются:

 

обеспечение соответствия проектов хозяйственной и иной деятельности требованиям национального и международного природоохранного законодательства, экологическим стандартам и нормативам;

обоснование вывода о допустимости реализации проекта как отвечающего требованиям устойчивого развития, экологической

безопасности и социально-экономического развития общества;

 


 

всесторонняя оценка всех имеющихся альтернативных вариантов удовлетворения потребностей и выбор наиболее рационального из них с учетом критериев социально-экономической эффективности и экологической безопасности;

создание условий для реализации одного из ведущих принципов современной экологической политики – принципа предосторожности, согласно которому, в силу того, что любая намечаемая деятельность потенциально опасна для окружающей среды, нужно минимизировать эту опасность на самых ранних стадиях, начиная с этапа обоснования проектных решений. Отсюда вытекает задача предупреждения возможных неблагоприятных воздействий и негативных последствий планируемой хозяйственной деятельности.

 

Внедрению в практику экологической экспертизы предшествовало использование обязательной процедуры оценки воздейст вия на окружающую среду (ОВОС, EIA – Environmental Impact Assessment), которая, согласно определению Международной ассоциации по ОВОС, предназначена для выявления характера, интенс ивности и степени опасности влияния любого вида планируемой хозяйственной деятельности на состояние окружающей среды и здоровье населения. ОВОС представляет собой процесс изучения возможных экологических последствий реализации проектов, на основе которого принимается решение о лицензировании данного вида хозяйственной деятельности.

 

ОВОС предполагает изучение следующих аспектов планируемой деятельности:

 

Ø аргументированность реализации проекта в данном регионе;

 

Ø анализ возможных последствий размещения предприя тия в данном регионе (воздействие на качество атмосферного воздуха, почвы, воды, радиационная безопасность и т.д.);

 

Ø выявление и сопоставление альтернативных вариантов реализации проекта;

 

Ø определение видов и надежности предусмотренных проектом природоохранных мероприятий;

 

Ø изучение и оценка текущего состояния окружающей среды;

 

Ø экономическая оценка потенциального эколого -экономического ущерба.

 

Субъектами ОВОС является заказчик, исполнитель и общественность. Учет общественного мнения является важным требованиям в ОВОС и экологической экспертизе и осуществляется как на этапе предоставления исходной информации о проекте, так и в процессе проведения ОВОС.

 

 


В соответствии с методологией Международной организации по оценке влияния, процесс ОВОС включает в себя следующие этапы: 1) скрининг (screaning), в рамках которого определяется, необходимо ли оценивать проект с точки зрения воздействия на окружающую среду и насколько детально это нужно делать; 2) скоппинг (scopping) – выявление проблем и сфер влияния, которые представляются важными, а также установление источников информации для ОВОС; 3) оценка альтернативных проектов, в результате которой выявляется наиболее предпочтительный, благоприятный для окружающей среды способ достижения заявленных в проекте целей; 4) оценка воздействия — определение и прогнозирование степени экологического, биологического и социального влияния проекта.

 

Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза тесно связаны и опираются на одну и ту же систему эколого - экономических показателей, куда входят эффективность природоохранных мероприятий, эколого-экономический ущерб, экологический риск. Вместе с тем, между ними имеется существенное различие: если ОВОС проводит исполнитель, действующий в интересах заказчика, то экологическая экспертиза осуществляется уполномоченными государственными органами.

 

Согласно закону Республики Беларусь «О государственной экологической экспертизе» от 18 июня 1993 г., объектами государственной экологической экспертизы являются:

 

 
Концепции, программы и схемы отраслевого и территориального социально-экономического развития.

 
 
Схемы комплексного использования и охраны природных ресурсов. Градостроительная документация (например, генеральные планы

городов и населенных пунктов).

 

 
Обоснования инвестиций в строительство, проектная документация на строительство, реконструкцию, расширение, техническое перевооружение, модернизацию, изменения профиля производств, ликвидацию объектов независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности.

 

Реализация и финансирование проектов, подлежащих государственной экологической экспертизе, без положительного решения ГЭЭ запрещается.

 

В ряде стран, включая Беларусь и Россию, наряду с государственной может проводиться и общественная экологическая экспертиза. Нормы о проведении общественной экологической экспертизы закреплены в Законе Республики Беларусь "Об охране окружающей среды". В частности, в ст.

28 говорится, что общественная экологическая экспертиза осуществляется независимыми группами специалистов по инициативе общественных

 


организаций, Советов народных организаций и граждан за счет их собственных средств или на общественных началах, при этом она может проводиться независимо от государственной экологической экспертизы.

 

В соответствии с Законом заключения общественной экологической экспертизы учитываются органами, осуществляющими государственную экологическую экспертизу, однако эти заключения носят лишь рекомендательный характер.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 469; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.